18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 19. Одинокий отец без опыта родительства супружеских отношений

486

Случай Иванова Андрея, принявшего в семью на воспитание несовершеннолетнего Дениса К. 5 лет (фамилии и имена изменены).

  1. Форма опеки – приемная семья

Участники:

Приемный отец: Иванов Андрея 44 года, холост, образование высшее, предприниматель, владелец сети магазинов цифровой техники;

Денис 5 лет, его мать   решением суда была признана недееспособной в связи с психическим заболеванием (умственная отсталость средней степени), отягощенным синдромом зависимости от алкоголя средней степени.     В этом же году опекуном двухлетнего Дениса становится бабушка со стороны матери. Сведения об отце отсутствуют.  Спустя 2 года бабушка умирает, и Денис помещается в больницу, откуда его передают под опеку Иванову А. Денису был поставлен диагноз «умственная отсталость легкой степени, системное недоразвитие речи 1-2 ур.р.р., синдром недифференцированной соединительнотканной дисплазии (ДСТ)».

Описание кейса

Семья Андрея Иванова, 01.12.1975 г.р. является неполной приемной семьей около года.

Андрей Эдуардович Иванов давно хотел взять мальчика не старше 5 лет, долго к этому готовился. Мотивом взять ребенка в семью было желание «воспитывать, заботиться о ком-то». Андрей говорит: «Семья – это про детей. Я могу и хочу воспитывать, даже если нет матери для ребенка, я справлюсь, у меня хорошие ресурсы, я умею решать задачи». Свои ожидания в отношении ближайшего будущего Дениса видит в выполнении рекомендаций, описанных в «заключении педагога ГБОУ «Школа № 518», где, по его мнению, стоит учиться Денису. Других конкретных ожиданий в долгосрочной перспективе Андрей сформулировать не может и не желает, считая, «что загадывать не надо, время покажет, что будет». Долгосрочные планы, по его мнению, «вредят развитию, делают жизнь ригидной и исключают возможность творческого развития».

Денису еще до приема его в семью, был поставлен диагноз «умственная отсталость легкой степени, системное недоразвитие речи 1-2 ур.р.р., синдром недифференцированной соединительнотканной дисплазии (ДСТ)», в связи с чем приемному родителю было рекомендовано проконсультироваться у врача-психиатра по месту жительства. Последнее посещение врача полгода назад. Кроме этого Андрей, проявил инициативу, и Денис получил консультацию в Центре патологии речи и нейрореабилитации, в настоящий момент Андрей ожидает решения о прохождении Денисом реабилитации в стационаре.

По информации из ГБОУ «Школа № 518» (где, по желанию Андрея, Денис будет учиться через год) следует, что Денис проявляет интерес к занятиям, занимается с удовольствием. В общении со сверстниками ребенок не всегда находит общий язык, в отношениях со взрослыми проявляет сдержанность.

Со слов приемного родителя, в связи с заболеванием, у Дениса нет промежуточного настроения, если он плачет, то по конкретной причине (отняли игрушку, забрали планшет), остальное время находится в хорошем, благодушном настроении. Андрей также говорит о том, что не планировал брать ребенка с диагнозом, что не умеет и не знает, как и во что играть с Денисом, поэтому хочет взять под опеку еще одного ребенка, без диагноза, с нормой развития и на год - полтора старше по возрасту. Андрей Эдуардович считает, что Денис, таким образом, будет лучше развиваться. Денис сейчас посещает частное дошкольное учреждение, опекун находится в контакте с воспитателями и логопедом. Воспитатель ему нравится, так как она «пожилая, опытная». А логопед – нет, Андрей считает ее легкомысленной, неопытной, ее рекомендации кажутся Андрею неверными и необязательными к исполнению. На контакт со специалистами Центра Сопровождения он так же идет не охотно, так как они его «не понимают и подозревают в неизвестно чем».  Отец с сыном довольно часто проводят свободное время с семьями друзей и родственников. 

В отношении биологической семьи мальчика Андрей эмпатии не высказывает, но знает о ней все факты в подробностях.

У приемного отца нет опыта воспитания детей, своих детей не имеет. Андрей холост, никогда не был женат, имеет сложности в выстраивании отношений с женщинами, собирается продолжать воспитывать Дениса один. Андрей поддерживает отношения со родственниками (семьей старшего родного брата), друзьями и теми, с кем проходил обучение в школе приемных родителей. Своими сильными сторонами считает целеустремленность, способность добиваться цели. Своими слабыми сторонами считает раздражительность, стремление все контролировать, высокую самооценку. Следует отметить, что приемный родитель слишком эмоционально окрашивает рассказ об истории Дениса, его появлении в семье (со слезами).

Родители самого Андрея умерли  десять лет назад, практически одновременно, Андрей отмечает, что довольно легко пережил их смерть. Со слов Андрея ему в жизни «…не приходилось сталкиваться с действительно тяжелыми ситуациями».  У него есть родной брат, старше его на 17 лет, братья общаются редко, так как живут в разных городах.

Приемный родитель получает удовольствие от воспитания ребенка. В течение первого года опеки Денис не посещал ДОУ, так как Андрей взял годовой отпуск, чтобы сформировать привязанность с ребенком. Приемный родитель не испытывает сложностей (с его слов) в воспитании сына, единственной трудностью для него является неумение играть с ребенком.

Тревогу у специалистов вызвал тот факт, что Андрей Эдуардович желает стать приемным родителем еще одного мальчика, младше Дениса на два года «…который будет с ним играть», иметь норму интеллекта и своим развитием будет стимулировать Дениса и окажет положительное влияние.

Ведущий эту семью специалист Службы сопровождения считаем, что подобная мотивация не соответствует интересам и потребностям малолетних детей. Андрей с этим не согласен. Он не считается с мнением специалиста, он уже решил поменять службу сопровождения на более «эффективную и компетентную», где прошел диагностику ресурсности приемного родителя и получил хороший результат. Андрей уверен, что опека пойдет ему на встречу, не видит причин отказываться от приема второго ребенка.

Специалист пригласил эксперта для консультации семьи по этому случаю, устно сообщив эксперту, что имеет сомнения по поводу искренности и «чистоты» мотивации родителя.

Андрей Эдуардович пришел на консультацию с сыном, так как хотел получить мнение эксперта по поводу спорной ситуации, желал убедиться, что прав, что может и должен взять еще одного ребенка, чтобы всем было лучше.

Проблема, из-за которой возникла необходимость консультации – «не достаточная родительская компетентность опекуна и его желание взять второго ребенка под опеку, чтобы стало легче с первым».

Последовательность действий и учтенные и неучтенные риски при выборе решения. Обоснование решения.

У эксперта на момент консультации были следующие материалы для анализа ситуации:

  • История семьи, основные биографические сведения о ребенке и приемном родителе.
  • Генограмма приемного родителя в 2-х поколениях.
  • Результаты оценки выраженности факторов риска у родителя, способствующих дезадаптации ребенка. Оценку сделала специалист по социальной работе, ведущая этот случай, консилиум службы сопровождения результаты не обсуждал, и по её мнению факторы риска имели следующую выраженность.

Высокий уровень риска наблюдается по факторам:

  • «Ожидания членов семьи»,
  • «Степень личной зрелости»,
  • «Опыт воспитания детей, в том числе детей, которые имеют физические, эмоциональные или поведенческие проблемы»,
  • Понимание и учет особенностей развития личности ребенка в воспитательном процессе, умения находить индивидуальный подход»

Средняя степень риска была присвоена факторам

  • «Стабильность и качество межличностных отношений»,
  • «Гибкость, адаптивность, способность управлять стрессом»,
  • «Эмпатия и способность к пониманию».

