19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

«Ребенок есть, а любви нет» и другие сложные психологические моменты приемного родительства

491

Ольга Неупокоева — коррекционный психолог, специалист по работе с приемными семьями. Соавтор книги-пособия для приемных семей «Как я узнал, что у меня две мамы». Сотрудничает с фондами, занимающимися вопросами усыновления, разрабатывает методические материалы, проводит тренинги и семинары.

«Важно не только знать о каких-то вещах, но и «прожить» их эмоционально»

— Как безболезненно пережить период адаптации приемного ребенка?

— Чтобы его благополучно пережить, к нему, в первую очередь, важно подготовиться. Не экономить время на прохождении школы приемных родителей, торопясь скорее собрать документы. Я рекомендую выбрать то место, где занятия проходят в тренинговом формате, а не лекционном. Ведь важно не только знать о каких-то вещах, но и «прожить» их эмоционально. Это помогает в будущем, когда родители попадают в ситуацию, которая была проработана на тренинге. Те чувства, которые возникнут, будут уже знакомы и не дестабилизируют так, как если бы были новы и неожиданны. Также важно трезво оценивать свои слабые и сильные стороны. Специалисты называют их рисками и ресурсами.

— Что это за риски и ресурсы?

— Рисками могут стать внутрисемейные конфликты, связанные или нет с приходом ребенка, недавнее сильные переживания — тяжелая болезнь, смерть близких, развод, — протест кого-то из членов семьи против факта усыновления и тому подобное. Хорошо бы дать себе время для решения этих вопросов и восстановления до прихода ребенка в семью. Иначе дальше это сильно осложнит адаптацию. А свои ресурсы, внутренние и внешние, полезно буквально пересчитать. Будет ли у вас возможность отдохнуть? Есть ли кто-то из близких, кто сможет побыть с детьми, забрать с занятий, погулять? Наличие возможности выйти из ситуации, переключиться, выдохнуть очень важно в этот период.

— Какие еще могут быть триггеры?

— Адаптацию проживают все члены семьи. Часто в это время фокус внимания направлен на приемного ребенка, а кровные дети, особенно если они старше, остаются наедине со своими переживаниями. Это может привести к их протестам против приемного, борьбе за родителей. Важно оставить для них безопасное личное пространство, поддерживать в переживаниях и давать на них право.

Наконец, в период адаптации сильно истощают ожидания, построенные еще до прихода ребенка в семью. Например, что он с радостью будет ходить на кружки, любить семейные посиделки, ценить подарки и тому подобное. Или что сложный период, о котором пишут в книгах, вот-вот закончится, и все заживут в мире и любви. Но, конечно, все будет происходить по-другому. Не потому, что в книгах и родительских чатах обманывают, а потому, что все люди разные, у всех разный багаж.

— И какой же вывод?

— Мой совет: подкрепитесь качественным обучением до прихода ребенка в семью и обращайтесь за поддержкой детского психолога или/и своего терапевта в течение периода адаптации. Не тяните все на себе, не нужно держать картинку. Все может быть не так, как ожидалось, и это нормально.

 

«Реактивное расстройство привязанности — это механизм выживания ребенка»

— В связи с усыновлением часто говорят про реактивное расстройство привязанности...

— Эта тема очень объемная и сейчас на пике популярности. Поэтому моя первая рекомендация приемным родителям: если вы не можете понять поведение или какое-то состояние ребенка, не знаете, как реагировать, не читайте статьи в интернете и не задавайте вопросы на форумах! Найдите хорошего психолога, который работает с приемными детьми, имеющими психологическую травму. Обратитесь к нему за диагностикой и задайте все вопросы по вашему ребенку!

— И все же, если коротко, то почему расстройство привязанности возникает, как распознать его и справиться?

— Я сознательно не буду перечислять симптомы, потому что причиной каждого из них может быть не реактивное расстройство привязанности, а психотравма, гиперактивность, последствия жестокого обращения и многое другое. Скажу только, что это не какой-то фатальный диагноз, а механизм выживания ребенка. Раньше, действуя таким образом, он получал внимание, еду, избегал жестокого обращения… Поместив его в другую среду, взаимодействуя с ним по-иному, мы создаем условия, в которых со временем необходимость в таком поведении уходит. Это можно изменить совместной работой семьи и специалистов. Да, вероятно, будет непросто, потребуется много сил. Поэтому помогая ребенку, родителям обязательно нужно помнить о себе — обвязаться ресурсами и поддержкой для профилактики выгорания.

«Оценивать поступки кровных родителей не нужно»

— Если ребенок попал в семью маленьким и не помнит своих биологических родителей, как и когда рассказать ему о том, что он приемный?

— Я считаю, нужно говорить с ребенком о том, что с ним происходило. Во-первых, каждый человек имеет право знать историю своей жизни. А во-вторых, когда мы говорим с ребенком о прошлом, отвечаем на его вопросы, развенчиваем мифы, поддерживаем в переживаниях, то не усугубляем его травму, а помогаем ее проработать.

— Но он же может ничего не помнить!

— Родители ошибаются, когда думают, что если ребенка приняли в семью в младенчестве, то он ничего не помнит. Когда кровная мать отказалась от него в роддоме, в его жизни произошло первое психотравмирующее событие. Память о пережитом всегда будет в отдельных структурах его мозга, в его психике. Как правило, позже психологические травмы прошлого проявляются в эмоциональных состояниях ребенка, в его поведении. А психотерапия травмы в детском возрасте значительно повышает качество жизни подростка и впоследствии — взрослого.

Ко мне как-то обращалась семья с тайной усыновления. У них были проблемы: ребенок обманывал на каждом шагу и, как им казалось, не ценил семью. И там бы стоило работать с его травматичным опытом отказника в роддоме и страхом близких отношений, но, к сожалению, из-за тайны такой возможности не было.

— А если ребенок попадает в семью уже в старшем возрасте? Как говорить с ним о его кровных родителях?

— Определенной возрастной отметки для начала разговора не существует. С детьми, которые растут в приемной семье с раннего детства, хорошо чтобы факты рождения и встречи с родителями вплетались в череду обычных семейных воспоминаний. Если ребенок старше и пока этой темы с ним не касались, то для разговора важно выбрать период, когда ни у кого нет кризисного состояния, в ближайшем будущем не предстоит каких-либо серьезных перемен. В общем, когда обе стороны находятся в стабильном эмоциональном состоянии.

В каждом возрасте важно давать определенный объем информации и тем языком, который ребенок может понять. И инициатива подобного разговора должна исходить от родителей. Не нужно дожидаться, пока ребенок что-то нафантазирует, о чем-то догадается или найдет информацию в сети. При этом оценивать поступки кровных родителей не нужно: с этим он со временем разберется сам. Намного важнее наблюдать за его состоянием во время разговора и поддерживать.

— Если спустя несколько лет кровные родители или родственники появляются? Как строить с ними отношения — свои и ребенка?

— На этот вопрос нет однозначного ответа, в каждом случае много нюансов. Начнем с того, что кровные родственники не стоят на пороге, когда ребенок открывает дверь. Скорее всего, этому предшествует какая-то история. Если они вышли на опеку, и та дала сведения приемной семье, то лучше не торопиться выходить с ними на связь напрямую. Приемным родителям важно беречь себя — вне зависимости от того, как все сложится дальше, скорее всего, сам факт появления кровных родственников вызовет много разных переживаний. Прежде всего, у них самих. Нужно дать себе некоторое время, чтобы стабилизироваться эмоционально и четко понять механизм дальнейших контактов. И важно подключить психолога для поддержки ребенка. Сделать это нужно еще до того, как он узнает о появлении кровных родственников. Это станет хорошим подспорьем и для приемных родителей.

«Ситуацию усугубляет постоянный контроль и оценка общества»

— Приемный ребенок вдруг становится неуправляемым, никого не слушает, не хочет учиться. Как справиться с этим?

— Причин перемены в эмоциональном состоянии приемного ребенка или его поведении может быть много.

Одна из них — возрастной кризис. Он у приемного ребенка может проходить более сложно, чем у кровного. Его мышление совершает скачок в осознании многих вещей (в том числе из травматического опыта), а навыков, как к этому относиться и жить дальше, еще нет. Кроме того, этот кризис у приемного ребенка может случиться как будто не в свое время. Например, так называемый «кризис 3 лет» наступает в 6. Тогда поведение может казаться неадекватным возрасту. Дело в том, что в 3 года ребенок находился в ситуации выживания, и его мышлению было не до проживания кризисов. А когда он попал в семью, его развитие прогрессировало, и психика достраивала пропущенные периоды. Здесь важно, чтобы родители помогли ему пройти кризис на поддержке, сформировав новые необходимые навыки.

Еще причина — с ребенком не говорят о его прошлом, но он знает о факте своей приемности. Он долго носит это в себе, придумывает ответы на свои вопросы. Когда напряжение достигает максимума, оно выливается в поведении. Решение — говорить с ребенком об этом, восстанавливать хронологию жизни, отвечать на вопросы.

Третья ситуация — ребенок, живя в ресурсном пространстве приемной семьи, дорос до осознания травматических событий прошлого, до анализа эмоций. Он чувствует смесь вины и гнева по отношению к кровным родителям и себе. Здесь важна психотерапевтическая работа с психологом по проработке травмы.

Из этих примеров понятно, что общих рекомендаций быть не может. В первую очередь, нужно провести психологическую диагностику и выяснить глубинную причину плохого поведения, а потом уже прицельно работать с ней.

— Неизбежный вопрос: что делать, если через какое-то время после усыновления понял, что любви к ребенку не возникло? Нет принятия, ощущения его своим, родным?

— Есть общественная установка-ловушка, что к приемному ребенку должна возникнуть такая же любовь, как и к кровному. Я искренне не понимаю, почему это так! Кто кому должен и куда делся весь остальной спектр чувств между любовью и нелюбовью? Эта установка порождает чувство вины приемных родителей, мысли о том, что они не смогли, не справились. Нормально же испытывать к близкому человеку разные положительные чувства, иметь тесную душевную связь, быть важными друг для друга.

— Но случается, что отсутствие любви становится причиной возврата ребенка...

— На самом деле, чаще всего причина кризисов, которые оборачиваются угрозой возврата — не любовь или нелюбовь, а поведенческие проблемы, конфликты вокруг ребенка, которые происходят в семье и вне ее. И, как следствие, тотальная эмоциональная истощенность приемных родителей. Ситуацию усугубляет постоянный контроль и оценка общества. Что первым делом услышит приемный родитель, ребенок которого дерется в школе, сбегает с уроков и ворует? Вряд ли слова поддержки. Скорее всего — или что он не справился, или что ребенок больной, что ему уже ничего не поможет, нужно его вернуть.

К сожалению, часто родители, находясь в кризисе из-за истощенности, чувства вины, под гнетом обвинений, не обращаются за помощью к специалистам и пытаются справиться сами. В результате ситуация доходит до невыносимого напряжения. Сегодня в больших городах есть достаточно служб поддержки приемных семей, как государственных, так и на базе благотворительных фондов и родительских объединений. В них работают хорошие специалисты, и к ним нужно не стесняться обращаться за помощью.

— А если решение принято?

— Даже если решение о возврате принято, все равно важно обратиться в одну из таких служб. На этом жизнь не заканчивается. И несмотря на то что травматических переживаний избежать не получится, поддержка специалистов поможет и ребенку, и взрослым пережить это событие с меньшими потерями. Тем более что во многих организациях есть программы по поиску другой семьи, чтобы избежать попадания в интернат. Но такую поддержку можно оказать, только если специалисты узнают о ситуации заранее, а не когда ребенка уже привели за руку в опеку.

https://littleone.com/publication/6693-slozhnye-psihologicheskie-momenty-priemnogo-roditelstva-ne-nuzhno-stesnyatsya-obrashchatsya-za-pomoshchyu

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».