уверенно обращайтесь по всем вопросам, связанным с организацией школ приемных родителей, содержанием курсовой подготовки и сопровождением замещающих семей.
Вам обязательно ответят специалисты:
Рудов Алексей Геннадьевич, преподаватель очной и очно-заочной школы приемных родителей «Благотворительного фонда «Семья» (Москва), эксперт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, помощник Председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Баталиной О.Ю.
Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический институт»
Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», член экспертного совета Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, эксперт рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»
Жаров Антон Алексеевич, юрист, специалист по семейному праву, ювенальной юстиции и защите прав детей, в том числе оставшихся без попечения родителей. Вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними, усыновление, производство в комиссиях по делам несовершеннолетних, уголовно-правовая защита прав несовершеннолетних (как обвиняемых, так и потерпевших).
Наша цель - оказание содействия созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
Для получения ответа на Ваш вопрос внимательно заполните контактную ФОРМУ
Типовые вопросы и ответы по итогам методического консультирования для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей
№ |
Тема |
Вопрос |
Ответ |
ФИО эксперта |
|
Стандарт предоставления услуги «Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание». |
Взаимодействие органов опеки по передаче полномочий организациям по подготовке принимающих родителей? |
Специального регламента взаимодействия нет. Существует только порядок передачи полномочий. Порядок передачи полномочий введен Приложением №1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. №334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «423». Приложение полностью называется так - «Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства». Иной регламентации не предусмотрено. Взаимодействие между органами опеки в отношении: какие полномочия и какая организация будет эти полномочия исполнять, как распределить между территориальными органами опеки передачу полномочий определяют сами органы опеки и попечительства. |
Рудов А.Г. |
|
Стандарт предоставления услуги «Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание». |
Нас интересует вопрос об итоговом заключении по подготовке граждан. Можно ли в одном заключении писать выводы и рекомендации по результатам подготовки и результаты психологического обследования? А также, если это будет два заключения, то какое заключение должен утверждать директор учреждения? |
Да можно писать результаты, выводы и рекомендации. Ограничений по составу и заключения нет. Однако, обращаю Ваше внимание, что итоговое заключение это отдельный документ и все выводы и рекомендации могут касаться только результатов, полученных в ходе подготовки и заключительного собеседования (посещаемость, активность слушателя в учебном процессе, заинтересованность и т.д., а так же общие выводы по собеседования. Психологическое обследование это отдельный, процесс, не вязан с подготовкой и все результаты, выводы и рекомендации по нему должны быть представлены в отдельном документе. Итоговое заключение готовит организация, проводившая обучение, заверяет администрация организации (уполномоченный на это представитель администрации), а Заключение по результатам психологического обследования составляют в организации, проводившей это обследование или отдельный специалист, и утверждает уполномоченное на это лицо (не обязательно администрация). Если психологическое обследование выполняется в той же организации, которая проводит обучение, то документы в любом случае должны быть разные. |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР |
Правомерно ли передать полномочия по подготовке граждан 2 организациям, одновременно? Сейчас полномочия переданы одной организации, в ближайшее время планируется передача полномочий еще одной организации в пределах одного муниципального образования. Для обеспечения территориальной доступности обучения и удобства для обучающихся. |
Да можно. Ограничений на число организаций, исполняющих полномочия или территориальных ограничений не существует. Приказ Минобразования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. №334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423» устанавливает иные основания для отказа в назначении: «Пункт 16. Основаниями для отказа в передаче организации полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства являются: - отсутствие документов, необходимых для проведения отбора организаций; - наличие в представленных документах недостоверной информации; - оформление документов с нарушением требований, установленных пунктом 7 настоящего Порядка; - несоответствие характера деятельности организации полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства; - отсутствие в штате организации работников, специализирующихся по направлениям деятельности, соответствующим полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства; - отсутствие у организации материально-технических и иных возможностей для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в пределах территории соответствующего муниципального образования либо нескольких муниципальных образований.» Как видно из перечня, возможна передача полномочий неограниченному числу организаций. |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР |
Должен ли специалист ШПР проводить диагностику будущих приемных родителей на "способность быть приемными родителями"? Есть ли утвержденный перечень таких диагностик? Должен ли специалист, проводящий данную диагностику обладать какой-то специализацией? Как данный вопрос регламентируется законом? |
Пунктом 17 «Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» введенного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 г. №235 установлено, что «17. Психологическое обследование граждан в процессе подготовки проводится только с их письменного согласия. Результаты психологического обследования передаются гражданину лично. Результаты психологического обследования направляются в орган опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина.». Иных требований не установлено. Перечня каких-либо утвержденных методик тестирования не существует. Соответственно никаких требований к специалисту и обязанности проводить диагностику слушателей, проходящих подготовку нет. Эксперимент по апробированию экспериментальных методик тестирования, запущенный Минобразования и науки РФ 2014 году не дал положительного результата. Мы считаем, что отработка тестирования в такой сфере очень кропотливый и длительный процесс и ориентироваться на появление в ближайшее время, каких либо адекватных тестов в такой тонкой сфере не стоит. Это долгий путь. |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР |
Если кандидат изъявляет желание пройти психологическую диагностику, помимо вступительного собеседования, то за счет каких часов и средств выполняется эта работа? |
В нормативном документе - «Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. №623» не предусмотрены часы на диагностику т.к., указанное в разделе 13 Требований «Итоговое заключение» не является психологической диагностикой и по часам не входит в подготовку. Орган опеки обязан обеспечить проведение диагностики, соответственно средства на проведение диагностики изыскивает орган опеки и попечительства из местного или регионального бюджета. Возмещений, субвенций или каких либо иных перечислений из федерального бюджета на это не предусмотрено. |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР. |
Подскажите, пожалуйста, необходимо ли гражданам, являющимся или являвшимся опекунами, попечителями, приемными родителями, принявшим решение вновь принять ребенка на воспитание в семье проходить подготовку в ШПР, если ранее они ее не проходили, т.к. такого требования в законодательстве не было? |
Нет, не требуется. В законодательстве (п. 1. ст. 146 СК РФ) установлено, что подготовку обязательно должны пройти лица - "… кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей". То, что они ранее не проходили подготовку ситуации никак не меняет - они по-прежнему опекуны настоящие (действующие) или бывшие. Никаких изменений в этой части не произошло и не планируется в ближайшее время вводить. |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР. |
Опыт организации работы по привлечению действующих замещающих родителей к подготовке кандидатов в замещающие родители (формы работы, кол-во допустимых часов, тематика и др.) |
Форма и количество часов зависят, в первую очередь, от двух факторов: задача, которая ставится перед приглашенной принимающей семьей и её уровня компетентности и опытности родителей. Формы привлечения, часы и тематика для родителей семей могут быть и должны быть разными. Возможные формы: - Приглашение на открытие и введение в качестве гостей, готовых показать на примере, что это такое живьем, рассказать как происходило усыновление у них, поделиться конкретным опытом и ответить на вопросы (аналогично на выпускном занятии); - Приглашение в качестве примера преодоления совершенно конкретных проблем как с ребенком, собой и в целом в семье, например, во время обсуждения адаптации; - Участие в качестве соведущего на тренингах и практических занятиях. Не стоит забывать, что среди принимающих родителей нередко встречаются психологи, педагоги, юристы и т.д., а многие сильно погруженные в тему родители, после принятия ребенка получают дополнительное профильное образование и их можно привлекать к преподаванию, как отдельных тем, так и целых разделов. |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР. |
Сколько времени в ШПР отводится работе психолога с кандидатами в замещающие родители, включая индивидуальную и групповую работу? |
В п. 3 «Требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. №623» установлено, что «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную). Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование)». Федеральные требования не устанавливают распределения по часам и по видам занятий в той или иной теме (разделе). Распределение по часам устанавливается субъектовым органом, уполномоченным по опеке и попечительству. К нему и необходимо обратить данный вопрос. Учитывая, что психологическая составляющая тематики подготовки в Требованиях составляет почти половину всех представленных там тем, то в среднем получается половина от субъектовой Программы подготовки. |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР |
Предварительная работа ШПР: установочный тренинг (форма, время и т.п.) |
Видимо в вопросе имелось ввиду «Вводное занятие». Это не предварительная, а самая что ни на есть основная работа и это не тренинг, хотя можно отнести его к практическому занятию. Если говорить о базовой обязательной подготовке, то время и форма проведения устанавливаются каждым субъектом самостоятельно, соответственно необходимо посмотреть региональный приказ о введении программы подготовки. Если речь идет о вводимой специальной подготовке, то на первый вводный раздел отведено 6 академических часов, из которых, 5,5 лекционных и 0,5 часа на индивидуальное собеседование (интервью). Цель Вводного занятия - знакомство и разъяснение: целей и порядка прохождения дополнительной программы специальной подготовки, причин, по которым проводится специальная подготовка и отличия данных ситуаций от более простых, основных рисков для принимающей семьи и ребенка, общих юридических особенностей и т.д. Знакомство эффективно в интерактивном режиме, и разъяснение так же может проходить не в режиме чистой лекции, а в режиме сообщений, вопросов ответов и обсуждения особенностей приемного родительства (в общем) целей и задач подготовки. |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР |
Способы выявления рисков кандидатов в замещающие родители? |
На наш взгляд весь процесс подготовки нацелен на то, чтобы выявлять риски и ресурсы у слушателей ШПР. По нашему опыту грамотно организованное знакомство в группе уже позволяет обратить внимание на слушателей с повышенными рисками. Например, сразу видны наиболее тревожные, что-то скрывающие или впавшие в ступор люди, или наоборот, развязные, слишком требовательные, "отличники" готовые поддакивать любому слову ведущего, даже пока им незнакомому. В ходе любого занятия, но особенно в процессе практических занятий - игр, тренингов, начинают быть хорошо видны люди с рисковыми паттернам поведения. Существуют ключевые темы (влияние депривации на ребенка, семейные системы, семейные и личностные жизненные установки и ценности, адаптация семьи), в которых без практических занятий не обойтись и в них становятся отлично видны основные риски. Специальные упражнения, их можно давать как домашние задания, нацеленные на самооценку и/или совместную с преподавателем оценку рисков, например задание "Мост надежности" или "Семейный пирог". Многие риски можно подтвердить и выявить в ходе заключительного собеседования, если оно проводится не столько по содержанию, сколько для оценки готовности в целом. Мы рекомендуем даже во время чайного перерыва наблюдать за поведением слушателей и взаимодействием их между собой и между супругами это позволяет оценить/подтвердить не только предположения и риски, но и динамику изменений. |
Рудов А.Г. |
|
Юридическая составляющая подготовки ПР и сопровождения ЗС. |
Может ли гражданин решением суда лишенный родительских прав, НО решением суда восстановленный в родительских правах, быть кандидатом в опекуны, быть опекуном? |
Каких либо последствий для прервавших или не закончивших подготовку граждан не предусмотрено. Это обязательная, но услуга, то есть это ПРАВО гражданина, а не гражданская обязанность. Если он не завершит подготовку не получит права принять ребенка в семью - не более того. Отказ от дальнейшей подготовки может быть продиктован изменением ситуации или намерений. Если исключить низкое качество подготовки: плохая организация учебы, низкая квалификация и незаинтересованность преподавателей и т.д. и нежелания слушателя продолжать учебу по этой причине, то, чаще всего, причина в том, что в ходе подготовки люди начинают понимать, что они выбрали неправильный путь для удовлетворения собственных потребностей (была ложная мотивация), или в принципе они не справятся с принятием ребенка или иные причины. Следует это рассматривать как позитивный фактор. Ведь это означает, что подготовка позволяет осуществлять самоотсев, что чаще всего куда эффективнее и конструктивнее, чем битва с органами опеки и попечительства. |
Рудов А.Г. |
|
Юридическая составляющая подготовки ПР и сопровождения ЗС. |
Планируются ли изменения в законодательстве РФ в части установления сроков действия свидетельства о прохождении Школы замещающего родителя? |
Нет, не планируется. Подготовка будущих принимающих родителей не является профессиональным образованием, повышение квалификации или переаттестация не требуются. Учитывая, что не существует запрета повторное повторно полностью или выборочно пройти курс подготовки. Полученные однажды знания и навыки могут быть подновлены, но никакой необходимости проходить подготовку заново, - нет. По нашему 15 летнему опыту могу сказать, что если подготовка проводится квалифицированными, заинтересованными помогать слушателям, специалистами, то в ситуации большого временного перерыва между подготовкой и принятием ребенка большинство слушателей сами просят повторно принять участие в тех или иных знаниях. |
Рудов А.Г. |
|
Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей. |
Предполагается ли в законодательстве РФ мера ответственности замещающих родителей в случае отказа от приемного ребенка? |
Юридического понятия – «отказа от ребенка» не существует. Имеются два разных понятия - "Отказ от исполнения опеки" и "Неисполнение обязанностей опекуна". Ответственности за отказ от исполнения опеки нет и водить не предполагается. Вводить ответственность за факт отказа от опеки нет смысла. Отказ от исполнения опеки не обязательно происходит по причине, что опекун не хочет или не справляется или по иной негативной причине. Необходимо смотреть шире. Норма пишется для всех случаев. В практике существует огромное количество ситуаций, когда это либо формальный процесс отказа (отмены опеки), либо возникли обстоятельства, не зависящие от опекуна или мало зависящие. Например: передача опеки другому лицу (опекуну), скажем от бабушки к тёте; передача ребенка родителям по выходу из мест лишения свободы и т.д.; в связи с болезнью опекуна и т.д. Неисполнение обязанностей опекуна или иные действия, которые привели к нанесению урона ребенку, должны быть оценены органом опеки и вот они могут иметь последствия и опекуна могут привлечь к ответственности за действия или бездействие. Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" устанавливает следующее – 1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством. 2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда. 3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному. 4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. |
Рудов А.Г. |
|
Порядок подготовки и представления документов |
Планируется ли внесение изменения в Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки в части обязательного предоставления гражданами результатов психологического обследования в органы опеки и попечительства. |
Нет, в ближайшее время не планируется. На данный момент не существует какой-либо проверенной и научно обоснованной методики оценки, которая бы работала хотя бы для основных категорий лиц, имеющих намерения принять ребенка в семью. Семейные отношения самые сложные для изучения и оценки. Оценить эффективность методики никак невозможно в такие краткие сроки как 3-5 лет. Предложенные Минобрнауки РФ в 2014 году в качестве эксперимента методики сейчас получают отрицательные отзывы специалистов. Так же нужно понимать, что в России обязательная подготовка действует только с конца 2012 года, пока ещё специалисты не научились как следует оказывать обязательную услугу подготовки (помогать гражданам) и говорить о внедрении обязательного обследования при отсутствии методик, опыта и, главное опытных специалистов - рано. |
Рудов А.Г. |
|
Общий вопрос. (Вопрос относится к теме – (Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей.) |
Если ребенка взяли в семью, и пытаются устроить в детский сад, а у него истерики, ребенок закатывается до судорог, стоит ли продолжать адаптацию? Или все-таки оставить дома на большее время. |
Помещение детей, имевших институциональный опыт (пребывание в доме ребенка, больнице и т.д.), особенно до завершения адаптации в семье (от 1 года до 2-х) категорически противопоказано. Для приемного ребенка помещение в детский сад создаёт сразу две проблемы: во-первых, это состояние психологического возврата в травмирующую ситуацию т.к. психологически для ребенка детский сад мало чем отличается от дома ребенка. Там так же имеются: группы детей, общие игрушки, жесткий распорядок, сменные посторонние воспитатели, одинаковые запахи кухни и моющих дезинфицирующих средств. Представьте себе если бы безвинно осужденному и отбывавшему срок заключенному по выходу из тюрьмы предложили некоторое время пожить в другой тюрьме на время поиска работы... Во-вторых, имеющаяся травматизация у ребенка это, прежде всего, утрата близкого значимого человека, соответственно тревожность повторной утраты крайне высока. Детский сад активно создаёт условия для повышения тревожности т.к. для ребенка в этом возрасте не важно, что родители говорят, что не оставят, а важно то, что регулярно оставляют в организации. Если ребенок резко реагирует не нужно его мучить, это и ребенку и родителям во вред, активная форма сопротивления вполне может перейти в пассивную или сочетанную - могут появиться психосоматические расстройства. Так же родителям и специалистам стоит учесть, что такого ребенка придется очень аккуратно готовить к школе. |
Рудов А.Г. |
|
Общий вопрос. (Вопрос относится к теме – «Подготовка документов».) |
Может ли гражданин решением суда лишенный родительских прав, НО решением суда восстановленный в родительских правах, быть кандидатом в опекуны, быть опекуном? |
Да, может. В случае восстановления в родительских правах, такое лицо не считается лишенным родительских прав т.к. ему эти права вернули. В законодательстве установлен (п. 3, п. 1, ст. 127 и абзац 2 п. 1 ст. 146 СК РФ) указано - "лишенных родительских прав", а не ЛишавШИХСЯ" что совсем не одно и то же. Соответственно такой гражданин может быть как усыновителем, так и опекуном. |
Рудов А.Г. |
|
Общий вопрос. (Вопрос относится к теме – «Защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей».) |
Может ли специалист обязать действующего приемного родителя проходить подготовку в ШПР? Имеет ли право отстранить от обязанностей приемного родителя, если приемный родитель написал заявление от освобождения его от исполнения обязанностей опекуна. |
Нет, не имеет. Действующий (как и бывший) приемный родитель, если они не были отстранены от исполнения опеки решением органа опеки и попечительства не обязаны проходить подготовку см. п. 1. ст. 146 СК РФ. Для отстранения опекуна от обязанностей нужны установленные законом основания - п. 5, ст. 29 Федеральный закона "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 №48-ФЗ) - "5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае: 1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; 2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; 3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом." Одного только факта заявления об отказе от опеки недостаточно. |
Рудов А.Г. |
|
Общий вопрос. (Вопрос относится к теме – «Стандарт предоставления услуги «Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание».) |
Существует ли необходимость включить в программу обучения кандидатов в замещающие семьи обязательные занятия, лекции для других членов данной семьи (бабушек, дедушек, родных детей и т.д.) по проблемам приема, адаптации, воспитания приемного ребенка? |
Обязать и требовать посещения занятий членов семьи, которые не будут в дальнейшем являться усыновителями или опекунами незаконно т.к. обязательность подготовки установлена законодательно ст. 127 и ст. 146 СК РФ и требуется только для лиц, имеющих намерение оформить опеку или усыновление. Члены их семей это члены их семей и они не более того. То есть требовать не можете, можете предложить и объяснить их полезность для них и семьи в целом. В целом, - старайтесь избегать насильственного подхода. Специалисту помогающей организации нужно научиться меньше требовать от граждан и больше убеждать, делиться, а главное, - помогать. |
Рудов А.Г. |
|
Общий вопрос. (Вопрос относится к теме – «Защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей».) |
Возможно ли в перспективе разрешение вопроса о проживании детей (кровных братьев и сестёр) в разных замещающих семьях? |
Действующее законодательство не запрещает проживание детей, оставшихся без попечения родителей в разных замещающих семьях. СК РФ, Статья 145. «Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей» устанавливает, что - «5. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей». Нормы права понимаются дословно, до запятой. Все ограничения и требования действуют на момент принятия решения, а не в бесконечном будущем. Поэтому ограничение существует исключительно, в случае если ОДНОВРЕМЕННО обращаются НЕСКОЛЬКО опекунов, желающих принять детей в разные семьи. Если не идет речи о том, что обратились разные опекуны, то нет и ограничения т.к. на этот момент нет разных опекунов. Даже если два опекуна одновременно обращаются и хотят принять братьев и сестер в семьи, то существует исключение, в интересах детей. Основным интересом и правом детей, является воспитание в семье. Тем более, что дети не утрачивают родственных прав и никто не ограничивает право братьев и сестер на общение. Поэтому, если нет отказа детей, старше 14 лет, идти в разные семьи, то орган опеки и попечительства ОБЯЗАН устраивать их на воспитание в семьи. |
Рудов А.Г. |
|
Проверки и отчеты |
Законом об "Опеке и попечительстве" предусмотрена обязанность опекуна о ежегодном предоставлении отчета о хранении и использовании имущества подопечного. Какие меры воздействия можно применить к опекуну, не предоставившему отчет в установленный законом срок? |
Специальной ответственности за непредоставление отчетности опекуна не предусмотрено. Однако существует ответственность по Статье 5.35. КоАП РФ, ""Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» «1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.» Опекун обязан защищать интересы подопечного, в том числе заботиться об его имуществе - денежных средствах, движимом и недвижимом имуществе. Непредставление отчета относится к уклонению от исполнения обязанностей опекуна (законного представителя). На первый раз можно обратиться в КДН для вынесения решения о штрафе, затем рассмотреть вопрос об отстранении опекуна. Полагаю, что нужно начать с письменного уведомления опекуна о мерах ответственности и возможных последствиях.
|
Рудов А.Г. |
|
Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей. |
Планируется ли привлечение к ответственности если замещающие родители отказались от ребенка? |
В настоящее время в законодательстве РФ мера ответственности замещающих родителей в случае отказа от приемного ребенка пока не планируется. В тоже время органами опеки и попечительства поднимаются вопросы, связанные с ужесточением ответственности за возврат приемных детей. Уже сегодня могут быть применены такие меры как алименты, запрет на возможность стать приемными родителями, внесение их в банк данных и т.д. Но законодательных инициатив от ОПП не поступило. |
Шульга Т.И. |
|
Юридическая составляющая подготовки ПР и сопровождения ЗС |
Каковы правовые последствия для кандидатов в замещающие родители по собственной инициативе прервавших обучение в школе приемных родителей? |
Правовых последствий для кандидатов в замещающие родители по собственной инициативе прекративших посещение Школы для приемных родителей нет. Родители могут перестать посещать по разным причинам: передумали неинтересно, нет времени в данный момент, неинтересно в Школе приемных родителей, они хотят учиться в другой школе. При желании повторно посещать Школу приемных родителей они могут продолжить обучение. При заинтересованности родителей, кандидатов в будущие приемные родители, специалистам Школы для приемных родителей можно провести собеседования, тестирование по пройденным темам и они продолжат обучение дальше. При согласии родителей начать с начала можно записать их в Школу приемных родителей и осуществлять подготовку. |
Шульга Т.И. |
|
Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей |
Что является приоритетным в работе с замещающими семьями: создание бытовых условий в замещающей семье или направленность на воспитание будущего гражданина? |
Приоритетным направлением в работе с замещающими семьями для специалистов, осуществляющим сопровождение является реализация его трех видов: социально-психологическое сопровождение направлено на образовательную, психологическую и посредническую составляющие. Образовательная составляющая включает обучение родителей методам взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, принятыми на воспитание в семью. Оказывается помощь родителям в вопросах воспитания детей с учетом ряда особенностей детей данной категории. Просветительская деятельность направлена на сообщение замещающим родителям особенностей возрастного развития, специфике кризисов развития в данном возрасте, появление новообразований, способствующих развитию детей, их более успешному обучению. Психологическая составляющая направлена на помощь замещающей семье в создании благоприятного климата, психокоррекции межличностных отношений между родителями и приемными детьми, сиблингами и приемными детьми, родственниками и приемными детьми. Она также направлена на взаимодействие с образовательной организацией связанной с принятием ребенка в группе дошкольного образования, классе в общеобразовательной организации, профессиональной организации, умению родителей налаживать контакт с социальным окружением семьи и приемного ребенка. Посредническая составляющая направлена на помощь и поддержку замещающих родителей в организации досуга приемного ребенка, занятий в системе дополнительного образования, а также координации с другими службами и ведомствами по оказанию специальных видов помощи (при необходимости) как замещающим родителям, так и приемным детям, а также семье).Вся работа по сопровождению замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разрабатывается в Индивидуальной программе сопровождения, созданной разными специалистами. Вопросы создания бытовых условий в замещающей семье не являются приоритетными. Замещающая семья основное направление работы должна направить на нормальное психическое развитие ребенка, его реабилитацию, адаптацию и социализацию в общество, включая и направленность на воспитание будущего гражданина нашей страны. |
Шульга Т.И. |
|
Организация деятельности ССЗС |
Стоит ли настаивать на том, чтобы замещающие семьи заключали договор о сопровождении замещающих семей, если адаптационный период давно успешно завершен и замещающие родители не испытывают трудностей в воспитании детей? |
Настаивать на том, чтобы замещающие семьи заключали договор о сопровождении замещающих семей, если адаптационный период давно успешно завершен и замещающие родители не испытывают трудностей в воспитании детей нет необходимости. Одной из форм взаимодействия с такой замещающей семьей является взаимодействие с ней по привлечению к встречам в Школе приемных родителей по обмену опытом воспитания приемных детей, приглашение в Клуб приемных родителей, вхождение в ассоциацию приемных родителей, подключение их специалистами к технологиям "Семья помогает семье", социальной гостиной для встреч с замещающими родителями, которые только приняли детей в семьи. |
Шульга Т.И. |
|
Проверки и отчеты |
Какие внутренние отчеты ( в т.ч внутреннюю отчетную документацию) можно планировать в отделении, осуществляющему подготовку кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей , а также по каким вопросам можно осуществлять внутренние проверки отделения. |
Документация по организации Школ приемных родителей и сопровождения замещающих семей, а также видов внутренних и внешних проверок разрабатывается субъектом РФ. По опыту разных субъектов РФ должен быть разработан порядок открытия службы сопровождения замещающих семей или центра, в котором прописаны все виды документации: виды отчетов и их формы, Программу подготовки родителей в ШПР, образцы документов, сроки отчетов, формы планов, образцы Индивидуальных программ сопровождения, формы и виды внутренних отчетов, графики работы и т.д. ( в т.ч внутреннюю отчетную документацию), которую необходимо планировать в отделении, осуществляющему подготовку кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей , а также по каким вопросам можно осуществлять внутренние проверки отделения. Например, в отдельных субъектах РФ предусматривается следующая документация при сопровождении семьи: личное дело, которое включает договор на сопровождение, индивидуальную программу сопровождения, диагностические материалы, результаты мониторинга развития ребенка (детей), если ребенок с ОВЗ или инвалид- справку медико-социальной экспертизы и ИПР его реабилитации, иные документы. Помимо этого специалисты должны иметь журнал регистрации семей, принятых на сопровождение, результаты диагностики уровня психического развития ребенка, журнал учета индивидуальной работы с семьей, журнал регистрации запросов в другие организации, журнал регистрации аналитических записок при снятии семьи с сопровождения. Помимо этого должен быть банк информационно-методических материалов, информации для размещения на сайте, разработка методических рекомендаций для специалистов по сопровождению, подбор технологий и методик для сопровождения, обобщение эффективных практик для работы с семьей. В некоторых ШПР специалисты разработали "Рабочие тетради" для слушателей программы. В методических рекомендациях к осуществлению подготовки кандидатов в замещающие родители представлены разные виды тренингов, активных видов подготовки (мозговой штурм, круглый стол, деловая и ролевая игра и т.д.) |
Шульга Т.И. |
|
Особенности сопровождения ЗС со сложной категорией детей (сиблинги, ОВЗ, подростки) |
Как сформировать эмоциональную привязанность между родителем и ребенком в период адаптации? |
Формирование привязанности у ребенка, который был изъят из семьи, в любом возрасте происходит очень сложно и длительно. В привязанности ребенка к ребенку есть свои особенности, как и у ребенка к новым родителям. Привязанности родителей и детей друг к другу формируются непосредственно с двух сторон одновременно. Привязанности родителей это любить, защищать, опекать, заботиться и т.д. Кроме того руководить удовлетворяя потребность в безопасности, обучать, устанавливать границы "можно и нельзя", доверять, давать самостоятельность. Привязанности формируются только обоюдно, одновременно. Чем меньше ребенок, тем проще формировать привязанности, так как ребенок, даже изъятый из семьи и брошенный кровными родителями, всегда тянется ко взрослому, проявляет потребность общения с ним, выражает свои чувства и эмоции. Если родители проявляют строгость и требовательность, тогда дети слушаются, проявляют страх перед взрослыми. Родителю легче управлять тем, что должен делать ребенок, а не тем каковы возможности ребенка возрастные, психологические особенности. Например, если ребенку до 3 лет не пели песни колыбельные, то после перехода в замещающую семью он не будет на них реагировать, проявляя эмоциональную глухоту. В данном случае родителю трудно принимать самостоятельность ребенка, его своенравность, непохожесть на других, и им трудно проявлять симпатию к ребенку, заботу о нем. Родители должны учитывать прежде всего особенности эмоциональной и чувственной сферы ребенка. Им легче требовать от ребенка послушания, выполнения норм, правил. Дети испытывают различные расстройства привязанности при передаче их в организации для детей-сирот. Это связано с переживанием раннего отделения от матери, неважно помнит он ее или нет. Ребенку прежде всего трудно вступать в близкие эмоциональные отношения с другими людьми. Он боится доверять, боится пережить боль утраты, пытается защитить себя, закрывается от других. Ребенок также винит себя в том, что его "плохие качества" привели к тому, что родители не смогли его воспитывать. При этом он ведет себя агрессивно, обижает других специально, действует вызывающе. При этом ребенок способен на формирование вторичной привязанности к членам замещающей семьи. Но ему нужно больше времени, терпение родителей и их умение понимать его. Поэтому, можно рекомендовать замещающим родителям особое внимание обращать на формирование у детей умения понимать прежде всего свои чувства, говорить о них. Родители могут вместе с ребенком проговаривать, что они чувствую и что чувствует ребенок, когда играет, смотрит мультики, беседует с родственниками, другими сиблингами, что нравится в рисунках и т.д. . Второе направление связано с умением родителей формировать у ребенка умение сопереживать -животным, птицам за заснеженным окном, папе, который устал на работе, брату, который делал много уроков, старшим членам семьи - помогать, поддерживать их словами, делом ( принести воды, угостить чем-нибудь вкусным и т.д.). Третье направление - это объяснение слов, которыми выражаются чувства и эмоции ребенка, других детей, взрослых. Можно рассматривать картинки к разным сказкам, которые читают детям и объяснять, какие чувства испытывают герои, каковы их эмоции. Очень хорошо вместе с ребенком сделать куклы из бумаги, а потом рисовать лицо с выражением эмоций и отгадывать, о чем думает кукла. Как она рассказывает о том, что видела? При этом переводить и на ребенка возможность рассказать так, как говорит кукла: весело, грустно, когда ей страшно, спокойно. Ребенок может по лицу мамы отгадать, о чем она будет говорить: о хорошем, о плохом. Почему она так говорит? Какие чувства у нее, когда она сердится, плачет и т.д. На этапе адаптации ребенка-сироты в замещающей семье необходимо обращать внимание на то, что в начале эмоциональное развитие происходит очень быстро, что дает возможность сформировать умение выражать свои чувства и эмоции. Постепенно теряется новизна впечатлений и ребенок задумывается о том, почему он в этой семье, где его мама и т.д. Поэтому на эти вопросы ребенка лучше отвечать с опорой на его чувства: ты скучаешь, а еще по ком ты скучаешь? Как ты думаешь, а что чувствует человек, который остался один? постепенно переводя мысли ребенка на то, что ты в семье, какие чувства у тебя сейчас? О чем ты переживаешь? и т.д. Это приводит детей к мысли, ч то он благополучный, так как живет в семье, у него формируется позитивный образ члена семьи и он радуется тому, что это видят взрослые и гордятся ним. Важным моментом формирования привязанностей является личное пространство ребенка - его комната, все, что ему принадлежит: игрушки, мебель, одежда, "сокровища", которые только его. Важно сделать еще один день рождения ребенка в семье - когда он пришел в семью. У него будет свой день рождения, когда он родился и второй -когда он появился в семье. Следует напоминать родителям, что привязанности формируются долго, если адаптация ребенка в семье идет до 3 лет, а иногда и больше, то и привязанности формируются годами. |
Шульга Т.И. |
|
Повышение квалификации и переподготовка специалистов |
В каких образовательных учреждениях можно пройти профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации специалистам и психологам ШПР и ССЗС дистанционно без выезда в образовательное учреждение? |
Следует разделить Ваш вопрос на два подвопроса. 1. В каких образовательных учреждениях можно пройти профессиональную переподготовку . Профессиональная переподготовка нужна, когда образование не соответствует занимаемой должности. Например, учитель русского языка работает на должности социального педагога в Центре сопровождения замещающих семей или службе сопровождения. Тогда он должен пройти переподготовку, она обычно проводится в институтах повышения квалификации и переподготовки, длительность 2-3 года или 1 год с отрывом от производства. Дистанционные курсы переподготовки практически не проводятся для специалистов служб сопровождения и ШПР. Возможно, сегодня многие ВуЗы предлагают и такие дистанционные курсы переподготовки, но как показал опыт специалистов , знающих специфику деятельности служб сопровождения и Школ приемных родителей недостаточно или они не дают достаточно основательных знаний. 