18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Центр «Соучастие в судьбе» подготовил Бюллетень судебной практики № 2 (2020), касающейся дел о защите прав детей-сирот и гарантий для замещающих семей

232

bulleten-2-2020-titul-250x300.jpg

Бюллетень судебной практики № 2 (2020) подготовлен Благотворительным центром «Соучастие в судьбе» в рамках реализации проекта «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям», реализуемого за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.

Это второй Бюллетень судебной практики в рамках осуществления указанного проекта.

Бюллетень состоит из судебных постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, судов уровня субъектов Российской Федерации, районных и городских судов.

Судебные постановления, размещенные в Бюллетене, будут полезны для изучения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их законным представителям и представителям, сотрудникам органов прокуратуры, специалистами органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот, НКО, работающих в интересах детей-сирот.

Представленные в Бюллетене судебные акты, помогут заинтересованным лицам определиться с правовой позицией по аналогичным делам, подготовить обоснование и требования исковых заявлений в суды, предоставят возможность аргументировать свою позицию при разрешении споров в досудебном порядке.

В отличие от предыдущего Бюллетеня судебной практики, в настоящем сборнике представлено не только в два раза больше судебных актов, но и подобран широкий пласт постановлений новых для судебной системы Российской Федерации кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, действующих с 1 октября 2019 г.

Подавляющее большинство судебных актов, представленных в Бюллетене, касаются защиты жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также защиты имущественных прав приемных родителей.

Так, например, в Бюллетене представлены судебные постановления по административным искам лиц из числа детей-сирот о взыскании компенсации за длительное неисполнение решений судов, которыми удовлетворены требования об обязании предоставить жилое помещение. Размер присуждаемых судами компенсаций, по нашему мнению, является недостаточным, не соответствует размеру компенсаций, присуждаемых в таких случаях Европейским судом по правам человека. Однако, с очевидностью можно констатировать, что число таких административных исков постоянно растет.

Весьма важными по делам о защите прав детей-сирот и их законных представителей являются правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации.

В Бюллетене размещено Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.09.2020 г. № 48-КАД20-3-К7 по административному исковому заявлению Волохова Д.В. к Курчатовскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска, в котором разъяснено, что наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения необходимо в случае, если речь идет о проверке возможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых по договору социального найма жилых помещениях, в которых также проживают их родители, лишенные родительских прав. Из этого вывода Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ следует, что решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, находящегося в собственности лица из числа детей-сирот и его родителей (родителя), лишенных родительских прав, в целях установления факта невозможности проживания сироты в ранее занимаемом жилом помещении не требуется.

В ряде субъектов Российской Федерации в качестве обстоятельства невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, предусмотрено проживание в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Применительно к указанному обстоятельству представляет интерес Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29 января 2020 г. № 78-КА19-14, в котором судебная коллегия указывает, что в этом случае следует руководствоваться положениями части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Актуальным является Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г., в котором на примере нескольких дел, рассмотренных Верховным Судом РФ, разъясняется, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки реализуется по месту жительства их законных представителей.

Кроме того, в нескольких определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (например, в Определении от 17 августа 2020 г. № 4-КГ20-24-К1) разъясняется, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ).

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2020 г. № 4-КГ20-24-К1 изложена подробная правовая позиция, которая поможет мотивировать возражения лиц из числа детей-сирот, опекунов (попечителей) в случае предъявления к ним Управлениями Пенсионного фонда РФ, органами социальной защиты населения исков о взыскании пенсий, социальных пособий и иных выплат.

При подаче исков по делам, аналогичным тем, где Верховный Суд Российской Федерации уже высказал свои суждения, заинтересованные лица — процессуальные и материальные истцы — могут приобщать к материалам дела или представлять для обозрения суда соответствующие определения судебных коллегий Верховный Суд Российской Федерации или выдержки из обзоров ежеквартальной судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Представляется важным и актуальным решение Московского областного суда от 3 сентября 2020 г. (дело № 3а-1395/2020) по административному иску об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в редакции постановления Правительства Московской области от 11 декабря 2019 г. № 945/42), которыми установлен пятилетний «ценз оседлости» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в целях включения их в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области.

Указанное решение Московского областного суда еще не вступило в законную силу в связи с тем, что административным ответчиком Правительством Московской области и заинтересованным лицом Министерством образования Московской области поданы апелляционные жалобы. Однако, принципиальным является позиция суда о том, что федеральным законодательством не предоставлено право органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать какие-либо дополнительные условия, ограничения в порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусмотренные федеральным законом. В случае установления таких ограничений они подлежат признанию недействующими с момента их введения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в Список, если они:

1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или

2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

На практике имеют место многочисленные случаи, что ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет сохраненное жилое помещение, занимаемое на условиях социального найма, в котором он длительное время не проживает в связи с устройством в организацию для детей-сирот или на семейную форму воспитания с проживаем в жилом помещении опекуна (попечителя), с родственниками и иными лицами, проживающими в ранее занимаемом жилом помещении общего хозяйства не ведет, контакты не поддерживает. При этом отсутствуют основания установления факта невозможности проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении по обстоятельствам, установленным в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и обстоятельствам невозможности проживания в ранее занимаемом на условиях социального найма жилом помещении, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.

В этой ситуации представляет большой практический интерес активно формирующаяся судебная практика по делам об установлении факта того, что несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, или лицо из числа детей-сирот не является членом семьи лиц, проживающих в ранее занимаемом им на условиях социального найма жилом помещении. Например, апелляционное определение Московского областного суда от 02 марта 2020 г. № 33-4511/2020 (номер 74 в Бюллетене).

Судебные акты по указанной категории дел, мотивированы положениями части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, является ведение общего хозяйства, под которым следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Следовательно, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот, длительное время не проживает в сохраненном за ним жилом помещении, занимаемом на условиях социального найма, общего хозяйства с лицами, проживающими в жилом помещении не ведет, то в силу части 1 статьи 69 ЖК РФ, разъяснений данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 он может быть признан судом, не являющимся членом семьи лиц, проживающих в сохраненном за ним жилом помещении, что является основанием для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, и включения в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Особую актуальность в последнее время приобрели дела о взыскании с детей-сирот задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги и жилое помещение, членами семьи нанимателя либо собственниками которого они являются. Эта задолженность с детей-сирот в солидарном порядке взыскивается с учетом задолженности по оплате за жилое помещение и ЖКУ их родственников.

Применительно к указанным делам, представляет интерес решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 15 июня 2020 г. по делу № 2-2522/2020 (номер 86 в Бюллетене).

Кроме того, мы сочли возможным разместить в Бюллетене подготовленный специалистами Центра «Соучастие в судьбе» проект федерального закона, «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части установления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа установления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (путем освобождения их от оплаты и включения этой меры в пакет полного государственного обеспечения указанной категории лиц).

Особую ценность, по нашему мнению, имеют судебные постановления, в том числе, принятые Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, по делам которые сопровождались юристами Благотворительного центра «Соучастие в судьбе» и по которым специалистами Центра были разработаны соответствующие правовые позиции, а также собрана необходимая совокупность доказательств. Эти судебные акты помечены в оглавлении Бюллетеня специальным символом — *.

Судебные акты, размещенные в настоящем Бюллетене, дополняют Бюллетени судебной практики по делам, касающимся реализации и защиты прав детей-сирот, опекунов (попечителей), подготовленные при реализации предыдущих проектов Центра «Соучастие в судьбе», а также первый Бюллетень судебной практики, подготовленный в рамках реализации настоящего проекта.

Бюллетень судебной практики № 2 размещен на сайте Центра «Соучастие в судьбе» в разделе «Судебная практика».

http://souchastye.ru/centr-souchastie-v-sudbe-podgotovil-byulleten-sudebnoj-praktiki-2-2020-kasayushhejsya-del-o-zashhite-prav-detej-sirot-i-garantij-dlya-zameshhayushhix-semej/?fbclid=IwAR0VKhs8s4iablxeqweaCv925BbbrLooD6EJqdiJV-tMTI-Au3ZWjKLj1yc

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).