19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Долгий вход: что мешает трудоустройству выпускников интернатов

320

 

Трудоустройство вышедших из детских домов подростков — задача благородная, но непростая, требующая от бизнеса большой выдержки.

Психологическая устойчивость детей–сирот достаточно низкая, они привыкли, что в детском доме за них всё решает воспитатель, и во взрослой жизни ищут, кому делегировать принятие решений.

Основные трудности адаптации на рабочем месте, с точки зрения психологов, непосредственно связаны с низкой социальной компетентностью, неумением жить во взрослом мире, отсутствием элементарных навыков взаимодействия в реальных условиях жёсткой конкуренции.

По словам Александра Гезалова, директора автономной некоммерческой организации социальной реабилитации детей–сирот и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации "Наставнический центр Александра Гезалова", к процессу адаптации требуется подключение специалистов.

"Дети–сироты не умеют коммуницировать с внешним миром, заполнять простые документы, они инфантильны, стесняются обратиться за помощью. Встроить их во взрослую жизнь непросто. Даже если помочь на старте, потом они просто могут сбежать с работы без видимых причин. Здесь нужно длительное кропотливое взаимодействие", — говорит Александр Гезалов.

Специалисты считают, что дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых уязвимых категорий граждан при трудоустройстве.

По мнению Рифката Мухамедрахимова, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт–Петербургского государственного университета, при трудоустройстве и на начальном этапе трудовой деятельности у детей–сирот может возникнуть ряд определённых трудностей. Специфика проявляющихся у детей особенностей связана с условиями проживания в сиротском учреждении (насколько депривационными они были, какова глубина перенесённого ими пренебрежения, были ли случаи насилия) и длительностью нахождения в этих условиях (чем дольше ребёнок находился в столь негативных условиях, тем сложнее его жизненный опыт). В крайнем варианте у детей с проживанием в глубоко депривационных условиях отмечают проявления неразборчивого дружелюбия, квазиаутичные проявления, невнимательность/гиперактивность и когнитивные нарушения".

Работа с погружением

Серьёзным препятствием в формировании мотивации к трудоустройству и вообще к труду является тот факт, что размер заработной платы выпускников интернатов оказывается намного ниже размера пособия, которое они получают в течение полугода: в Москве это 100 тыс. рублей в месяц, в Петербурге — 60 тыс. Чтобы получать такие деньги, достаточно доказать, что попытки трудоустройства успехом не увенчались.

Сегодня большинство выпускников социальных учреждений живёт в иллюзорном мире всеобщего постоянного благоденствия. Они не обладают ни достаточным опытом, ни образованием, ни навыками, но сразу рассчитывают на перспективную работу и высокооплачиваемую должность.

"Сам по себе процесс устройства выпускников детских домов на работу осложнён многими трудностями, которые прежде всего связаны не с низкими профессиональными навыками, а с отсутствием мотивации для поиска работы, пассивной позицией при самом трудоустройстве, поведении и общении, — подчёркивает Елена Вакнин, д. пс. н., профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи института психологии и педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, профессор кафедры психиатрии и наркологии СПб ГПМУ. — Вопрос формирования мотивации, который непосредственно связан с осознанным выбором профессионального пути, невозможен исключительно в теории. Необходимы специально организуемые бизнесом экскурсии на производства, в офисы и конторы, где дети могли бы знакомиться “вживую” со спецификой различных профессий. Причём нужен не ознакомительный тур, а “работа с погружением”, где дети могли бы попробовать себя под руководством мастера (специалиста в этой области) в качестве ответственного исполнителя. Современных молодых людей уже не так просто увлечь процессом как таковым, для них чрезвычайно важно ощущать личностный смысл того, чем они занимаются. Именно с такой позиции возможно формирование устойчивой мотивации к труду".

Мотив выбора

"Очевидно, что психологические особенности человека с опытом проживания в учреждении могут влиять на его способности выполнять самые различные стороны трудовой деятельности. Например, таким людям будет сложно справляться с необходимостью соблюдения трудового распорядка. У них могут быть трудности с вхождением в коллектив, во взаимоотношениях с начальством, со взаимодействием и установлением отношений с коллективом. Нарушения внимания и возможные когнитивные нарушения могут повлиять на качество выполнения трудовых операций. Нарушения способности к самоорганизации и саморегуляции во время работы могут проявляться в трудностях с планированием, достижением цели, принятием решений в конкретных рабочих ситуациях. У таких ребят наблюдается нарушение способности вести домашнее хозяйство и организовывать свой досуг и отдых, качество которого влияет на трудоспособность", — считает Рифкат Мухамедрахимов.

Елена Вакнин утверждает, что с точки зрения психологического обеспечения процесса адаптации особое внимание следует уделять трём факторам, а именно: развитию самопознания детей–сирот, формированию осознания ими своих интересов, мотивов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и образа жизни; развитию представлений о многообразии мира профессий, рынке труда, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; обеспечению детей–сирот возможностью соотносить свои мотивы выбора, личностные качества и способности с требованиями конкретной профессии путём включения их в систему специально организованных профессиональных проб, а также в трудовую деятельность по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками.

"От одного факта трудоустройства ожидать последующей эффективной работы от юношей и девушек с опытом проживания в социальных учреждениях сложно. Необходима специальная междисциплинарная программа подготовки ребят к трудовой деятельности и программа последующего сопровождения во время трудоустройства и на начальном этапе трудовой деятельности", — заключает Рифкат Мухамедрахимов.

https://m.dp.ru/a/2021/10/22/Dolgij_vhod

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».