Завершился очередной «ПрофЗачет» - социально-образовательный проект по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, города Москвы. Задача проекта в обучении и подготовке к поступлению в организации среднего профессионального и высшего образования. В этом году команда проекта может подвести определенные итоги своей работы. Благодаря «Профзачету» несколько сотен ребят - воспитанников столичных организаций для детей-сирот получили возможность найти себя в творчестве и поступить туда, куда они мечтали. А многие талантливые ребята успели даже получить образование и стать артистами, художниками, фотографами. Как говорит идеолог проекта «ПрофЗачет», генеральный директор Центра развития социальных проектов Армен Попов, найти и воспитать талантливого ребенка – это штучная работа, но важно не упустить и тех ребят, кто просто проявляет интерес к учебе. Мы поговорили с ним о том, как его команда помогает сиротам раскрыть творческий потенциал, понять, какая профессия нравится больше всего, и получить интересующую специальность.
Армен Попов
Армен, расскажите о проекте, о команде, как он появился и в чем его главная задача?
Армен Попов: Когда-то, уже достаточно давно, лет шесть или семь назад, проводя конкурсы творчества для детей-сирот, мы обнаружили, что есть достаточно много творчески одарённых детей, которые находятся в детских домах по всей России, в том числе и в Москве. Тогда же мы обратили внимание на то, что никто из этих ребят, вырастая, не получает творческие специальности, и никто не может дать ответ, почему так происходит. Все эти дети, имеющие творческие способности, хорошо рисующие, поющие, танцующие, даже играющие на каких-то инструментах, получали стандартные профессии в тех учебных заведениях, куда их отправляли из организаций для детей-сирот. А это, как правило, колледжи, обучающие исключительно прикладным профессиям. Например, на парикмахера, автослесаря и так далее.
«Мы абсолютно точно тогда поняли, что, например, для творчески одарённых детей-сирот совершенно отсутствует какая-то профориентация и подготовка»
Никак не стимулируется и не проводится работа по развитию их творческих способностей. И мы начали этим заниматься. Во-первых, таких детей выявлять. Во-вторых, с этими детьми заниматься по различным творческим направлениям. И, самое главное, разрабатывать для них дальнейшую образовательную траекторию. То есть подбирать им какое-то образовательное учреждение, в которое они могли бы поступить, и готовить их к поступлению именно в него. Мы занимались этим несколько лет и, как выяснилось, достаточно успешно. Потому что в этом году выпустились наши первые выпускники. Они выпустились уже не просто из нашего проекта, а из тех образовательных учреждений, в которые они поступили.
Например, один очень способный молодой человек, по-другому о нем не скажешь, был замечательным плиточником. Может быть, он и дальше был бы замечательным плиточником, но он всю жизнь мечтал стать актёром. Когда мы об этом узнали, то помогли ему реализовать свою мечту поступить в Щукинское училище. В этом году он его закончил. Еще одна замечательная девушка училась на кулинара, но всю жизнь мечтала быть фотографом. Наши преподаватели обнаружили у неё такие способности, и она закончила колледж по направлению фотомастерства. Многие из наших ребят, которые занимаются художественным творчеством, закончили колледж при Высшей школе народных искусств (академии), и поступили в нее. У нас даже есть молодой человек, у которого не было творческих способностей, но он потрясающе играл в футбол, да так потрясающе, что закончил педагогический колледж на учителя физкультуры, и теперь учится в Московской академии физической культуры. А один наш выпускник стал рестовратором по дереву и металлу, да таким. Что занял второе место в городских соревнованиях «Ворлд скилз»
В общем, с этого начинался наш проект. Но дальше мы очень быстро обнаружили, что помимо творческих способностей у ребят должны быть достаточно высокие показатели успеваемости в школе.
«То есть нужны хорошие отметки по общеобразовательным предметам, потому что при поступлении в любой колледж существует конкурс аттестатов»
В своей практике мы, к сожалению, встречались с ситуацией, когда ребёнок очень талантлив, творчески одарён, а оценки по русскому, математике, физике и химии у него очень средние, даже, прямо скажем, низкие. И, конечно, это тянет средний балл его аттестата вниз. Как результат, такие дети не могут поступить в хорошие, интересные для них колледжи по своим направлениям таланта. Поэтому мы начали заниматься с ними по общеобразовательным предметам по самой широкой линейке.
