17 Лет
Вот уже 17 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

«Набрали детей, а теперь жалуются»: не спешите делать выводы о приёмных родителях

Я часто слышу от людей, далеких от приёмного родительства, раздраженные комменты: «Набрали, а теперь жалуются». Они не делают следующий логический шаг и не говорят, что же надо делать с этими детьми. Или ничего не делать, а потом получить много асоциальных взрослых, которые вырастут из этих никому не нужных детей… Недавно у нас был случай, когда девочку сперва были готовы принять в новую школу, а потом отказались, узнав, что она приёмный ребёнок. Все знают, что дети должны жить в семье, но многие не готовы быть даже свидетелем взросления приёмных детей.

Все последствия психологической травмы и депривации ребёнок с опытом сиротства неизбежно приносит в приёмную семью. Если ребёнку повезло, он не очень сильно пострадал до попадания в приёмную семью и хорошо в ней адаптировался, то, встречая такую семью, мы можем не выделить его среди обычных детей и не понять, что ребёнок не кровный. Но если жизненный опыт приёмного ребёнка был тяжёлым, если его адаптация в семье прошла неудачно или ещё не завершилась, то у него могут быть поведенческие и эмоциональные проблемы. При встрече с таким ребёнком у нас включаются датчики опасности.

Причина в том, что адекватное поведение ребёнка диктуется в большой степени желанием не огорчать маму, на этом строится вся система воспитания маленького ребёнка в семье. Мама оберегает ребёнка, транслирует ему свои ценности, отражает его чувства, заботится о нём. Из этого взаимодействия вырастает способность к сочувствию близким и всем остальным людям.

Если ребёнок пережил раннюю депривацию, у него не формируется эмпатический (сочувствующий) контакт с людьми. Его поведение не учитывает чувства других людей, может быть рискованным и вовлекать в рискованное поведение других детей, так как такой ребёнок не научился дорожить своей жизнью и не может себе представить, что рискованное поведение опасно и ранит чувства других детей и их близких.

Такой ребёнок может быть грубым, легко совершать правонарушения, потому что отсутствие привязанности приводит к отсутствию чувства стыда и страха огорчить маму или иного близкого человека. Большинство из нас умеет распознавать такого ребёнка, не привязанного ни к кому и опасного из-за отсутствия камертона эмпатии внутри.

«Осторожно — чужой!» — кричит наш инстинкт самосохранения. Мы испытываем напряжение и тревогу, мы хотим, чтобы источник опасности исчез из поля нашего зрения и окружения. «Откуда он взялся? Как бы избежать общения с ним и даже нахождения с ним в одном пространстве?» — думаем мы, оглядываясь со страхом и возмущением. «Ах, это вот эта тётенька с усталым лицом его привела? Лучше бы она сидела дома с таким непривлекательным и опасным ребёнком!»

У нас появляется чувство, что это мамина вина и небрежность, а то и злой умысел — привести такого ребёнка к людям и нарушить наш душевный покой. Именно такой тяжёлый опыт мы заметим, обобщим и будем использовать, думая о приёмных детях и их приёмных родителях.

Нам в этот момент кажется, что этот ребёнок такой девиантный потому, что мама его таким сделала и воспитала, а не потому, что она взяла его в семью из места, где почти все дети такие «неудобные и чужие», и теперь живёт 24/7 с этим неудобным ребёнком и воспитывает его.

Мы соприкасаемся с её грузом и болью на короткое время, и нам от этого не по себе

Если бы приёмная мама не взяла этого ребёнка, он бы не исчез, не растворился в голубом тумане, а продолжал бы жить в детском сиротском учреждении среди «неудобных» детей и продолжал становиться всё более неудобным.

В 18 лет он вышел бы оттуда неудобным взрослым и, вероятно, стал бы деклассированным человеком от недостатка опыта и тяжёлой жизни в детстве. Эта приёмная мама, по большому счёту, не нагрузила нас, а разгрузила, взяв одну из проблем нашего общества на себя. Она совершает поступок большой социальной значимости.

Я часто слышу вопрос, адресованный к приёмным родителям: «Зачем они это делают, зачем принимают детей в семью?» Одна приёмная мама, которая растит троих детей с особенностями развития, так ответила на этот вопрос: «Потому что могу». И тут же спросила в ответ: «Почему вы, если тоже можете, не принимаете детей-сирот в семью?»

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Июня 2022

По инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой 28-29 июня в Санкт-Петербурге состоится Первый межрегиональный форум «Подростки 360». Мероприятие пройдет на площадках Санкт-Петербургского государственного университета, организовано Центром развития социальных проектов при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

14 Июня 2022

В этот четверг (16 июня) в 10:00 (мск) смотрите очередной вебинар в рамках Университета приемных семей "Усыновите.ру"

09 Июня 2022

Саша — бывший воспитанник детского дома, чьи дневники уже появлялись на «Меле». Он рассказывал, чему учит жизнь в «баторе» («интернат» на сленге), как он привыкал к Москве и почему любит животных. Вместе с фондом «Измени одну жизнь» мы продолжаем рассказывать Сашину историю: на этот раз серия о любви и отношениях в интернате.

31 Мая 2022

По данным Рособрнадзора, на участие в ЕГЭ в этом году зарегистрировалось 649 тысяч выпускников. Самым массовым остается ЕГЭ по русскому языку, второе место занимает математика. Сколько среди выпускников – детей из приемных семей и выпускников детдомов, статистика нам не ответит, но эксперты утверждают, что этим ребятам, несмотря на привилегии в поступлении, учеба дается непросто. Как мотивировать такого подростка на учебу? Какую профессию выбрать, если ты восьмиклассник-троечник? На эти вопросы "РГ" ответили авторы и участники социально-образовательного проекта "ВыборПрофи".