20 Лет
Вот уже 20 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Современные проблемы развития семейных форм устройства детей

1100

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: - усыновление; - опека; - приемная семья; - учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке. Кроме форм, закрепленных Семейным кодексом, существуют и другие: патронатное устройство, семейные детские дома, детские деревни (SOS - Киндердорф). В деле профилактики социального сиротства неоценимую помощь оказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей, которые не могут оставаться в семье.

С 1994 года в ряде Российских регионов (всего – в 39 регионах) проводится работа по развитию новой (забытой) формы устройства детей в семью на патронатное воспитание.

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, о которой мы только что рассказали.

Эта форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем.

Этим обуславливается то, что это самая “гибкая” форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок (от 1 дня до достижения ребенком 18 лет).

Впервые появляется возможность помочь ребенку в любой ситуации, не нужно держать ребенка в приюте и ждать годами, когда суд, наконец, примет решение о статусе его родителей, либо не изымать из семьи и ждать, когда появятся очевидные доказательства насилия, впервые появляется шанс у больного ребенка, оставшегося без родителей, тоже найти семью (в этом случае важно, что уполномоченное учреждение возьмет на себя значительную часть забот о здоровье и обеспечении ребенка).

Практикуется краткосрочное размещение на период каникул или на выходные ребенка – инвалида ( это даст передышку родителям ребенка и позволит сохранить ребенка в семье и не допустить его помещение в интернат).

Ребенок помещается в семью и “навсегда”, т.е. до 18-летия, если требуется сопровождение и помощь в воспитании этого ребенка (зачастую это помощь требуется всегда). Например, в г. Москве на «долгосрочном патронате» находится сейчас до 90% всех детей, помещенных в патронатные семьи.

Распространение формы патронатного воспитания проводится Министерством образования РФ. Однако до сих пор эта форма не закреплена в федеральном законодательстве и регулируется законами субъектов РФ.

История начала работы по патронату в 1994 году связана с тем, что к этому времени стало очевидным, что интернатная форма защиты прав детей исчерпала себя. Меняющееся Российское законодательство и социально- экономические реформы не затронули органы опеки и попечительства. Государственная функция – госопеки - была возложена на органы местного самоуправления. Огромный функционал не был обеспечен финансово. Прямым следствием этого явилась невозможность для этих органов профессионально исполнять свои функции как по сохранению детей в семьях родителей, так и по их устройству в семьи. Вместо развития форм семейного устройства, возникший вал беспризорности побудил фактически удвоить число учреждений для содержания детей – было построено столько же новых приютов и центров для временного пребывания детей, сколько было уже детских домов.

Причиной того, что формы семейного устройства широко не развивались было отсутствие профессиональных служб по устройству детей в семьи, которые должны находиться в органах опеки.

Другой причиной явилось отсутствие единого «ведения дела» ребенка, находящегося в кризисной ситуации или оставшегося без семьи. Единый процесс защиты его прав расщепился на множество фрагментарных видов помощи, осуществляемых в рамках различных не связанных между собой учреждений и ведомств. Орган опеки перестал играть центральную роль в планировании попечения. КДН так и не смогли эту роль освоить, т.к. фактически не обладали правами для принятия решений, эти права находятся у органов опеки.

Третья причина – устаревшие концепции и виды форм семейного устройства детей.

Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребенка в семью будет успешным только, если :

- ребенок подготовлен к такому помещению;

- семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка;

- после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей.

Т.е. как в любом деле, требуется профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон.

Такими правоотношениями не обладали ни одна из имевшихся форм семейного устройства.

Данный исторический очерк показывает, что как в Российской истории (военных лет), так и за рубежом такая форма существовала и завоевала ведущую позицию именно из-за того, что обеспечивала результат. А именно – нормальное стабильное развитие ребенка. Это была форма патроната (в России) и фостерного воспитания (за рубежом).

Начиная с 1992г. Минобразование совместно с Центром «Наша Семья» и английскими коллегами из ряда как благотворительных, так и государственных организаций, с участием ЮНИСЕФ, исследовали эффективность патроната (фостеринга) и начали работу по созданию профессиональных служб по семейному устройству детей на патронатное воспитание.

Из-за недостатка бюджетных средств было решено перепрофилировать детские дома в систему таких профессиональных служб, с использованием уже выделяемых на их работу ресурсов, а не создавать новые учреждения. Это было и не возможно сделать без внесения патронатного воспитания с федеральное законодательство и принятия соответствующих типовых положений о патронатном учреждении.

Первым таким проектом стал детский дом № 19 г. Москвы, открытым как учреждение по патронату в 1994г. Следом в работу включились экспериментальные учреждения в Калинградской, Владимирской и Пермской областях, Башкирии, Новгородской области и Карелии. К настоящему времени патронатное воспитание регулируется 39 региональными законами и еще в 6 областях работа осуществляется в экспериментальном режиме, либо на основе решений региональных властей.

Патронатное воспитание начиналось как форма воспитания ребенка в детском доме (в соответствии с законом РФ «Об образовании» директор выбирал форму воспитательного процесса так, чтобы ребенок воспитывался в семье воспитателя). Однако, по сути, возникающие отношения характеризовались передачей части законного представительства такой семье. Поэтому, начиная с 1998 г. в законы субъектов РФ патронатное воспитание вошло уже как форма семейного устройства детей, основанная на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между патронатным воспитателем и учреждением. Само учреждение, в соответствии с этими законами, заключало договор о муниципальном заказе с органом опеки и попечительства и становилось уполномоченным учреждением этого органа, т.е. выполняло ряд работ по опеке и попечительству – по устройству ребенка на патронатное воспитание и по дальнейшему профессиональному сопровождению такой семьи.

Необходимо отметить, что аналогичные процессы проистекали и в учреждениях по линии Минсоцзащиты. В приютах стали создаваться семейные воспитательные группы, предполагающие передачу детей в семьи воспитателей приюта.

Такая работа регулировалась Постановлением правительства РФ и данная форма семейного воспитания не считалась де- юре устройством ребенка в семью, а лишь формой воспитания в приюте.

Очевидно сходство подходов и происходящих процессов. СВГ имеет ограничение на контингент обслуживаемых детей – в такие семьи создавались только на время до установления ребенку юридического статуса и требовали дальнейшего переоформления в опеку, усыновление, приемную семью. Как известно, любое изменение правоотношений является не простым делом для семьи и ребенка, разрывом стабильности, в этом – ограничение данной формы.

Настало время, видимо, внести определенную ясность в сложившуюся ситуацию и объединить патронатное воспитании и СВГ в одну форму устройства ребенка в семью, называемую, условно, профессиональной патронатной семьей.

Определить, что на такую форму устройства может быть передан любой ребенок – любого возраста, с любым юридическим статусом и с любыми проблемами здоровья, - на тот срок, который необходим для этого ребенка.

В данном объединении может теоретически участвовать и приемная семья, т.к. природа возникающих в ней отношений требует уточнения. По – сути, необходимость заключения договора для установления этих отношений, предполагает права и обязанности сторон, которые в (права органа опеки и попечительства в частности) настоящее время не определены.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Июня 2025

Открылся набор на онлайн-проект для приёмных родителей «Вера.Знания.Семья»

06 Июня 2025

Первая группа Школы приёмных родителей «Усыновите.ру» успешно завершила обучение

02 Июня 2025

Собираем деньги на репетиторов для Дениса

01 Июня 2025

«Усыновите.ру» 20 лет