19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Приказ Министерства образования и науки РФ № 98 от 25.04.06 г. " О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей ..."

376

Приказ Министерства образования и науки РФ № 98 от 25.04.2006 г.

«О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Проведенный Минобрнауки России анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результаты проверок, проведенных органами прокуратуры на местах, свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональные операторы), органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Не соблюдаются порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства и государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Принимаемые органами опеки и попечительства и региональными операторами меры по устройству и организации устройства детей на воспитание в семьи российских граждан, информированию населения Российской Федерации о возможности принять ребенка на воспитание в семью недостаточно эффективны.

Имеют место факты незаконной деятельности в сфере усыновления со стороны представителей иностранных организаций по усыновлению детей, а также должностных лиц соответствующих органов и учреждений Российской Федерации.

В целях устранения выявленных нарушений, повышения эффективности деятельности региональных операторов, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройству в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, п р и к а з ы в а ю:

1. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции регионального оператора:

1.1. Принять к сведению прилагаемую информацию о нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.2. Обеспечить совместно с органами опеки и попечительства координацию работы по организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

1.3. Обратить внимание руководителей органов опеки и попечительства и учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на необходимость представления соответственно региональному оператору и в орган опеки и попечительства сведений о всех детях, которые могут быть устроены на воспитание в семью, вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы учреждений, в которых находятся дети.

1.4. Обратить внимание руководителей органов опеки и попечительства на необходимость продолжения работы по устройству в семьи граждан Российской Федерации детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых переданы в государственный банк данных о детях.

1.5. Рекомендовать руководителям органов опеки и попечительства предусматривать введение штатной должности специалиста по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 2 тысячи детей, проживающих на территории муниципального образования.

1.6. Принять дополнительные меры по информированию граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с активным привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации.

1.7. Осуществлять систематический контроль за соблюдением органами опеки и попечительства и учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка предоставления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях.

1.8. Обеспечить проведение регулярных проверок:

соответствия количества детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;

соблюдения органами опеки и попечительства:

сроков передачи в региональный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и информации о прекращении учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;

порядка передачи информации об изменениях данных ребенка, оставшегося без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка.

1.9. Регулярно (не реже одного раза в 3 месяца) направлять информацию о результатах проверок руководителям органов опеки и попечительства для принятия соответствующих мер.

1.10. Регулярно рассматривать вопросы организации работы по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на совместных с органами опеки и попечительства совещаниях, заседаниях коллегий.

1.11. Обеспечить контроль за соблюдением порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в федеральный банк данных о детях.

1.12. Регулярно вносить изменения и дополнения в анкеты детей, сведения о которых состоят на учете в региональном банке данных о детях, включая информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях.

1.13. Предоставлять сведения о состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).

1.14. В срок до 1 июля 2006 г. перейти на новую версию компьютерной программы «Надежда» для оперативной передачи в федеральный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.

1.15. Принять меры по совершенствованию материально-технического и кадрового обеспечения подразделений, обеспечивающих деятельность регионального оператора.

1.16. Организацию выезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых за пределы Российской Федерации осуществлять с учетом рекомендаций, содержащихся в письме Минобразования России от 14 июня 2001 г. № 736/28-5 «Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение».

1.17. Принять совместно с органами опеки и попечительства, учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, правоохранительными органами дополнительные меры по предупреждению посреднической деятельности по усыновлению детей, а также совершения иных незаконных действий по устройству детей на воспитание в семьи.

1.18. Довести настоящий приказ до сведения руководителей органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

2. Департаменту государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.) организовать в 2006 году выборочную проверку деятельности региональных операторов по соблюдению ими порядка предоставления в федеральный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

Министр А. Фурсенко


Приложение

к приказу Минобрнауки России

от 25 апреля 2006 г. № 98

ИНФОРМАЦИЯ

о нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проведенный Минобрнауки России анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результаты проверок, проведенных органами прокуратуры на местах, свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональные операторы), органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

До настоящего времени во многих субъектах Российской Федерации не соблюдаются установленные Семейным кодексом Российской Федерации и Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217, порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства и государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
(далее – государственный банк данных о детях).

