19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Сильно накрашенная девочка в коротких шортах. Честный монолог приёмной мамы подростка

480

По статистике, в детских домах больше всего подростков: 82%. Чем младше ребёнок, тем больше шансов найти семью. Но Насте повезло: её будущие родители приняли твёрдое решение взять в семью подростка. Историю приёмной мама девочки рассказала Рита Вестфалл.

Муж твердо сказал «нет»
Я всегда жила со знанием, что есть дети, у которых нет родителей. Мама работала в благотворительном фонде, который оказывал помощь детским домам. Помню, мне было лет 20 и мы проводили какое-то мероприятие в детском доме, который курировал мамин фонд. Там был мальчик, который мне безумно понравился и я умоляла забрать его домой. Сейчас понимаю, конечно, что это было нереально, но желание, чувство, что это важно и возможно, осталось.

Когда я познакомилась с мужем, сразу сказала, что хотела бы взять ребёнка из детского дома. Андрей спокойно воспринял, не говорил «нет», принял к сведению. Потом у нас родилась дочка. Я держала ее на руках, не могла надышаться, утыкаясь в нежную макушку, и с каждым месяцем меня все сильнее и сильнее накрывала мысль: «Где-то есть дети, которых не прижимает к себе мама, которые не являются центром чьего-то мира».

Когда дочке исполнилось 9 месяцев, я полезла смотреть банк данных детей-сирот

Но тогда муж дал однозначный ответ: «Нет». Не такое «нет», которое «никогда нет», а такое, что «не сейчас, у нас маленький ребенок, ты ему нужна вся, целиком и полностью». А через 2 года у нас родилась вторая дочка.

Когда старшей было 4 года, я узнала о программе наставничества, о возможности быть «старшим другом» для ребенка из детского дома. Я пришла домой и рассказала мужу о программе. Мой план стать наставницей для подростка из детского дома не то чтобы вызвал бурю положительных эмоций у мужа, но никакого сопротивления или недовольства не было. В принципе Андрей, как и я, слабо представлял, каким таким наставничеством я буду заниматься.

Наставничество
Собралась группа и примерно через месяц мы поехали в детский дом во Владимирской области. Это было очень сильное, эмоционально заряженное ожидание. Мне было страшно, я одновременно чувствовала полную растерянность и уверенность, что нас ждут. Мы провели там весь день, рассказывали о своих профессиях, увлечениях, просто болтали. И я поняла, что не могу не приехать снова.

Через 4 месяца у нас с ребятами начали складываться отношения, нам начали доверять, я видела отдачу. И вдруг проект закрывают: грант закончился. Но я уже не могла прекратить. Встретилась с директором детского дома, поговорили. Нам пошли навстречу, разрешили и дальше организовывать поездки.

Эту функцию я взяла на себя: договорилась с приютом собак хаски, что мы будем приезжать с группой и выгуливать животных. Целых 2 года мы брали детей, снимали автобус и ездили к нашим хаски. Я уже хорошо знала детей, при мне ребята выпускались из детского дома. То, что с ними происходило потом, было очень грустно — почти никто не мог справиться с самостоятельной жизнью.


Я поняла, что лучшее и самое нужное, что можно сделать, — это забрать из детского дома подростка и постараться за оставшиеся несколько лет напитать его любовью, знаниями о мире, чувством безопасности и принадлежности к семье. Только знание, что ты не один, опыт жизни дома, со значимыми взрослыми, которые направляют и поддерживают перед вступлением во взрослую жизнь, может сформировать необходимые для взрослой жизни навыки и установки.

Первая попытка
Мальчику, которого я хотела взять в семью, было 15 лет. Я рассказала о нём мужу, но оказалось, что к мальчику старшего подросткового возраста Андрей был не готов. «Мой» мальчик в итоге сам решил, что остается в детском доме. Зато его бабушку мое желание забрать внука и увезти в другой город заставило пересмотреть позицию «в детском доме у него все есть, навещаю и достаточно, он зато под присмотром» и оформить документы, чтобы забрать внука домой.

Было непросто принять его отказ, но очень радостно было чуть позже узнать, что «мой» мальчик все-таки уехал домой. Для него, я думаю, было очень важно такое обретение корней, почвы под ногами. Вообще, огромное количество детей растут годами в детских домах, их навещают дяди и тети, бабушки и дедушки, некоторых даже забирают на каникулы, но каждый раз возвращают туда, где, по их мнению, ребенку «лучше». Эти же родственники отговаривают детей идти в приемные семьи, представляя собой классическую картину «собаки на сене».

Знакомство с дочкой
Андрей постепенно изменил отношение к теме приемного родительства и включился в обсуждения. Я предложила ему пройти вместе школу приемных родителей, чтобы он лучше понимал особенности детей из системы, нюансы общения с ними. Фонд, который готовит кандидатов именно для приема в семью детей старшего возраста — «Арифметика добра». Мы записались и начали занятия.

Основной вопрос, с которым Андрей пришел в ШПР: «Зачем нам это? Ну зачем?». На тот момент муж уже был согласен на мальчика, но умолял взять ребенка хотя бы 8-9 лет. Я же четко хотела подростка.

После школы приемных родителей мы были в растерянности. Я не представляла, как можно просто пойти и «выбрать» взрослого ребенка. Я понимала, что это точно не моя история, я так не смогу.

Однажды я получила в чате нашей группы из «Арифметики» сообщение, что срочно ищут семью девочке 13 лет. Срочно, так как ребенка из приюта переведут в детский дом. На фото была сильно накрашенная девочка. Я переслала мужу, он ответил: «Симпатичная». Я решила, что мы можем познакомиться. Вот есть мы и есть ребенок, которому нужна помощь сейчас. Мы договорились о встрече.


Никогда в жизни я не была в более сложной и непонятной ситуации. О чем нужно говорить с человеком, который все понимает: кто мы, зачем приехали. Это дико, но необходимо. При этом я понимала, что мы едем знакомиться со своим ребенком, потому что как можно отказать? Ты нам не подходишь, мы поищем получше, так что ли? И вот это смятение, оно захватывает и не отпускает. А если правда не понравится? Что делать? Я была готова принять любого ребенка, а муж? Он был не настолько в себе уверен. Я ему сказала: «Андрей, я готова принять любое твое решение. Если ты скажешь „я не могу, я не готов“, я это приму».

Настя зашла в комнату, она была в коротких шортах, позитивная, игривая, вся такая легкая. Заведующая приютом начала разговор, мы задавали вопросы, говорили о себе. Я знала, что Насте показывали наши фотографии, объясняли, что нужно идти в семью, не отказываться ни в коем случае. Первая мысль была, что Настя очень симпатичная, вторая — что манерная и, наверное, это будет меня в период адаптации жутко раздражать. Я видела, что муж настроен позитивно, я его хорошо знаю, это успокаивало. Когда Насте сказали, что она может идти, она все продолжала говорить. Я видела только хрупкого ребенка, который сильно накрашен.

Мы сели в машину и Андрей сказал, что мы забираем Настю и больше он никого смотреть не будет. Я расплакалась. В тот же день мы сообщили о своем решении. Был август.

Про Настю
История Насти до того, как она попала в нашу семью, необычная, если смотреть на большую часть историй детей, попавших в сиротское учреждение. До 9 лет Настя воспитывалась бабушкой, маминой мамой, которая отправила ее в третьем классе на пятидневку в школу-интернат санаторного типа для детей с аллергиями и проблемами сердца. Бабушка это сделала, чтобы Настя не находилась дома рядом с мамой-наркоманкой.

В этой школе Настя жила до 12 лет. Там все было нормально, просто дети там были никому не нужны. Настя просила забрать её, ей там не нравилось, но бабушка не слушала. И Настя сбежала, перелезла через забор. Её, конечно, поймали. И отчислили. Бабушка все ее детство жила со страхом, что Настя повторит мамину судьбу. А такой протест и несогласие подчиняться расценила как подтверждение своим страхам.

Отношения не складывались, Настя была обижена, что бабушка не хочет её забирать, бабушка не понимала, почему Настя не соглашается и не слушается. Тогда Настю отправили в приют. Бабушка за 9 месяцев приехала несколько раз. У девочки даже телефона не было. Впрочем, звонить ей было особо некому. В приюте видели, что Настя — ребенок домашний, и решили, пока есть время, постараться найти семью. Бабушка не препятствовала и от опеки отказалась.

Жизнь в семье
Настя была в 7 классе, когда переехала к нам. Мы записали её в школу, знания у Насти были очень поверхностные, но это было ожидаемо. Настю хорошо приняли в школе, началась адаптация к новой жизни. Месяца три все было в порядке. Я научилась формулировать правила. Множество вещей, которые мне казались очевидными, нужно было проговаривать, повторять по много раз.

Я долгое время верила на слово, что с учебой и оценками все в порядке. А потом открыла электронный журнал, там были одни двойки. Мне в голову не приходило, что она может обманывать. Пришлось какое-то время учиться вместе.


Через полгода я перестала себе нравиться — превратилась в назойливую бабку, которая только и говорит: «Вот здесь убери, вот здесь положи». Картинка, которая была у меня в голове, начала разваливаться.

Отношения с мужем в первое время были непростые: я все время защищала от него «бедного» ребенка, была как наседка, как мать-коршун нападала на мужа. Мне казалось, что он не так мягко и не так деликатно разговаривает. Но в какой-то момент поняла, что происходит что-то неправильное. Стала обсуждать с ним всё наедине. Это вернуло нам хороший контакт с мужем, потому что на тот момент уже начинался разлом.


Через полгода Настя периодически пыталась заменить наши имена на «мама» и «папа». Но осознанно она так обратилась к нам только спустя 1,5 года. Это было очень важно, услышать — от нее эти слова.

Самое сложное — это показать, что такое взаимодействие в семье. У детей из системы нет понимания, как живет семья. Пришел из школы, закрылся в комнате, все. Наша задача была дать это — ценность общения, объяснить, научить во время спора не сразу уходить, а говорить, слушать. Сначала искренние, душевные беседы получались только после ссор. У Насти совсем не было привычки высказываться, зато был страх — вот скажу и что мне за это будет, какая реакция последует?

Очень непросто нам и с тем, что еще близость и контакт не до конца сформированы, а ребенок уже хочет отделяться. И это логично в ее возрасте. Но мы уже совпали, нашли друг друга, я верю, что все идет так, как нужно.

Мел

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».