18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 11. Одинокая приемная мать без опыта родительства.

692
  1. Форма опеки – приемная семья
  2. Участники:

Приемная мать – Кристина, 38 лет, одинокая, образование высшие, без опыта супружества и родительства, постоянная работа - уровень «продвинутый» креативный специалист, ее работы по дизайну производственных приборов высоко ценятся среди специалистов, в собственности имеются квартира, дача, машина.

Приемная дочь - Ольга (8 лет), старшая из 3 сиблингов, уровень интеллекта – норма, уровень здоровья – 2 группа, случаи жестокого обращения или насилия в истории ребенка не зафиксированы. Все трое сиблингов (Ольга и младшие брат с сестрой) от разных отцов, до оформления опеки

 проживали в далеком сибирском регионе, на момент установления опеки над Ольгой находились в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   Родственников кроме брата (6 лет) и сестры (4 года) Ольга не имеет. С сиблингами связь не поддерживается, сведений о дальнейшей их судьбе приемная мать не имеет.

         Описание кейса

Ольга (8 лет) была взята под опеку из дальнего региона России. Приемная мать рассчитывала, что переезд на значительное расстояние позволит ей не поддерживать отношения с кровной семьей ребенка и «обезопасит» ее в этом отношении. Приемная мать – одинокая женщина с высоким уровнем образования и достатка, не имеет опыта собственной семейной жизни, опыта воспитания или проживания с детьми, до смерти своей матери 2 года назад, постоянно проживала с ней.

Приемная мать успешно закончила ШПР, специалисты ОПП и ШПР не увидели никаких препятствий (материальных, по состоянию физического или психического здоровья) к замещающему родительству. Кристина демонстрировала хороший уровень знаний и устойчивую мотивацию к замещаемому родительству: она хотела помочь ребенку получить достойное образование, усвоить адекватные жизненные навыки, хотела стать для девочки опорой и поддержкой, какой для нее была ее собственная мать. Кристина очень желала оградить ребенка от любых неблагоприятных влияний, она искренне надеялась на то, что благоприятная, стабильная домашняя обстановка, хорошие материальные условия, позитивная социальная среда новых друзей и соседей сделают своё дело, девочка сама научится регулировать поведение, так как рядом будут только успешные, положительные люди, демонстрирующие правильные, адекватные модели поведения. Кристина считает, что ее добрые намерения по отношению к Ольге заслуживают благодарности, они очевидны и приемная дочь должна их чувствовать, и испытывать к новой приемной матери симпатию и благодарность. Кристина считает, что Ольга сама станет слушаться старших, научится быть «хорошей» девочкой и вести себя с ней (Кристиной) по аналогии ее собственных детско-родительских отношений. 

Но Ольга никак «не социализируется»: в поведении девочка неопрятна (не переобувается, не кладет вещи на место, не убирает за собой, вечно все роняет, пачкает), груба (лексикон узкий, примитивный, с просторечиями и нецензурными выражениями), молчалива, плаксива, нелюдима (предпочитает оставаться у себя в комнате, в школу ходит неохотно, ничем не интересуется, на замечания и просьбы реагирует неадекватно).

В воспитании Ольги приемная мама демонстрирует свою растерянность и беспомощность, т. к. в совместном проживании со своей матерью ей редко приходилось самой принимать важные решения.

Кристина сама обратилась за помощью в службу сопровождения т. к.  считает, что нуждается в помощи, находится в сильной дестабилизации и стрессе, близка к отчаянию и говорит о возможности отказа от ребенка, т. к. видит, что не справляется.

         Последовательность действий и учтенные и неучтенные риски при выборе решения.

Специалист службы сделала оценку на выраженность факторов риска[1] у родителя, способствующих дезадаптации ребенка. Работа велась на основе семейно-ориентированного системного подхода и эколого-динамического подходов, была применена технология индивидуализации и методика выявления факторов риска дезадаптации ребенка в замещающей семье.

Результат обследования. У Кристины было выявлено несколько высоких факторов риска – закрытость семейной системы, завышенные ожидания от ребенка, несформированность ведущих специальных родительских навыков, недостаточное эмпатийное отношение к прошлой истории ребенка и её кровным родственникам/сиблингам, но ведущим фактором риска, требующим немедленной коррекции, было неумение  Кристины формировать и поддерживать эмоционально-теплые длительные отношения и выстраивать, сохранять сеть поддерживающих контактов. Вывод специалиста был поддержан рабочим консилиумом, на консилиум помимо результатов обследования по методики выявления факторов риска бал представлена генограмма семьи глубиной в 3 поколения (Метод геносоциограммы), анализ социальной актуальной и исторической сети по методу

Кристина была включена в группу родительской поддержки и ей порекомендовали 8 консультаций психолога по формированию привязанности (4 раздельных, 4 совместных приемной дочерью).

С Ольгой работал детский психолог. Цель - выявление актуального состояния и оценка потребностей ребенка. Методики – цикличное интервью и проективные методики. Результат диагностики: было выявлено повышенное тревожное состояние ребенка, низкая субъективная оценка своей безопасности, потребность в сведениях, общении и участии в судьбе сиблингов, недоверие и непонимание действий опекуна, его роли при ярко выраженной высокой оценке материальных и бытовых условий проживания.

С первых же занятий гипотеза о ведущем факторе риска подтвердилась. Кристине и Ольге удалось выстроить доверительный контакт. Была составлена индивидуальная программа кризисного сопровождения семьи.

Целью программы стало:

Сознательное, намеренное формирование надежной привязанности у матери к ребенку через развитие её способности к эмпатии и формированию устойчивых межличностных отношений.

Задачи

  1. Формирование у опекуна роли матери, принятие ответственности за развитие и благополучие ребенка,
  2. Помощь в принятии прошлого ребенка и учет потребностей ребенка в сохранении «своей истории», ее позитивного осмысления для развития и благополучия ребенка
  3. Поддержка процесса сплочения семьи и помощь в выстраивании диадных отношений «мать-дитя», «назначение дочери на позитивные семейные роли»;

 Мероприятия:

  • Участие матери в родительской группе поддержки,
  • Консультации детского психолога (для Ольги) и специалиста по социальной работе/социального психолога (для Кристины);
  • Работка в ходе консультирования «домашних заданий для мамы и дочери и обсуждение их выполнения на консультации. Домашние задания на 1) развитие способности выявлять и принимать особенности друг друга (и мамы, и дочери обоюдно), 2) на выявление и позитивное осмысление пошлого опыта друг друга 3) на применение логических последствий; 4) на регуляцию своего поведения и развитие толерантности.

Методы работы:

  1. Снятие тревожности и чувство беспомощности как матери через пошаговое формирование привязанности по методу К. Лесли (лекции Е.В. Селениной).
  2. Формирование принятие себя, своих границ у Ольги, через игротерапию, и метод осознанности прошлых воспоминании и настоящих действий, принятие своего социального окружения (метод социальных контактов Д. Барнса).
  3. Обучение Кристины навыкам работа с поведением ребенка-сироты (подход – когнитивно-поведенческий подход, метод логических уровней Р. Дилтса, приемы подкрепления поведения из социального научения Бандуры).

Приемы: совместно рисование с уточнением деталей,  создание портретов друг друга, распределение ролей и принятие правил, учет мнения ребенка при внесение изменений в обустройство квартиры (прием: «вьем гнездо вместе»), введение в семейную жизнь «часов воспоминаний», введение в семейную жизнь обязательных и регулярных игр (например, «2 правды, одна ложь», «Я знаю твой любимый ...»,  твистор, «зеркало, «»пойми без слов» и т.д.») помощь в организации совместного досуга вне дома с другими семьями,  участие в восстановлении сведений о сиблингах, совместное ежедневное планирование и вечерняя рефлексия «шепот на ночь», создание семейных ритуалов, разработка  ближайших и перспективных планов и т.д.

Случай был закрыт как кризисный через 5 месяцев работы.

                                 


 

[1] Методика выявления и оценки степени проявления факторов риска дезадаптации приёмного ребёнка в конкретной замещающей семье заимствована из мировых практик поддержки фосторовских семей, адаптирована и апробирована во многих регионах РФ. Изначально данная методика применялась по инициативе Национального Фонда Защиты детей от жестокого обращения, затем она была развита и описана в проекте «Конструктор социальных практик АНО ДПР «Вектор». С материалами и методическими рекомендациями применения данной методики можно ознакомиться на официальном сайте «АНО ДПО Институт социальных инновационных практик «Вектор».   Результаты внедрения применения Методики описаны и высоко оценены научным и экспертным сообществом и рекомендованы к применению. В настоящий момент широко применяются в Москве, Югре, Пермском крае, в Томской области и других регионах РФ. 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).