2. Где пройти курсы повышения квалификации специалистам и психологам ШПР и ССЗС дистанционно без выезда в образовательные организации. Такие курсы также проводят институты повышения квалификации, ВУЗы, отдельные специалисты. При прохождении таких курсов важно получить удостоверение или свидетельство о повышении квалификации, только тогда эти курсы могут быть засчитаны как основание для занятия должности. Пока у нас нет центров сертификации , то сертификаты не позволяют занимать должность например, социального педагога. Три года назад Министерство образования и науки Российской Федерации проводило такие курсы повышения квалификации для всех специалистов, работающих в сфере защиты прав детей, они проводились дистанционно. Поэтому, пишите в МИнобнауки РФ просьбу провести такие курсы еще раз для специалистов и психологов ШПР и ССЗС дистанционно. Вопрос о повышении квалификации и проведении курсов переподготовки решается на уровне субъектов РФ, в субъектах должны определить образовательные организации, которые могут проводить такие виды курсов или переподготовку. При невозможности выехать в образовательную организацию можно пригласить специалистов к себе ипровести такие курсы повышения квалификации для специалистов, психологов ШПР и Служб и Центров сопровождения. В настоящее время курсы повышения квалификации предлагают многие образовательные организации, частные лица, НКО, которые могут помочь в прохождении курсов повышения квалификации или сами предлагают такие курсы, но редко кто предлагает дистанционную форму обучения. |
Шульга Т.И. |
|
Общий вопрос |
Порекомендуйте, пожалуйста, практические задачи для использования на тренинговых занятиях ШПР по темам: "насилие", "адаптация", "нарушение детско-родительских отношений". |
Можно порекомендовать практические задачи для использования на тренинговых занятиях ШПР по темам: "насилие", например монография "Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. Авторы Л.Я.Олиференко, Е.Е.Чепурных, Т.И.Шульга, А.В.Быков. Москва, "Полиграф сервис" 2001г; Шульга Т.И.,Быков А.В. "Психорлогическая служба в учреждениях социально -педагогической поддержки детей и подростков" .- М.-УРАО, 2001г., "Помощь детям-жертвам насилия" Журавлева Т.М.,Сафонова Т.Я.,Цымбал Е.И.М.-2006, "Коррекционная пабота с детьми-сиротами" М.С.Голубева, Е.В.Кукфтяк.-Кострома, 2009г., "Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения. Л.Петрановская, Студио-диалог, 2010. "Реабилитационная работа с детьмиЮ пережившими травму" -Национальный фонд защиты детей о ти жестокого обращения, Москва, 2013г., "Если с ребенком трудно" Л.Петрановская, Москва, изд-во АСТ, 2016 г. " Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок. Взгляд психолога. -Хилтон Девис, Изд-во ЭТЕРНА, 2010г.В кратком перечне литературы Вы сможете найти многие игры и упражнения, которые можно использовать в подготовке ШПР, на тренингах, круглых столах. В этих пособиях специально подготовленных для приемных родителей описаны формы работы по "адаптация", "нарушению детско-родительских отношений". Кроме того, огромное количество пособий размещено на сайте Минобразования РФ " усыновите. ру", где Вы сможете познакомиться с опытом работы разных специалистов, методическими рекомендациями для работы и т.д. На этом сайте размещены модульные программы для курсов повышения квалификации специалистов, работающих в сфере защиты прав детей , устройства детей-сирот в семьи граждан. К этим программам, которые разработаны высококвалифицированными специалистами приложены методические материалы, в которых много упражнений, игр для проведения активных форм обучения, тренингов. Вы сами можете собрать наиболее сложные вопросы для обсуждения и проработать их вначале с приемными успешными родителями на круглом столе или в Клубе приемных родителей, а потом обсудить с кандидатами в замещающие семьи и Ваш опыт прислать на сайт"усыновите.ру" для обмена опытом. Мы будем рады такому материалу. В каждом регионе, городе, поселке есть своя специфика как контингента родителей, так и проблем, с которыми они сталкиваются, приняв на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому следите за новинками методической литературы, новыми научно-практическими конференциями по этим вопросам и вы найдете много интересного материала. |
Шульга Т.И. |
|
Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей |
Профилактика возвратов детей из замещающих семей |
Профилактика возвратов детей из замещающих семей напрямую связана с качеством сопровождения службой или специалистами Центров сопровождения. С этой целью специалисты при составлении индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи должны хорошо продумать диагностику семьи и ребенка. В случае если специалисты принимали участие в подготовке будущих замещающих семей в ШПР, знают детей, которые переданы в семью - это один вариант В этом случае квалифицированная помощь замещающей семье на этапе адаптации и жизнедеятельности семьи поможет снять риски и нормализовать детско-родительские отношения. Замещающие родители с готовностью будут сотрудничать со специалистами службы, так как они понимают проблемы, которые могут возникнуть в связи с особенностями ребенка, его проживанием в неблагополучии и т.д. Такая категория родителей заключает договор на сопровождение и привлекает специалистов к решению ряда сложных проблем. Вторая ситуация связана с тем, что вы готовили родителей в ШПР, но детей они взяли из других организаций для детей-сирот. Поэтому также нужно убеждать в необходимости заключения договора и при посещении замещающей семьи провести диагностику развития ребенка и определить готовность родителей к изменению всех членов семьи к воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказание ему помощи в семье и со стороны специалистов. Возможно в этом случае привлечение других специалистов для решения ряда проблем ребенка и родителей. Третья ситуация связана с тем, что у вас на сопровождении незнакомые замещающие родители и дети, оставшиеся без попечения родителей. Тогда нужно продумать постепенное вхождение в замещающую семью специалистов, постепенная диагностика семьи и ребенка с последующим анализом и выделением проблем, описанием рисков, которые можно пронаблюдать. Во тех случаях профилактика возвратов будет определена специалистами по критериям оценки эффективности замещающей семьи: происходит ли изменение семейной системы, в связи с принятием ребенка? Как реагируют члены семьи на проблемы приемного ребенка-? Какова реакция ребенка на отношение к нему членов семьи? Как организовано личное пространство приемного ребенка? Открыта ли семья к принятию помощи специалистов, или она решает вопросы и проблемы сама, а вину перелает на особенности ребенка? Свойственно ли членам семьи признавать свои ошибки. |
Шульга Т.И. |
|
Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей |
Какими приемлемыми способами можно рассказать ребенку, что он усыновленный? |
Какими приемлемыми способами можно рассказать ребенку подросткового возраста о том, что он усыновлен - вопрос достаточно сложный. Главное правило - родители должны детям рассказывать все честно в соответствии с возрастом усыновления на доступном языке. Чем меньше ребенок по возрасту тем легче он переживает травму, связанную с тем, что он не из этой семьи. В целом много советов, приемов, методов описано в книге Б.Смолли, Д.Скулер "Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку" выпущенную Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения. Москва, 2013 г. Эта книга размещена в интернете и ее можно найти и обязательно познакомиться с ней всем специалистам. В подростковом возрасте чаще всего очень сложно рассказать о том, что он усыновленный. Поэтому приемлемые способы могут быть следующими: честно сказать об этом подростку и объяснить, в каких случаях усыновляют детей- родители умерли, вели неправильный образ жизни и их лишили родительских прав, его оставили в роддоме, его подбросили и т.д. Начинать разговор нужно только в том случае, если ребенок проявляет активность, связанную с его личностью - на кого я похож? Почему мне хочется что-то делать (скажет что), а другие не хотят и т.д. Объяснить, что боялись рассказать правду, так как понимали, насколько это больно.; продумать, как заняться вместе с ребенком поиском кровных родителей ; предложить ребенку на выбор - он хочет узнать о своих родителях или нет. Дать время на обдумывание. Выслушать ответ подростка и принять его позицию. Вместе с подростком продумать план поиска кровных родителей. Предложить подростку задать любые вопросы приемным родителям. Предварительно продумать, ч то они знали о его биологических родителях. Предложить ребенку свою помощь и поддержку в поиске биологических родителей и объяснить, что они хотят сделать все, для того, чтобы он узнал кто он, каковы его корни, есть ли какие-нибудь родственники, братья, сестры и т.д. И подчеркнуть, что они по-прежнему любят его и понимают, как ему сейчас трудно, как сложно пережить всю эту информацию. Повторять, что они постараются сделать для него все так, чтобы ему было легче пережить эту новость. Объяснить ребенку, что они понимают , какое у него настроение, чувства ( злость, горе, подавленность, ненависть ко всем, страх, но при этом завышенные ожидания от знаний о своих биологических родителях, желание найти их и стать счастливой семьей, надежда, что родители его ждут и с радостью примут в свои семьи и т.д.) Важно приемным родителям узнать, на что надеется ребенок. Приемные родители должны сказать ребенку, ч то он в ответе за поиск своих родителей, если он хочет осуществлять поиски, они будут ему помогать. Если он не хочет или не знает, тогда нужно обсудить и возможно начать с нахождения родственников. При этом, приемные родители должны знать, что поведение подростка может резко измениться в худшую сторону и быть к этому готовы. |
Шульга Т.И. |
|
Повышение квалификации и переподготовка специалистов |
Где можно пройти курсы повышения квалификации? |
Курсы повышения квалификации можно пройти в любом профильном институте повышения квалификации Вашего субъекта Российской Федерации. Кроме того, Министерство образования и науки РФ постоянно рассылает во все субъекты РФ информацию о курсах повышения квалификации. Так в ноябре в Москве были проведены курсы повышения квалификации для специалистов, работающих в сфере защиты прав детей. Институт управления образования РАО проводит дистанционные курсы повышения квалификации. Смотрите их сайт и выбирайте, какие курсы Вам нужны. Кроме того, многие НКО проводят такие курсы повышения квалификации. В каждом субъекте РФ есть адреса прохождения курсов повышения квалификации. |
Шульга Т.И. |
|
Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей |
Какими способами можно сделать замещающую заботу открытой? |
Способов сделать замещающую заботу о детях, оставшихся без попечения родителей открытой существует много. 1 способ - это создание положительных отношений между замещающей семьей и специалистами Школ приемных родителей. Именно в период подготовки у будущих замещающих родителей складывается доверие к специалистам, вера в то, что они смогут помочь в решении сложных проблем. 2 способ - это приглашение приемных семей, которые прошли ШПР и взяли на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. 3 способ - это снабжение будущих замещающих семей методическими рекомендациями, памятками и т.д. 4 способ - постоянное приглашение замещающих семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей на круглые столы, встречи, клубы и т.д. 5 способ - взаимодействие со специалистами служб сопровождения. Следует обратить внимание замещающей семьи на то, что в любое время она сможет получить квалифицированную помощь, поддержку, в решении любых сложных вопросов и проблем. 6 способ - информация о приемных семьях, как о престижных и очень важных граждан, решающих такие сложные задачи нашей страны. 7 способ - проводить мероприятия для оценки деятельности приемных семей на всех уровнях субъектов РФ - региональном, районном, и т.д. 8 способ - лучших приемных родителей ежегодно посылать на ФОРУМ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ, с последующим приглашением в клуб, субботние посиделки, и т.д. для обмена опытом. 9 -способ - помогать приемным родителям организовать ассоциацию приемных семей для возможности решения разных вопросов и обмена опытом воспитания приемных детей. Вы можете придумать и другие способы-доска почета, награждение главы администрации лучших приемных семей и т.д. На что замещающей семье следует обратить особое внимание? |
Шульга Т.И. |
|
Организация деятельности ШПР |
Срок давности свидетельства о прохождении подготовки (если в течение года не взяли ребёнка, нужна переподготовка)? |
В соответствии с положением о необходимости прохождения школы приемных родителей всеми кандидатами в замещающие родители свидетельство по окончании ШПР при положительном ее прохождении сроков давности не имеет. |
Шульга Т.И. |
|
Организация деятельности ШПР |
В случае индивидуальной подготовки граждан какие практические тренинги необходимо включить в индивидуальный план подготовки, которые будут наиболее эффективными при обучении? |
В случае индивидуальной подготовки граждан необходимо включить практические тренинги по взаимодействию в вопросах воспитания детей разных возрастов, решению ряда проблем у детей разных возрастов, разрешение конфликтов с детьми разных возрастов, на готовность к принятию любого ребенка, оставшегося без попечения в свою семью, отношение к ценностям у супругов. Необходимо включить в индивидуальный план подготовки также тренинги распределения обязанностей между членами семьи и супругами, родителями и детьми. Кроме того важно привлечь к работе по индивидуальной программе подготовки приемных родителей, имеющих опыт положительного воспитания приемных детей. |
Шульга Т.И. |
|
Проверки и отчеты |
Какие документы должны быть в личном деле замещающей семьи. |
"Перечень документов установлен ""Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных"" Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 (ред. от 10.09.2015) ""Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" |
Рудов А.Г. |
|
Юридическая составляющая подготовки ПР и сопровождения ЗС |
Какую минимальную информацию по юридическим вопросам должны получать кандидаты в принимающие родители. |
"В п. 11. «Требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. №623» установлен перечень освещаемых юридических вопросов. Однако там же в п. 3 Требований указано, что каждый регион «самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы,..» |
Рудов А.Г. |
|
Общий вопрос |
Какие меры необходимо принять специалисту опеки и опекуну (приемному родителю) в случае наступления поздней адаптации? Например, ребенок с самого младшего возраста воспитывается в семье и по достижению сознательно возраста узнал, что он не родной ребенок. Начался период отрицания родительского попечения и ребенок чувствует себя чужим в данной семье, хотя ранее никаких проблем во взаимоотношениях с родителями не было. |
"Такую ситуацию не нужно рассматривать как позднюю адаптацию, это принципиально иная ситуация. Скорее всего, это форма протестного поведения. Во-первых, такой яркий протест в таком возрасте возникает, если информация была подана ребенку некорректно, не самими родителями, возможно в грубой форме с негативным оттенком и, во-вторых, если в семье уже созрели условия для конфликта и сообщение послужило только триггером для запуска протестного поведения. Информация от родителей, что ""проблем во взаимоотношениях не было"" это оценка родителей с родительской точки зрения, но она не означает, что ребенок не испытывал напряжения и у него не было тревожности по отношению к своей ситуации. Чтобы как-то помочь, придется детально разобраться в ситуации: 1) Имелась ли реальная привязанность ребенка к родителям или ребенок просто содержался в семье и подчинялся правилам семьи (не создавал проблем)? 2) Кто, как и в каком ключе была выдана информация ребенку, о том, что он приемный. Что ему сообщили про кровных родителей и как мотивировали почему его приняли именно в эту семью эти родители. 3) Проведение исследования состояния ребенка сейчас: какие чувства он испытывает к приемным родителям, к кровным, к себе, почему? 4) Далее в зависимости от полученной информации нужно начинать работу параллельно как с родителями, так и с ребенком. Предсказать, что и как делать, имея лишь обрывочную информацию невозможно. Можно только дать рекомендации по целям. Цель №1 пересмотр родителями отношения к тайне и почти всегда негативного отношения к кровным родителям ребенка. Цель №2 - разъяснения ребенку ситуации нейтральным лицом, снятие агрессии к родителям. Цель №3 - по сути, создание отношений заново, создание доверия. Родителям необходимо , видимо , потребуется извинится перед ребенком и начать учитывать его потребности в отношении к нему как к самостоятельной личности.." |
Рудов А.Г. |
|
Общий вопрос |
Почему такой низкий уровень работы с специалистами (психологами, учителями), которые проходят подготовку для работы с гражданами, детьми, имеющими отклонения в своем развитии, т.е. дети находящиеся на домашнем обучении. И какой должна быть специализация на базовом уровне, который является основным? |
"Низкий уровень квалификации и малое число хороших профессионалов это общая проблема для социальной сферы и вообще для гуманитарных наук. Во-первых, мало тех специалистов, которые могли бы делиться знаниями и сами были профессионалами высокого класса, во-вторых, обучение часто отдают проводить людям с наличием высоких званий, но теоретиками, не имеющих ценного практического опыта. В- третьих, недостаточно, чтобы преподаватели были опытными и интересными, ещё требуется мотивация слушателей учиться и самообразовываться, а с мотивацией к развитию тоже есть серьезные проблемы. Часто обучение очень поверхностное, слишком общее и краткое. Относительно специализации. Специализация требуется профильная (психологи, педагоги, специалисты по соц. работе). Однако её совсем недостаточно для качественной работы и успешной работы и помощи семьям. Работа с детьми требует многих знаний и часто очень глубокого понимания механизмов возникновения проблем и их исправления. Так для работы с указанной Вами категорией детей необходимо знать, как минимум: общую психологию, специальную психологию (коррекционную), педагогику, отдельные юридические вопросы. Будет полезно знать общую психофизиологию и некоторые разделы биологии в зависимости от типа нарушения. Например, при ментальных расстройствах - нейропсихологию, психоэнодокринологию. " |
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ССЗС |
Какие методики можно применить для исследования оценки ресурсности замещающей семьи |
Каких либо специальных методик изучения ресурсности семьи, намеренной принять ребенка нам неизвестно. Как правило, применяют структурированный опрос (интервью) направленный на выявление основных параметров и характеристик семьи, необходимых для успешного принятия ребенка. Этот метод позволяет одновременно посмотреть и ресурсы и риски. Нужно ещё помнить, что отсутствие тех или иных ресурсов порождает в этих частях риски. Рекомендации по применению структурированного интервью, схема интервью, примерные вопросы разработаны и будут даны в Примерной Программе дополнительных блоков обучения. Помимо структурированного интервью рекомендуем применять отдельные задания и дополнительные опросы и упражнения, направленные на выяснение: сплоченности семьи, уровня внутренней и внешней поддержки, готовности к безусловности принятия ребенка, нормальному уровню ожиданий от ребенка и динамике изменения, отсутствия паттернов, провоцирующих гиперопеку и гипоопеку. Например, интервью по генограмме и опрос по Олону, то они как раз выявляют сплочённость и гибкость семьи. Достаточно эффективные упражнения, которые могут быть так же даны и в качестве домашних заданий: ""Семейный пирог"", ""Мост надежности"". Первый позволяет провести оценку и самооценку семейной и внешней поддержки, второй запас прочности семьи на структурные изменения.
|
Рудов А.Г. |
|
Организация деятельности ШПР |
Каким образом организовать реализацию программы подготовки в разделе 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", если он предусматривает 5 часов работы с участниками (где 4 часа - тренинг, а 1 час - индивидуальное консультирование). Как распределить 1 час среди участников, если их может быть в группе от 1 до 15 человек? |
В п. 3. «Требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. №623» установлено, что «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование)». Федеральные требования не устанавливают распределения по часам и по видам занятий в той или иной теме (разделе). Указанное Вами распределение по часам установлено субъектовым органом, уполномоченным по опеке и попечительству. К нему и необходимо обратить данный вопрос.
|
Рудов А.Г. |
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка