19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

В Саратовской области, чтобы спасти школу от закрытия, учителя усыновили целый класс

314

Сорок километров от райцентра Аткарска по абсолютному бездорожью, потрепанный указатель - и вот оно, село Прокудино. Полсотни крошечных домиков, техника, ржавеющая под открытым небом, рассыпающиеся по кирпичам амбары и коровники, и посреди всего этого «великолепия» - добротная школа с внушительным приусадебным участком. На грядках воткнуты таблички «огурцы», «томаты», «картофель», а розово-желтая краска на здании еще даже не успела выцвести на солнце.

- Школа у нас новая, ей всего 15 лет. Она была долгостроем. Детей было много, а учиться негде - вот ее и возвели. Но когда достроили, дети в селе кончились, - вздыхает директор Светлана Зонова. - Вот смотрите, в 98 году на первое сентября было 102 ребенка, а семь лет спустя, в 2005 - всего 49. Были классы, где всего один-два ученика.

Тогда-то и решили местные чиновники закрыть учебное заведение, как малокомплектное. Но для 30 человек, работающих здесь, это было смерти подобно. Куда в Прокудине, где живут всего 500 сельчан, устроиться педагогам с высшим образованием? За школу решили биться всеми возможными способами. Хотели и лицейский класс делать, и сельскохозяйственную академию, но на все были нужны огромные деньги.

Сейчас больше половины учеников в школе бывшие детдомовские.
Сейчас больше половины учеников в школе бывшие детдомовские.
Фото: Елена ИБРАГИМОВА

- Ну где взять учеников? Хоть самим рожать, - вздыхали женщины на педсоветах.

- А зачем рожать, когда можно из детского дома взять? - обмолвилась как-то директор. - Вон, наш пример у вас перед глазами.

«Она зашла в комнату и я поняла - мое!»

Пример, действительно, был. Светлана Павловна за два года до этого взяла из приюта 8-летнюю Олю. На тот момент у женщины уже было трое своих детей - две девушки-студентки и 12-летний сын. Поэтому идея подарить семью одинокому малышу была вполне осознанна и бескорыстна.

- Мне показали троих. Общаюсь, а на душе только жалость. И больше ничего. И тут директор позвала девочку. Она вбежала в комнату с таким лицом «ну наконец-то!» И у меня сердце екнуло - я поняла, что вот она, наша! - вспоминает Светлана Павловна со светящимися от счастья глазами. - Мы всего две минуты пообщались и поехали домой.

Оказалось, что Оля тоже сразу поняла, что эта семья приехала за ней. За два года, проведенных в семье, малышка из приютского «ежика» превратилась в домашнюю умницу-красавицу. Вежливую со всеми и прекрасно отвечающую на уроках.

Глядя на нее, педагоги серьезно задумались над идеей директора. А через пару месяцев все вместе поехали в Аткарский приют.

Кто-то переборол страх, кто-то - нет

- Обязаловки не было, но многие не взяли детей, потому что боялись. Что будет не так идеально, как у Светланы Павловны, - вспоминает педагог Елена Ильина. - Я вот тоже сначала не взяла, а теперь уже поздновато - возраст не тот.

В этом плане очень помогли сотрудники приюта. Они предложили учителям для начала поработать в так называемых семейных группах, когда мама одновременно и педагог. Мол, если прикипите душой, тогда заберете себе. В итоге 11 женщин из села Прокудино забрали себе в семьи 26 малышей - целый класс!

Сказать, что все было идеально, было бы не совсем правдой. Детей приходилось достаточно долго «отогревать». По словам женщин, были и психологические проблемы, и страх за плохие гены, и ревность домашних.

11 женщин из села Прокудино забрали себе в семьи 26 малышей - целый класс!
11 женщин из села Прокудино забрали себе в семьи 26 малышей - целый класс!
Фото: Елена ИБРАГИМОВА

- Когда мы взяли Олю, то, естественно, ребенка надо было адаптировать. И перевес внимания все-равно был. Как-то ко мне подошла старшая дочка и говорит:«Мам, у нас проблемы». Оказалось, что мой 12-летний Витюшка заревновал. Мол, мама больше Олю любит. И ходил сестре жаловаться. Но она у меня молодец, поддержала, как могла, - улыбается Зонова. - Пришлось думать, как решать проблему.

Сейчас больше половины учеников в школе бывшие детдомовские. Но, как ни странно, проблем с успеваемостью нет. На Доске почета на десяток отличников всего двое «домашних». Да и попробуй с мамой-математиком не выучить синусы и косинусы.

- Мама никогда не ругается. Даже когда я что-то не так сделаю. Просто молчит. Я уже сама прошу:«Ну поругай меня, что ли». А она смеется:«Зачем, я же тебя люблю»! Я, пока сюда не попала, не знала, что такие отношения бывают, - взахлеб рассказывает 15-летняя Таня Аксенова. - Раньше дома только скандалы и пьянки были. А сейчас все по-другому. Я, когда вырасту, обязательно двоих детей из приюта возьму, чтобы у них тоже была мама. Ведь если каждый человек возьмет хотя бы по одному ребенку, то ничейных детей совсем не будет!

Самая большая проблема

В этой школьно-семейной идиллии самой большой проблемой стали биологические родители детей. Так как юридически дети находятся под опекой, то их прежние мамы и папы имеют право на восстановление родительских прав. Едва ребенок адаптируется на новом месте, встает на ноги и становится умницей-красавицей - объявляются родственники, мечтающие его вернуть.

Директор Светлана Зонова, сделала все, чтобы школу не закрыли.
Директор Светлана Зонова, сделала все, чтобы школу не закрыли.
Фото: Елена ИБРАГИМОВА

- У нас недавно нашлась мама одного мальчика. Готовит бумаги, хочет его забрать из приемной семьи. А он несколько лет в приюте провел и еще 4 года в новой семье. На днях Гоша возвращался из лагеря, она приехала вместе с приемной матерью его забирать. Мальчик ей даже сумку отдавать не стал. А она ему нервы мотает:«Ты хочешь, чтобы я ушла и не вернулась?» Ну зачем так делать? - вздыхает Ильина.

Похожая ситуация и у Тани Аксеновой. Они с сестрой уже больше года в приемной семье, но биологическая мать периодически пытается общаться.

- Она звонит пьяная, говорит, что заберет нас. Я просила ее не звонить, объясняла, что мне от этого больно, а она все звонит, - опускает глаза девочка. - А я не хочу к ней!

Про свою прошлую жизнь дети вспоминают неохотно. Почти у всех были и родительские пьянки, и побои, и нехватка еды. Многих забирали целыми семьями. Поэтому в приюте дети, как могли, держались друг за друга.

Жители Прокудино отнеслись к новоселам радушно. Сейчас эти дети живут самой обычной сельской жизнью, разве что атмосфера в школе больше напоминает домашнюю - уютные кабинеты, семейные фотографии, вышитые полотенца у умывальников.

Малокомплектную школу педагоги отстояли - после появления новых учеников вопрос о закрытии снялся. Педагоги будут рады, если их история послужит примером другим. Ведь за последние пару лет в области исчезли десятки малокомплектных школ, и одна за другой из-за недостатка учеников они продолжают закрываться. Отчаявшиеся родители пишут жалобы в министерство образования, губернатору и даже президенту. Говорят, что, если школы не будет, умрет и село. Но аргументов почти всегда оказывается недостаточно. В отличие от Прокудино.

- А это точно правильно - спасать школу за счет детей? - задаю напоследок мучивший меня все это время вопрос.- Это же живые люди!

- Так мы же не только школу спасали, - понимающе улыбается директор. - Мы детей тоже спасали. Они же каждый мечтают, чтобы у них были мама и папа. А приют, пусть и хороший, семью не заменит.

Источник Комсомольская правда

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

17 Октября 2024

16 октября 2024 года в Тюмени начала работу Всероссийская стажировочная площадка для специалистов ведомств системы профилактики социального сиротства.

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка