19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 7. Детско-родительские отношения в многодетной семье опекунов – родственников

1294

Иванова Л.П. (опекун) воспитывает внуков: Иванова Данила, 12 лет; Иванову Лилию, 3 года; Иванову Светлану, 5 лет; мать несовершеннолетних лишена родительских прав. Состав семьи: опекун, ее супруг (дедушка опекаемых) и сами опекаемые. Семья проживает в сельской местности. Данил посещает школу, учится средне. Лилия и Светлана посещают детский сад. (Ф.И.О. изменены)

Причина обращения семьи – трудное поведение Данилы, частые конфликты опекуна с опекаемым ребенком, подросток стал пропускать занятия в школе.

По данной ситуации специалистами был совершен выезд в семью. Проведена диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая работа.

Во время беседы было установлено, что семья не проживает в замкнутом пространстве.  У детей есть дяди и тети, которые живут своими семьями, но часто с детьми приезжают в гости. Они оказывают большую помощь и по хозяйству, и по дому. Со слов бабушки, проблем с девочками нет. Только Данил растет ленивым, грубым, не отзывчивым на доброту, порой ведет себя вызывающе: оговаривается, не желает выполнять элементарные поручения, пропускает уроки, врет, начал воровать деньги. Подросток требует к себе повышенного внимания.

Анализируя поведение подростка, его отношение к взрослым, прослеживается непоследовательность всех членов семьи в приемах наказания и поощрения. Данил привык быть в центре внимания всей семьи и с возрастом не пытается или не может пересмотреть свое отношение к поступкам и возникающим проблемам.

Педагогом-психологом было проведено психолого-педагогическое обследование подростка. Обследование проводилось с целью изучения кризисной ситуации, сложившейся в семье.

Оценка эмоциональных проявлений ребенка в различных сферах общения выявила различный характер переживаний. В семье он испытывает как спокойствие, уравновешенность, так и тревогу, напряжение, страх. По отношению к Ивановой Л.П. испытывает радость, доброту в сочетании с грустью, досадой и неудовлетворенностью во взаимоотношениях. Он считает, что бабушка всегда защитит и поможет ему, но не всегда дорожит ее мнением, никогда не советуется с ней. Подросток отмечает, что бабушка проявляет свою заботу, любовь (приобнять, похвалить, поцеловать). Он признает значимость других членов семьи: сестер, дядей, братьев, сестер, дедушки, но предпочитает находиться в стороне от них. По отношению к родному дедушке может проявляться негативное отношение, безразличие, отсутствие авторитета. Спокойствие, уравновешенность проявляется в отношениях с одноклассниками, учителями и друзьями. У Данилы есть близкий друг, с которым он давно знаком. С ним мальчик испытывает радость общения.

Из беседы с Данилой выяснилось, что его напрягают конфликты с бабушкой, ее строгость. В школу он не хочет ходить по этой причине. Он выразил недовольство по поводу того, что бабушка много запрещает ему, в том числе долгое времяпровождение за компьютером. 

Изучение особенностей психологического климата в семье показало, что эмоциональное состояние Данилы становится нестабильным в момент появления в их доме родной матери подростка. Она приезжает в гости с двумя братьями и по отношению к ним проявляет заботу и внимание. Данил чувствует свою ненужность, он осознает, что его бросили, и испытывает ненависть, разочарование и глубокую обиду по отношению к родной матери.

Исследование причин кризисной ситуации в семье, которая связана с нарушением поведения ребенка и отсутствием взаимопонимания в детско-родительских взаимоотношениях показало наличие следующих моментов:

- внутренний конфликт (травматические переживания), с которым ребёнок не может справиться;

- недоверие подростка к своим силам, потребность в поддержке со стороны взрослого;

- отвержение, неприятие себя, чувство неполноценности, отчуждённости, одиночества и изолированности, которое испытывает Данил;

-   наличие кризисного подросткового возраста.

Анализ измерения возможных родительских реакций и установок на воспитательный процесс выявил у Ивановой Л.П. следующие неконструктивные моменты:

-  непоследовательность применения методов воспитания в семье: признаки чрезмерной требовательности, попытки «улучшить характер», сравнение с другими детьми и внуками в сочетании с равнодушным попустительством;

-   чрезмерная забота о ребенке, выражающаяся в выполнении всех его прихотей, при которой ребенок находится в центре внимания как объект восхищения, завышенных ожиданий родителей;

-   склонность опекуна идти на поводу у своего ребенка, оберегание его от всех жизненных трудностей и невзгод, т.к. мальчик был лишен материнской любви;

- недостаточная интегрированность семьи, попытки опекуна самореализоваться за счет ребенка, что может потребовать от Данилы усилий, недоступных ему по возрасту и уровню развития.

При этом отношения между родителем и ребенком характеризуются адекватной межличностной дистанцией. Она старается способствовать развитию личности подростка, предоставляет ему свободу для проявления самостоятельности. Сохраняя Данилу право на собственные ошибки, бабушка в то же время доступна, если ему необходимы помощь или совет. Родитель признает право ребенка на собственное мнение, уважает его интересы. Активность ребенка приветствуется в рамках, установленных родителем. Нина Николаевна выражает заинтересованность во мнении Данилы, поощряет его инициативу. Подросток имеет возможность активно проявлять себя при поддержке и участии родителя.

В результате проведенной работы опекун получил рекомендации на темы: «Стили семейного воспитания», «Особенности подросткового возраста», «Как наладить взаимоотношения с подростком», «Стратегии поведения в конфликте», «Подросток и компьютер», также была оказана психолого-психологическая поддержка всем членам семьи.  С Данилом проведены беседы, направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышения школьной мотивации и улучшения взаимоотношений с бабушкой и цикл коррекционно-развивающих занятий по программе «Я и другие», что способствовало созданию безопасной среды.

В результате участия в мероприятиях по психолого-педагогической помощи:

  1. Иванова Л.П. повысила уровень родительской компетентности по вопросам взаимодействия с подростком, осознала собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных трудностей, связанных с воспитанием ребенка;
  2. Эмоциональное состояние подростка стало стабильным;
  3. Подросток перестал пропускать занятия в школе;
  4. В семье наметилась положительная динамика в улучшении психологического климата в семье и межличностном взаимодействии между членами семьи.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».