Так, по материалам прокурорских проверок, в Свердловской области в 2005 году органами опеки и попечительства своевременно не представлены в государственный банк данных о детях сведения
о 841 ребенке указанной категории. Факты несвоевременной передачи сведений о детях в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональный банк данных о детях), выявлены в Чувашской Республике, Костромской, Новосибирской, Томской областях, Ненецком автономном округе и ряде других регионов.

Деятельность региональных операторов по осуществлению контроля за соблюдением органами опеки и попечительства, учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка предоставления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях, организована недостаточно эффективно. В частности, в ряде субъектов Российской Федерации (в том числе в Приморском крае, Воронежской, Омской, Томской и Тюменской областях) предусмотренные законодательством проверки соблюдения органами опеки и попечительства указанного порядка региональными операторами не проводились.

В свою очередь, органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Тыва) в течение 2005 года не передавали сведения о детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
(далее – федеральный банк данных о детях).

Отмечены многочисленные нарушения в части ведения документации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью.

В журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда указываются дата выявления ребенка и дата его устройства (Мурманская область). В ряде случаев в нарушение установленного порядка анкеты заполняются не органами опеки, а администрацией учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (Новосибирская область).

Анкеты детей нередко оформляются без учета требований, установленных Порядком организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Минобразования России
от 28 июня 2002 г. № 2482 (зарегистрирован Минюстом России 6 августа 2002 г. № 3670).

В ряде проверенных анкет отсутствуют сведения о приметах ребенка, его этническом происхождении, физическом и умственном развитии, наличии других (помимо родителей) совершеннолетних родственников, реквизиты документов, подтверждающих отказ родственников принять ребенка на воспитание в свои семьи.

Многими органами опеки и попечительства, региональными операторами не выполняется или выполняется не в полном объеме требование о регулярном внесении изменений в анкету ребенка. Зачастую нарушаются сроки представления этой информации, представляемые сведения носят недостаточно конкретный характер. В частности, в связи с отсутствием в анкетах детей, поступающих в федеральный банк данных о детях, информации о мерах по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, Минобрнауки России в августе 2005 г. было вынуждено дополнительно потребовать от региональных операторов представления указанной информации. Аналогичные нарушения выявлены органами прокуратуры Красноярского, Приморского краев, Владимирской, Свердловской, Тверской, Ярославской областей.

В Приморском крае в 2005 году в ходе рассмотрения гражданского дела об удочерении ребенка гражданами США установлен факт представления в суд не соответствующих действительности сведений о принятых мерах по устройству несовершеннолетней в семью граждан Российской Федерации. По факту фальсификации документов возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 303, частью 1 статьи 327 и статьей 154 Уголовного кодекса Российской Федерации. Специалист Детской городской больницы № 2 г. Владивостока и специалист по охране прав детей отдела образования администрации г. Владивостока привлечены к уголовной ответственности.

Факты фальсификации документов о мерах по устройству детей в семьи российских граждан выявлены и прокуратурой Тверской области.

Отмечаются случаи неправильного исчисления региональными операторами сроков нахождения сведений о ребенке в государственном банке данных о детях. Нередко факт поступления анкеты ребенка в федеральный банк данных о детях региональным оператором не проверяется. Как следствие, имеют место случаи, когда запросы о подтверждении нахождения сведений о ребенке в государственном банке данных о детях в связи с решением вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) направляются федеральному оператору до истечения установленного законодательством срока нахождения указанных сведений в федеральном банке данных о детях. Отмечены факты направления таких запросов в отношении детей, сведения о которых вообще не состояли на учете в федеральном банке данных о детях.

В результате нарушается требование статьи 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым иностранные граждане, желающие усыновить (удочерить) ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без попечения родителей детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления (удочерения) указанными гражданами.

Выявлены случаи, когда иностранные граждане – кандидаты в усыновители обращались к региональным операторам, уже располагая конфиденциальной информацией о детях, не размещавшейся в открытом доступе. Подобные факты, как правило, связаны с нарушением установленного порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, формирования и использования государственного банка данных о детях, со стороны работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

В 2005-2006 годах правоохранительными органами возбужден ряд уголовных дел по фактам незаконной деятельности в сфере усыновления в отношении представителей иностранных организаций по усыновлению детей, а также должностных лиц соответствующих органов и учреждений Российской Федерации.

Принимаемые органами опеки и попечительства и региональными операторами меры по устройству и организации устройства детей на воспитание в семьи российских граждан недостаточно эффективны. Во многих случаях указанная деятельность ограничивается подбором детей гражданам, желающим принять ребенка в семью, после их обращения.

Имеются недостатки в организации работы по информированию населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству на воспитание в семьи. В частности, региональными операторами, органами опеки и попечительства недостаточно используются в этих целях возможности средств массовой информации. По данным проведенного Минобрнауки России мониторинга, в большинстве (до 70% и более) случаев сведения о возможности принять ребенка на воспитание в семью размещаются в региональных и местных средствах массовой информации не чаще 1 раза в месяц.

Как следствие, одним из основных факторов, сдерживающих устройство детей в семьи российских граждан, является недостаточная информированность населения о различных формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке передачи детей на воспитание в семью, об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка в свою семью.

В ряде случаев размещение информации о детях в средствах массовой информации носит заведомо формальный характер. Так, в Приморском крае в результате сопоставления дат публикаций с датами вынесения краевым судом решений по делам об усыновлении детей иностранными гражданами выявлены факты размещения сведений о детях в средствах массовой информации за 10-15 дней до рассмотрения судом заявлений иностранных кандидатов в усыновители.

В нарушение статьи 5 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» нередко региональные операторы и, прежде всего, органы опеки и попечительства после передачи сведений о детях соответственно федеральному и региональному операторам прекращают целенаправленную деятельность по устройству детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Указанные проблемы во многом являются следствием недостаточного кадрового обеспечения органов опеки и попечительства и региональных операторов. Так, по данным государственной статистики за 2004 год, из представивших сведения 3056 органов местного самоуправления в 1691 работал только 1 специалист по охране прав детей, в 300 такие специалисты отсутствовали.

Допускаются нарушения при организации отдыха воспитанников учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, за пределами Российской Федерации.

В ряде случаев иностранные организации не представляли в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации полный комплект документов, указанных в письме Минобразования России от 14 июня 2001 г. № 736/28-5 «Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение» (в частности, заявления иностранных граждан с просьбой о временном помещении несовершеннолетнего в их семью; заключение компетентного органа государства по месту проживания иностранных граждан об условиях их жизни для возможного временного помещения несовершеннолетнего в эту семью; обязательство принимающей семьи о своевременном возвращении ребенка в Российскую Федерацию; медицинскую и социальную страховку на ребенка).

Кроме того, анализ ситуации в сфере организации выезда детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых за пределы Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев деятельность организаторов таких поездок, в качестве которых выступают чаще всего иностранные организации по усыновлению детей, направлена не столько на обеспечение возможности отдыха и оздоровления детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе, не подлежащих усыновлению), сколько на создание условий для знакомства детей с потенциальными кандидатами в усыновители из числа иностранных граждан и их последующее усыновление.

Перечисленные недостатки в организации работы по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из обстоятельств, не позволяющих обеспечить устройство всех детей указанной категории в семьи российских граждан. В среднем в Российской Федерации на усыновление иностранным гражданам передается примерно 10% детей из общего числа детей, устраиваемых на воспитание в семьи. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации указанный показатель значительно (в 2-4 раза) превышает общероссийский. Так, в Псковской области, Ненецком автономном округе в 2004 году почти 40% детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, усыновлено иностранными гражданами.

Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса первоочередных мер, направленных на повышение эффективности деятельности региональных операторов и органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройству в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, усиление контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего указанную деятельность, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».