19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Комментарии специалистов о работе детского дома № 19 «Наша семья»

153

ДЕТСКИЙ ДОМ № 19 «НАША СЕМЬЯ»

КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

Иванна Братусь, Киев, 2001 г.

Детский дом «Наша семья» основан в 1994 году в Москве. Это госу­ дарственное учреждение, которое подчиняется Министерству образова­ ния. Моделью при его создании послужила система фостеринга. В дет­ ском доме сегодня существуют 7 отделов: детская психологическая служба; отдел социальной работы с детьми; медицинская служба (врач, дефектолог); отдел реабилитации (социальные родители, педагоги, психологи); служба поиска патронатных родителей; юридический от­дел; отдел по работе с патронатными родителями. Все отделы взаимо­ действуют между собой, ведут исследовательскую работу. Главная цель данной организации - помочь определить ребенка в патронатную семью, поиск которой ведется специальной службой. Основная идея: «Ребенок должен воспитываться в семье, поскольку семья является основным институтом социализации». Таким образом, детский дом «Наша семья» является специализированной социальной службой, работа которой организована следующим образом. Желающие стать патронатными родителями контактируют с работниками детского дома, встречаются с ними. Им предоставляется информация о задачах и осо­бенностях патронатного воспитания, процедуре оформления и о подго­товке патронатных родителей. Кроме того, сотрудники договариваются с патронатными родителями о проведении интервью, позволяющем собрать необходимую информацию о семье.

Следующим этапом в работе с родителями является обучающий тренинг, который состоит из 10 занятий (всего - 35 часов). Одновременно социальные работники посещают семью, подробно изучают отношения в ней, семейные правила, бытовые условия, консультируют каждого члена семьи. При поступлении запроса из Службы по работе с детьми подбираются возможные кандидатуры семей. На консилиуме обсужда­ются наиболее подходящие кандидатуры. Далее происходит встреча команды сотрудников с предполагаемой семьей, сообщается вся ин­ формация о ребенке, показывается его фотография. Если у семьи нет возражений, происходит знакомство с ребенком, затем следует ряд встреч продолжительностью от нескольких часов в выходной день до совместно проведенных каникул. Если на этом этапе не возникает осо­бых сложностей, то наступает момент, когда ребенок начинает жить в патронатной семье. Социальные работники, регулярно посещая семью, отслеживают состояние ребенка. На первом его году пребывания в семье социальный работник посещает семью 6 раз в год, а, начиная со второго года, - 2 раза.

Следует отметить, что опыт детского дома «Наша семья», являю­щегося по сути социальным агентством, внедряющим фостерную мо­ дель воспитания, уникален для стран бывшего СССР. В «Нашей семье» сложилась удивительно сплоченная команда сотрудников. Сотрудники ведут активную работу по созданию законодательной базы для деятельности инновационного учреждения. Центральным округом г. Москвы принят ряд постановле­ний, ставших законодательной основой для осуществления патронатно­го (фостерного) воспитания. Разработаны и апробированы новые мето­ дики реабилитации детей-сирот и детей, родители которых лишены родительских прав; появились апробированные методики работы с патронатными родителями. Создана прекрасная материальная база. В этом году местные власти выделили для «Нашей семьи» новое здание и профинансировали приобретение оборудования. На созданной базе проводится обучение сотрудников детских домов из регионов России.

Трудности же в работе обусловлены отсутствием правовой базы на федеральном уровне, а также негативным отношением сотрудников «классических», обычных детских домов к инновационной для России системе патронатного воспитания.

Во время обучения в Московской высшей школе социально-экономических наук мне предоставилась возможность во время прохо­ждения трехмесячной практики ознакомиться с деятельностью отделов по работе с патронатными и кровными семьями детского дома «Наша семья». В течение всего времени я вела рабочий дневник. Предлагаемые вашему вниманию записи, на мой взгляд, представляют интерес для практиков, социальных работников, научных сотрудников, а также сту­дентов факультетов и школ социальной работы. Представленные фраг­менты дневника включают в себя подробное описание обследования неблагополучной семьи, ребенок из которой был помещен в детский дом (Фрагмент 1), а также несколько интервью с желающими стать фос- терными родителями (Фрагменты 2-4). Все имена персонажей измене­ ны.

Фрагмент первый. История Олиной семьи.

Предыстория. 10 дней назад Олю забрали из семьи и поместили в Детский дом, так как в органы опеки поступило сообщение о том, что в семье постоянно пьют. Девочка вполне адаптировалась. Она играет с детьми. За это время на встречу с директором приходила ее бабушка, которая была в нетрезвом состоянии. Мама еще не показывалась, но звонила дочке.

Оля училась и жила в интернате. На выходные приходила к ба бушке. Та имеет трехкомнатную квартиру, и одну из комнат сдает квар­ тирантам. Поселившиеся у бабушки мужчины выпивают и приводят женщин.

Социальный работник из службы «Наш дом» уже посещала семью, но к ее приходу все были выпившими и разговора не получилось. Сего­ дня члены семьи выразили готовность обсудить сложившуюся ситуа­ цию и возможные пути ее решения.

Семья живет в одном из микрорайонов Москвы, в типовом 9-ти этажном доме. Бабушка очень волнуется. По ее внешнему виду, неоп­ рятной одежде можно безошибочно определить, что она уже давно зло­ употребляет алкоголем. Накануне нашего прихода поменяли на новую входную дверь, а старая, которая, очевидно, была из картона, одиноко стояла в углу.

Мы вошли в комнату, убранную по случаю нашего визита, но со­ храняющую неприятный запах неухоженности. Нас встретила 28-летняя Марина - симпатичная молодая женщина. Мужчина с крас­ ными глазами смотрел телевизор (позже выяснилось, что это сожитель Марины). Мы прошли в Олину комнату, где стояли старая железная кровать, письменный стол, шкаф для одежды, кресло, на котором вряд ли можно сидеть. Нам принесли старые стулья, которые, по-видимому, уже неоднократно чинились. Над кроватью висели Олины игрушки.

Мы представились друг другу. Социальный работник, я и Марина. Задача наша прежде всего заключалась в том, чтобы узнать историю семьи, выяснить отношение Марины к дочери, ее представления о вос­питании, ценностях, стремлениях, об отношении к сложившейся ситуа­ции с ребенком. Мы также стремились побудить Марину к лечению от алкоголизма, к посещению психиатра, к участию в работе группы само­ помощи, готовности к беседе с психологом.

Марина . Марина воспитывалась только мамой - Людмилой Нико­ лаевной. Отец ее скрылся в неизвестном направлении, лишь узнал, что жена беременна. У Марины есть еще старшая сестра, рожденная от пер­ вого брака. В школе Марина училась успешно. По ее словам, росла самостоятельной, веселой, общительной. После 8 классов поступила в медицинское училище и уже закончила его. Медсестрой никогда не работала и работать не хотела. Окончила торговый техникум, получила диплом. Сейчас работает продавцом на рынке.

Марина родила Олю в 17 лет. Отец Оли, Костя, жил по соседству. Он был на 10 лет старше Марины. Выпивал. Они начали встречаться, когда Марине было 15. Беременность для Марины была неожиданно­ стью. О контрацептивах она ничего не знала. Сообщение о беременно­ сти Костя воспринял без воодушевления и посоветовал сделать аборт.

Однако врач объяснил, что у нее отрицательный резус-фактор, и аборт крайне нежелателен. Марина решила рожать, несмотря на то, что Костя не захотел зарегистрировать их отношения. Во время беременности она жила у Кости, хотя его родители были против их совместной жизни.

