19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Судеб скрещение

497

«Семья вслепую» - риск для будущего как взрослых, так и детей. Только тщательный подбор и учитывание прошлого, склонностей, характера, различных особенностей, потребностей ребенка и совпадения интересов, возможностей, традиций семьи, которая готова его взять, гарантируют успешный результат, убеждены эксперты, психологи и опытные приемные родители.

Сегодня в детских домах остаются в основном сложные категории детей. Выбирать ребенка наугад, руководствуясь своими спонтанными желаниями, идеями и порой ложной уверенностью в своих силах нельзя – это грозит сложностями в будущем, вплоть до возвратов. Кроме того, эксперты сферы приемного родительства убеждены, что нельзя просто раздавать детей, как игрушки: необходимо учитывать не только мнение ребенка, тем более если он уже старше 10 лет, но и его историю, потребности, интересы. Не только он должен понравиться приемным маме и папе, но и они и вся семья – ему. Должны совпасть интересы, стремления, темпераменты – очень многое. Кстати, тут важна еще и позиция как родителей, так и специалистов: надо быть открытыми к сотрудничеству. Пора вырабатывать более профессиональный подход: подбирать не ребенка, а семью.

 

Ребенок – сторона получающая, родитель – сторона дающая

Задача всех, кто занимается семейным устройством детей, - сделать так, чтобы родители могли и хотели удовлетворять индивидуальные потребности ребенка, а они бывают очень разными. Сегодня в сиротских учреждениях много детей с особенностями здоровья, к тому же большинство воспитанников - подростки. И далеко не каждый родитель справится с ребенком с особыми потребностями; не у каждой пары есть компетенции, чтобы воспитывать подростков. «Поэтому подход, когда прежде всего учитываются интересы и потребности ребенка, обоснован со всех точек зрения, - убеждена Диана Машкова, многодетная приемная мама, писатель, основатель АНО "Азбука семьи". - Нет задачи удовлетворить семью – «заказчиком» в семейном устройстве выступает ребенок. А если мы и дальше будем исходить только из желаний родителей, как это закрепилось в России, то о развитии семейного устройства речи в принципе не пойдет: уже сегодня огромное количество кандидатов в приемные родители хотят принять в семью максимально здорового маленького ребенка, лет до 3-5. Таких желающих большинство, из опыта и наблюдений - около 80%. Но это диссонирует с реальностью: в детских домах здоровых малышей почти нет, там как раз много детей с особенностями здоровья, и порядка 80 процентов - подростки старше 10 лет. Значит, будущих приемных родителей нужно искать и обучать, исходя из этой реальности».

Instagram - diana.mashkova

Машкова Д.В. - многодетная приемная мама, писатель, основатель АНО "Азбука семьи"

Как напоминает Диана Машкова, подход «семья для ребенка» применяется во многих странах Европы, например, во Франции, в Англии. Ребенок является по сути социальным клиентом. К моменту, когда выявляется ребенок, которому нужна семья – обычно сначала пытаются работать с кровной семьёй, но в некоторых случаях угроза жизни и здоровью не позволяет избежать изъятия - специалист, социальный работник, уже знаком с его особенностями, характером, потребностями. «Специалист взвешивает, может ли ребенок, допустим, жить в семье, где есть другие дети или не может, потому что ему нужно, чтобы мама и папа полностью были заняты им и его реабилитацией или медицинскими потребностями. Может ли ребенок пойти в семью, где есть только мама, достаточно ли будет ему только женской направляющей, или без влияния мужчины, папы этому ребенку будет невозможно себя регулировать, - рассказывает Диана Машкова. - Нюансы зависят от состояния ребенка, его здоровья, его детского опыта, психологических травм, событий и переживаний прошлого. И уже после прояснения максимально полной картины формируется запрос на поиск подходящих родителей, ищут семьи, которые подходят этому ребенку. Если у ребенка сложное заболевание, то оценивается, может ли семья обеспечить уход, лечение, будут ли у родителей время и ресурсы. Есть ли доступная среда в доме или удастся ли разместить пандусы и другие необходимые элементы, если ребенок на коляске. И так далее».

