19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Официальные рекомендации

331

В связи с возникающими у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, вопросами
об осуществлении органами опеки и попечительства деятельности по выявлению детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), их устройству, контролю за деятельностью опекунов (попечителей) и организации деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот), в условиях применения ограничительных мер, направленных на противодействие распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения единообразного применения законодательства, а также в дополнение к совместному письму Минтруда России (Котяков А.О., письмо от 6 апреля 2020 г. № 12-3/10/В-2638), Минпросвещения России (Кравцов С.С., письмо от 6 апреля 2020 г. № СК-253/07), Минздрава России (Мурашко М.А., письмо от 6 апреля 2020 г. № 30-0/И/2-4128), Роспотребнадзора (Попова А.Ю., письмо от 6 апреля 2020 г. № 02/6140-2020-24) об организации работы стационарных организаций социального обслуживания  и организаций для детей-сирот Минпросвещения России рекомендует следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению cанитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ), а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»  иот 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку  и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, включая приостановление деятельности отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений Указа и определение численности государственных и  муниципальных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.

Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации  и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) судам рекомендовано рассматривать дела  и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности. Рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей, включая ограничение и лишение родительских прав родителей, судами в настоящее время
не осуществляется.

Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, устройству их в семью на воспитание или помещению под надзор в организацию для детей-сирот, контролю
за деятельностью опекунов (попечителей) и организация деятельности организаций для детей-сирот должны осуществляться в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации,  а также принятых ограничительных мер.

  1. О передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан.

Дети, которые находятся в организациях для детей-сирот по заявлению  их родителей или опекунов (попечителей), могут быть переданы законным представителям на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации. Для принятия решения организации для детей-сирот достаточно заявления законных представителей, а также заявление ребенка (учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен).

Если организацией для детей-сирот рассматривается вопрос о временной передаче детей, оставшихся без попечения родителей, законным представителем которых выступает организация для детей-сирот, в семьи граждан, проживающих
на территории Российской Федерации, то в этих случаях применяются установленные постановлением Правительством Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее – Правила). Согласно указанным Правилам гражданин представляет
в организацию для детей-сирот заключение органа опеки и попечительства, выданное гражданину по его месту жительства. Также организация для детей-сирот вправе информировать граждан, имеющих заключение о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями), уже установивших личный контакт с ребенком, о возможности временной передачи детей в их семьи.

Если введенные ограничительные меры позволяют родственникам, иным лицам, с которыми у ребенка (детей) имеются устойчивые личные отношения, сотрудникам организаций для детей-сирот получить необходимые документы, то в данном случае органам опеки и попечительства в случае обращения указанных лиц рекомендуется осуществлять проведение необходимых мероприятий в целях подготовки заключения о возможности временной передачи ребенка (детей)  и выдачу таких заключений в обычном порядке.

В случае временной передачи ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, в семьи граждан организация для детей-сирот обеспечивает детей продуктами питания или выплачивает денежную компенсацию на их приобретение. При этом порядок обеспечения определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В случае невозможности оперативно собрать необходимые документы для получения указанного заключения органам опеки и попечительства рекомендуется осуществлять передачу детей под предварительную опеку и попечительство). Под предварительную опеку (попечительство) также рекомендуется передавать детей действующим опекунам (попечителям). Принятие акта о предварительной опеке (попечительстве) допускается при условии предоставления гражданином документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни (статья 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Проведение обследования должно осуществляться с соблюдением требований по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В случае если  введенные ограничительные меры позволяют органам опеки и попечительства, региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – государственный банк данных о детях), предоставлять производную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданам, имеющим заключение о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями), состоящими на учете в органе опеки и попечительства, государственном банке данных о детях, а также принимать заявления на выдачу направлений и осуществлять выдачу гражданам направлений на посещение детей, предоставлять организациям для детей-сирот возможность приема граждан в целях посещения ребенка (детей) и принятия органом опеки и попечительства решений о назначении опеки (попечительства), указанная деятельность может продолжаться в обычном режиме. При этом должны быть соблюдены требования по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при решении вопросов, связанных с его воспитанием, обязателен.

  1. О принятии мер по защите прав и интересов детей, родители или иные законные представители которых в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) помещены в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях.

В соответствии с полномочием органов опеки и попечительства
по обеспечению своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки (попечительства), предусматривается обязанность проведения обследования условий жизни ребенка с целью установления факта отсутствия попечения его родителей или его родственников и обеспечения защиты прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. При проверке поступающих сведений о ребенке (детях), родители или иные законные представители которых находятся в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, и принятии мер по защите прав и интересов таких детей органам опеки и попечительства рекомендуется следующее.

