19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Тест на готовность любить

4518

2020.05.27_0.jpg

Социально-психологическое исследование кандидатов в приемные родители, чаще называемое тестированием, — один из важных, но волнительных этапов перехода ребенка в семью. Вместе с опытными приемными родителями и экспертами-психологами мы разбираемся, почему пройти его необходимо, а опасаться нечего.

Во многих регионах нашей страны беседа с психологом давно стала нормой для семей, готовых взять к себе приемного ребенка. Для будущих родителей исследование их психологического состояния остается добровольным шагом. Они вольны выбирать — проходить его или нет. Результаты не могут повлиять на окончательное решение органов опеки и попечительства. Говоря проще, кандидатам не смогут отказать — у них будет возможность взять ребенка в семью.

На форумах приемных родителей и в беседах с кандидатами на этот статус часто звучит один и тот же вопрос: «Зачем нам проходить тесты? Почему нашей уверенности в своих силах недостаточно?».

Психологи убеждают: исследование необходимо. Готовясь стать приемными родителями, мы зачастую не можем объективно оценить свои силы и изменения, неизбежно последующие с приходом ребенка в наш дом, взвесить свои сильные и слабые стороны, понять, есть ли у нас достаточный ресурс. Психологическое исследование позволит специалистам увидеть то, что для нас самих остается в «слепой зоне», и помочь нам справиться с потенциальными или уже имеющимися проблемами.

Именно помощь в благополучном семейном устройстве ребенка и точечная поддержка приемной семьи — главная цель проведения психологических исследований.

 stepanova.jpg

Семья Дианы Степановой

Диана Степанова: «Психологи помогли нам справиться с тревогой»

Многодетная мама, 4 кровных детей, 8 приемных

По словам Дианы Степановой, пройти психологическое исследование необходимо всем, кто готовится принять ребенка в семью. Это особенно важно для тех, кто впервые решил стать приемными родителями.

«Наша история началась в 2012 году. Тогда я была беременна четвертым ребенком. Точкой отсчета стал краткий разговор с мужем. Тогда он спросил меня: как я смотрю на возможность взять к нам ребенка из детдома? Тогда я не была уверена в наших силах, но через полгода мы вернулись к этому разговору, а в 2013 году у нас появилась двенадцатилетняя Саша».

Когда Диане и ее мужу предложили пройти психологическое обследование, пара согласилась, не задумываясь.

«Мы проходили тестирование каждый раз, когда в нашу семью приходил новый ребенок. Исследование шло в несколько этапов и заняло не один день, но мы были уверены — его обязательно нужно сделать. Тестов было довольно много. Некоторые из них мы проходили на компьютерах, другие заполняли на бумаге. Все шло в спокойной обстановке. Специалисты исследовали не только нас с мужем, но и наших детей-подростков. Важно ведь понять не только серьезность намерений родителей, но и атмосферу, в которую попадет ребенок, готовность других детей его принять».

Служба сопровождения приемных семей, где Диана и ее родные проходили исследования, обрабатывала результаты около двух недель, а потом приглашала семью для беседы.

«Психологи могут увидеть то, чего не видим или не осознаем мы сами, и помочь нам. С другой стороны, специалисты могут подтвердить то, что мы улавливаем в происходящем в семье, но не понимаем до конца, и предложить свою поддержку. Это очень важно, ведь мы и наши дети — очень разные. Важно понимать, что с нами происходит, и как мы можем справиться с той или иной ситуацией наилучшим образом. В результате одного из исследований психолог увидел у нас повышенную тревожность. Это было объяснимо — у старшей девочки был переходный возраст, первая любовь. Конечно, мы переживали, как и любые другие родители. Психолог помог нам справиться с тревогой».

 

«Лишним это точно не будет»

Для Дианы, как и для многих кандидатов в приемные родители, психологическое тестирование было волнительным моментом. Но опытная мама знала: главное — не накручивать себя. Тогда рекомендации психологов будут максимально точными и эффективными.

