По данным Рособрнадзора, на участие в ЕГЭ в этом году зарегистрировалось 649 тысяч выпускников. Самым массовым остается ЕГЭ по русскому языку, второе место занимает математика. Сколько среди выпускников – детей из приемных семей и выпускников детдомов, статистика нам не ответит, но эксперты утверждают, что этим ребятам, несмотря на привилегии в поступлении, учеба дается непросто. Как мотивировать такого подростка на учебу? Какую профессию выбрать, если ты восьмиклассник-троечник? На эти вопросы "РГ" ответили авторы и участники социально-образовательного проекта "ВыборПрофи".
"Мы разработали проект, который помогает подросткам из приемных семей определиться с профессией, подтягивает их по общеобразовательным предметам и дает возможность приемным родителям получить помощь психологов", - говорит директор Центра развития социальных проектов Армен Попов. - Благодаря дистанционному формату эту помощь смогли получить приемные семьи из самых разных уголков России.
В проекте приняли участие более ста человек. Авторы считают, что говорить о долгосрочных результатах еще рано, но оценки у детей заметно улучшились. Проект стал возможен благодаря поддержке благотворительного фонда "Абсолют-Помощь".
"По восьми предметам исправил тройки на 4, а четверки на 5, - радуется Татьяна Татова, многодетная приемная мама, рассказывая о своем старшекласснике, троечнике Никите. - Он совершенно изменил свое отношение к учебе, изменил свои планы. Если раньше после 9-го класса он планировал поступать в колледж, то теперь решил продолжить учебу в школе и поступать в вуз на техническую специальность".
"У нашего Игорюшки знания были на уровне "два-три", когда мы его взяли, - делится приемная мама Любовь Алексеева из Пензы. - Это был 4-й класс. В 7-м классе к него было семь троек за четверть. В этом году, благодаря педагогам проекта, он закончил 9 классов без троек. И решил, что пойдет в колледж. На тестирование специалисты подсказали ему профессию – ландшафтный дизайн".
Подсказка в выборе будущей специальности – главная задача проекта. Выбраться из "троечников" в "хорошисты" бывает проще, чем выбрать профессию.
"Подростков кидает в разные стороны, - отмечает Армен Попов. - Они точно не могут ответить на вопрос, кем ты хочешь быть. Они отвечают: "этим, а может этим, а может и тем". И здесь помогает тестирование, которое позволяет открыть внутренний мир ребенка и показать, что все-таки ему ближе. Мы уже не первый год видим, что тестирование, действительно работает. Когда ребенку говоришь о результатах, он часто охотно соглашается, принимая подсказку. Кому-то подходит работа с животными, он с удивлением говорит: "Ой, точно!" Вообще-то я хотел быть фотографом, но, по-честному, мой лучший друг Вася хочет быть фотографом..."
Специалисты проекта помогли не только троечникам и сомневающимся тинейджерам, но и их родителям.
"Проект заинтересовал меня профориентацией и тренингами для подростков, - говорит приемный папа Константин Пустырев из Улан-Удэ. – Позже я узнал о занятиях для родителей, но присоединился к ним без особого энтузиазма".
Неожиданно для себя Константин вспомнил хорошо забытые старые и узнал новые способы общения с сыном, кроме того, преодолел свои личные кризисы – его неполная семья была под угрозой распада.
"Я не сдался. Это главное", - считает он.
Мнение
Екатерина Селенина, психолог:
- Главная причина неуспеха детей-сирот заключается в том, что работа не является для них ценностью. Способность и талант у них не связаны с профессиональной деятельностью. Кроме того, невозможно попасть в приемную семью, не пережив травму, а травма всегда разъединяет тебя с собой. Ты по-другому чувствуешь, по-другому видишь себя, других. И это мешает тебе вписаться в этот мир. Из-за этого большинство и не получают успешности. Не получают удовлетворения от работы, от общения. Не создают семьи. Не воспитывают своих детей. Это серьезнее, чем просто найти работу.
Как нащупать инструмент понимания ребенка? Через осознанность себя. Когда лучше понимаешь свои собственные чувства, ребенок не страшит тебя. Очень многие родители боялись подростков, их выходок, дурной компании. Этот страх мешал отношениям. Если убрать этот страх, то родитель уже видит не агрессора, который специально изводит родителя, а ребенка, которому нужна помощь. И родитель уже по-другому на него смотрит и по-другому с ним разговаривает. Уже нет злых глаз, закрытой позы, доминантной родительской позиции. А перед ребенком действительно значимый человек, который хочет помочь. И доверия становится больше.
Многие родители смогли что-то подправить в себе, решить проблемы, которые не разрешались несколько лет. Например, одной девочке школьные педагоги поставили диагноз – "не может учиться, не сможет получить профессию". А знаете, почему? Она плохо считала. Ее рано удочерили, но у нее все равно был посттравматический синдром. Она не могла быть в состоянии покоя. Математика и цифры настолько ее страшили, что она не могла считать. Когда мама увидела, что девочке нужен порядок, покой, безопасность, режим - ребенок начал совершенно спокойно обращаться с цифрами. Были примеры, когда родители не видели, что лежит за отказом ребенка выполнять правила или следовать их совету. Они думали, что это врожденное сопротивление. На самом деле, это были отголоски травмы, которые не давали поговорить по душам и помочь ребенку.
Агрессия, несдержанность, срывы – еще одна важная тема, от которой родителям нужно стараться уходить, надо уметь идти на конфликт и не рвать отношения. Эти, на первый взгляд повседневные вещи, без которых не сложится ни одна работа, ни одна карьера.
Справка "РГ"
"ВыборПрофи" - социально-образовательный проект по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Проект стал логичным продолжением проектов по профориентации выпускников организаций для детей-сирот – "АртЗачет" и "ПрофЗачет".
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»
18 Ноября 2024
26 ноября – 27 ноября 2024 года состоится Всероссийский онлайн форум православных приемных семей