В случаях, при которых требуется помещение ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, а также предоставления иных медицинских услуг, родители которых находятся в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, необходимо взять информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя. Информированное добровольное согласие дается в порядке, установленном статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в отношении:

несовершеннолетнего не старше 15 лет, несовершеннолетнего, больного наркоманией, не старше 16 лет или недееспособного лица, если оно по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

несовершеннолетнего, больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или несовершеннолетнего при медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими 18-летнего возраста).

Если помещение ребенка (детей) в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, не требуется, ребенок (дети) по указанию родителей может остаться на попечении его родственников или лиц, с которыми у ребенка (детей) имеются устойчивые личные отношения. При этом целесообразно взять у родителей согласие в простой письменной форме об отказе
во временном помещении ребенка (детей) в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оставлении их на попечении указанных лиц, составленное в присутствии представителя администрации медицинской организации, в которой они находятся на лечении, либо специалиста органа опеки и попечительства.

При обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности выполнения родителями своих обязанностей длительное время по независящим от них причинам (ухудшение состояния здоровья и увеличение сроков лечения в стационарных условиях), и в случае невозможности для родственников или иных указанных лиц оперативно собрать необходимые документы для назначения их опекунами (попечителями) в общем порядке на основании совместного заявления родителей на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, органам опеки и попечительства рекомендуется осуществлять передачу ребенка (детей) под предварительную опеку (попечительство). Основанием для принятия акта органа опеки и попечительства может быть документ медицинской организации о нахождении родителей на длительном лечении, а также согласие ребенка (детей), достигшего возраста
10 лет. При отсутствии родственников или иных указанных лиц рекомендуется рассматривать возможность назначения временными опекунами (попечителями) действующих опекунов (попечителей). Принятие акта о предварительной опеке (попечительстве) допускается при условии предоставления гражданином документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. Проведение обследования должно проводиться с соблюдением требований по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19).

В случае отсутствия попечения родственников или лиц, с которыми у ребенка (детей) имеются устойчивые личные отношения, ребенок (дети) может быть временно помещен в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения. В зависимости от ситуации основанием для помещения и пребывания
в данном учреждении являются в том числе:

личное обращение несовершеннолетнего;

заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Порядок приема несовершеннолетних в указанные учреждения установлен статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В случае если опекун (попечитель) находится в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, опека (попечительство) может быть временно прекращена как по его просьбе,
так и по инициативе органа опеки и попечительства в целях передачи ребенка (детей) под предварительную опеку (попечительство). Впоследствии опека (попечительство) может быть восстановлена путем отмены акта органа опеки и попечительства о временном освобождении от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) и с учетом соблюдения требований в случае установления их этим актом, а также с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет. Возможность временного прекращения обязанностей опекуна (попечителя) предусмотрена
частью 4 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке
и попечительстве».

Если отсутствует возможность назначения временного опекуна (попечителя), ребенок (дети) может быть временно помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

  1. О проверке условий проживания детей, находящихся под опекой (попечительством), и осуществлении сопровождения семей.

В случае если введенные ограничительные меры, включающие в том числе установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц
и транспортных средств, не позволяют органам опеки и попечительства осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни детей, находящихся под опекой (попечительством), соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, органам опеки
и попечительства рекомендуется принять акт о переносе плановых проверок на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации.

В течение указанного периода органом опеки и попечительства может быть организован мониторинг, включающий в себя сбор, учет, обработку и анализ информации, поступающей от опекунов (попечителей), несовершеннолетних подопечных, компетентных органов, уполномоченных организаций. Мониторинг может осуществляться в дистанционном режиме с применением цифровых технологий.

Оказание консультативных услуг организациями, осуществляющими сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, также рекомендуется осуществлять в дистанционном режиме
с применением цифровых технологий.

  1. О деятельности организаций для детей-сирот.

В течение всего периода до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации и соблюдением требований по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), рекомендуется продолжать взаимодействие организаций для детей-сирот с негосударственными некоммерческими (в том числе общественными и религиозными) организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами – добровольцами (волонтерами), оказывающими поддержку, до введения ограничительных мероприятий, в том числе в случае принятия решения об объявлении карантина в организации.

Прошу довести настоящие рекомендации до сведения специалистов органов опеки и организаций для детей-сирот, а также обеспечить личный контроль за исполнением данных рекомендаций и организацию горячей линии для консультаций граждан, специалистов органов и организаций, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере защиты прав детей, по вопросам форс-мажорных обстоятельств, возникших в связи с введением ограничительных мер, направленных на противодействие распространению на территории субъекта Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

 

Приложение

 

 

 

       

С.С. Кравцов

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».