В службу сопровождения замещающих семей обратились сотрудники органов опеки и попечительства по поводу оказания помощи замещающим кровным родственникам. Девочка 14 лет, удочеренная с рождения, в возрасте 10 лет потеряла маму (мама вела асоциальный образ жизни), была передана на воспитание бабушки и дедушки со стороны мамы.
На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, прогуливала школу, выпивала, курила и не приходила домой. Органами опеки ребенок направлен к психологу службы сопровождения, а от опекунов поступил отказ от ребенка. Дедушка с бабушкой сотрудничать со службой сопровождения отказались. Ребенок сам просился в другую семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении 3 месяцев.
Девочка была передана на воспитание в профессиональную замещающую семью со стажем более 20 лет; состав семьи: муж, жена и 12 детей в возрасте от 8 до18.
Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую учебу и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ее в службу сопровождения.
Прожив в семье 1,5 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументирую тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.
Ребенка определили в другую приемную семью, состав которой: муж, жена, 5 детей в возрасте от 3 до 16 лет, на тот момент девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент ребенок учится в колледже на 4-5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.
Специалисты службы сопровождения на консилиуме обсудили всю ситуацию после решения проблем подростка и поставили вопросы:
Почему в предыдущих семьях ребенок не прижился?
Как и когда надо было бы выстраивать работу с бабушкой и дедушкой?
По какому признаку подбиралась приемная семья?
Какое поведение профессиональной приемной мамы могло бы минимизировать риски?
Каковы факторы, способствующие ухудшению ситуации?
Анализ первой части ситуации
Я не могу жить с опекунами
В службу сопровождения замещающих семей обратились сотрудники органов опеки и попечительства по поводу оказания помощи замещающим кровным родственникам. Девочка 14 лет, усыновленная с рождения, в возрасте 10 лет потеряла маму (мама вела асоциальный образ жизни), была передана на воспитание бабушки и дедушки со стороны мамы.
На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, прогуливала школу, выпивала, курила и не приходила домой. Опекой ребенок направлен к психологу службы сопровождения, запрос от опекунов на отказ от ребенка. Дедушка с бабушкой сотрудничать со службой сопровождения отказались. Ребенок сам просился в другую семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении 3 месяцев.
Причины поведения девочки – подростка
Поиск решения
Риски
Анализ второй части ситуации
Я хочу жить в новой семье!
Девочка была передана на воспитание в профессиональную замещающую семью со стажем более 20 лет; состав семьи: муж, жена и 12 детей в возрасте от 8 до18.
Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую обучаемость и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ребенка в службу сопровождения.
Прожив в семье 1,5 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументирую тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.
Причины поведения
5.Девочка-подросток возвращалась в семью опекунов, в которой прожила 4 года.
Поиск решения проблемы:
Риски
Анализ третьей части ситуации
Обретение семьи
Ребенка (девочку-подростка) определили в другую приемную семью, состав семьи: муж, жена, 5 детей в возрасте от 3 до 16 лет. В это время девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке-подростку и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент подопечная (ребенок) учится в колледже на 4-5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.
Причины поведения
1.В новой приемной семье было меньше детей и один был сверстником одного с подопечной возраста.
3.Приемная мама обратилась в службу сопровождения за помощью.
Поиск решения
Риски
1.Не ослаблять контроль за встречами с молодым человеком.
2.Приемной маме продолжать договариваться с подопечной о условиях обучения в колледже.
3.Договориться с психологом о продолжении общения по поводу планов на будущее.
Таким образом, при устройстве в приемные семьи подростков уязвимых категорий нужно обязательно рассказывать будущим приемным родителям об особенностях подросткового возрасте, кризисе и его последствиях.
Исследования показали наличие следующих качеств у жизнеспособных детей: они в ранних возрастах получали внимание, доброжелательный отклик; у этих детей в раннем возрасте была прочная связь с матерью или другими близкими (бабушкой, старшей сестрой и т.д.); было разнообразное близкое окружение, родственники, которые играли важную роль как позитивные модели идентификации; они принимали активное участие в домашнем хозяйстве, их помощь была востребована и положительно оценена; они не испытывали депривации со стороны матери в течение первого года жизни; они обладали конструктивными навыками преодоления проблем:
- при решении проблем были активны и гибки;
- они чувствовали себя компетентными;
- они чаще обозначали свой опыт как позитивный, даже если он приносил страдания другим.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка