Главам представительств иностранных
организаций по усыновлению
(удочерению) детей на территории
Российской Федерации
Департаментом в соответствии с возложенными на него полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных организаций по усыновлению детей на территории Российской Федерации (далее – представительства) осуществляется мониторинг соблюдения представительствами обязательств по представлению в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетов об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных при содействии представительства (далее – отчеты), и информации о постановке усыновленных детей на учет в консульском учреждении Российской Федерации (далее – консульский учет).
Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что до сих пор имеют место случаи ненадлежащего выполнения иностранными организациями по усыновлению детей, представительство которой аккредитовано на территории российской Федерации (далее – иностранная организация), и ее представительством принятых обязательств по предоставлению отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет.
В связи с этим обращаем внимание на то, что нарушение указанных обязательств является основанием для применения к представительству мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вплоть до принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о прекращении деятельности организации.
Учитывая изложенное, Департамент предлагает иностранным организациям и их представительствам принять в соответствии с компетенцией дополнительные меры по обеспечению выполнения принятых обязательств по предоставлению отчетов и информации о постановке детей на консульский учет, включая меры по урегулированию ситуаций, связанных с обеспечением выполнения соответствующих обязательств, данных усыновителями и компетентными органами государства их проживания, в том числе:
осуществлять регулярный контроль за сроками предоставления отчетов и информации о постановке на консульский учет по каждому ребенку, усыновленному при содействии представительства, и предоставлять указанные отчеты и информацию в установленные сроки;
в случае получения информации из органа исполнительной власти субъекта российской Федерации о нарушении порядка и сроков предоставления отчетов и информации о постановке детей на консульский учет незамедлительно принимать меры по выявлению причин и устранению указанных нарушений;
в случае возникновения объективных трудностей с подготовкой (или) предоставления отчетов либо трудностей с постановкой усыновленных детей на консульский учет в орган исполнительной власти субъекта российской Федерации незамедлительно уведомлять указанный орган исполнительной власти субъекта российской Федерации о возникших проблемах и перспективах их решения;
принимать все предусмотренные законодательством государства местонахождения иностранной организации меры для обеспечения соблюдения компетентными органами указанного государства и (или) усыновителями принятых обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и постановке их на консульский учет, в том числе, в случае переустройства ребенка, включая урегулирование указанных вопросов в договорах с усыновителями и соответствующими компетентными органами, а также обращение в установленном порядке в суд;
обеспечить предоставление отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет в строгом соответствии с требованиями пункта 16 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 28 марта 2000 г. № 268, Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и положения № 8 к приказу Минобразования России от 20 июля 2001 г. № 2750 «Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях», а также письма Минобрнауки России от 17 февраля 2006 г. № ДЛ-38/06.
Просим также незамедлительно информировать Минобрнауки России и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о случаях гибели усыновленных детей, жестокого обращения с детьми, невозможности адаптации детей в семье усыновителей, отмены усыновления и (или) переустройства детей.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения иностранной организации.
Заместитель Директора Департамента
Б.Б. Гусев
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка