Всемирный банк призывает Россию к централизации систем помощи детям
За последние 30 лет российская система защиты детей стала более эффективной, однако по-прежнему нуждается в централизованном управлении и сборе данных, свидетельствует отчет Всемирного банка. В то же время, по мнению экспертов, создание единого центра управления в этой сфере может сделать ее еще более бюрократической и не решит ее основную проблему — нехватку кадров.
Российская система защиты детей стала эффективнее, чем в 1990–2000-х годах, но нуждается в новых инструментах развития, в том числе в цифровизации и централизации управления, следует из доклада Всемирного банка «Организация систем защиты детей в России» (в его создании также приняли участие Научно-исследовательский институт при Минфине и Высшая школа экономики).
Например, за последние 16 лет число детей в семьях, где кто-то из родителей потерял родительские права, сократилось более чем вдвое, с 65 тыс. до 28 тыс. человек, а число детей, оставленных без попечения родителей, сократилось почти втрое, с 133 тыс. до 43 тыс. человек. Уменьшилось и количество детей, которые нуждаются в приемных семьях,— с 724 тыс. человек в 2009 году до 514 тыс. человек в 2020 году. Это стало возможным благодаря развитию на государственном уровне двух инструментов защиты детей — систем, стремящихся предотвратить разрушение семьи, и патроната, возмездных приемных семей. Важную роль в развитии этих сервисов сыграли некоммерческие организации, отмечают авторы доклада.
Так, если, по данным ЮНИСЕФ, в странах Европы это в среднем 1,222 ребенка на 100 тыс. населения в возрасте до 18 лет, то в России этот показатель достигает 1,853. Чтобы продолжить снижать число детей, которым необходимы приемные семьи, по мнению авторов доклада, России необходимо сделать работу социальных служб более эффективной с помощью нескольких инструментов. Для этого в первую очередь нужен единый центр принятия решений в этой сфере на федеральном уровне — сейчас система защиты детей находится в ведении как нескольких федеральных министерств, так и местных властей. Также необходимо усилить профилактические функции социальных служб, дав им больше полномочий в организации помощи семьям и детям. Наконец, нужно организовать более эффективный сбор данных о процессах в этой сфере как по отношению к конкретным действиям различных ведомств, так и в части эмпирических исследований внедренных практик защиты.
Как отмечает глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, российская система защиты детей действительно изменилась в лучшую сторону по сравнению с 1990-ми годами, однако не нужно преувеличивать ее успех. «Социальным службам по-прежнему не хватает квалифицированных кадров и необходимой инфраструктуры»,— говорит она. Что касается централизации управления, то, по ее словам, проблема рассогласованных действий различных инстанций существует и это могло бы повысить эффективность работы системы. «Но с другой стороны, существуют риски бюрократизации и стандартные риски снижения эффективности на время запуска реформы»,— говорит госпожа Альшанская.
«Необходимо развивать профильное образование и профессиональные стандарты таких работников, ведь именно они — главный ресурс для помощи пострадавшим семьям»,— говорит она.
https://www.kommersant.ru/doc/4856806?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка