15 Лет
Вот уже 15 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.
Помочь проекту

усыновите.ру

Кейс 13. Строгость бабушки-опекуна к внуку

Участники кейса:

Бабушка-опекун (П.И.Г – 68 лет),   внук (Егор 14 лет),  сотрудники социально-реабилитационного центра: педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель.

Описание кейса:

На учете в  органе опеки и попечительства  состоит семья, состоящая из бабушки (П. И.Г) – опекуна и подопечного  внука – Егора (14 лет). Мама ребенка  была лишена родительских прав. Ребенок  был передан  под опеку бабушке.  После лишения родительских прав мать вскоре  умерла,  ребенку было 6 лет. Отца Егор не видел с самого рождения.  После смерти матери ребенок продолжает  проживать со своей бабушкой, которая взяла его под опеку.  За время  проживания в семье  опекуна  жалоб у бабушки не было, проблем в образовательных организациях также не было. Опекун  справлялась с воспитанием ребенка.

Проблемы  начались с 12 лет, в подростковом возрасте.  Егор  начал проявлять девиантное поведение: убегать из дома, обманывать бабушку, пропускать школьные занятия, связался с компанией таких же сверстников по поведению,  своровал чужой велосипед. 

Бабушка отправила Егора на психолого-психиатрическое  обследование, однако никаких психиатрических заболеваний не было выявлено. 

Когда Егору исполнилось 14 лет, бабушка-опекун обратилась в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних для временной реабилитации внука с целью оказания психологической, педагогической  помощи и поддержки семье.

 

Выделение проблемы:

Бабушка обратилась за консультацией к психологу, так как её  волнуют  причины девиантного поведения своего внука; отсутствие позитивных эмоциональных взаимоотношений в приемной семье между бабушкой-опекуном  и внуком, а также исчерпанные  возможности  в подходах к воспитанию  внука.

  1. Причины девиантного поведения подростка
  2. Отсутствие эмоциональных положительных взаимоотношений в семье между опекуном и подопечным
  3. Сложности воздействия на подростка в вопросах воспитания и обучения
  4. Непонимание опекуном особенностей подросткового возраста и последствий передачи под опеку вследствие потери матери.
  5. Сложности разрешения  конфликтных ситуаций.

 

Варианты решения проблемы:

  1. Психологом центра была проведена  индивидуальная работа с несовершеннолетним воспитанником  Егором 14 лет. В ходе наблюдения и проведенной работы,  с воспитанником, выяснилось, что  поведение, которое ранее проявлял Егор, не наблюдается, за время пребывания в центре Егор зарекомендовал себя только с положительной стороны, он не пропускал школьные занятия,  проявил себя как добрый, отзывчивый мальчик,  соблюдал правила центра, однако он испытывал чувство тревоги и растерянности, агрессию он никак не проявлял.
  2. Психолог предположил наличие завышенных требований к ребенку со стороны бабушки-опекуна, что в дальнейшем подтвердилось в ходе беседы с мальчиком. С Егором проведены беседы, коррекционно-развивающие занятия, направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышения уверенности в себе, школьной мотивации и улучшения взаимоотношений с бабушкой.
  3. Проведение психологической работы с Егором, позволило выявить, что своим поведением он пытается обратить на себя внимание своей бабушки, так он считал, что на него обратят внимание, однако во время этого, бабушка наоборот  негативно относилась к внуку, не меняя свою тактику воспитания. Из – за этого в семье возникали конфликтные ситуации.
  4. В ходе проведенной беседы выяснилось, что Егор испытывает к своей бабушки чувство обиды, за определенные методы в ее подходе в воспитании Егора. Она много запрещает ему. В семье на этой почве возникают конфликты, имеется наличие в нарушение детско-родительских отношений. 
  5. Работа с бабушкой-опекуном. С бабушкой Егора были проведены несколько индивидуальных консультаций, в ходе которых выяснилось, что она имеет авторитарный стиль воспитания. Наличия властного характера, и старых подходов и   методов в  воспитании своего внука. Она не хвалила внука за успехи, наказывала за промахи в виде ограничений его любимых увлечений.
  6. Педагогом психологом для бабушки–опекуна были даны  рекомендации на темы: «Стили семейного воспитания», «Особенности подросткового возраста», «Как наладить взаимоотношения с подростком», «Стратегии поведения в конфликте», рекомендовано  пройти курс занятий в Школе  принимающих  родителей.

 

Пошаговая система поведения в конфликте

(подсказка для родителей, опекунов).

         1.Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию, не унижая достоинства ребенка.

         «Сегодня звонили из техникума и мне сказали, что ты не был там уже неделю».

         «Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании, и ты был пьян».

2.Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя «Я – высказывание», говорите о том, что Вы чувствуете:

«Я обеспокоена, когда слышу это».

«Я огорчена этим».

«Я так волнуюсь за тебя».

3.Укажите на те, возможные последствия, которые Вы видите.

«Я боюсь, что ты не сможешь закончить учебное заведение и не сумеешь обеспечивать себя в жизни. Возможно, твоя жизнь сложится так же, как у нашего соседа, который живет один, нигде не работает и вечно голодает".

«Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю, так же, как Коля из соседнего подъезда, который попал в тюрьму».

«Я беспокоюсь за тебя каждый вечер, когда ты поздно приходишь. Я боюсь, что если ты продолжишь шататься по улицам в этой компании, с тобой  случится что-нибудь плохое».

  1. Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка:

«Я хочу, чтобы ты хорошо закончил техникум, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя - ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь».

«Я хотела бы видеть тебя к 22.00, но я знаю, что не могу тебя заставить выполнить это. Ты сама принимаешь решения, и только ты отвечаешь за них».

  1. Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.
  2. Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.

 

Бабушке-опекуну следует рекомендовать  совместно с внуком  пройти комплекс занятий по урегулированию детско-родительских отношений. В данном кейсе всем членам семьи была оказана психолого-психологическая поддержка. 

 

Учтенные и неучтенные риски при выборе решения:

  1. Нежелание бабушки-опекуна пройти обучение в школе принимающих родителей
  2. Отсутствие мотивации бабушки - опекуна менять свое поведение и стиль воспитания
  3. Отсутствие у бабушки-опекуна желания видеть и развивать  у внука положительные стороны, доверять ему, предоставлять самостоятельность, формировать ответственность за свои поступки и поведение.
  4. Отсутствие сопровождения данной  замещающей семьи специалистами  службы  сопровождения (при ее наличии в районе)

По результату проведенной работы:

  1. Повышение уровня родительской компетентности бабушки через беседы, консультации. В результате П.И.Г повысила уровень родительской компетентности по  вопросам взаимодействия с подростком, осознала собственные  ошибки в воспитании внука, осознала личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных трудностей, связанных с воспитанием ребенка;
  2. Работа психолога с подростком: консультации, психокоррекционные занятия. В результате эмоциональное состояние подростка стало стабильным;
  3. Привлечение классного руководителя в школе к решению проблем в учебе. Егор  перестал пропускать занятия в школе, перестал убегать из дома, и наладились семейные отношения с бабушкой-опекуном.
  4. В семье наметилась положительная динамика в улучшении психологического климата в семье, доверительных отношений в межличностном взаимодействии между членами семьи.

 

Обоснование решения

  1. Семейный Кодекс РФ,

2.ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

3.ФЗ №48 от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве»,

  1. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

Методические материалы для специалистов по работе с разными типами семей.

Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых).

Попадая в приёмную семью, у детей появляется возможность для благоприятного развития личности. Важным здесь являются правильно выстроенные детско – родительские отношения. (Шульга Т.И. Психологическое сопровождение семьи.)

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна. Родительские отношения возникают и перед опекуном и ребёнком.

Также характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

-  религиозность;

- национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

-  социальное положение;

-  профессиональная принадлежность;

-  уровень общей и педагогической культуры.

Также особую роль в воспитании ребенка является стиль воспитания родителя, с которым он подходит к воспитанию своего ребенка.

В нашей ситуации бабушка-опекун придерживалась авторитарного стиля воспитания.

Диктат ("авторитарный") стиль воспитания  обозначает, что все решения принимают родители (или опекун), считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Доминирует родительский контроль при минимуме оказываемой поддержки.

Родители (или опекун) ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жесткими  проверками, суровыми запретами, выговорами. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. 

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные, доминирующие отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Также не маловажным является компетентность родителей (или опекунов).

Всем известно выражение: «Дети – цветы жизни». Воспринимать его можно по-разному, но одно  можно  сказать  наверняка  –  эти  цветы  не  вырастут  сами,  без  заботливого,  понимающего  и компетентного  взрослого.  Именно  последняя характеристика  является  ключевой,  потому  что  она включает  в  себя  множество  различных  качеств  и  способностей,  знаний,  умений  и  навыков, которыми должен обладать родитель, чтобы воспитать полноценную, гармоничную личность.  Психологи  определяют родительскую  компетентность  как  систему  знаний,  установок, навыков  и  умений,  обеспечивающих  родителю  возможность  эффективного  взаимодействия  с ребенком.  Основной  признак  компетентного  и  эффективного  родительского  поведения  – способность    обеспечить    позитивное    направление    когнитивного    (познавательного), эмоционального,  социального  и  личностного  развития ребенка.  То  есть  родитель  должен содействовать   всестороннему   развитию   ребенка   –   его самостоятельности,   активности, инициативности,  развитию  позитивного  самовосприятия,  уверенности  в  себе,  способности  к сотрудничеству, способности сопереживать другим, понимать их и т.д.  Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого  идеальный  послушный  ребенок-отличник?  Вовсе  нет.  С  проблемами  и  трудностями сталкиваются все без исключения, а идеальных детей (как и родителей) в природе не существует. 

Компетентный  родитель  –  это  человек,  который  не  испытывает  страха  за  то,  что  он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять.  Это  человек,  который  знает,  что  если  не  помогает  одно  –  надо  пробовать  другое. Компетентный родитель понимает, что для развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться

Когда говорят о родительской компетентности, имеют в виду:

  • компетентность, под которой понимают знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности;
  • интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей;
  • интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями;
  • способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения;
  • способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией;
  • возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом;
  • наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка

Жизнь человека так или иначе связана с семьей. Семья – это та необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в успешную жизнедеятельность и в существующую систему социальных отношений. Поэтому социальные проблемы затрагивают семью, негативно влияя на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности. Следствием этого становится такая тревожная ситуация, как досрочное прекращение родителями своих обязанностей, социальное сиротство.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Вопрос о компетенциях чрезвычайно актуален в сфере помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения.

Главное требование для любой замещающей семьи — обеспечить условия для безопасного проживания и воспитания, позитивного развития и самоощущения ребенка-сироты с учетом его индивидуальных потребностей, особенностей физического здоровья, эмоционального и умственного развития. Для этого современный замещающий родитель должен обладать широким спектром компетенций, необходимых ему для более эффективного выполнения своих обязанностей.

Прежде всего, это умение осуществлять воспитание приемных детей, заботиться об их полноценном умственном, физическом, эмоциональном развитии. Оно выражается в понимании переживаний детей, расставшихся со своей семьей и утративших привычную среду общения, из-за чего во взаимоотношениях с ребенком могут возникать особые проблемы, для решения которых потребуется время и терпение.

Успешный замещающий родитель признает, что ребенок — это личность, у него есть чувства, с которыми необходимо считаться, и помогает ему в развитии самоуважения, адекватной самооценке, успешной социализации.

Одно из важных качеств замещающего родителя — это ответственность и эмоциональная уравновешенность личности; физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребенком; способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими; коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

19 Апреля 2021

Права детей-сирот на бюджетные места в вузах в рамках квоты стали бессрочными: какие проблемы решены, а какие еще решить

16 Апреля 2021

Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» запускает бесплатный онлайн-курс «Развиваем навыки приемного родительства вместе», посвященный психологическим особенностям и проблемам детей с опытом сиротства.

13 Апреля 2021

Бесплатное мобильное приложение «Усыновление в Московской области» стало доступнее для жителей, сообщила пресс-служба Минобразования региона. Теперь его можно скачать в Google Play и в App Store.

09 Апреля 2021

Благотворительный фонд «Достойный гражданин» объявил конкурс для приемных семей на участие в программе «Семейный очаг».