Марине помогали мама, сестра. Перед родами вернулась жить к своей маме; там и осталась после рождения Оли. Костя иногда помогал материально, но особенного внимания ни ребенку, ни Марине не уде­ лял. Не помогали и его родственники. Костя трагически погиб несколь­ ко лет назад. По словам Марины, вполне возможно, что его утопили. После рождения Оли Марина продолжала учиться. За ребенком в основном ухаживала ее мама.

Когда дочке было 11 месяцев, Марина познакомилась с Андреем. Он вернулся из тюрьмы, где провел 5 лет. Через некоторое время Мари­ на переехала к нему вместе с ребенком. Андрей достаточно хорошо за­ рабатывал, говорил, что работает в охране. Марина особенно не интере­ совалась его работой. К ребенку он относился хорошо. Но Оля его боя­ лась, не хотела называть папой, как он этого требовал. Андрей доста­точно часто выпивал, иногда в пьяном состоянии бил Марину. Потом выяснилось, что он воровал. Вновь был осужден на 2 года. Марина жда­ла его. Она устроилась работать в магазин. Оля начала ходить в детский сад. Когда Андрей вернулся, Марина снова стала жить с ним. Она бро­сила работу. Вскоре выяснилось, что Андрей стал наркоманом. Жизнь Марины превращалась в кошмар. Андрей все время думал об очередной дозе. Он заставлял Марину колоть его, когда не мог из-за дрожи в руках делать это самостоятельно. Марина пробовала «травку», но никогда не кололась и с отвращением относилась к этому. По словам Марины, дочь не видела те моменты, когда Андрей кололся, но видела его в состоянии «прихода». Марина переболела гепатитом. Она ушла от Андрея к маме, когда Оле исполнилось 6 лет, потому что выдерживать «этот кошмар больше не было сил». Сразу же после разрыва Марина испытала чувст­ во облегчения, но начала сильно выпивать с друзьями по двору. Через некоторое время Андрей опять был осужден. На работу Марина не уст­ раивалась, но подрабатывала продавцом в выносных ларьках.

Вскоре Марина сошлась с Олегом, ее бывшим одноклассником. Олег - мастер по ремонту обуви, но не работает. Живет на деньги от сдачи квартиры. Часто пьет вместе с Мариной или друзьями. Бывает, что он бьет Марину. Соседи достаточно часто видят ее со следами побо­ев. Как считает Марина, к ее дочке Олег относится хорошо.

Отношение Марины к ребенку. Марина, говорит, что к беремен­ности отнеслась положительно, ждала ребенка. Во время беременности не пила и не курила. Грудью кормила до года. Когда девочке было 6 лет, после болезни ее отправили в санаторий, где она провела около года и поэтому не смогла пойти в 1-й класс. Как потом оказалось, одна из вос­ питательниц санатория наказывала провинившихся тем, что, раздевая их догола, показывала другим детям. Олю тоже так наказывали.

После возвращения из санатория Марина отвела дочь в школу ря­дом с домом, в которой ранее сама училась и которую ненавидела, счи­ тая «болотом». Оля училась, «как все», и все чаще стала бывать у ба­бушки. На дополнительные занятия, кружки Олю не водили. Ребенок часто был предоставлен сам себе. Два года назад во время одной из таких самостоятельных прогулок Оля попала под машину и получила травму головы. Затем, катаясь на горке, она неудачно упала. После вто­ рой черепной травмы Марина долго лежала с девочкой в больнице. Через некоторое время после выписки, по совету инспектора из Управ­ ления образования, отдала дочку в интернат. На вопросы о ребенке Марина часто отвечает: «как все», «не помню», «не знаю». Однако она говорит, что сейчас «все готова сделать для ребенка». Марина спраши­вает об Оле, интересуется, как идет ее учеба, что нужно девочке из ве­щей. Она хочет посещать ее и беспокоиться о том, что могут лишить родительских прав. Но при этом кажется: она больше заботится о со­хранении за ней жилплощади, чем о судьбе ребенка.

