17 Лет
Вот уже 17 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Обратно в детдом: почему опекуны отказываются от детей-сирот

Взять ребёнка в семью — непростой и ответственный шаг. Будущие родители долго к нему готовятся: собирают документы, общаются с близкими, встречаются с ребёнком. Но иногда семья понимает, что не выдерживает. И возвращает ребёнка назад. Почему это происходит? И можно ли это предотвратить? Рассказывают психологи фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Юлия Курчанова и Ольга Сидорова.

Что такое вторичный возврат
Возвратом обычно называют действие приемного родителя или опекуна, когда он написал заявление и вернул ребенка. Почему это называется именно вторичным возвратом? Потому что ребёнок уже был в учреждении, и он повторно попадает в систему.

Почему происходят возвраты
1. Несовпадение ожиданий с реальностью

Не все проблемы со здоровьем ребенка-сироты будут проявляться в учреждении. Некоторые, особенно поведенческие проблемы, станут очевидны только дома, из-за этого приемный родитель часто не может правильно оценить свои ресурсы.
Потенциальный приемный родитель во время знакомства часто видит идеального ребенка, а не настоящего. Важно понимать, что, оказавшись в детском доме, ребенок уже имеет непростой жизненный опыт, который так или иначе оказывает влияние на его поведение и отношение к окружающим. До пандемии проводились дни открытых дверей в ЦССВ и детских домах, где можно было пообщаться с ребенком. Но это все равно искусственная обстановка, где ребенок не может полностью раскрыться. Часто приемный родитель берет ребенка и имеет слабое представление о его характере и темпераменте. Он увидел только картинку, которую ему показали за два часа. Несовпадение ожиданий с реальностью может привести к внутреннему конфликту у приемных родителей, к страху, к пониманию того, что они не знают, как реагировать в тех или иных ситуациях на поведение приемного ребенка.
2. Сложная адаптация

Подавляющее число приёмных семей проходят период адаптации. В каких-то семьях она проходит более спокойно, а в каких-то — по сложному сценарию.

Будущие приемные родители должны обсудить решение взять ребенка со всеми членами семьи. Это своего рода профилактика, потому что в процесс адаптации будут вовлечены не только приемные родители, а все окружение. Если супруг, супруга, бабушка или дедушка были изначально настроены против решения взять приемного ребенка, на адаптации это тоже будет сказываться. Также важно обсудить свое решение с кровными детьми, грамотно подготовить их, вместе обсудить вопросы, которые вызывают тревогу.
Важно помнить, что проблема не решится сама. Возвраты, которые произошли после длительного пребывания ребенка в семье, это следствие каких-то неразрешенных конфликтов. Например, родители поняли, что что-то идет не так, но решили, что просить помощь — стыдно. Они думают, что трудности носят временный характер, сильна надежда, что любовь поможет «отогреть» ребенка.
Конечно, любовь и забота — это важно, но не менее важно понимать, что без помощи и поддержки специалистов проблема может и не решиться

Постепенно накапливаясь, она приведет к серьезному кризису в отношениях между ребенком и родителем.

3. Возвраты из-под родственной опеки

Около половины возвратов — это родственные возвраты. Бабушки и дедушки или другие близкие родственники не справляются и сами отдают детей в интернаты, либо делают это под влиянием школы, органов опеки или комиссии по делам несовершеннолетних.

Первый вариант: бабушка забирает ребенка, и пока он маленький, проблемы не возникают. Но когда внук становится подростком, она перестает с ним справляться, потому что у нее нет ресурсов.

Второй вариант: ребенка берут тети или дяди. Если бабушка участвует в воспитании ребенка с более раннего возраста, то тетя или дядя живут отдельно, у них своя семья.

Из чувства долга они принимают ребенка, но он не вписывается, накладывается проблемное поведение, они возвращают его в детский дом

Что происходит во время кризиса с такой семьей:

Для школы — это проблемный ребенок с плохо справляющимися родителями.
Для органов опеки — слабая приемная семья, слабый опекун, дополнительная работа и отсутствие возможностей предложить какую-то помощь.
Получается, что в ситуации, когда семье нужна поддержка и опора, происходит все наоборот. Они становятся изгоями, постоянно получают замечания из разных служб, их постоянно вызывают на какие-то комиссии и применяют по отношению к ним карательные меры. Все эти обстоятельства могут привести к возврату.

Приёмных родителей надо готовить
Должна быть качественная подготовка приемных родителей. В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» есть дополнительные модули: особенности детей подростков, особенности детей с ОВЗ. Чем больше знаний получает будущий приемный родитель, тем более осознанное и взвешенное решение он примет в дальнейшем. Он сможет почувствовать свои возможности и ресурсы. Это может стать профилактикой возвратов.

Люди, движимые лучшими побуждениями, но не владеющие информацией об особенностях детей с сиротским опытом, могут принять решение, не рассчитав грамотно свои силы и возможности

«Я столкнулась с этим во время карантина, — рассказывает психолог сопровождения Ольга Сидорова. — Мне позвонила женщина, которая в базе увидела анкеты детей». «Потрясающие, маленькие, похожие на ангелочков. Я хочу их быстрее забрать». Так она мне говорила. Я спросила: «А вы обратили внимание, какая у них группа здоровья, какой статус? Как вы думаете, у вас есть ресурсы, чтобы принять в семью сиблинговую группу? А если это дети с ограниченными возможностями здоровья? А если у детей есть кровные родственники, которые захотят поддерживать общение с детьми?»

Родственникам ребенка, которые готовятся стать его опекуном, нужно ответственно относится к ШПР. «Не так уж редко я слышу: «Это мой племянник (племянница). Я его знаю с пеленок. Мне бы побыстрее, просто получить бумажку» или «Главное — любить ребенка, это важнее всего. Я всегда объясняю, что это не совсем верный подход. В любом случае есть психологические особенности, не зная о которых можно прийти к глубинным противоречиям и довести ситуацию до возврата».

Просить о помощи не стыдно
Ребенку и семье тяжело жить в напряжении и страхе быть отвергнутыми. Если опекунами становятся родственники, с ними нужно проводить занятия на принятие ребенка, на принятие ситуации, на проживание чувства вины и стыда. С одной стороны, они чувствуют, что они как семья виноваты в том, что ребенок/ сестра/брат неблагополучные. С другой стороны, они испытывают стыд из-за общественного осуждения. Часто они не выбирали этого ребенка, это не было их осознанным решением, на них это свалилось. Поэтому так важна для них психологическая поддержка.

Важно предлагать помощь не только приемным родителям, но и ребенку
Это могут быть группы психологической помощи, профилактика зависимостей, занятия в досуговом центре, где ребенка бы принимали и он получал бы опыт успеха. Но многое зависит от настроя опекуна. «У нас сейчас есть такой случай: ребенок находится под опекой у тети. И тетя сама идет на контакт, работает с психологом и подает пример ребенку. Через ее опыт ребенок начинает понимать, что ничего страшного в работе с психологом нет, что ему стараются помочь», — рассказывает координатор проекта «Сопровождаемое проживание» Юлия Курчанова.

Не нужно стесняться просить о помощи
Есть услуга «‎сопровождение замещающих семей». Ее оказывают как благотворительные фонды, которые уполномочены для ведения такой деятельности органами государственной власти, так и государственные организации. Сопровождение может заключаться в решении:

Медицинских вопросов (например, если у ребенка есть особенности развития, ему нужны обследования и реабилитация);
Юридических проблем (например, если есть вопросы, связанные с недвижимостью ребенка, с оплатой коммунальных услуг и т. д.);
Психологических проблем.
Сопровождение замещающих семей подразумевает адресный подход и не должно быть шаблонным. Специалисты должны изыскивать ресурсы, чтобы помогать семье в решении конкретного запроса.

Период адаптации в идеале должен проходить при поддержке психолога
Как часто и с какой периодичностью необходимо консультироваться с психологом — зависит от конкретной семьи. Не надо доводить ситуацию до критической точки: исправлять всегда намного сложнее. Как только появляются какие-то предвестники проблем, нужно сразу обращаться за помощью. Адаптация страшна выгоранием приемного родителя и риском вовремя не заметить свое состояние.

Предотвратить вторичные возвраты может качественная подготовка кандидатов в приемные родители, профилактика и вовремя оказанная адресная помощь — этим и занимается фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

https://mel.fm/blog/oksana-markech1/37615-obratno-v-detdom-pochemu-opekuny-otkazyvayutsya-ot-detey-sirot?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=vzyat-rebyonka-v-semyu--neprostoy-i-otve

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Июня 2022

По инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой 28-29 июня в Санкт-Петербурге состоится Первый межрегиональный форум «Подростки 360». Мероприятие пройдет на площадках Санкт-Петербургского государственного университета, организовано Центром развития социальных проектов при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

14 Июня 2022

В этот четверг (16 июня) в 10:00 (мск) смотрите очередной вебинар в рамках Университета приемных семей "Усыновите.ру"

09 Июня 2022

Саша — бывший воспитанник детского дома, чьи дневники уже появлялись на «Меле». Он рассказывал, чему учит жизнь в «баторе» («интернат» на сленге), как он привыкал к Москве и почему любит животных. Вместе с фондом «Измени одну жизнь» мы продолжаем рассказывать Сашину историю: на этот раз серия о любви и отношениях в интернате.

31 Мая 2022

По данным Рособрнадзора, на участие в ЕГЭ в этом году зарегистрировалось 649 тысяч выпускников. Самым массовым остается ЕГЭ по русскому языку, второе место занимает математика. Сколько среди выпускников – детей из приемных семей и выпускников детдомов, статистика нам не ответит, но эксперты утверждают, что этим ребятам, несмотря на привилегии в поступлении, учеба дается непросто. Как мотивировать такого подростка на учебу? Какую профессию выбрать, если ты восьмиклассник-троечник? На эти вопросы "РГ" ответили авторы и участники социально-образовательного проекта "ВыборПрофи".