«Если прийти накрученным и раздраженным, это, конечно, скажется на результатах. Если не понимаешь, на что тратишь время, к исследованию будешь относиться халатно, невнимательно. Тогда и советы специалистов будут обращены не к тебе, не к твоей семье. Это неправильно».

По словам Дианы, тестирование — не ерунда, не бессмыслица, а насущная необходимость и пока единственная возможность по-настоящему понять, есть ли у нас ресурсы для того, чтобы быть приемными родителями.

«Когда мы планируем принять ребенка в семью, мы обязательно проходим медкомиссию. Но от психиатра мы получаем только справку, что не состоим на учете. Нас никто не исследует. В то же время у психологов мы проходим тесты на сплоченность в семье, проверяем наши личностные качества, наше эмоциональное состояние, агрессию и так далее. И даже если нет стопроцентной уверенности в точности результата, специалист увидит главное, поймет, что нас беспокоит. К тому же, с высокой долей вероятности он увидит мотив, побуждающий кандидата в приемные родители взять ребенка в семью. А это очень важно, ведь мотивы бывают разными. Лишним исследование точно не будет».

Решение пройти тестирование не только самим, но и привлечь к процессу детей, было принято семьей Дианы самостоятельно.

«Мы все решения принимаем на семейном совете. Общение с психологами и различные тесты наших детей не пугают, ведь мы постоянно работаем с Службой сопровождения. Перед приходом в семью нового ребенка надо быть уверенными, что и дети по-настоящему готовы к этому. Может быть, ребенок считает, что детей вокруг уже достаточно, и теперь внимание требуется только ему, но не говорит об этом открыто?».

«От помощи психологов мы не отказываемся»

В семье Дианы восемь приемных детей: старшая Саша, Женя, учащаяся с старшей сестрой в одном колледже, Леня, Оля, Коля, Андрей, Ксюша и Даниил. Последние трое пришли к ним во время пандемии.

«Мы не делим их на кровных и приемных. Все они — наши дети. Несмотря на том, что Андрей, Ксюша и Даня появились у нас совсем недавно, есть ощущение, что они всегда были с нами».

По словам Дианы, психологическая помощь со стороны специалистов не ограничивается проведением первичного исследования до приема ребенка в семью. Опытные психологи службы сопровождения постоянно находятся в контакте с ней и ее родными, готовы ответить на любые вопросы и знают, в чем именно поддержка нужна больше всего.

«Мы никогда не отказываемся от помощи психологов, а потому не остаемся с нашими сложностями один на один. К тому же, иногда взгляд на происходящее со стороны, разговор со специалистом лучше воспринимается ребенком, чем то, что говорим ему мы. С родителями же можно поспорить, а с сторонним наблюдателем это уже сложнее. Мы также общаемся с другими приемными родителями, делимся с ними опытом, рассказываем, как сами выходили из той или иной ситуации. Это очень важно. Так другие семьи понимают, что они не одни в своих вопросах и проблемах. Есть те, кто проходил через что-то подобное».

 

 semia.jpg

Галина Семья

Галина Семья: «Незнание своих истинных ресурсов может стать причиной возврата ребенка в систему»

доктор психологических наук, профессор, член Координационного совета при президенте России по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» — руководитель рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства», сопредседатель экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, международный эксперт

Проведение психологического исследования важно не только для выяснения ресурсов будущей приемной семьи, но и для понимания, какой ребенок сможет адаптироваться в ней, стать ее полноценным членом.

«В первую очередь, мы должны понять возможности семьи взять непростого ребенка со всеми его потребностями и особенностями. Иногда с помощью исследования мы можем понять, какая форма семейного устройства приемного ребенка будет оптимальна для конкретных родителей. И мы можем посмотреть, какому ребенку будет проще и естественнее прийти в такую семью. А с другой стороны, исследование дает возможность родителям рассмотреть и понять свои сильные и слабые стороны».

По словам Галины Семьи, ограничиться школой приемных родителей и сразу перейти к взаимодействию с Службой сопровождения было бы неправильно. Помощь должна быть адресной, точечной. Начиная работать с приемной семьей, специалистам необходимо иметь представление о ее социально-психологической ситуации.

«У потенциальных приемных родителей и ребенка есть свои представления, как должна выглядеть их совместная жизнь. К сожалению, часто они не соответствуют реальности. Проводя исследование, мы понимаем, где именно нужна поддержка, чтобы ребенок и его новая семья подошли друг другу. По его итогам проводится разъяснительная работа с кандидатами в приемные родители. Им очень важно знать свои особенности. Незнание своего настоящего ресурса, своих слабых и сильных сторон часто становится причиной возврата ребенка в систему».

Профессор уверена: большинство потенциальных психологических причин для отказа от приемного ребенка можно распознать в результате тестирования и во время обучения кандидатов в школе приемных родителей, разобрать и проработать.

«Самое главное, что позволяет психологическое исследование, — подобрать для ребенка адекватную семью. Мы долгое время шли по принципу «ребенок для семьи», но это неправильно. Нам нужно подбирать семью для ребенка, ведь у него есть свои особенности. Например, если у него расстройство привязанности, при котором он готов броситься на шею каждому кандидату в приемные родители, мы можем порекомендовать принять такого ребенка в семью, где нет детей или дети уже выросли. Ему нужно, чтобы все внимание сосредотачивалось на нем».

Психологическое исследование в первую очередь служит пониманию, произойдет ли успешная адаптация ребенка в новой семье.

«Это часть профилактики отказов от приемных детей. Если посмотреть на статистику, треть семей, вернувших ребенка в систему, проходили школу приемных родителей. Сама по себе она в этом случае не срабатывает. С другой стороны, по нашим данным, количество отказов среди тех, кто прошел и школу, и психологическое исследование, не превышало 2%. И нам удалось отсеять тех, у кого точно не сложились бы отношения с приемным ребенком. Но это не значит, что таким родителям отказали окончательно. Ни в коем случае. С ними были проведены беседы. Они также могут сначала стать гостевой семьей, посмотреть, как будут складываться отношения с ребенком, а уже потом принимать окончательное решение».

«Одна из главных причин отказа — ребенок меня раздражает»

Социально-психологическое исследование для кандидатов в приемные родители должно стать обязательным — так считают в комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. По словам Галины Семьи, так в законодательстве будет закреплено то, что уже стало нормой для многих регионов.

«Там в течение нескольких лет 100% потенциальных приемных родителей проходят этот тест на добровольной основе. Например, так обстоит ситуация в Московской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Мы просто стараемся закрепить де юре то, что уже есть де факто. Единственное, что изменится, — органы опеки смогут учитывать результат исследования, выбирая оптимальную форму семейного устройства для ребенка — опека, усыновление, приемная семья».

 Законодателям есть, из-за чего волноваться, — по статистике около 5 тысяч приемных семей в год отказываются от приемных детей.

«Возможно, я выскажу не самое популярное мнение, но в этом году мы приняли поправки к Конституции Российской Федерации, где назвали государство исполняющим обязанности родителей для детей-сирот. Почему же оно не может предъявлять требования к семьям, которым передает таких детей? Если посмотреть статистику, одна из лидирующий причин возврата ребенка государству — раздражение. Людей раздражает, как ребенок ест, как себя ведет, они подозревают, что он плохо влияет на их кровных детей. Потенциальную возможность подобных ситуаций можно и нужно выявлять до попадания ребенка в семью, проговаривать и прорабатывать. Психологическое тестирование — один из эффективных инструментов избежать подобных проблем».

 lesnova.jpg

Юлия Леснова

Юлия Леснова: «Психологическое тестирование показывает, какие мы сейчас, в момент его прохождения»

Общественный деятель, многодетная мама, 4 кровных и 6 приемных детей

Юлия и ее муж впервые стали приемными родителями десять лет назад. Тогда они работали воспитателями в детском доме. Когда им предложили пройти психологическое тестирование, они сразу же согласились.

«Помню, я потом была не согласна с результатами. Казалось, все это не про нас. Особенно меня удивило, что нас назвали «семьей закрытого типа». Но по прошествии десяти лет я отчасти могу с этим согласиться. Мы действительно закрыты — если принимаем к себе кого-то, то искренне любим его, он уже наш, и мы его никому не отдадим».

Юлия уверена: к кандидатам на роль приемных родителей должны выдвигаться определенные требования. Вот только, как и у многих представителей родительского сообщества, у нее есть сомнения в профессионализме тех, кто будет интерпретировать результаты психологических исследований.

«Давайте говорить честно. Государство нанимает нас на работу. То, что мы искренне любим своих детей, считаем их родными и не представляем, как можно вернуть их обратно, — приятный бонус к выплатам, которые нам положены. Я не стесняюсь этого. То, что дает нашей семье государство, уходит исключительно на детей. Но если говорить о психологических тестах, их формулировки могут быть довольно размытыми и не соотноситься с семьей. К тому же, тестирование показывает нас в конкретный момент. Оно не дает прогноза, не может предсказать, как мы изменимся, как изменятся наши семьи, когда в них придет приемный ребенок. Мы испытываем влияние многих внешних факторов. Учителя, врачи, сотрудники опеки — все они влияют на нас. Психологическое тестирование — не гарантия того, что все пойдет гладко. И кто будет заниматься их интерпретацией? Насколько профессиональны эти люди? Я видела многих педагогов, прошедших краткие курсы и переквалифицировавшихся в психологов. У родительского сообщества не очень высок уровень доверия к профессионализму людей, проводящих исследования».

Еще один страх потенциальных и опытных приемных родителей — если тестирование станет обязательным, специалистам будет проще не отдавать детей в семьи, чем потом получать выговор, если кого-то из них вернут обратно.

«Специалисты будут нести ответственность за это исследование. Но они понимают, что не могут везде быть точными. Мы боимся, что многие пойдут по пути наименьшего сопротивления — будут писать по возможности везде, что семья не ресурсна. А дети так и будут оставаться в детских домах».

При этом Юлия уверена: если родители будут точно знать, что психологическое тестирование направлено на благо их будущего приемного ребенка и их самих, если все вопросы будут решены, никто не станет ему сопротивляться.

«Да, мы опасаемся отсутствия профессионалов, недостатков методик и топорного подхода к этим тестам. Но мы понимаем, что дети должны быть не в детдоме, а в безопасной семье. К сожалению, нельзя сказать, что любая семья лучше детского дома. Многие возвращают детей обратно, а для ребенка каждый возврат — маленькая смерть. Если психологическое тестирование поможет избежать этого, то его необходимо проводить. Все, чего мы хотим, чтобы оно вводилось в спокойном режиме, плавно, чтобы мы были уверены, что с нами работают профессионалы, а дети будут попадать в семьи».

 oslon.jpg

Вероника Ослон

Вероника Ослон: «Задача психологов — помочь как можно большему числу детей попасть в семью»

Кандидат психологических наук, доцент, профессор

Эксперты не отрицают, что проблема со специалистами есть. Но она решаема. Для психологов, задействованных в исследованиях кандидатов в приемные родители, проводится обучение, организуются тренинги, продумываются методики.

«Помимо этого мы стараемся свести человеческий фактор к минимуму, даем пакет методик с максимально понятной интерпретацией, чтобы снизить риск ошибки специалистов».

Вероника Ослон успокаивает: опасения, что психологи будут не готовы отдавать детей в приемные семьи, абсолютно беспочвенны.

«Все с точностью до наоборот. Специалисты заинтересованы в том, чтобы как можно больше детей обрели родителей. От них требуется именно это. В конце концов, такова государственная политика в отношении детей-сирот. Задача специалистов — найти как можно больше возможностей устроить ребенка в семью, найти максимальное количество положительных сторон у потенциальных приемных родителей. Но нельзя не признать, что иногда наш фильтр дает сбой. Когда мы видим сообщения о трагедиях, произошедших с детьми в приемных семьях, мы задаемся вопросом: как такие люди смогли пройти все этапы оформления? Как они вообще попали в нашу систему? Но это только дает нам стимул к ее совершенствованию».

По словам эксперта, в ходе психологического исследования специалисты рассматривают пять основных направлений жизни семьи.

«Это ее история, актуальное функционирование, структура, этап, на котором семья находится сейчас, и внутренние правила, которые в ней существуют. Последний пункт — самый сложный. Иногда мы сами не понимаем, что семья — отдельный мирок со своими внутренними границами и законами. Для нас они естественны, но ребенку, который приходит в этот мир, необходимо понимать эти правила, изучить их, иначе взаимодействие, особенно в первое время, будет сложным. Обследовать, конечно же, нужно не только родителей, но и всех, кто будет жить вместе с ребенком. Такая форма работы с семьей — проявление заботы о ней. К сожалению, в моей практике были случаи, когда люди, несмотря на всю свою уверенность, были не готовы к появлению в их жизни приемного ребенка. Некоторые семьи разрушались. Исследование направлено на предотвращение таких ситуаций. Семья нужна каждому ребенку, ему нужна любовь и поддержка. Конечно же, семья в этом случае намного ресурснее детского дома. Но мы должны понимать, сможет ли она дать ребенку ту любовь, ту атмосферу, которая так ему нужна, и не разрушиться. Сейчас мы разработали единый комплекс методик по проведению такого исследования. Психологи с ним уже работают».

Галина Семья: «Ребенку нужна любовь и больше ничего»

Кандидаты в приемные родители на тематических форумах часто стараются выяснить методики проведения исследования, найти подобные тесты в сети, пройти их заранее или составить шпаргалки. Эксперты уверяют: так только хуже.

«Пытаться показать себя в рамках исследования лучше, чем мы есть на самом деле, — плохая идея. Когда кандидат проходит его по-честному, специалисты могут дать ему правильные рекомендации, работать с ним на достижение некоего результата. Если же человек до этого листал литературу, пытался найти «правильные ответы» и, в итоге, прошел исследование нечестно, все предложения и вопросы психологов не помогут. Они будут напрасными. Это не экзамен, к которому надо готовиться. Шпаргалки здесь — худшее, что можно придумать».

По словам Галины Семьи, у экспертов нет никакого «эталона приемного родителя», которому нужно обязательно соответствовать. Все, что нужно приемному ребенку — люди, готовые искренне о нем заботиться.

«Никакого эталона быть не может. Есть только две главных вещи. Первая — приемные родители должны быть готовы любить этого ребенка. Ему нужно окунуться в атмосферу такой любви. В детском доме у него нет на это шансов. Любовь там он должен заслужить — своими успехами, своим поведением. Он вынужден постоянно зарабатывать ее, добиваться. В семье такого не должно быть. А второе — родителям необходимо понимать особенности такого ребенка, понимать, что он отличается от их кровных детей, у него есть своя история, свои пережитые трагедии и недоверие к окружающим его людям. И приемная семья должна обладать ресурсом, чтобы решить эти проблемы, сгладить углы и удовлетворить потребности ребенка. Больше ничего не нужно. Все остальное — глупости».

 

Автор - Анна Поваго, сотрудник ИД «Коммерсантъ» специально для Усыновите.Ру

 

Материалы подготовлены с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».