15 Лет
Вот уже 15 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.
Помочь проекту

усыновите.ру

Папка 2. Школа приемных родителей (комментарии эксперта)

Раздел содержит материалы :

  1. Нормативные правовые акты по организации подготовки граждан, выразивших желание принять в свою семью детей-сирот
  2. Копилка психолога. Сборник игр и упражнений для проведения Школы приемных родителей. - Сыктывкар: ГБУ РК «РЦСТ», 2014. – 56 с. Составители: С. А. Афанасьева, И. В. Лужикова 

1.Нормативные правовые акты по организации подготовки граждан, выразивших желание принять в свою семью детей-сирот 

  1. Приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 20.05.2015 N 186-о.д.н (ред. от 06.09.2017) "Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
  2. Приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 10 сентября 2013 года N 103 «Об утверждении Программы психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Требований к уровню подготовки граждан по Программе психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (с изменениями на 9 июня 2020 года)»
  3. Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской ресурсный центр семейного устройства» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы «Программа повышения квалификации Обучающие семинары по дополнительным модулям программы подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка с особыми потребностями развития»
  4. Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 23 мая 2016 года N 567 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»

5-7. Приказы Министерства образования и науки Мурманской области:

от 26.06.2015 № 1326 "Об утверждении регионального стандарта услуги по подготовке кандидатов в замещающие родители"

- от 26.06.2015 № 1325 "Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"

 - от 31.08.12 № 1948  "Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание  в свою семью ребенка оставшегося без попечения родителей, в Мурманской области" 

  1. Постановление Правительства Тульской области от 20 августа 2013 г. N 432 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах" (в ред. Постановления правительства Тульской области от 01.07.2016 N 284)
  2. Постановление правительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2019 г. N 7-п О порядке предоставления сертификата на оплату услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории российской федерации»
  3. Приказ Департамента социального развития ХМАО - Югры от 12.11.2012 N 34-нп (ред. от 17.03.2017) "О программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"

 

Подготовка кандидатов в замещающие родители – это полномочие органа опеки  попечительства, которое может быть передано уполномоченным организациям.

В 85 субъектах РФ организовано 2512 территориальных органов опеки.  В 60 субъектах полномочия по подготовке граждан, принявших ребенка
в семью, переданы в уполномоченные организации, что составляет 82,4 % общего числа субъектов РФ.

17,6 % от общего числа территориальных органов опеки не передали или передали полномочия частично. Регионы назвали основными причинами сохранения полномочий за органами опеки и попечительства следующие: отсутствие организаций на территории субъекта, готовых принять полномочия; территориальная удаленность органов опеки от уполномоченной организации; отсутствие заявок от организаций по конкурсу на обучение граждан, служба сопровождения входит в состав территориальных органов опеки и попечительства.

Анализ результатов ответов свидетельствуют о том, что практика проведения подготовки граждан, вне зависимости от того, проводится органами опеки самостоятельно или уполномоченными организациями, осуществляется в соответствии с требованиями. При проведении подготовки уполномоченными организациями с организацией заключается договор; органами опеки проводится информационная компания; гражданам, обратившимся в органы опеки, выдается направление на подготовку. 

Информация о возможности пройти подготовку, как в уполномоченной организации, так и непосредственно в органах опеки, размещается на сайте органа опеки, печатаются и распространяются буклеты, происходит информирование во время очных встреч.

В регионах разрабатываются и утверждаются программы подготовки граждан к приему на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 20.08.2012г  № 623.

По данным мониторинга в большинстве регионов количество часов по программам подготовки соответствует выше указанным требованиям Минобрнауки   и составляет от 30 до 80 акад. часов.

Общая трудоемкость программы превышает требования Минобрнауки от 20.08.2012 в следующих регионах: Брянская область – 80,5 ак.ч., республика Кабардино-Балкария – 80,5 ак.ч., Омская область – 80,5 ак.ч., республика Коми -84 ак.ч., Оренбургская область – 96 ак.ч.

В 14 регионах при подготовке граждан используются специальные программы (модули): Тульская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Московская область, Москва, Псковская область, Новгородская область, Курганская область, Свердловская область, Челябинская область, Пермский край, Ульяновская область. В перечисленных регионах дополнительными программами являются программы подготовки граждан к приему на воспитание в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовки к приему ребенка подросткового возраста, братьев – сестер (сиблингов) и программа подготовки близких родственников. Подготовка по дополнительным модулям проводится вне рамок основной программы подготовки, после освоения основной программы ШПР.

         В данную папку нормативные правовые документы отобраны на основании мониторинга Минпросвещения России в 2020 году.

 

         Документы в данной папке содержат основания отбора уполномоченных организаций, подробные программы подготовки, условия их реализации, итоговое тестирование после прохождения ШПР.

         Большой интерес представляют собой отдельные образовательные модули, которые включены в программу подготовки кандидатов, если они изъявляют желание принять в свою семью детей-сирот сложных категорий. Такие программы приведены, например,   из опыта работы в г. Москве.

         Новационным является предоставление  в ХМАО сертификата на оплату услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. В Тульской области  утвержден стандарт предоставления государственной услуги "осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах».

 

Копилка психолога. Сборник игр и упражнений для проведения Школы приемных родителей. - Сыктывкар: ГБУ РК «РЦСТ», 2014. – 56 с. Составители: С. А. Афанасьева, И. В. Лужикова 

В данном сборнике авторы предлагают банк психологических игр и упражнений для использования на тренингах с кандидатами в замещающие родители.

Все игры и упражнения расположены по темам занятий «Школа приемных родителей»:

  1. Мотивация кандидатов в замещающие родители. Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей
  2. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  3. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка.
  4. Роль семьи в развитии ребенка.

5.Адаптация приемного ребенка.

  1. Трудное поведение приемного ребенка.

         Использование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, ненавязчиво позволяющим обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Игра, как никакой другой метод, эффективна в создании условий для саморазвития, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

21 Октября 2020

Доступна запись вебинара Дианы Машковой "Психотравмы приемных детей - История изучения психологической травмы"

21 Октября 2020

Правительство отклонило внесенные Мизулиной поправки в Семейный кодекс

20 Октября 2020

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова дала интервью телеканалу «Звезда». В нем детский омбудсмен ответила на главные вопросы, связанные с защитой детей и отношений семьи и государства. Кузнецова рассказала, какова реальная ситуация с иностранными усыновлениями, как снизилась доля детей-сирот и что нужно сделать, чтобы реформировать систему опеки и попечительства.

20 Октября 2020

В России тысячи приемных детей возвращают в детдома. Почему без семьи почти все они обречены?