20 Лет
Вот уже 20 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Методические рекомендации

1019

Методические рекомендации по работе с семьями, воспитывающими приемного ребенка.

Терехина Н.В., клинический психолог, семейный психолог ЦСУ ММОМ, тренер православной Школы приемного родителя

  1. Важная информация о семьях, принявших ребенка, оставшегося без попечения родителей

Для того, чтобы оказать помощь и поддержку приемным семьям, важно понимать, с какими ситуациями и проблемами они сталкиваются. В этом разделе представлена информация об основных особенностях детей, оставшихся без попечения родителей и периода их адаптации в новой семье.

  1. Особенности развития ребенка, воспитывавшегося в детском учреждении.

Большинство приемных родителей и окружающих людей думают, что дети-сироты – это такие же дети, как и дети, которых воспитывают в родных семьях. К огромному сожалению, это не совсем так. Развитие приемного ребенка протекало в нестандартных условиях, поэтому у таких людей есть определенные общие особенности.

Нестандартные условия жизни ребенка – это жизненные ситуации, которые оказывают неблагоприятное влияние на его развитие, препятствуют удовлетворению потребностей ребенка. К ним можно отнести материнское отвержение собственного ребенка, жестокое обращение с ним; отсутствие системы воспитания ребенка, отсутствие ласки, любви к ребенку, теплого эмоционального отношения к нему, отсутствие положительных образцов поведения.

Можно выделить следующие основные особенности развития детей-сирот:

  • Нарушение эмоционального развития. В результате недостатка эмоционально-положительного общения или разрыва эмоциональной связи с близкими людьми, ребенок не может устанавливать личные эмоциональные отношения с окружающими. Он испытывает негативные эмоциональные состояния, такие, как эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и др.
  • Отсутствие доверия к миру, поскольку от него отказались самые родные люди – его родители. Ребенок, лишенный материнской заботы и любви, нередко испытавший еще и физическое, и психологическое насилие, в каждом человеке, с которым его сталкивает жизнь, видит потенциального врага. Такой ребенок все время готов к агрессивной защите своего мира даже в тех случаях, когда никакой угрозы нет.
  • «Странное поведение». Ребенок, лишившийся родителей, сильно психологически травмирован. Кроме того, многие дети в кровных семьях подвергались лишениям и физическому насилию. У ребенка может быть много страхов перед окружающим миром и ожидания неприятностей, что может сопровождаться истериками, подавленностью, перепадами настроения, утомляемостью и жалобами на плохое самочувствие.
  • Нарушение идентичности. Ребенок не может ответить на вопросы: «Кто ты?», «Чей ты?». Вместо представления о семейных корнях и принадлежности к определенному роду у него формируется такое понятие, как детдомовское «мы». «Свои», или «мы», – детдомовцы, «чужие» или «они», – все остальные. «Чужие» уже по определению являются их потенциальными неприятелями, от них они все время ждут какой-то беды, нападения, насмешек
  • Особенности восприятия, мышления и памяти. Дети-сироты с трудом воспринимают предметы, изображенные в перспективе, не могут определить, какой предмет на рисунке расположен ближе, а какой дальше. Достаточно долго, вплоть до подросткового возраста, они рисуют плоские предметы, не передавая их объемность. Дети-сироты не способны справиться с заданиями, которые требуют отрыва от наглядной ситуации, что ведет к неспособности формирования обобщений и отвлеченных понятий. Гораздо позже своих сверстников, воспитывающихся в семьях, они начинают понимать, что такое время. Запоминают лучше те события, которые связаны с неприятными ситуациями.
  1. Период адаптации ребенка в семье.

В процессе адаптации детей сирот в приемной семье неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  1. Знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью. Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы). Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:
  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

  1. «Уже не гость», или первичный эмоциональный кризис. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:
  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (11 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством.

  1. «Вживание» – формирование отношений. Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями. На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:
  • охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
  • ревность собственных детей по отношению к приёмным.

Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.

  1. «Стабилизация отношений» - принятие образа жизни семьи. Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.

