19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

У нас будет ребенок - зачем нужна школа приемных родителей

307

У нас будет ребенок - зачем нужна школа приемных родителей

Есть такой проект в «Живом журнале», некогда мега-популярный, называется «Один мой день». Авторы дневников в «ЖЖ» рассказывают в фотографиях и подписях к ним, как проходит их день. Кто-то в Париж летит, кто-то на Мадагаскаре дом строит, кто-то в Мытищах ребенка в сад весь день пристраивает. И вот однажды появился один день мамы и папы с несколькими своими и приемными детьми. Кажется, было четверо приемных и двое своих. Четкий распорядок, идеально чистая ванна, живые любознательные дети – Олеся Лихунова не пыталась как-то играть на публику, просто рассказывала, как большая семья живет день за днем. Я, как и многие, с того момента стала читать ее блог, а потом Фейсбук. Она пишет легко и интересно, не зря на основе ее записей вышла книга, даже две.

Обычные люди и медийные персоны, домохозяйки и звезды сегодня пропагандируют формат приемной семьи, и странно представить, что еще 20 лет назад отношение к приему сирот в семью было кардинально другим.

Взять сироту в семью, превратиться в приемных родителей - что для этого делали раньше и как система устроена сейчас - рассказываем в продолжение проекта «МК в Пскове» «Как живешь, «Деревня-SOS».

 

«Детьми торгуете!»

Специалист псковской Детской деревни-SOS Елена Гаврилова  20 лет назад уже была верна теме устройства оставшихся без родителей детей в семьи.

- Тогда это называлось «патронатная семья». Был региональный закон о патронате, и в псковском Детском фонде был соответствующий проект, по которому мы работали, - рассказывает Елена. – Да, пытались привлечь потенциальных патронатных воспитателей, приглашали на обучение в школу приемных родителей, рассказывали о детях из детских домов и интернатов. Но…

Но чего только не выслушивала она тогда в ответ. «Детьми торгуете!» «Наживаетесь на сиротках!» «Учиться?! Мы своих рожали – никто нас не учил, а тут зачем?»

При этом девяностые годы дали стране огромный приток социальных сирот. Но благополучные семьи с ужасом отказывались от перспективы патронатного родительства. Только усыновление, с тайной, из серии «Машенька уехала рожать в другой город и вернулась с младенцем».

Тогда, в девяностые и в начале двухтысячных, ледоколом системы был московский детский дом №19 под руководством Марии Терновской. В 2001 году команда сотрудников детского дома поставила перед собой задачу, которая казалась революционной и нереальной – жизнь в интернате – не самоцель, детям разных возрастов нужно искать семьи. Психолог столичного учреждения Людмила Петрановская много работала со специалистами службы сопровождения Детской деревни-SOS и приемными семьями, указывала на ошибки и корректировала. Она и поныне – куратор и учитель во всем, что качается теории и практики работы с приемными семьями.

Шло время, таяла память о кондовых советских годах и кошмарных девяностых, горожане научились платить за фитнес-клубы, а слово «волонтер» перестало быть равно слову «дурачок». Сирот, которые ищут семью, стали показывать в сюжетах «У вас будет ребенок» первоканальной воскресной передачи «Пока все дома» - и после каждого выпуска в опеке того региона, откуда герой выпуска, телефоны раскалялись!

Детей разного возраста начали брать в семьи. Но тут новая проблема – многие родители оказались не готовыми к тяжелой адаптации, бессонным ночам, истерикам. Начались массовые возвраты в систему. На это последовала хоть и запоздавшая, но очень верная реакция: в 2012 году обучение в школе приемных родителей сделали обязательным.

Правда, этого было мало, чтобы коренным образом изменить отношение к устройству сирот в семьи.

Из системы в семью

- В 2015 году все изменило постановление правительства N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", - рассказывает Елена Гаврилова. – Оно переформулировало задачу государства по отношению к сиротам: не развивать систему детских домов и интернатов, а находить для ребенка семью. То есть теперь, когда ребенок попадает в систему, ему сразу начинают искать родителей.

Разумеется, одной декларации мало, но, похоже, к 2015 году общество уже было готово к такому предложению. Хотя даже профессионалы ставили под сомнение работоспособность новой системы, но она работает, по всей стране начали закрываться детские дома, о приемных семьях говорят много, простым понятным языком, и из пугалки этот формат превратился в глазах общественности в современный и цивилизованный. Новые семьи в 2019 году обрели более 300 сирот Псковской области, а банк данных только за прошлый год сократился на 15%. На начало 2020 года в нем были сведения о 196 детях, нуждающихся в семейном устройстве.

Конечно, как и раньше, семьи, готовые принять сироту, чаще мечтают о малышах. Это понятно – у детей меньше травмирующего психику опыта. Но здоровые младенцы теперь в большом дефиците. Впрочем, достаточно много зрелых семей, которые вырастили собственных детей и готовы подарить счастье ребятам школьного возраста.

Детали системы

Интернаты теперь называются центрами помощи детям. А школ приемных (принимающих) родителей только в Пскове три, в областном центре семьи, Центре помощи детям на ул. Горького и Детской деревне – SOS.

Что такое Школа приемных родителей. Структура курса – обязательный блок групповых занятий на 72 часа и по желанию – блок индивидуальной диагностики, чтобы лучше понять свои намерения и оценить силы.

В приоритете на занятиях супружеские пары, хотя чаще приходят только потенциальные приемные мамы.

- Почему мы просим приходить с мужьями? Да, такой вопрос задают, - отвечает Елена Гаврилова. - Понимаете, чаще всего инициаторами того, чтобы взять в семью приемного ребенка, бывают женщины. А мужчины как на эту инициативу реагируют – ну вот есть у нас собака, ну пусть жена и ребенка берет. А о том, что приемный ребенок меняет судьбу всей семьи, не задумываются. То, что мы говорим на занятиях в ШПР, для одних может стать шоком, для других откровением, для третьих – основанием, чтобы отказаться от идеи пополнения, и это тоже хороший, правильный результат, предупреждающий злость, разочарование, травмы обеих сторон, семьи и ребенка. Причины для разворота могут быть разные, но, в любом случае, - значит, время для пополнения еще не пришло.

Совет специалиста

Эти вопросы должна задать себе семья, которая думает о приемном ребенке – и максимально честно на них ответить

- Мы действительно хотим приемного ребенка, мы не ошиблись?

- Для чего мы хотим взять ребенка? (Иногда вообще мотив для приема сироты в семью – «будет няня для нашего малыша с РАС», - а такая причина не будет работать, сломает и ребенка, и семью. Или – в семье умер ребенок, нужен срочно «заменитель» - сразу нет. Идеально, если так: я вырастил своих детей, но любовь и силы еще остались, подарю их другим детям)

- Как это повлияет на жизнь нашей семьи?

У вас есть ребенок

Школа приемных родителей – это только начало. Даже когда ребенок приходит в семью – это тоже начало. А дальше начинается новая жизнь. И, окунувшись в нее, нельзя забывать о спасательном круге в виде семейного сопровождения. Сегодня специалисты уже знают все основные этапы развития отношений семья-ребенок, готовы научить важным, сохраняющим отношения и психику приемам и методикам и готовы вести обновленную семью уже после школы приемных родителей.

- Наш совет «новорожденным» семьям – сопровождаться, даже если все хорошо, - подсказывает Елена. - Даже оптимально работать именно на этапе, когда все хорошо – есть шанс избежать стадии «все плохо» или смягчить ее. Вот как к врачу лучше идти, пока ничего не болит, так и к нам. Да, мы как семейные врачи, которые знают семью, детей, индивидуальные нюансы.

Совет специалиста

Что почитать/посмотреть приемным родителям или тем, кто хочет ими стать

Книги: Людмила Петрановская «Дитя двух семей», «Тайная опора»

Фильмы: Алексей Пивоваров, проект «Редакция»: «Приемные дети и приемные семьи: что они говорят о нас с вами?»

Ольга Синяева, «Блеф, или С Новым годом»

И напоследок – вот вам история с хорошим финалом, от которой мурашки по коже. Жили-были два брата, младшеклассники. От лихой парочки последовательно отказались 4(!!!) семьи. Родители к ним со всей любовью, новые ботиночки, книжки, а они буквально еду из помоек доедают, да еще и подворовывают. Дикие, не надо нам, тюрьма по ним плачет. Когда братцев взяли в пятую семью, они уже не могли позволить себе расслабиться и полюбить этих новых взрослых. «Мы тут, может, даже до весенних каникул», - с надеждой признался Елене один из мальчишек. Мол, может, дотянем до весны, может, не выгонят пока.

Ну что, прошло 10 лет. Мальчишки выросли. Не спились, в тюрьму не сели. Живут уже отдельно от родителей, но всегда навещают, в семье мир, в общем – сыновья неплохие получились.

И что тут главное? Везение, любовь, вера в человека? Очень сложные вопросы. Очевидно одно, вернее, два – каждый ребенок достоин и любви, и счастья. А многие взрослые одарены резервами душевной щедрости. Просто пока они об этом не задумываются.

https://www.mk-pskov.ru/social/2020/09/25/u-nas-budet-rebenok-zachem-nuzhna-shkola-priemnykh-roditeley.html?fbclid=IwAR2Mj-stRyk3-ttGa1gfinrxYkkgrv6fDUbLPjf5JzogFvdR1eQUjLa_6EM

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

17 Октября 2024

16 октября 2024 года в Тюмени начала работу Всероссийская стажировочная площадка для специалистов ведомств системы профилактики социального сиротства.

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка