15 Лет
Вот уже 15 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.
Помочь проекту

усыновите.ру

Кейс 29. Конфликты между родным и приемным подростками

Участники кейса: родители, кровный ребенок, приемный ребенок, психолог.

Описание кейса:

Семья, состоящая из отца, матери и сына-подростка Кости 13 лет, приняла в свою семью приемного подростка Виктора, 12 лет. Родители прошли школу приемных родителей, посетили дополнительный модуль, связанный с приемом в семью ребенка подросткового возраста, страхуясь от возможных поведенческих проблем подросткового  возраста. Родители хотели, чтобы у их сына был друг-ровесник. Но желая, оставить статус старшего в семье, приемного ребенка решили взять младше. Родители записали Виктора в те же  спортивные секции, которые посещал родной сын.

С первых же дней проживания приемного подростка в семье отношения между сиблингами не сложились. Несмотря на то, что в квартире можно было выделить отдельную комнату для Виктора, родители решили, что, если они будут жить  вместе в одной комнате, быстрее подружатся.

На все промахи в повседневной жизни Виктора, Костя реагировал, унижая брата. После спортивных секций дети приходили надутые друг на друга. В результате процесс адаптации затянулся, Виктор стал говорить, что он хочет вернуться в детский дом.

Мать обратилась в службу сопровождения за помощью.

Проблема: негативные сиблинговые отношения, которые сложись в результате того, что родной сын не был вовлечен в процесс  принятия решения о приемном ребенка. Ситуация усугубилась из-за того, что оба брата были сведены вместе в комнате, спортивной секции: им приходилось соревноваться  друг с другом, делить  вещи, собственность которых была не согласована и непонятна. 

Возможные решения:

Психолог в ходе беседы с матерью выяснил, что идея взять ребенка в семью принадлежала ей, и она хотела «сделать сюрприз сыну», не обсудив с ним это решение. Отец не вмешивался в ситуацию.

В результате работы с матерью была выявлена главная допущенная ею ошибка: родной сын не был вовлечен в процесс принятия решения, с ним не обсуждался вопрос, для какого ребенка их семья могла бы стать родной.

Психолог провел ряд встреч с подростками по-отдельности, и две беседы совместные. Выяснилось, что Виктора в детском доме готовили к переходу в замещающую семью, а Костя не имел ни малейшего представления о том, почему дети могут жить без родителей и как они живут в детском доме.

         После получения информации мать поняла, что  ей надо было  самого начала рассказывать Косте о желании принять в семью ребенка, объяснить ему, чем родные дети отличаются от приемных. При этом не надо «давить на жалость», важно объяснить, что любой ребенок нуждается и, самое главное, достоин любви родителей, пусть и приемных. Необходимо было объяснить,  как дети попадают в детские дома, но, не унижая, не оскорбляя их биологических родителей, лучше использовать лояльные фразы: «Кровная мама ребенка решила, что не сможет дать ему все необходимое», «Родители ребенка страдают заболеваниями: алкоголизмом/наркоманией», «Ребенок появился в семье, где о нем не смогли позаботиться его родители» и т.д.

Мать начала вести разговоры с  сыном, рассказывая ему о приемных детях, позднее они все вместе съездили в детский дом Виктора.

Мать обсудила с сыном, какие перемены ждут семью, как решить бытовые вопросы,  начала с ним советоваться и попросила его  обсудить эти вопросы с Виктором:  в разных ли комнатах они будут спать,  как обустроить спальные места, шкафы для одежды, столов для занятий, ящика для игрушек, одежды,  чтобы он хотел повесить на стены и т.д.

Все вместе определили, у кого какое место за столом, какие обязанности по дому. При этом мать демонстрировала одинаковые требования  к обоим, начала находить индивидуальное время для каждого.

С течением времени отношения новых сиблингов   стали теплыми.

Все, что был сделано потом, необходимо было сделать до появления приемного ребенка-брата.

Основные риски:

  1. Проявление подросткового бунта у родного ребенка.
  2. Отсутствие у родителей времени на индивидуальное общение с обоими подростками.

 

Рекомендации:

  1. Принимая решение о воспитании приемного ребенка, начать нужно с искреннего разговора с собственными детьми на доступном и понятном им языке. Вам важно объяснить им всю серьезность данного решения и, конечно, узнать их  мнение, они  должны почувствовать значимость своего слова в семье, даже если детям совсем мало лет.
  2. Поговорите о том, какие перемены ждут вашу семью. Начните с бытовых вопросов: обустройства спального места, шкафа для одежды, ящика для игрушек, одежды, стола и т.д. Пусть этим так же активно занимается и ваш собственный ребенок. Конечно, лучше что бы у детей были разные комнаты, тогда риск конфликтов значительно снижается, но при отсутствии такой возможности подойдите к этому вопросу очень тщательно, полагайтесь на мнение вашего ребенка.
  3. Представления приемных детей об отношениях в семье искажены и, как правило, не имеют ничего общего с реальностью. Опыт жизни в любом сиротском учреждении, независимо от его качества, накладывает на развитие ребенка тяжелый отпечаток. Практика показала, что, чем дольше дети живут в сиротском учреждении, тем сложнее им адаптироваться в замещающей семье. Жизненный опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей, мешает ему устанавливать новые доверительные отношения формировать привязанность к новым членам семьи, проявлять свои чувства.
  4. Лучший вариант приема ребенка – его постепенное вхождение в семью, если есть такая возможность. Сначала брать его на выходные, потом на каникулы и постепенно забрать из интернатного учреждения. Тогда у детей будет возможность привыкнуть друг к другу и подружиться. Озвучьте, а лучше напишите и разместите на видное место правила вашей семьи, например: мыть руки пред едой, ужинать всем вместе, не раскидывать свои вещи в местах общего пользования и т.д. При этом соблюдать их должен каждый! Не забывайте про личный пример. Объясните своему ребенку, что далеко не всегда дети-сироты знают и умеют делать, казалось бы, элементарные вещи, их могли просто не научить. К этому нужно быть готовым и отнестись с пониманием. Так же четко определите систему поощрений и наказаний, не должно быть никаких различий в этом вопросе для кровного и приемного ребенка.
  5. Никогда не сравнивайте детей – это очень сильно провоцирует ревность. Надо быть готовым к тому, что и кровные и приемные дети обязательно будут бороться за ваше время и внимание. Здесь очень важно найти золотую середину и не обделить никого. Четко продумывайте свой график и распорядок дня. Не планируйте превращать кровного ребенка в няньку, если он и помогает, то пусть это делает только по собственному желанию. Всячески поощряйте его за подобную инициативу, но никогда не давите, не заставляйте.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

19 Апреля 2021

Права детей-сирот на бюджетные места в вузах в рамках квоты стали бессрочными: какие проблемы решены, а какие еще решить

16 Апреля 2021

Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» запускает бесплатный онлайн-курс «Развиваем навыки приемного родительства вместе», посвященный психологическим особенностям и проблемам детей с опытом сиротства.

13 Апреля 2021

Бесплатное мобильное приложение «Усыновление в Московской области» стало доступнее для жителей, сообщила пресс-служба Минобразования региона. Теперь его можно скачать в Google Play и в App Store.

09 Апреля 2021

Благотворительный фонд «Достойный гражданин» объявил конкурс для приемных семей на участие в программе «Семейный очаг».