Отношения с матерью. К своей маме Марина относится неуважи­ тельно. Бросает в ее сторону реплики типа: «молчи, мать», «да, ты во­ обще ...», «что ты понимаешь», «ты сама пускаешь собутыльников». При нас Марина старается сдерживаться, но все же иногда замахивается на Людмилу Николаевну, когда та что-нибудь говорит. Часто ее переби­ вает, игнорирует ее слова. На мать смотрит со злостью.

Отношение к партнеру. К Олегу Марина особых чувств не испы­тывала. Она говорит: «Какая там любовь? Живем вместе. Время прово­ дим. Жить то скучно».

Отношение к работе. Марина хотела бы не работать. Долго не ра­ ботала, в частности, когда жила с Андреем. Медицина ее не привлекала. Больше нравилась работа продавца в универсаме. Свою нынешнюю работу (продавец на рынке) не любит.

Отношение к алкоголю. Марина попробовала спиртное еще в шко­ле. Активнее начала выпивать с отцом Оли - Костей. Когда жила с Анд­реем, он запрещал ей напиваться. Но вместе с друзьями, конечно, выпи­ вали. Гораздо чаще стала пить, когда Андрей начал колоться. На во­прос: «Как часто?» - отвечает: « Ой, ну несколько раз в неделю. Не знаю». У нее бывают запои. Но она говорит об этом только в разговоре с глазу на глаз: « не просыхаю неделями», «хожу, как в тумане», «ничего не помню», «об Оле в это время не очень помню».

Несмотря на свою миловидность, лицо Марины уже приобрело одутловатость, землистый цвет. Появились и проблемы с памятью. Ма­ рине трудно назвать фамилию Кости, события, происшедшие несколько лет назад, вспомнить что-либо из раннего детства своей дочери. Скла­дывается впечатление, что она, действительно, «не помнит», не может вспомнить.

Но Марина не считает себя алкоголичкой, хотя признает, что вы­ пивает. Предложение о лечении вначале восприняла со смехом. Однако после более длительного обсуждения с приведенными нами характери­ стиками различных стадий алкоголизма, обоснованием влияния алко­ голя на ребенка, Марина согласилась прийти в семейный клуб для тех, у кого есть проблемы с алкоголем.

Отношение к сложившейся ситуации. Марина интересуется Олей, хочет, чтобы дочка жила дома и боится утраты родительских прав. Она готова принять поставленные ей условия, при выполнении которых ребенок может вернуться в семью. Социальный работник объяснила, что такими условиями может быть улучшение для ребенка ситуации в семье. Предполагается, что Марина начнет лечение от алкогольной зависимости, устроится на постоянную работу, будет заботиться о ре­ бенке. Марина говорит: «Я сделаю все, чтобы она осталась со мной». Она подтвердила свою готовность посещать занятия в группах самопо­ мощи вместе с Олегом. Также сообщила, что уже записалась на прием к инспектору по делам несовершеннолетних. Марина выразила желание пойти на консультацию психолога: «Может, он мне что-то и расскажет. Может, я что-нибудь и пойму».

На вопрос: «Чего бы Вы хотели?», - Марина ответила: «Хочу, что­ бы с моим ребенком все было хорошо. Хочу нормально жить. Хочу пере­ стать пить».

История бабушки, Людмилы Николаевны. Людмила Николаевна всю жизнь проработала в управлении пассажирского транспортом. Характеризует себя как очень ответственного работника. После пенсии 5 лет не работала. Потом устроилась посудомойкой в интернат для пре­ старелых. Там стала выпивать вместе с заведующей столовой. Оттуда же носила продукты, которых хватало всей семье.

У Людмилы Николаевны первый муж был летчиком-испытателем. С ним она жила хорошо. Муж погиб, когда Людмила Николаевна была беременна. У нее родилась дочь Наташа - старшая сестра Марины. Людмиле Николаевне после смерти мужа помогала ее мать. Через 12 лет Людмила Николаевна сошлась с отцом Марины, который, как уже упо­миналось, бросил ее сразу после того, как узнал, что она ждет ребенка. Особых принципов воспитания у нее нет. Ее старшей дочери уже 40 лет; у нее своя семья, есть 17-летняя дочка Вера. Она учится в институте. В ходе беседы выяснилось, что старшая внучка Людмилы Николаевны лечилась от наркотической зависимости. Со старшей дочерью Людмила Николаевна видится редко, так как семья Натальи живет за городом.

Людмила Николаевна приветливая, общительная, любит Олю, говорит, что вырастила ее. Внешние признаки выдают ее подверженность алкоголю. Она выпивает с квартирантами, знакомыми по двору. Состояние алкогольного опьянения наступает очень быстро, достаточно одной-двух рюмок. Квартира Людмилы Николаевны находится в запущенном состоянии. О своем злоупотреблении алкоголем Людмила Николаевна говорить не хочет, стесняется этого.

Она очень хочет, чтобы Оля вернулась домой. Во внучке видит свою единственную радость в жизни. Говорит, что со времени неудачной встречи с директором детского дома почти каждый день ездит туда, чтобы посмотреть на Олю.

Заключение . Мы наблюдаем ситуацию семейного алкоголизма. Воспитанием Оли в основном занималась бабушка. Заметим, что воспитанием Марины в свое время тоже занималась бабушка, о жизни с которой она вспоминает, как о светлой полосе своей жизни. Можно констатировать нарушение стиля материнско-детских отношений. Ни в семье Людмилы Николаевны, ни в семье Марины не было теплых, сформированных отношений "мать-дитя". Воспитание сводилось к кормлению, удовлетворению элементарных потребностей, но не предусматривало развития личности ребенка.

Марина живет по жизненному сценарию матери, у которой также было несколько сожителей, которая не уделяла внимания детям, злоупотребляет алкоголем.

Семье необходима помощь команды специалистов: нарколога, психотерапевта, семейного консультанта, психолога, юриста, социального работника. Положительным является то, что семья согласна начать взаимодействовать со специалистами. Мать не хочет потерять дочь. В результате посещения удалось наладить контакт, определить последующие действия для улучшения ситуации: Марина пойдет на прием к инспектору; вместе с Олегом будет посещать семейный клуб при наркологическом диспансере, воспользуется консультациями психолога.

Фрагмент второй . Истории желающих стать фостерными родителями.

Истории подготовлены нами на основании интервью, проведенных социальными работниками детского дома "Наша семья". Типичными вопросами, которые ставились во время интервью перед потенци альными фостерными родителями, были: Расскажите о себе. Где и кем Вы работаете? Кого бы Вы хотели взять на воспитание? Почему у Вас возникло желание взять ребенка? Есть ли у Вас опыт общения с детьми? Как Вы думаете: Ваши доходы позволят Вам обеспечить еще одного ребенка? Как Вы оцениваете свою подготовку к родительству? Каковы Ваши взаимоотношения с родителями? Как относятся члены Ваши се­ мьи к идее о принятии ребенка? Вы хотите, чтобы ребенок был сирота или, чтобы его родители были лишены родительских прав? Как Вы рассматриваете возможность краткосрочного размещения ребенка? Чем Вы занимаетесь в свободное время?

История первая. Людмила.

«Много лет отдала научной деятельности. Муж умер, в браке жила мало. С 40 лет воспитывала племянницу, дочку своего брата. Девочке было 3 месяца, когда она попала ко мне. Брат развелся с женой, ребенку внимания не уделял. Мать девочки пила, не заботилась о Ларисе (имя племянницы). Мы, к сожалению, не оформили нужные документы об опекунстве. Когда Ларисе было 9,5 лет, мать выкрала ее по дороге из школы. При разбирательстве работники органов опеки решили пере­ дать ребенка матери, несмотря на собранные мной доказательства ее неспособности воспитывать ребенка (судимость за мошенничество, числилась на учете в вендиспансере, лечилась от алкоголизма и т.д.). После этого отношения с Ларисой носили эпизодический характер. Во время моей болезни (подозрение на тромб) мать Ларисы приехала со своим любовником, привезла девочку с тем, чтобы заставить меня написать завещание на Ларису. Я до сих пор живу с ощущением ужаса. Не хочу их больше никогда видеть.

У меня трехкомнатная квартира. Мой 82-летний отец прописан в ней, но фактически живет на даче. Он еще может сам себя обслуживать. У него хорошая память, трезвый ум. И он поддерживает мое желание взять ребенка.

Я закончила Московский государственный университет, кандидат технических наук. Сейчас работаю консультантом в Министерстве эко­ номики.

Хочу взять ребенка 12-13 лет на воспитание; безразлично маль­ чика или девочку. Мой отец, наверное, больше хотел бы мальчика. Единственно, чего я не хочу, чтобы когда-либо появилась кровная мама и сказала: «Какой прекрасный ребенок...». Мне бы хотелось, чтобы ре­ бенок был сиротой, чтобы не повторилась ситуация, которая уже случи­лась со мной. Я не хотела бы, чтобы ребенок был помещен на временное проживание: боюсь, что привяжусь нему и мне трудно будет расстаться с ним. Я бы хотела впоследствии усыновить его.

У меня есть два брата. У одного детей нет, он вообще не любит детей. А другой брат - отец Ларисы - уже 5 раз был женат, меняет женщин, как перчатки и плодит детей. Жены моего брата не поддерживают отношений ни с ним, ни с его родственниками, т.е. со мной и моим отцом. Когда мы приходим на дни рождения, то чувствуем себя дискомфортно. Кажется, от нас нужны только подарки, но не мы сами. Я бы хотела защититься от притязаний племянников и передать свое наследство ребенку, которого я возьму.

Резюме. Людмила пережила трагедию, когда потеряла Ларису. Через всю беседу рефреном повторяется эта история. Она хочет забыть ее. Людмила одинока. Ее беспокойство связано и с тем, что нажитое имущество достанется нелюбимым родственникам, уже сейчас претендующим на наследство. У Людмилы есть материальные, интеллектуальные ресурсы для воспитания ребенка. Ей нужна индивидуальная консультация психолога, и, возможно, курс психотерапии, поскольку она продолжает находиться в состоянии пережитого ею горя. На тренинг по подготовке к патронатному родительству Людмилу можно пригласить после консультации с психологом.

История вторая. Татьяна .

"Я развелась с мужем, когда моей дочери было два года. Он пил. Отношений с бывшим мужем не поддерживаю. Моя дочь не хочет с ним встречаться. На встречи с ней он приходил с бутылкой, садился , ставил перед собой бутылку, а ребенок сидел и смотрел на все это.

Моей дочери 10 лет. У нас сложились хорошие отношения. В свободное время мы ходим вместе на прогулки, в театр, читаем. Вместе с моей 55-летней мамой мы живем в 3-х комнатной квартире. У нас есть собака. Я работаю в Центре сердечно-сосудистой хирургии лаборантом. После обеда уже свободна. У меня хорошая зарплата и я успеваю работать еще и медсестрой.

Замуж больше не собираюсь. Дочь подросла, и мне бы хотелось еще одного ребенка. Мама поддерживает меня в этом. Она уже пенсионного возраста, но полна сил и готовности помогать мне. С дочерью также состоялся разговор, она не возражает. На временное размещение в семье ребенка не настроена.

Для меня не имеет значения, будет ли это мальчик или девочка. Но моя дочь предпочитает мальчика. Я хочу взять ребенка дошкольного возраста, чтобы иметь возможность подготовить его к школе. А через пару лет, возможно, я бы взяла еще одного ребенка".

Резюме. Татьяна имеет необходимые ресурсы для воспитания ребенка. У нее хороший контакт со своей дочерью. Есть и необходимые материальные условия, а также время для общения с детьми. Немало­ важно и то, что ее мама готова предоставить свою помощь. Татьяна про­изводит впечатление уравновешенного человека. Немногословна. Четко отвечает на поставленные вопросы. Смысл ее жизни - в детях. Татьяна будет включена в тренинговую группу потенциальных фостерных роди­ телей.

История третья. Надежда.

« Я всегда хотела иметь многодетную семью, но так получилось, что замуж не вышла, и детей у меня нет. Я долгие годы ждала одного человека, но он женился в то время, когда мой отец заболел раком лег­ких и я должна была ухаживать за ним.

По специальности я инженер-физик. Работала в научно-иссле­ довательском институте. Но после его закрытия перешла в меди­ цинскую частную клинику, где работаю менеджером по поиску клиен­ тов.

Живу с мамой в двухкомнатной квартире. Маме 75 лет. Бывает, что она болеет, тогда я ухаживаю за ней. Мама поддерживает мое решение. Она считает, что это очень важно для меня. Вполне возможно, что у мамы появится отдельное жилье, но она готова к роли приходящей бабушки. У нас есть собака.

Я училась в художественной школе. У меня достаточно сильная близорукость, но, думаю, это и способствовало развитию у меня образ­ ного мышления. После школы я работала старшей пионервожатой. У меня был хороший контакт с детьми. Мне кажется, я бы смогла воспи­ тать детей. Мне бы хотелось взять двух мальчиков - дошкольника и того, кто уже учится в школе. Мне хотелось бы научить их помогать друг другу. По-моему, главное - это духовное здоровье...».

Дополнительные комментарии. Далее разговор продолжался о подругах Надежды, у которых, по ее мнению, есть трудности в воспита­ нии детей. Надежда критикует семьи, в которых главное в воспитании сводится к удовлетворению лишь материальных запросов. Выглядит Надежда несколько необычно, если не сказать странно: у нее длинная коса, одета в старенькое платье, обувь грязная. В течение разговора она несколько раз вспоминала о художественной школе, где успешно учи­ лась. В связи с падением зрения она вынуждена была оставить живо­ пись, что расценивает как потерю. Создается ощущение, что Надежда «застряла» на этой потере. Материальные блага она не расценивает как необходимое. Обращало на себя внимание и то, что Надежда придавала очень большое значение получению необходимых медицинских спра­вок и в конце беседы произнесла фразу о том, что ей надо хорошо под готовиться, «а то бывает, подцепишь в автобусе микроб, а затем ле­ чишься три месяца...».

Резюме. Несколько тем в разговоре с Надеждой: потеря любимого занятия — живописи, пренебрежение всем материальным, страх перед микробами — создают базу для сомнений относительно целесообразно­ сти ее участия в тренинге для фостерных родителей. Сомнения усили­ вают ее многословность, уход от поставленных вопросов, повторение одних и тех же фраз. Вполне возможно, что у Надежды есть отклонения психического плана. Необходима дополнительная встреча Надежды с психиатром, психологом. Кроме того, Надежда живет с пожилой ма­ мой, за которой необходим уход. Она не хочет говорить о своих доходах, констатируя лишь то, что «возможность прокормить есть». Однако ее внешний вид позволяет предположить, что она ограничена в средствах. У Надежды есть нерешенные внутренние проблемы, которые могут иметь негативные последствия и для детей. Надежду не стоит включать в тренинговую группу для фостерных родителей до получения рекомен­ даций психолога и психиатра.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

15 Мая 2025

Подготовка сирот к экзаменам близка к завершению, но без вашей помощи им не справиться.

08 Мая 2025

В чем отличие детей с опытом сиротства?

30 Апреля 2025

Остался последний месяц для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Помогите нам подготовить к ним сирот

30 Апреля 2025

Будет ли ребенок благодарить своих родителей? Ответ можно узнать на ШПР