 

  1. Основные проблемы приемных семей.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы приемных семей, с которыми родители могут обратиться к священнику:

  1. Отсутствие у приемного ребенка представлений о православной вере, таинствах и правилах поведения в храме. Многие дети, воспитывающие в детских учреждениях, никогда не были на Литургии, не участвовали в Таинствах. Лучше приобщать таких детей к храму осторожно и постепенно, с пониманием относясь к страхам детей перед большим количеством людей и незнакомой обстановкой. Возможно, стоит порекомендовать родителям приходить перед службой, чтобы у ребенка было время освоиться.
  2. Нередко сами приемные родители являются недавно пришедшими к православной вере. Самая частая проблема в этом случае – желание сразу воцерковиться и жить «полностью по правилам». Родители становятся тревожными, чрезмерно настойчивыми. Дети в таком случае оказываются нередко в ситуации сильного давления и постоянного принуждения. Резкое изменение образа жизни и наличие многих факторов, к которым необходимо приспосабливаться одновременно (новая обстановка, строгое соблюдение поста в смысле ограничения в еде, принуждение к молитве), приводят к переутомлению, нервным срывам у родителей и ребенка.
  3. Травмированность родителей из-за невозможности иметь собственных детей (нередко в истории семьи при этом многочисленные потери детей -смерти из-за болезней, выкидыши и замирание беременности). Такие супруги находятся часто в состоянии горевания, испытывают подавленность, а нередко – переживают сильный духовный кризис и колебания в вере.
  4. Растерянность родителей из-за резкого изменения образа жизни, в том числе ограничений в общении (период адаптации). Специалисты рекомендуют в период активной адаптации ребенка (около 6 мес.в среднем после появления в семье) поменьше бывать с ним в людных местах, постепенно знакомить ребенка с окружающим пространством. Это связано с тем, что дети в учреждениях живут в практически полностью «стерильных» условиях – из-за профилактики инфекционных заболеваний, способных быстро распространиться в условиях совместного проживания, помещения постоянно обрабатываются сильными дезинфекционными средствами. У детей, выросших в таких условиях, мало способности сопротивляться обычным инфекциям. Они легко заболевают, могут часто и подолгу болеть в первый год жизни в семье.

Родители могут чувствовать себя изолированными от общественной жизни, особенно переживают люди, активно занимавшиеся до принятия ребенка в семью, добровольческой и волонтерской деятельностью

  1. Иногда – отказ родственников поддержать семью (недовольство тем, что в семье появился «неродной» ребенок), особенно если приемные родители взяли в семью ребенка с инвалидностью.
  2. Материальные сложности, особенно если в семье появился ребенок с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью). Иногда заболевания и нарушения у ребенка выявляются не сразу, требуют непредвиденных расходов и забот. Нуждающиеся семьи зачастую испытывают неловкость, если приходится обращаться за помощью.
  3. Эмоциональное истощение приемных родителей при длительном и сложном периоде адаптации. В связи с этим – возникающие мысли о возврате ребенка в учреждение. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать особенности и поддерживать приемных родителей беседами (очень важны ссылки на книги св.отцов и православных писателей о родительстве).
  4. Семейные конфликты (непринятие приемного ребенка кровными детьми, нежелание ребенка принимать новые для него правила и обязанности или родителей принимать особенности ребенка)
  5. Трудное поведение приемного ребенка (ложь, сквернословие, воровство и др.). Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются все приемные семьи. Родители теряют устойчивость, раздражаются, впадают в растерянность.
  6. Недостаточная социализированность приемного ребенка (отсутствие навыков общения, «странное» поведение с другими людьми и взрослыми).

Потребности приемных семей и возможности поддержки со стороны приходского священника:

  1. Поддержка семьи. Возможно приглашение прихожан (например, после службы в храме) поприветствовать новообразованную семью, принявшую ребенка из учреждения.
  2. Необходимость прояснения конкретных обстоятельств жизни в семье. Если, например, семья бездетна и находится в состоянии горевания по этому поводу – проведение молебнов и бесед священника с прихожанами, имеющими подобную проблему. Темами бесед могут быть, например: «Смысл супружеской жизни при отсутствии детей», «Семья спасается не только чадородием».
  3. Возможно, в период адаптации ребенка в семье и его частых заболеваний - совершение Таинств на дому (Исповеди и Причастия).
  4. Организация помощи силами активных прихожан, готовых помочь приемным родителям. Возможно, кто-то сможет помочь приглядеть за детьми или поделиться опытом ухода за ребенком. Если в приходе уже есть семьи с приемными детьми- рассказать о своем пути усыновления.
  5. Материальная помощь – помощь вещами (например, коляска), если семья приняла сразу нескольких детей и имеет ограниченный бюджет. Можно призвать прихожан после проповеди или просто организовать доску объявлений, где семьи, находящиеся в трудной ситуации, смогут просить об определенной помощи.
  6. Индивидуальные беседы священника с детьми и подростками. Особенно в таких беседах нуждаются подростки, переживающие множество изменений в жизни и осваивающиеся в новой семье. Иногда родители сообщают ребенку о том, что он является приемным, именно в подростковом возрасте. В этом случае подросток переживает тяжелый внутренний разлад и поддержка со стороны священника может быть особенно важной.
  7. Создание поддерживающего пространства для общения верующих приемных семей, взаимооподдержки. Если есть возможность – выделение определенного места и времени для такого общения (например, в помещении трапезной).
  8. Групповые беседы со священниками для приемных семей. Родителям в таких семьях очень важно услышать примеры из Св.Писания, творений св. отцов и личного опыта священника (не обязательно о воспитании именно приемного ребенка, полезно бывает услышать о родительском опыте и нахождении решений в сложных ситуациях).
  9. Организация совместных паломничеств. Приемные семьи часто чувствуют себя одинокими и изолированными, особенно после длительной адаптации ребенка. В паломничествах у них есть возможность помолиться, пообщаться с близкими по духу людьми и получить поддержку.
  1. Организация поддержки приемных семей в православном приходе или Центре семейного устройства (на примере работы Центра семейного устройства Марфо-Мариинской обители милосердия).

Центр семейного устройства при ММОМ был создан в 2011 г. Центр оказывает всестороннюю психологическую, социальную, духовную помощь приемным и кровным семьям. Кроме того, сотрудники Центра оказывают комплексное сопровождение семей, находящихся в жизненном кризисе, оказывают содействие укреплению семьи, чтобы предотвратить отказы от детей и возврат ребёнка (детей) в учреждения для детей-сирот.

  1. Помощь специалистов

Центр семейного устройства работает по направлениям:

Сопровождение замещающих семей. Социальный патронат кровных семей (направление работы с кровными родственниками. Центр оказывает всестороннюю помощь (методическую, юридическую, психологическую и пр.), составляет индивидуальные планы работы, выдает рекомендации, оказывает содействие в поиске работы, учебы и пр., с целью создания возможного возврата ребенка в кровную семью, сохранения семейной системы, предотвращения рисков помещения детей в учреждения.

Обучение кандидатов в приемные родители.

 Школа приемных родителей – единственная православная Школа в Москве. Занятия проводят священнослужители, психологи, педиатры, юристы, успешные приемные родители. Занятия в Школе приемных родителей помогут принять осознанное решение о приеме ребенка в семью, найти и укрепить ресурсы семьи, повысить родительскую компетентность, укрепить духовно-нравственную сферу семьи. Обучение – 2,5 месяца. Здесь рассматриваются все основные аспекты подготовки к принятию ребенка, даются навыки оценивания психологического и физического состояния ребенка (и самих родителей).

Ресурсное сопровождение кризисных семей

В рамках сопровождения семьи в Центре семейного устройства проводятся: индивидуальные детские, взрослые, семейные консультации, консультации с юристом и беседы со священником. Также с семьями проводится групповая работа:

  • Группа поддержки матерей. Проект создан для мам, находящихся в условиях острого кризиса и испытывающих дефицит важных ресурсов – поддержки, чувства опоры, контакт с реальностью. Группа встречается раз в неделю в онлайн-формате.

Во время терапевтических встреч происходит проработка актуальных проблем (труднопереносимые эмоциональные состояния, посттравматические состояния).

  • Практикум по эффективному взаимодействию с ребенком (ШПР-2). Приглашаются и уже принявшие детей в семью выпускники, и еще готовящиеся к этому событию потенциальные родители. Участники получают навыки эмоциональной саморегуляции, обучаются основам эффективного общения с «трудными» детьми.

В программе  практикума следующие темы:

-Актуализация индивидуальных и семейных ресурсов (внешние ресурсы).

- Эффективное общение.

- Детская травма и как обходиться с ее последствиями.

- Горе. Как правильно говорить с ребенком о предательстве и потерях.

-«Трудное поведение». Как помочь ребенку справиться с эмоциями и трудными ситуациями.

- Конфликты – как их продуктивно разрешать.

- Как помогать себе и восстанавливать силы (внутренние ресурсы).

  • Детская группа коррекционно-развивающих занятий. Занятия для подростков 13-14 лет направлены на развитие навыков общения и эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта:

-дает возможность управлять собственным поведением, повышает стрессоустойчивость;
- помогает понимать других людей, прислушиваться к их интересам и потребностям, слышать другого человека и ставить себя на его место;
- позволяет находить общий язык с людьми, устанавливать и поддерживать контакты, эффективно работать в команде и быть счастливым в семейной жизни.
Дети с высоко развитым эмоциональным интеллектом обладают хорошими коммуникативными и вербальными навыками, способностями к познанию, стрессоустойчивостью, навыками адаптации к новым обстоятельствам и разрешения конфликтов.

  • Психологическая группа помощи супругам. Цель проекта: помочь супругам укрепить свои отношения, обрести новые знания, помогающие на этом пути. Проект включает в себя групповые занятия для супружеских пар в формате лекций, практических заданий, вопросов и ответов. Темы касаются способов укрепления семьи, улучшения взаимопонимания между супругами. Исследуем такие понятия как семейные сценарии и роли, границы и ресурсы семьи, инструменты преодоления семейных кризисов.
  • Терапевтическая группа для женщин, переживших психологическую травму. Создана для женщин, переживших тяжелые ситуации (потеря ребенка, постановка терминального диагноза, тяжелые болезни близких родственников и т.д.). Темы занятий:

    -Актуализация ресурсов

    -«Нормализация» состояния. 

- Самопомощь при психологической травме

-Помощь себе и близким при психологической травме и остром стрессе.

-Индивидуальные и семейные стратегии совладания с кризисной ситуацией

-Травматический рост – как использовать  полученный опыт  для развития и позитивных изменений в жизни

-Образ «желаемого будущего»  и себя в нем

-Формулировка целей  и задач на ближайшее время , построение перспективы

Занятия проводятся очно и онлайн, платформа Zoom.  В группе  не менее 10 человек, 10 занятий по 2 часа.

  1. Организация пространства для общения и взаимоподдержки семей, воспитывающих приемных детей
  • Родительские клубы – один из самых давних проектов, проводятся с 2011 г. Проводят  занятия клуба психологи ЦСУ, а также священники Марфо-Мариинской обители — иереи Дионисий Денисов и Тихон Кречетов. Темы бесед самые разнообразные, например "Трудное поведение ребенка. Христианское воспитание". Мы говорим о вопросах, актуальных для любой семьи с детьми: какое поведение для нас является трудным, одинаковы ли роли отца и матери в воспитании детей, кто мы детям: друзья, начальники, воспитатели, на что опираться родителям в конфликтах с детьми.

Также родители на встречах могут пообщаться, поделиться опытом, задать насущные вопросы, получить поддержку от участников.

Встречи проходят в очном и онлайн форматах .

  • Проект «Каникулы для Мамы». Отдельные семьи Центра имеют возможность регулярно выезжать в «Центр полезного отдыха» в деревне Владычня, Тверской области. Проект «Каникулы для Мамы» очень востребован, здесь родители и дети получают возможность отдохнуть, получить психологическую помощь, жить общиной, вместе молиться и участвовать в богослужениях. Каждый раз выезжают разные семьи и тематика выезда определяется потребностями подопечных. Тёплая обстановка сближает, доброе отношение даёт возможность расслабиться и мамам, и детям. Дети стабилизируются и прекращают «плохо» себя вести, а мамы наконец позволяют себе чаще улыбаться.
  • Группа взаимоподдержки бездетных семей. Цель группы – обнаружить новые смыслы, справиться со сложными чувствами. Бездетные пары – самая не поддерживаемая категория семей, особенно в православном сообществе. Ощущение своей неполноценности сопровождает такие семьи на протяжении всей жизни пары. Рождение ребенка становится сверхидеей, все силы тратятся на ее реализацию. Особенно страдают женщины, т.к. материнство – важная часть идентичности.
  • Женские встречи. Цель группы – поддержка творческого потенциала подопечных приемных и кровных мам. Эта группа – женское пространство для творчества и неформального общения. В теплой атмосфере раскрывается потенциал каждой участницы. Женщины могут не только посвятить время себе, но и поделиться своими навыками с другими участницами, поддержать друг друга, проявить свою личность, отдохнуть от проблем и наполниться положительными эмоциями.

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

02 Июня 2025

Собираем деньги на репетиторов для Дениса

01 Июня 2025

«Усыновите.ру» 20 лет

15 Мая 2025

Подготовка сирот к экзаменам близка к завершению, но без вашей помощи им не справиться.

08 Мая 2025

В чем отличие детей с опытом сиротства?