Vk.com - Наталия Мезенцева

Мезенцева Н. - психолог "Детской Деревни- SOS Лаврово"

Кстати, вовсе не значит, что подбор семьи для ребенка противоречит обратному принципу. Как отмечает Наталья Мезенцева, психолог "Детской Деревни- SOS Лаврово", подходы «семья ищет ребенка» и «семью подбирают под ребенка» не взаимоисключающие: «Более того, их даже можно совместить. У нас есть разный опыт в этой работе. Бывает, когда семья готова и родители ищут ребенка, а органы опеки, в свою очередь, говорят - есть конкретный ребенок и нужно подобрать ему семью. И тут интересы всех сторон сходятся. Но самое главное, о чем всегда нужно помнить: ребенок входит в новую систему, и в иерархии отношений со взрослыми ребенок - это тот, кто получает - заботу, внимание, поддержку, а родители – принимающая сторона, которая дает то, что нужно. И если мы говорим, что нужно подбирать семью под ребенка, то родители должны быть готовы встретить ребенка со всеми его данностями, с его жизненным багажом».

Наталия Мишанина, семейный и детский психолог, специалист по детско-родительским отношениям, автор и ведущая тренинговых программ для детей, взрослых и специалистов, ведущая Школ приемных родителей, эксперт в области психологии сиротства и семейного устройства, подчеркивает, что именно на родителе лежит ответственность за то, что в его семью приходит ребенок, и семья должна четко понимать, какие у нее есть ресурсы, чтобы воспитать детей достойно, подготовить к жизни. А еще семья должна быть готова к рискам - в период адаптации, в школьное время и так далее. «Поэтому стоит особый акцент делать на ответственности родителя. Второй важный момент – сейчас уже вводится диагностика родителей, но не все соглашаются с этим подходом и не хотят проверять свою психологическую готовность быть приемным родителем. И мы видим, что не у каждого есть осознанность в этом вопросе. Все еще приходят в ШПР люди с посылом: «Хочу ребенка». Но какого ребенка? И ставит ли родитель перед собой вопрос «Смогу ли я?». В итоге в практике много случаев, когда родитель вроде бы проходит ШПР, советуется с психологами, но многие проходят этот путь на эйфории, на посыле «Я хочу», но не готовы психологически, - рассказывает Наталия Мишанина. - И берут ребенка без раздумий, даже не зная его истории, его травм. Или считают: «Да, у других были проблемы, но со мной такого точно не случится»». Эта самоуверенность может стать причиной бед, подчеркивает психолог. Неадекватно оценив свои ресурсы, не узнав историю ребенка, поддавшись порывам и иллюзиям, потом человек приходит к пониманию «Я не могу», или «Я чувствую рядом с этим ребенком несостоятельной матерью», «Он не слышит меня, у него нет мотивации», «Он не ходит в школу» и так далее. А все это в том числе последствия того, что многое не было продумано на берегу.

Vk - Наталия Мишанина

Мишанина Н.В. - семейный и детский психолог, специалист по детско-родительским отношениям, автор и ведущая тренинговых программ для детей, взрослых и специалистов, ведущая Школ приемных родителей, эксперт в области психологии сиротства и семейного устройства

 

«Вот почему мы говорим о том, что прежде всего нужно смотреть на ресурсность родителей и подбирать семью для ребенка, которому там будет хорошо и комфортно. Если сам родитель травмирован, а на ШПР это выявляется, мы говорим – не торопитесь, с этим надо поработать. Иначе в непроработанную семью притянется ребенок с похожей травмой, и они будут спотыкаться на отношениях. Поэтому нужен профессиональный подход, и самое лучшее – профессиональная семья. А когда родитель выбирает ребенка «под себя», это похоже выбор сапог в магазине – «эти не подошли  - найду другие». Такой истории быть вообще не должно. Нужно смотреть на опыт семьи, на совпадения темпераментов, возможностей, способностей», - говорит Наталия Мишанина.

Facebook - Марина Аксенова

Аксенова М. - директор благотворительного фонда «Солнечный город»

 

Марина Аксенова, директор благотворительного фонда «Солнечный город»: «Практическая поддержка профессиональных семей помогает создать условия для приема детей в семью», убеждена, что подбор семьи для ребенка – это первая профилактическая мера вторичных отказов: «Нашей службе сопровождения замещающих семей 7 лет, и мы сталкиваемся со случаями, когда семьи обращаются к нам за помощью в кризисной ситуации, а специалисты понимают, что этой семьи вообще не должно было быть: родители не были готовы, или они и ребенок не подходят друг к другу. Было понятно порой, что сохранять ребенка в этой семье неправильно. В итоге специалисты выступают как кризисные менеджеры, перемещают ребенка в другую семью, а это тоже разрыв привязанностей. Этого нужно максимально избегать».

Несколько лет назад в результате определенных усилий, предпринятых государством, банк данных детей-сирот, содержащихся в учреждениях, сократился со 150 тысяч до 48 тысяч детей,  и это уже хорошо. Но, считает Марина Аксенова, наступает период, когда можно переходить к более профессиональному подбору семей: и система не так перегружена, и с кровной семьей специалисты работают больше: «Думаю, что пора перестраивать систему на индивидуальную работу с каждым случаем, на индивидуальный подбор «ребенок-семья», чего не было изначально заложено в работу. Но пока специалисты, которые занимаются подбором, не являются квалифицированными в сфере психологии сиротства, детства, и семьи. У них нет компетенции соединения судеб.  Я помню, как однажды специалист на вопрос, почему она не хочет отдать ребенка конкретной маме, ответила: «Чую, не любит она детей». И я начала думать, как бы это «чую» вообще убрать. Это непрофессионально, а подбирать пару «ребенок-родитель» нужно, руководствуясь не эмоциями или предположениями, а совершенно конкретными принципами».

 

Ищем точки соприкосновения

Как напоминает Наталья Мезенцева, есть вещи, на которые мы можем повлиять, а есть такие, изменить которые мы не подвластны, а значит, нужно принимать взвешенное решение, а не руководствоваться эмоциями.

Например, мы не можем изменить жизненный опыт ребенка или особенности его темперамента, природные данные. «Если он активен, так будет всегда. Или если ребенок крайне медлительный, созерцательный – это тоже данность и с этим нужно будет примириться. То есть даже такие простые вещи могут создавать конфликт, если родители не совпадают с ребенком. Родителю-интроверту сложно будет настраиваться на ребенка-экстраверта, в котором много энергии и который будет ориентироваться на внешнюю жизнь. И наоборот», - отмечает Наталья Мезенцева. «Семья должна быть реабилитирующим и защищающим местом для ребенка, таким, где ему дадут максимально реализовать все свои возможности. И конечно, при устройстве ребенка в семью нужно учитывать его склонности – и интересы родителей и их ресурсы. Например, если родители активны и занимаются спортом, то они смогут дать максимум ребенку, который тоже увлечен спортом. Или, скажем, в музыкальной семье успешно будет развиваться ребенок, который склонен к творчеству, у которого есть музыкальные способности», - поясняет Галия Бубнова, многодетная мама, усыновитель, приемная мама, руководитель Ассоциации приемных родителей-опекунов и попечителей «Столичная семья».

Facebook - Галия Бубнова

Бубнова Г. - многодетная мама, усыновитель, приемная мама, руководитель Ассоциации приемных родителей-опекунов и попечителей «Столичная семья».

 

Есть особенности здоровья, интеллекта – здесь что-то можно корректировать, что-то нет.

И наконец, есть особенности биологической семьи. «С культурными, национальными особенностями и традициями бороться не получится. И вообще наличие кровных родственников, которые желают общаться с ребенком, тоже придется учитывать», - говорит Наталья Мезенцева.

Таким образом, важно чтобы принимающая сторона – родители – эти моменты осознавала и была готова это принять, а не «переделывать» потом ребенка. Значит, самый правильный путь – совместить родителей и ребенка в наиболее подходящем варианте.

Часто бывает, что родитель, принимая ребенка, идет на этот шаг из благих намерений. И думает, что любви достаточно, и негативный прошлый опыт ребенка останется за пределами семьи. Но это не так, напоминает Наталья Мезенцева. Более того, бывает, что, когда ребенок понимает, что в приемной семье безопасно, и взрослым он может доверять, он раскрепощается и привносит в семью свои травмирующие истории. Иногда даже проигрывает их с новыми родителями, или делится ими. И родитель должен быть к этому готовым. «Поэтому, в зависимости от истории ребенка, к родителям будут предъявляться разные требования, и кому-то понадобится дополнительная подготовка и ресурсы, чтобы дать этому ребенку другую жизнь и возможности. То есть ребенку нужна такая семья, которая примет конкретно его, с его вводными. А ребенку важно и в новой семье сохранить корни и историю, чтобы это не было обрывом связей», - поясняет эксперт.

Поэтому, кроме позиции «Он мне нравится, мне с ним хорошо», важны совпадения. «Эмоциональный ресурс потом истощается – и вот тогда заработает совпадение темпераментов, эмоциональных особенностей, культурных кодов, - предостерегает Наталья Мезенцева. - Когда родитель это осознает, ему проще налаживать процесс отношений. И он начинается с хорошей базы: «Ты мне подходишь, я рад взять тебя в семью», а не с порыва «Мне тебя жаль, я помогу». Это и звучит по-другому, и переживается иначе».

Галия Бубнова убеждена, что родитель должен учитывать, чем он еще, помимо любви и заботы, может быть полезен ребенку: «Например, у меня есть опыт принятия детей с синдромом Дауна, и моя семья будет максимально полезной ребенку с такими нарушениями. А чтобы начать помогать ребенку с ДЦП, например, мне придется самой многое узнать и изучить, это займет время, - стоит ли его тратить, если такого ребенка может принять семья, которая уже знает, как с таким ребенком работать. Или: мы знали, например, что нам не подойдет ребенок, переживший сексуальное насилие, потому что наша семья очень тактильная. Мы обнимаемся, целуемся, занимаемся с детьми гимнастикой, берем их на руки, а такой ребенок наши привычки может расценить негативно. Или, скажем, когда берут ребенка в семью, живущую в глубинке, а ему нужно серьезное лечение, операции – да, ты дашь ему любовь, но не вылечишь его, и это неправильно». Семья Галии и Алексея Бубновых сейчас готовятся принять в семью следующего ребенка и уже продумывают, что они смогут ему дать: потребности ребенка – в приоритете, при этом ребенок должен вписаться в уклад семьи.

 

В чьих руках стыковка?

Безусловно, помочь ребенку и родителям найти друг друга, и не ошибиться в этом выборе, должны специалисты. Но, как полагает Наталья Мезенцева, например, для органов опеки это не ключевая тема. Более того, бывают ситуации, когда органы опеки просто подкидывают уже знакомым и опытным приемным семьям новых и новых детей, без раздумий о том, подходят ли они друг другу, просто по принципу «кто везет, на том и едут».  Но это неправильный подход. А когда органы опеки дают сложных детей неопытным родителям, это опять же двойная травма: и родитель мучается, и ребенок.

«Мы видим в итоге, что статистика отказов и возвратов растет. Пока чаще всего подбором семьи и ребенка друг для друга занимаются благотворительные фонды в сотрудничестве со специалистами детских учреждений», - рассказывает Наталья Мезенцева.

Работой с подбором семьи и ребенка пока государственная система в одиночку справиться не может – она перегружена. Хотя, по идее, такую задачу, думаю, надо ставить учреждениям системы соцзащиты. Но сейчас нагрузка на специалистов очень большая, поясняет специалист, растет и количество приемных семей, которые у них на сопровождении. Однако сам вопрос о подборе системы «семья-ребенок» уже пора ставить, это важно. «Мы же не на передержку ребенка отдаем, а ищем для него поддерживающую заботливую семью. Первые эмоции родителей проходят, и не должно быть иллюзий, важно чтобы родитель и ребенок совпали. Чувство любви может и не прийти, а желание помочь уйдет, - подчеркивает Наталья Мезенцева. - При этом старый простой алгоритм – пройти ШПР, собрать справки и искать ребенка – уже не работает. Стало понятно, что этого мало. Что родитель должен быть осознанным. А пока проблемы возникают, когда ребенок уже попал в семью, и тогда нужна помощь психологов, социальных работников. Значит, нужно делать все, чтобы исключить появление этих проблем изначально, для этого и нужен подбор семьи».

Чтобы реализовать такой подход, должна быть структура, которая бы оперировала базой данных на детей и на семьи, и нужна комплексная работа, считает Наталия Мишанина, причем начинать нужно с психологической диагностики, с поиска ресурсов семьи, а с другой стороны - должно идти изучение истории ребенка, его здоровья, его перемещений и разных травм. «Органы опеки должны получать готовый портрет семьи, а также иметь такой же готовый портрет конкретного ребенка, который есть в детском доме и которому нужны родители, и соединять их. В целом, это многоведомственная работа, - отмечает психолог. - Когда-то об этом мечтали в благотворительном профессиональном сообществе. И начало работы по сопровождению семьи – это как раз начало пути подбора ребенка и семьи друг для друга». И сейчас на практике такой подход реализуется. При многих центрах содействия семейному устройству есть свои ШПР, и они готовят родителей под своих детей, которые у них находятся. В таком подходе есть плюс: специалисты уже знают ребенка, его ведут психологи, воспитатели, и им легче подобрать семью под него.

Галия Бубнова уверена, что сотрудники учреждений должны быть активны в этом подходе: общаться с кандидатами, в беседах выяснять, могут ли они обеспечить потребности ребенка в реабилитации физической, психологической. И максимально рассказывать кандидатам, какая работа может потребоваться. Причем, по убеждению Галии Бубновой, в этом вопросе лучше быть честными: доносить до кандидатов, что они не потянут данного ребенка: «Нет ничего плохого, чтобы отказаться от идеи принять ребенка, если родитель почувствовал, что не справится. Родители порой признаются: «Я не знаю, как сказать «нет»». В итоге такая семья берет ребенка, но потом мучаются все, это никому не идет на пользу. Вот почему важно, чтобы специалисты работали с кандидатами. Лучше отказаться на берегу, до того, как войти в воду». Прозрачность и честность поможет избежать возврата.

 

Практические подходы

В рамках действующего законодательства, напоминает Марина Аксенова, работа по поиску семьи для ребенка спущена на специалистов муниципальных образований, в Новосибирской области их 43.  А министерство не влияет на выбор специалистов, несет только согласовательную функцию. Но повлиять на то, чтобы это огромное количество сотрудников было действительно высококвалифицированными специалистами, сложно, потому что присутствует еще и текучка кадров. В итоге за дело берутся сотрудники НКО. «Мне кажется удачным опыт Эстонии – там подбором занимаются специалисты высочайшего уровня квалификации с точки зрения работы с замещающими семьями. Они лучше родителей знают, какого ребенка в какую семью нужно подобрать.  И у них большой банк данных. Мы попробовали переместить этот опыт на нашу действительность, - рассказывает Марина Аксенова.  - Пришло время впускать в это технологии. И начали вместе с фондом «Измени одну жизнь» разрабатывать механизм. Кстати, в этом смысле правильным подходом кажется механизм сайтов знакомств -матрица подбора пар. В итоге при финансовой поддержке Фонда Владимира Потанина за 1 год и 3 месяца мы проработали и сделали сервис подбора семьи для ребенка «Все свои» https://vsdeti.ru/». Проект создавала команда специалистов практиков с большим опытом, психологи, специалисты ШПР, службы сопровождения замещающих семей и команда наставничества нашего фонда.

В платформе зашито 16 диагностик для родителей, они могут самостоятельно заполнить до 8 анкет, увидеть свои характеристики, это бесплатно и полезно любому человеку. Используются методики разной оценки характера, личности, семьи и так далее. Также родители указывают свои пожелания, чего они ждут от приемного родительства. В первую очередь оценивается ресурсность родителя.

Дети тоже заполняют анкету, с помощью специалистов учреждения. Кстати, механизм сервиса совершенствуется: сейчас стало понятно, что нужно также ввести оценку потенциала ребенка, его зон роста.

Машина выдает результат – и это ускоряет процесс, вручную люди потратили бы на это уйму времени. Специалисты учреждения и ШПР получают эти заключения. ШПР также проводит офлайн-диагностику (или онлайн через видеокамеру). Не исключается и тестирование семьи в оффлайн-формате, в реальной ситуации.

И только потом родитель может приступить к подбору ребенка из предложенных вариантов в базе: выпадает несколько анкет детей.  «Если процент совпадения больше 50 процентов, это уже хорошо. Родители, специалисты ШПР, органов опеки, специалисты учреждения видят, что и кому подобрала система. Так общими усилиями процесс доводится до финала.  В системе есть уже 220 детей. Мы готовы подключать к сервису и другие регионы- уже интересуются Башкирия, Чувашия. Мы также учим специалистов детских домов, ШПР использовать этот сервис», - подчеркивает Марина Аксенова.

Фонд «Ванечка» в свое время создал первую в России базу потенциальных приемных родителей. С помощью такого сервиса специалисты детских учреждений могут подбирать для детей семью. «Проект «Видеоанкета кандидата в приемные родители: как рассказать ребёнку о себе» https://vanechka.ru/for_children/videopassports запущен с ноября 2019 года. Сначала взяли пилотные регионы: это были Московская область, Ульяновская область, Свердловская область, Красноярский край и Вологодская область. Для ребенка 10-17 лет подбирается семья, которая бы соответствовала его потребностям, причем мнение ребенка становится одним из важных вопросов при подборе. А специалисты, психологи ведут обе стороны от создания анкет до факта знакомства ребенка и родителей. Ребенок с помощью специалиста знакомится с видеоанкетами родителей, с их семейными традициями, привычками. Он видит подходящие анкеты и может высказать свои пожелания, с кем бы хотел познакомиться.

«Такой подход помог превратить путь подбора и встречи ребенка и родителей индивидуальным. Ведь один ребенок мечтает о большой шумной семье, другой очень хочет, чтобы в семье были собаки или кошки, а третьему, наоборот, это не подойдет из-за заболеваний. Мы также учитываем близость кровных родных, например, бабушек и дедушек, к предполагаемой приемной семье, если ребенок хотел бы поддерживать с ними отношения. И так далее», -рассказывает Юлия Зимова,  руководитель проекта «Ванечка», член Общественной палаты РФ.

Facobook - Ю. Зимова

Зимова Ю.К. - руководител

В Московской области проект уже внедрен в работу. Сейчас обучение прошли еще 2 региона - Волгоградская и Липецкая область. Так же в процесс обучения включается третий регион - Башкортостан. На сайте проекта уже размещено более 50 анкет потенциальных приемных родителей. Благодаря проекту удалось создать 3 замечательные семьи.

Например, семья Елены и Ивана К. из Вологодской области одна из первых приняла участие в проекте. Анкету семьи показали двум братьям из Вологодской области. Мальчишки долго изучали семью, задавали много вопросов, очень заинтересовало то, что в семье мама работают в школе и преподает информатику. Ребята увлекаются компьютерными играми и хотят стать программистами. Большой интерес вызвал дом, в котором живет семья, мальчишки всегда мечтали иметь отдельную комнату, гулять во дворе и заниматься футболом, для этого во дворе есть футбольная площадка. Очень понравился уклад семьи, Елена и Иван любят путешествовать с детьми по нашей большой стране. Подумав, дети дали согласие на первое видеознакомство с потенциальными приемными родителями. В первый раз все прошло достаточно быстро, но душевно. Ребята стеснялись и больше отвечали на вопросы будущих мамы и папы. После первой видеовстречи они захотели продолжить общение, но помешал период пандемии, пришлось общаться по видео. За это время мальчики успели много узнать про семью, их увлечения, про родственников и детей, уже живущих в этой семье. «Как только немного ослабили ограничения семья сразу забрала ребят к себе. Адаптация прошла практически не заметно и для ребят, и для родителей. Сейчас парни учатся в кадетских классах, занимаются спортом и радуются жизни в своей новой, но такой родной семье», - говорит Юлия Зимова.

А в Свердловской области специалисты детского дома обратили внимание на видеоанкету семьи Елены и Алексея Д. из Ульяновской области. Они предложили воспитанникам своего учреждения брату и сестре Артуру и Эвелине познакомиться с потенциальными приемными родителями. Дети, после просмотра видеоанкеты, сразу дали свое согласие на дальнейшее онлайн знакомство. Детям очень понравилось, что семья живет в собственном доме, что есть домашние животные, курочки, поросята и большая собака. Понравилась доброта и улыбки приемных родителей. Ребята обратили внимание, что в семье много детей, и они очень дружные. Эвелина всегда хотели старшую сестру, а Артур - старшего брата. На видеосвязи ребята стеснялись, но специалист детского дома помогла им наладить контакт с кандидатами в приёмные родители. Елена и Алексей спросили у Артура и Эвелины, хотя ли они приехать к ним в гости, и те с радостью согласились. Но опять же из-за карантинных ограничений пришлось продолжить общаться по видеосвязи. Елена и дети показывали Эвелине и Артуру свою жизнь, вместе с ними «ходили» в огород и кормили животных. Ребята подружились с братьями и сестрами, даже еще не встречаясь вживую.  Поэтому, когда пришло время отправляться домой, дети чувствовали себя комфортно и практически не волновались, встретившись с семьей вживую. Сейчас дети адаптируются в новой семье, ходят в школу, помогают родителям по хозяйству, знакомятся с новым регионом, соседями, играют с домашними животными и много времени проводят со своими новыми братьями и сестрами.

В Детских деревнях SOS педагогическая команда – социальный педагог, психолог, директор или замдиректора – выезжает в реабилитационный центр, где находится ребенок. Первая встреча бывает даже без предположительного опекуна, потому что у приемной мамы могут срабатывать эмоции – «мне его жалко, в семье ему будет лучше, чем без меня». А приход ребенка в семью - стресс и для него, и для детей, которые уже там находятся, ведь семейная система меняется и расширяется, все должны быть готовы. «Поэтому сначала мы знакомимся с ребенком, собираем из разных источников информацию о нем, о его склонностях, характере, особенностях, - рассказывает Наталья Мезенцева. - И, с другой стороны, учитываем специфику семей, чтобы понять, какая семья могла бы принять конкретно этого ребенка. Например, у нас есть семья, у которой богатый опыт работы с подростками. Другая семья принимает только мальчиков, у мамы получается очень хорошо выстраивать контакт с мальчишками. Есть те, кто хочет маленького ребенка. И мы смотрим, как сможет этот вписаться в эту семью в целом. В любом случае приемная семья – лучшая альтернатива для ребенка, чем учреждение, но родители должны находиться в ресурсе, ведь это история не на месяцы и не на год, а порой на всю жизнь».

«Благодаря подходу «семья для ребенка, а не наоборот» ребенок не попадает в семью, которая формирует свои ожидания, исходя из личных иллюзий или мечтаний, а потом надеется, что он будет соответствовать им, - подчеркивает Диана Машкова. - Повторюсь, ключевая задача состоит в том, чтобы семья была способна удовлетворить базовые потребности ребенка – психологические, социальные, педагогические, бытовые, медицинские и так далее - только этом условии семейное устройство можно будет назвать успешным».

Марина Лепина

 

Спонсор статьи - ООО «Газпром трансгаз Москва»

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».