В конечном итоге, все это переросло в проект, который называется «ПрофЗачет». Сегодня он позволяет творчески одаренным детям-сиротам обучаться по творческим специальностям. А также всем остальным детям-сиротам заниматься с репетиторами по общеобразовательным предметам. Это существенно повышает их возможности по дальнейшему обучению и поступлению в колледж или вуз по выбранному ими профилю. Причем, это касается не только творчески одарённых детей, но и всех детей из организаций для детей-сирот города Москвы, которые так или иначе хотели бы продолжить своё обучение, получить высокий балл по ОГЭ или, может быть, сдать ЕГЭ, и поступить в то или иное учебное заведение своей мечты.
Чтобы достичь этого мы собрали команду очень хороших и профессиональных учителей, которые к тому же знают специфику работы с детьми такой непростой категории, как дети из организаций для детей-сирот. И вот они с ними занимаются. Занятия проходят каждый день в течение учебного года. А дальше мы получаем действительно лестные для нас отзывы и отклики, когда узнаём, какие дети, как сдали экзамены, на какие оценки, куда и как поступили.
Сколько детишек уже прошло обучение за эти годы?
Армен Попов: За эти годы в проекте приняли участие около 500 ребят. У нас есть несколько показателей, куда эти дети поступили, в какие образовательные учреждения. Вместе с тем, конечно же, у них есть соблазн бросить учебу. Надо сказать, что порой бывают ситуации, когда дети поступают в средне-специальное или высшее учебное заведение, потом бросают его, и потом все же снова возвращаются. Но самый главный критерий и показатель успеха проекта, это когда дети заканчивают учебное заведение по выбранному профилю. В этом году, если считать, что учеба в колледже или ВУЗе в среднем составляет 4-5 лет, мы видим наш первый выпуск ребят, которые добились больших успехов. И для нас это очень большая радость.
500 детей – это много?
Армен Попов: Здесь даже сложно говорить, много это или мало. Наверное, мало. Наверное, все дети, так или иначе, должны иметь возможность получить доступ к дополнительным занятиям по общеобразовательным предметам. Но мы с вами из чего исходим? Если мы хотим, чтобы наш ребёнок получил какие-то знания и результаты помимо тех, которые даются в школе, то мы берем репетитора. Если мы хотим, чтобы наш ребёнок подтянул свои знания, которые ему по той или иной причине в школе «не зашли», то мы тоже берем репетитора. А кто будет брать репетитора для детей-сирот?
В данном случае есть наш проект, с помощью которого эти дети могут свои знания либо подтянуть, либо улучшить. А если мы говорим о творческих ребятах, то это вообще единичная, штучная работа. И я буду счастлив, если даже одному или двум детям мы сможем предложить такие услуги. Потому что для этого одного или этих двух детей это очень важная в жизни опция, очень важная возможность.
Приведу пример. В прошлом году у нас вокалом занимались всего две девочки, и мы уже всерьёз думали, чтобы такое направление, как вокал сократить и передать эти часы на другое направление. Но для этих двух девочек это оказалось очень важной историей. К нам обратились из организации для детей-сирот, в которой они живут, с большой просьбой не сокращать это направление, потому что для них это очень важно – развивать свои вокальные данные. Хотя мы и понимали, что это, как говорится, не спорт высших достижений, а просто для развития. Но мы понимаем, что это очень важно. Конечно, мы сохранили вокал, и дети нам были очень благодарны.
Вот я произнес этот термин – «спорт высших достижений», но ведь есть, образно говоря, эффект и от простой физкультуры. Я сначала обижался, когда дети с нами занимались в течение года, а потом говорили: «А вы знаете, Армен Геннадьевич, как-то мы подумали и, в общем, мы не хотим поступать в творческий колледж». Я им в ответ говорю: «Как же так? Вы же занимались, потратили столько времени!». А ведь все-таки они правы, потому что, во-первых, это их право – куда поступать, куда не поступать. А во-вторых, я абсолютно уверен, что, действительно, не обязательно всем быть певцами, артистами, художниками или фотографами.