Низкая степень, а следовательно ресурс семьи был установлен по следующим факторам: «Семья как система» и «Родительские навыки воспитания в части получения удовлетворения от общения с ребенком».

Общий уровень риска дезадаптации приемного ребенка в замещающей семье оценивался специалистом как высокий.

На консультации эксперт провела наблюдение и оценку детско-родительского взаимодействия, степени родительской уверенности и детской безопасности в диаде «отец-сын» через ряд игр родителя и ребенка (игры на взаимодействия и синхронизацию движений, требующие поддержки и подсказок родителя, выявляющие принятие и экспектацию ребенком тактильного контакта, степень эмоционального комфорта в диаде, а также способность ребенка заниматься деятельностью самостоятельно). На это ушла первая часть консультации.  Анализ наблюдений показал, что у Дениса есть тревожность по отношению к новым ситуациям и новым людям, но отец является источником комфорта и защиты, у мальчика есть некоторые поведенческие отклонения, вероятно, неврологического характера, но контакт с отцом его успокаивает, Денис стремится понравиться папе, выполняет его требования, прислушивается к его комментариям и объяснениям. Приемный папа испытывает гордость за сына, склонен преувеличивать его успех, и приуменьшать его дефициты. Тактильный контакт воспринимается ребенком, как желательное поощрение, Денис стремиться взять папу за руку, в незнакомых ситуациях приближается к нему, иногда прислоняется и обнимает. В движения естественны, в них нет смущения и нервозности, нет заискивания или страха. Результат анализа позволил убедиться, что развитие отношений в семье в норме, семья находится на этапе

Вторая половина консультация была посвящена анализу жизненной ситуации семьи, истории опекуна (разбор и пояснения генограммы Дениса, затеи Генограммы Андрея, его опыт межличностный отношений, личной и профессиональной успешности), а также краткому информированию опекуна об источниках стресса и влияние стресса на приемных детей в разные периоды становления приемной семьи, развитие сиблинговых отношений и становление детской подсистемы.

Эксперт вместе с приемным отцом сделали совместный вывод, что в настоящий момент силы и ресурсы семьи должны быть направлены на коррекцию ранних депривационных нарушений у Дениса. Совместно отметили успех в развитии ребенка и пути помощи как силами самого родителя, так и специалистов. Опекун согласился, что прием второго ребенка должен произойти в наиболее спокойный, бескризисный период развития семьи, что сейчас это будет несвоевременно и вредно как для Дениса, так и для второго ребенка, и опекуна. Андрей Эдуардович согласился еще раз обдумать своё решение о расширении семьи, согласился освоить новые игровые методы взаимодействия с Денисом.

Рекомендации родителю.

  • Включить в практику общения с ребенком проговаривание и комментирование своих действий.
  • Играть с ребенком везде (игра как общение, не как специально организованный процесс): дома, на улице, в машине в другом транспорте.
  • Наладить более конструктивный контакт с логопедом и детским психологам и выполнять их рекомендации.
  • Более подробно изучить теорию развития сиблинговых отношений и познакомиться с практикой (возможно разбор учебных случаев) помощи семьям с формированием детской подргуппы.

Рекомендации специалисту сопровождения:

  • Пересмотреть результаты оценки факторов риска.
  • Наладить конструктивный контакт с опекунов, избегать общения с позиции «сверху».
  • Привлекать его к планированию мероприятий, подобрать адекватно адаптированные для популярного понимания источники информации по теме «теория развития сиблинговых отношений», «этапы становления замещающей семьи» для самостоятельного изучения.
  • Привлекать приемного папу к мероприятиям с другими приемными семьями.

Результат: Андрей Эдуардович отказался от приема второго ребенка в ближайшее время, пересмотрел свои отношения с помогающими специалистами. В настоящий момент в семье нет высоких факторов риска дезадаптации приемного ребенка, семья способна решать проблемные случаи и кризисные ситуации самостоятельно.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).