20 Лет
Вот уже 20 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Какой должна быть правильная иерархия в приемной семье

1252

Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.

Подробнее об этом мы попросили рассказать Диану Машкову — писателя, журналиста, руководителя программы «Просвещение» фонда «Арифметика добра», маму 4 детей, трое из которых приемные.

Иерархия в современной семье складывается, как правило, сама собой. Вряд ли кто-то садится за стол переговоров наутро после свадьбы, чтобы нарисовать структуру новой «ячейки общества» и ее утвердить. Люди просто вступают в брак, рожают детей. В процессе выявляется лидер — глава семьи.

Естественным образом распределяется ответственность между супругами и обязанности между братьями-сестрами. Появляется подчиненность, в том числе ситуативная. И вот уже работает собственная иерархическая структура, которая необходима для благополучия каждого члена семьи и его защиты. Без иерархии, пусть не оговоренной и не явной, семьи просто не существует.

 

Приемная семья в этом вопросе, разумеется, не исключение. Только вот проблема иерархии стоит здесь намного острее. И требует специальных усилий родителей.

Мама и папа в семье — главные

Казалось бы, о чем речь? И так понятно, что родители создали семью, отвечают за ее жизнеспособность, благополучие, поэтому и стоят во главе. Однако на деле восприятие семьи у приемных детей бывает очень и очень разным.

Приведу два простых примера.

Наша дочка Даша пришла в семью, когда ей было 13 лет. До этого, до 9 лет, она жила с кровной мамой.

История детства Даши складывалась так, что главной в семье была она сама, а не кто-то из родителей.

Кровная мама довольно быстро передала бразды правления маленькому ребенку. Сама она по причине зависимости не всегда могла выполнять обязанности матери, и Даша с 4 лет заботилась о семье. Она одна ходила по улицам, ездила в транспорте, добывала продукты, готовила, ела сама и кормила маму.

Постепенно у Даши возникло глубокое убеждение, что если не позаботиться о взрослом человеке, то он не выживет. Пропадет. Ребенок вынужден был взять на себя тяжелую ношу главы семьи.

Зачем усыновляют подростков: мотивы приемных родителей

Такое часто случается в неблагополучных семьях, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков. Они плохо контролируют ситуацию, могут исчезнуть на несколько суток, могут уснуть прямо на земле, рискуя замерзнуть. А их маленькие дети, поменявшись с родителями местами, ждут их домой, переживают, разыскивают по улицам, кормят, согревают, спасают.

И хорошо, если успешно. А если нет — винят себя всю оставшуюся жизнь за то, что «не доглядели».

Это тяжелая травма для ребенка. Невыносимый груз.

Мама Даши в итоге оказалась в местах лишения свободы. А Даша — сначала в детском доме, а потом с нами, в приемной семье.

Конечно, у нее тоже было это жуткое чувство «не доглядела». Поэтому ради защиты семьи, а еще по привычке, она пыталась управлять всеми, включая родителей. Хотя мы с ней изначально обсудили правила нашей семьи, в которых первым пунктом значилось: «Мама и папа в семье — главные».

Но на то, чтобы усвоить и, главное, принять эту простую истину, у Даши ушел не один год. И это время были отнюдь не простым.

6 шагов, которые нужно сделать, прежде чем решиться на приемного ребенка

Совершенно другая история сложилась с Гошей. Ему в принципе было непонятно, как устроена семья, за что в ней несут ответственность родители и какое место занимают дети. За 16 лет жизни в детском доме он привык к укладу учреждений — дети там, как правило, строят отношения между собой, а взрослых в расчет не принимают. Внутри детского коллектива автоматически возникает деление на касты: появляются ребята, которые управляют остальными и выявляются те, кто должен подчиняться.

Из рассказов выпускников детдомов очевидно, что иерархия там больше всего похожа на тюремную. И с таким опытом, единственным в жизни, встроиться в семейную иерархию очень нелегко.

Сложно признать главными взрослых людей, родителей, если привык быть зависимым от других детей и подчиняться старшим ребятам.

Нарушение иерархии, когда родители в семье оказываются на более низкой ступени власти, чем дети, крайне опасно.

Оно не только мешает мамам и папам выполнять свои функции любви и заботы, роняет их авторитет, но и полностью дезориентирует детей. Ребенку нужен четкий порядок вещей, разумные и понятные границы — только так маленький человек чувствует себя в безопасности.

Это правило касается всех семей без исключения, а на приемные накладывает дополнительную ответственность — необходимо с первого дня мягко, но настойчиво добиваться главенства взрослых.

Психологи обычно советуют кандидатам в усыновители и приемные родители не брать сирот старше тех детей, которые уже есть в семье. Говорят, что это непоправимо нарушит иерархию, вызовет массу сложностей в построении отношений.

Однако на практике мало кому удается соблюсти такое, казалось бы, простое правило. Тем более, что в детских домах России сегодня 80% воспитанников — это дети старше 10 лет. И им не меньше, чем малышам, нужна семья.

Поэтому нередко случается, что новый ребенок оказывается старше кровных детей или тех усыновленных, которые были приняты в семью раньше.

В нашей семье, например, такая история. Сначала родилась кровная дочка Нэлла. Когда ей было 14 лет, мы удочерили двухмесячную Дашу, а после этого приняли 13-летнюю Дашу и 16-летнего Гошу. Выходит, что правило мы нарушили дважды. Но похожая картина наблюдается и во многих других приемных семьях: сначала люди решаются на усыновление малыша и только потом, постепенно созревают до помощи подросткам.

Из личного опыта и наблюдений за семьями могу сказать, что большая разница в возрасте между детьми сама по себе не является почвой для конфликтов.

Никакой ревности или других негативных переживаний мы, например, в связи появлением Даши Маленькой и потом Даши Большой ни у той, ни у другой не обнаружили.

Зато дети-ровесники — «новенький» и «старенький» — нередко вступают в конфликты. Казалось бы, будучи равными по возрасту, они только выигрывают: теперь можно вместе гулять, делать уроки, увлекаться занятиями по возрасту. Откуда ревность и неприятие? Ответ лежит на поверхности: близкие по возрасту дети нередко испытывают повышенную тревогу и боятся за собственное место в иерархии семьи.

«Если появился он, то где теперь буду я? Кому стану нужен?»

Довольно часто мамы и папы слышат такой вопрос:

«Зачем вам понадобился еще один ребенок того же возраста, если у вас уже есть я?»

Но еще чаще он остается невысказанным и разрывает ребенка изнутри. Поэтому важно дойти до сути проблемы, понять настоящие причины недовольства и плохого настроения ребенка.

Что же касается наивных заблуждений взрослых о совместных играх, то чаще всего они оказываются иллюзией: дети с разным опытом и уровнем развития могут и не найти точек соприкосновения.

Маме с папой понадобится немало мудрости и понимания своих детей, чтобы справиться с ситуацией.

Важно признавать уникальность одного и другого ребенка, проводить время индивидуально с каждым и уделять внимание всем личностям в семье. Такие несложные методы помогут снять напряжение и облегчить переживания детей.

Но иногда лучше не затягивать, доводя до войны, не пытаться решить проблему самостоятельно, а обратиться к специалистам.

Тем более во многих фондах, включая «Арифметику добра», консультации психологов для приемных семей бесплатные.

Наша семья в свое время тоже не обошлась без психологической поддержки: когда в семье появился Гоша, Даша Большая отказывалась его принимать. У нее был тот самый страх потерять свое место в семье, которую она только-только обрела.

Решить проблему помогла установка с помощью психолога четкой иерархии по альтернативному принципу.

Как открыть детский сад в квартире и получать за это зарплату

Понятно, что есть такой критерий, как возраст. В соответствии с ним известно, кто старший в семье, а кто младший. Но в приемных семьях есть еще и второй, не менее важный критерий — очередность прихода в семью. И согласно ему старший здесь тот, кто раньше пришел. На том простом основании, что он лучше знает семейный уклад, понимает пространство семьи, разделяет ее ценности и принимает правила.

Даже возмущенных возгласов «а почему это я младший, если мне уже шестнадцать лет» не прозвучало.

В ситуации адаптации в приемной семье, когда дети еще чувствуют себя неуютно из-за запутанной иерархии, лучший способ разрешить конфликты «а че это я?» и «почему это он?» — выстроить четкую и простую схему.

В этом случае можно даже ее нарисовать, чтобы она стала наглядной. Во главе всегда родители. А дальше — дети по времени прихода в семью.

Тогда, обретя свое собственное уникальное место, каждый ребенок постепенно перестает тревожиться и начинает привыкать к новой жизни.

https://letidor.ru/psihologiya/kakoi-dolzhna-byt-pravilnaya-ierarkhiya-v-priemnoi-seme.htm

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Июня 2025

Открылся набор на онлайн-проект для приёмных родителей «Вера.Знания.Семья»

06 Июня 2025

Первая группа Школы приёмных родителей «Усыновите.ру» успешно завершила обучение

02 Июня 2025

Собираем деньги на репетиторов для Дениса

01 Июня 2025

«Усыновите.ру» 20 лет