«Но те задатки, которые мы в детей закладываем, те занятия, которые они посещают в течение года, безусловно, очень серьёзно на них влияют, и, главное, очень серьёзно их меняют»
Вот это, наверное, наша самая большая задача – дать детям то, что организации для детей-сирот дать не могут, и заинтересовать их каким-то таким делом, которым они могли бы заниматься.
И если мы снова проведем аналогию с нашими родными домашними детьми, то если мы водим ребёнка в художественную или музыкальную школу, мы же необязательно это делаем для того, чтобы ребёнок поступил в Консерваторию имени П.И. Чайковского или в Художественный институт имени В.И. Сурикова. Просто мы хотим, чтобы у ребёнка развивались музыкальные и художественные способности, которые ему пригодятся в жизни, его обогатят. Почему же мы тогда лишаем детей-сирот этой возможности?
Почему Вы лично занялись этим проектом?
Армен Попов: Все очень просто. Мной в детстве хорошо занимались родители. Меня водили повсюду. И когда я вижу, что этими детьми просто некому заниматься по части жизненного пути и профессионального выбора, то возникает понимание, что этим необходимо заниматься. Конечно, у нас в Москве хорошие, замечательные центры содействия семейному воспитанию, но как ни крути, это казённые учреждения, какие бы преподаватели и воспитатели там не работали. Понятно, что когда есть мама с папой, которые тебе внушают, что надо развиваться, которые тебе способствуют, мотивируют, поддерживают, ругают, принуждают. Всё это касается, например, творческого воспитания. Все эти темы обязательно должны быть, потому что любой ребёнок, естественно, немного ленивый, ему неохота ходить каждые два дня на какие-то занятия. Ну, неохота, ему хочется погулять или просто потупить в интернете. Но, опять же, есть родители, которые ставят условия, мотивируют, стимулируют, и ребёнок волей-неволей включается и ходит. А у детей-сирот этой поддержки просто нет.
«Ничего сверхъестественного в том, что мы делаем, ведь нет. Мы сами ходим, сами таких детей находим, берем за руку, приводим в учебное заведение и говорим: «Дорогие дети, если вам здесь нравится и вы решите сюда поступать, то мы вам поможем это сделать»
Мне очень обидно, когда я вижу реально одарённого ребёнка, чьи работы ты показываешь в каком-нибудь колледже, и тебе говорят: «Ничего себе, ребёнок может так рисовать», или «Ничего себе, ребёнок так пишет стихи», или «Ничего себе, ребёнок так читает стихи». Я понимаю, что если я им не буду заниматься, то ребёнок пойдёт совершенно не по своей специальности, он пойдёт в кулинары. Он никогда не разовьет профессионально свой талант просто потому, что рядом не оказалось того, кто разглядел его способности, стремления и желания и направил его в нужную сторону.
Неслучайно я привожу в пример юноши - плиточника, который стал актёром, девушки-кулинара, которая стала фотографом. И таких примеров очень много, кто куда-то не пошёл, и кого мы забирали, переучивали, перенаправляли. Но лучшая история – это всё-таки сразу выявить творческие способности у ребенка и сразу направить его туда, куда его стоит направить.
И последний вопрос. Как Вы эти рисунки находите, как обнаруживаете талантливых ребят? Это же какой-то специальный поиск происходит?
Армен Попов: Конечно, в начале каждого года мы посещаем организации для детей-сирот. Нам в этом помогает Департамент социальной защиты населения города Москвы. Мы проводим опрос, просим направлять к нам детей, у которых есть творческие способности, и они хотели бы заниматься и поступать в колледж или университет. Мы принимаем таких детей, занимаемся с ними, даём им задания. Они их выполняют, и далее мы понимаем – это ребёнок, у которого просто есть творческие задатки, и он хочет позаниматься вокалом или рисованием для себя, и ещё не знает, кем он хочет стать. Или мы встречаем ребенка, у которого такие творческие способности, о которых мне преподаватель говорит: «Армен, он должен поступать, он может профессионально заниматься, например, изобразительным искусством». Тогда к концу года мы делаем особый акцент на этих детях, которые будут поступать. Мы для них подбираем программу, разрабатываем образовательную траекторию, и они уже действительно поступают. Мы обязательно ездим с ними, знакомимся с колледжами. Таким образом, они уже понимают, куда они пойдут поступать, готовятся туда, и там их уже знают.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка