Как помочь детям, чей диагноз все еще пугает очень многих?
...Однажды в московский Дом ребенка №7 «Соколенок» пришла семейная пара. У Ольги Кирьяновой и ее мужа долго не было детей, и тогда, в 2005, они решились взять малыша из детского дома. Органы опеки отправили их в учреждение по месту жительства – в Сокольниках.
«Для детей-сирот, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами», – гласила вывеска. Пугающая формулировка ушла из названия только в 2015. В том же году начал работу фонд «Дети+».
Став приемной мамой, Ольга Кирьянова так и не смогла оставить «Соколенок»: объединившись, с другими приемными родителями, сначала как волонтер она устраивала малышей в приемные семьи. А потом вместе с психологом того самого «Соколенка» открыла некоммерческую организацию в поддержку детей и подростков с ВИЧ. Сейчас Ольга Кирьянова возглавляет фонд и называет его своим пятым ребенком.
— Двое моих старших подростков – им сейчас 16 и 17 лет – рождены женщинами с диагнозом, но сами они живут без ВИЧ. Тогда, в 2005 году, я, конечно, мало понимала эту разницу. В то время мы даже не думали о том, что бывают такие дети, впервые столкнулись с этим, когда стали искать с мужем ребенка в семью.
Помню, как было страшно. Мы шли в «Соколенок», и в голове у меня было только «ВИЧ» – огромными буквами. Уже потом мы стали разбираться, изучать вопрос и поняли: статус женщины не делает ребенка автоматически ВИЧ-инфицированным.
Большинство детей, которые живут в специализированных домах ребенка, не имеют ВИЧ-статуса.
И вот в «Соколенке» мы увидели нашего малыша. Сначала взяли одного, 10-месячного мальчика, а через год – девочку. «Самодельных» детей нам никто не гарантировал, и мы решили: эти двое и станут нашими детьми. Кто знал, что жизнь потом все устроит по-другому. Сейчас мы воспитываем четверых: троих приемных и кровного.
— С появлением в семье первых приемных детей началась и ваша волонтерская деятельность?
— Да, уйти от этой темы мы уже не смогли. В «Соколенке» жили 60 умных, красивых, абсолютно прекрасных детей, и мы остались как волонтеры, чтобы найти им семьи. Вместе с другими приемными родителями мы приходили в дом ребенка, фотографировали детей, с разрешения службы опеки размещали фотографии в интернете, общались на форуме с кандидатами в приемные родители, помогали им с документами.
То есть, говоря официальным языком, содействовали семейному устройству детей.
— Когда стало ясно, что волонтерства мало, пора создавать некоммерческую организацию?
— Волонтерами мы были до 2012 года, то есть довольно долго. Находили детям приемных родителей, поддерживали общение на форуме, раз в год все семьи собирались вместе. Дети росли, и мы думали, что основная проблема решена, теперь все будет в порядке.
Но проблем оказалось достаточно: родители не понимали, как отправить ребенка в лагерь, не озвучивая его диагноз, и при этом давать с собой все лекарства. Или как сообщить приемному ребенку о его заболевании.
Что делать, если он узнал о своем диагнозе, и случилась депрессия?
Как быть, если в подростковом возрасте началось хулиганство с терапией ВИЧ-инфекции и ребенок отказывается принимать жизненно важные лекарства? Иногда у приемных родителей вдруг появлялись сомнения, что вирус вообще существует. Они ведь тоже читают статьи в интернете, в том числе и написанные ВИЧ-диссидентами.
В общем, мы поняли, что семьям нужна длительная, регулярная психологическая поддержка, нужна помощь в организации лагеря, неплохо бы наладить постоянную работу с подростками, и в 2015 зарегистрировали благотворительный фонд «Дети+».
Сначала он был только московский, потом мы начали работать по всей Московской области, сейчас присутствуем в шести регионах, седьмой на подходе.
— Когда создавался фонд, были уже какие-то методические наработки и четкое понимание, что делать дальше?
— Первое, что нам сразу стало понятно: нужны психологи. Дело в том, что нынешние наши подопечные 20+ – это, можно сказать, первое поколение детей, рожденных с ВИЧ в России. Все это время страна боролась за то, чтобы обеспечить их лекарствами, позаботиться о здоровье, сохранить им жизнь. До качества этой жизни руки просто не доходили, на него не оставалось сил.
В России не было собственных методик психологической работы с ВИЧ-положительными детьми, максимум – иностранные источники и переводы. Мы поняли, что нужен какой-то инструмент работы и с появлением фонда занялись разработкой методической базы.
Первым проектом стала сказка «Капельки здоровья», которая позволяет объяснить ребенку, зачем он пьет лекарства, сделать так, чтобы он принял свой диагноз. А первые полученные гранты практически полностью уходили на оплату психологов для подопечных.
При этом мы на волонтерской основе продолжали устраивать детей-сирот в семьи, просвещали кандидатов в приемные родители, проводили консультации в школах приемных родителей, помогали семьям всеми возможными способами.
— Как развивался фонд? Какие программы появились позже?
— Работал психолог в формате индивидуальных консультаций, потом мы стали вести группы. Тема групповой работы с подростками вообще очень распространена и есть во многих странах. Но мы поняли, что отрывать ребенка от семьи ни в коем случае нельзя. Нельзя делать ставку только на подростка – нужно укреплять ресурс семей. Клуб для родителей и подростковые группы всегда ведутся параллельно.
А потом стало очевидно, что для некоторых ребят и этого мало. Мало психолога, мало работы с семьей.
Увы, очень распространена ситуация, когда у ребенка только бабушка-опекун, и с ней такие плохие отношения, что это невозможно изменить. Что ни делай, ты не сможешь повлиять на пожилого человека, поменять его подход к воспитанию, и при этом поддержать ребенка. И мы поняли, как сильно этим детям нужны наставники.
— Наставник для подростка с ВИЧ-статусом, он какой?
— Наставник – это взрослый человек, который может искренне, по-настоящему дружить. Который будет показывать свое позитивное отношение к жизни и многообразие возможностей. Не будет выносить мозг из-за учебы или плохого поведения, а просто будет рядом. Одна из его задач – спокойно говорить о ВИЧ, и мы учим этому наших наставников.
Это помогает подростку предъявлять себя, учит задавать вопросы. Они же всегда молчат. Основной посыл тех самых бабушек-опекунов какой? Никому не говори, ни с кем не обсуждай!
Но существует другой подход: да, не надо обсуждать со всеми подряд, но круг тех, с кем ты можешь поговорить открыто, должен быть. Иначе как ты себя поймешь в этом мире, как ты примешь свое заболевание? Поэтому наставники всегда разговаривают о ВИЧ, отвечают на все вопросы, дают понять, что задавать их можно и нужно.
Наставник – это далеко не всегда человек с положительным ВИЧ-статусом. Но если статус есть, то наставник обязательно делится с подростком своим опытом, рассказывает о жизни с диагнозом, учит каким-то бытовыми, житейским вещам: что помогает ему вспомнить о приеме лекарства каждый день? Он ведет учет в телефоне? Какая у него таблетница?
Проект наставничества очень востребован в тех регионах, где остались подростки в детских домах. Есть города, где детей раздали малышами в семьи, но где-то они уже успели вырасти, у них положительный ВИЧ-статус и живут они в учреждениях. Выпустившись из детского дома, 90% таких ребят теряются из системы здравоохранения, они перестают приезжать в Центры СПИД, бросают принимать лекарства.
Наставник для такого молодого человека – просто спасение жизни.
— Как люди приходят к наставничеству? Наверняка у многих в начале этого пути есть страх перед диагнозом, сплошные мифы в голове.
— Мы никогда не скрываем, кому ищем наставников. О том, что это ВИЧ-положительные ребята, написано в объявлении о наборе волонтеров, и те, кто заполняют анкету, потенциально готовы к этому. Но да, мифы в голове есть, от этого никуда не деться.
В большинстве случаев даже людям со статусом обучение дает новые знания. Допустим, о путях передачи ВИЧ. Вроде бы да, в бытовых ситуациях вирус не передается, это все знают. Но я не до конца понимаю: а со слюной тоже не передается? А если одной посудой пользоваться? Вот это просвещение взрослых людей играет очень важную роль.
А еще мы всегда зовем на занятия с наставниками врача-инфекциониста, который говорит о лекарствах и лечении. И в этом случае человеку со статусом тоже бывает полезно послушать профессионала и задать вопросы, которые он не успел или постеснялся задать своему врачу.
Вообще, этот наш проект показал, что очень много людей готовы поддержать подростков со статусом. Каждый раз, когда мы заходим в новый регион, команда думает: «А где мы возьмем этих людей, будущих наставников? Кто согласится?»
Всегда есть страх. И везде мы встречаем столько сочувствия, столько желания разобраться – прекрасные люди живут у нас, в России.
— Сейчас фонд объявил сбор на Добре mail.ru как раз на проект развития наставничества для подростков с ВИЧ. На что пойдут собранные средства?
— Эти деньги помогут нам подключить к проекту еще один регион. К нам приходят запросы со всех уголков страны. Региональные Центры профилактики борьбы со СПИДом очень заинтересованы в том, чтобы проект появился у них.
Для этого нужно оплатить работу команды. Людей, которые будут набирать волонтеров, обучать их, подбирать пары «подросток-наставник» и поддерживать общение в паре. Не так просто подружиться с незнакомым подростком, почему-то стать для него важным. Это требует определенных усилий.
Кроме того, знакомство всегда предполагает командообразующие мероприятия с участие психолога. Эти общие встречи очень важны и вдохновляют не только наставников и ребят, но и нас самих.
— Время идет, и все больше людей готовы поддержать подростков с положительным статусом. Тем не менее, ВИЧ – до сих пор запретная тема, которая вызывает дикий страх и непринятие. Как изменить такое отношение общества?
— Мы поняли, что отвечать за все общество и изменить отношение всех сразу – невозможно. И выбрали для себя ниши, в которых маленькими шагами, потихоньку меняем отношение к ВИЧ.
Первая группа, с которой мы работаем в этом направлении, – приемные семьи.
Проводим для них тематические занятия в школах приемных родителей, организуем семинары и просветительские лекции. Результаты работы очень радуют: статистика показывает: уже сейчас 30% приемных родителей готовы взять в семью ребенка с ВИЧ.
Остальные пусть и не готовы на такой шаг, но они разобрались в теме, постепенно меняют отношение к людям с ВИЧ и не станут вести себя с ними угрожающе.
Вторая группа – те специалисты образования, которые окружают детей, пока они маленькие: воспитатели, учителя, тренеры.
Очень важно, чтобы ребенок, если вдруг его статус будет известен, встретился с доброжелательным отношением к себе, чтобы он не столкнулся с неадекватной реакцией, когда учитель побледнел, выбежал из класса или вдруг что-нибудь закричал.
И для этого, конечно, необходимо партнерство с Министерством просвещения. Мы очень много сил вкладываем в налаживание сотрудничества с министерствами и ведомствами. Там есть грамотные люди, настроенные на то, чтобы отношение к людям с ВИЧ-статусом изменилось, и тема перестала быть табуированной. Каждый год мы помогаем проводить к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом – прим.) и другим важным датам общероссийские вебинары, для педагогов и студентов по толерантному отношению к людям со статусом.
Мы работаем в этом направлении, но пока… Вы знаете, ВИЧ – это такое незаметное заболевание. Мало того, что незаметное, так еще и стыдное для многих людей. До сих пор кажется, что это может случиться только с какими-то маргинальными людьми. Мало кто понимает, что тема ВИЧ сейчас касается каждого.
С этим сталкиваются совершенно обычные мужчины и женщины, состоявшиеся в жизни, с 2-3 высшими образованиями, семьей и хорошей работой. Конечно, это вызывает ужас и страх.
И потом, не стоит забывать, что на протяжении многих лет задача была – напугать людей этим заболеванием. А как можно с одной стороны испугаться, а с другой – принимать людей с ВИЧ? Так не бывает. Но просвещением это меняется.
– Вы много лет ищете родителей для детей с ВИЧ, поддерживаете приемные семьи, занимаетесь просветительской работой. Что помогает не выгорать?
– Реальные истории детей. Когда наши подростки приходят к нам, уже выросшие, становятся нашими волонтерами или просто заглядывают в гости. Мы видим, как они уверенно себя ведут, могут предъявить себя миру, как они могут рассказать о своем статусе.
Конечно, при этом они всегда испытывают трепет, но, по крайней мере, знают, как это сделать и где найти поддержку. Когда ты видишь, как грустно складывалась судьба ребенка в начале, и как его жизнь изменилась: вот он был в детском доме, а теперь у него есть семья.
Или подросток отказывался принимать терапию, пришел наставник, и теперь ребенок пьет жизненно важные лекарства.
Недавно в Уфе наши ребята вместе с волонтерами выезжали на турбазу. И там подростки подходили к наставникам, которые еще только начали работу, и говорили: «Мне сказали, что с тобой можно поговорить про ВИЧ. Я хочу кое о чем спросить». Вот это – лучший результат нашей работы и стимул продолжать. Сейчас рассказываю вам об этом, и у меня мурашки по коже.
https://dobro.mail.ru/stories/nasha-zadacha-izmenit-otnoshenie-k-teme-vich/?fbclid=IwAR1keFHKs89aFJM8OHEERlJ2DUVBasC8NB0xOiAyH0NIUbn2HdxHLLcBv0M
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»
18 Ноября 2024
26 ноября – 27 ноября 2024 года состоится Всероссийский онлайн форум православных приемных семей