15 Лет
Вот уже 15 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.
Помочь проекту

усыновите.ру

Кейс 22. Семейное устройство ребенка с овз.

Участники: девочка, 4 года, кандидаты в усыновители, специалисты Центра семейного устройства, специалисты ШПР и службы сопровождения.

 

Описание кейса

Катя, 13.12.2010 г.р., поступила в Центр в декабре 2014 г. из специализированного дома ребенка, в котором находилась с рождения. Родители девочки лишены родительских прав. Согласно справки о родственных связях, у Кати есть брат 2013 г.р., проживающий с родителями.

Заключение ЦПМПК №758 от 14.10.2014 г.: ОВЗ. ЗРМР. Задержанное развитие со сложной структурой дефекта.

Состояние здоровья: инвалид детства, ДЦП (атонически-астатическая форма); задержка речевого и моторного развития; синдром Шершевского-Тернера; хронический пиелонефрит, ФПС (ремиссия); оперированная нитропия, аденойды I степени, ГНМ II степени, ДХЛЖ.

Специалисты ее называли «манежный» ребенок, потому что в доме ребенка она весь день проводила в манеже, мышцы на ногах были слабо развиты, девочка испытывала трудности подниматься по ступенькам, на третьей ступеньке она уже уставала. Были трудности с питанием, по-видимому, ей не давали в доме ребенка твердую пищу, она кушала только жидкое и измельченное.

Кровные родители девочки отказались от нее в родильном доме, узнав, что девочка родилась с генетической патологией.

 

Характеристика специалистов после 6 месяцев пребывания ребенка в организации.

Логопедическая характеристика: речь импрессивная, ситуативная. Понимание речи ограничено знакомой обиходно-бытовой тематикой. В контакт вступает избирательно. Звукоподражания нет. Моторное развитие отстает от возрастной нормы. С трудом жует твердую пищу, мышцы артикуляционного аппарата развиты слабо, не сформирован речевой выдох.

Психологическая характеристика: уровень актуального психического развития существенно ниже возрастной нормы. Девочка ласковая, контактная, стремится получать внимание. За период проживания в Центре показала положительную динамику в развитии.

Деятельность носит последовательный характер. Девочка старается завершить начатое до конца. Всегда убирает за собой игрушки, карандаши. Игра состоит из манипуляций предметами без сюжета развития действия.

Хорошо идет на контакт как со взрослыми так и с детьми, улыбается.

Особенности латерализации: при рисовании и игре не отдает предпочтение какой-либо руке.

Моторная ловкость: крупная моторика недостаточно развита, движения не достаточно скоординированные. Ритмические движения (марширование, бег на месте) развиты слабо. Слабая координация тела в пространстве. Мелкая моторика достаточно развита, движения пальцев скоординированные, манипуляции с мелкими предметами и навыки графической деятельности развиты хорошо.

Работоспособность на среднем уровне. Целенаправленно и продуктивно может работать в течение 10 минут при условии постоянной смены видов деятельности и положительном подкреплении.

Особенности восприятия: различает основные цвета, формы предметов. Может соотносить предметы по размеру (больше – меньше). Не может целостно воспринимать объекты, не узнает реалистические изображения и предметы при зачеркнутом и наложенном изображении.

Процессы внимания характеризуются непроизвольностью. Девочка не способна концентрировать внимание на одном предмете или действие длительное время, распределение и переключение внимания низкие. Внимание носит одноканальный характер, ребенок может сосредоточиться только на одной деятельности.

Память носит непроизвольный характер. Испытывает затруднения в запоминании порядка и количества предъявляемых объектов для запоминания (игрушки).

Интеллектуальное развитие: мышление наглядно-действенное, основано на восприятии и действии с предметами, доступны элементарные задания по конструированию.

Эмоционально-личностные особенности: отмечается незрелость эмоций, половая идентификация не сформирована.

 

Центр обратился к генетику, было проведено обследование ребенка, проконсультированы специалисты Центра о развитии девочки, чтобы понимать какими ресурсами должны обладать потенциальные родители.

Все специалисты, сопровождающие ребенка, давали позитивные прогнозы развития ребенка.

Задача специалистов: скорейшее семейное устройство ребенка в замещающую семью.

 

В июне 2015 года проходил набор ШПР на базе Центра. И психологи обратили внимание на супружескую пару, желающую усыновить ребенка. Они воспитывали 2 кровных дочерей (5 и 8 лет), и желали принять в семью девочку. Они не были ориентированы на ребенка с ОВЗ.

В ходе наблюдения специалистов на ШПР и по результатам психолого-педагогического собеседования были выявлены ресурсы для воспитания ребенка с ОВЗ.

Специалисты рассказали о Кате, о том, что она сможет успешно адаптироваться в их семье, а они смогут обеспечить потребности ребенка.

Кандидаты взяли направление на знакомство с Катей, через 6 дней решили, что будут ее удочерять.

 

При передачи ребенка специалисты Центра написали следующие рекомендации.

Учитывая особенности развития Кати, законным представителям рекомендуется:

- в первый месяц организовать для ребенка распорядок дня, напоминающий условия проживания в учреждении (режим питания, прогулка, сон), для успешной адаптации в семье;

- способствовать развитию крупной моторики ребенка (ритмическая гимнастика);

- осуществлять сенсорное развитие ребенка (развитие органов чувств, зрение, осязание, обоняние и др.);

- продолжать занятия ребенка с логопедом, дефектологом и специальным психологом;

- наблюдение  ребенка педиатром, генетиком, неврологом.

Специалисты Центра заключили с семьей договор о сопровождении семьи.

Семья успешно справлялась с задачами по воспитанию детей. Родители занимались развитием девочки, у Кати наблюдалась динамика в физическом и умственном развитии. Катя пошла в первый класс в 8 лет.

 

Выделение проблемы: Мы исходим часто не из интересов ребенка, а из интересов семьи: какого возраста семья хочет ребенка, какого пола, с какими увлечениями и т.д. Отсутствует единая система оценки ресурсов и рисков создания замещающей семьи.

ВАЖНО: Мы используем подбор «от ребёнка». Мы говорим семье, что вот этому ребёнку будет лучше всего с вами, осуществляем подбор семьи, способной наилучшим образом обеспечить потребности ребенка.

Подбор от ребенка минимизирует количество рисков в функционировании замещающей семьи.

Сегодня ШПР качественно обучают родителей, но с подбором существуют трудности, важно на этом этапе сделать правильный выбор и минимизировать риски отказа от ребенка, дезадаптации в семье и пр.

Прихожан А. М. выделяет предикторы успешности функционирования замещающих семей, а также противопоказания и риски принятия детей в семью (Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители / А. М. Прихожан — «Когито-Центр», 2013 — (Фундаментальная психология – практике).

В процессе обучения в ШПР и на собеседование с психологом увидеть ресурсы кандидатов, может расширить их возможности для принятия детей с ОВЗ, сиблингов, подростков.

Решением проблемы может стать разработка единой методологической системы оценки предикторов успешности создания замещающей семьи на уровне регионов или РФ.

 

 

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

19 Апреля 2021

Права детей-сирот на бюджетные места в вузах в рамках квоты стали бессрочными: какие проблемы решены, а какие еще решить

16 Апреля 2021

Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» запускает бесплатный онлайн-курс «Развиваем навыки приемного родительства вместе», посвященный психологическим особенностям и проблемам детей с опытом сиротства.

13 Апреля 2021

Бесплатное мобильное приложение «Усыновление в Московской области» стало доступнее для жителей, сообщила пресс-служба Минобразования региона. Теперь его можно скачать в Google Play и в App Store.

09 Апреля 2021

Благотворительный фонд «Достойный гражданин» объявил конкурс для приемных семей на участие в программе «Семейный очаг».