14 Лет
Вот уже 14 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Введение

Настоящий сборник содержит нормативные правовые, методические, инфор­мационно-аналитические и другие документы, применяемые специалистами органов опеки и попечительства при выполнении отдельных трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»  (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 680н) по вопросам защиты прав  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних;

- выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов;

- ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители (подготовка кандидатов);

- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации;

- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан;

- оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (сопровождение);

- обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних.

 Каждая трудовая функция представлена в отдельном разделе, содержащем:

перечень основных нормативных правовых актов, методических рекомендаций, подготовленных Минобрнауки России или другими федеральными министерствами и ведомствами;

региональный опыт выполнения трудовых функций (законодательство, методическая литература).

Рекомендуемый перечень литературы по разделам приведен в приложении 1.

В связи с тем, что  в соотвествии с профстандартом  специалист  должен знать и  уметь применять  на практике общепризнанные нормы и принципы международного права, международных и национальных программных документов, нормативных правовых актов в сфере опеки и попечительства, законодательства Российской Федерации, знать специфику работы учреждений социального обслуживания, реабилитационной работы, пособие содержит отдельные разделы, содержащие иностранный опыт  и международные документы в области защиты прав детей в соотвествии с трудовыми  функциями.

 

 Информационно-справочные материалы [1]

 

В соответствии с Федеральный законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – ООП; субъект РФ), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.  Во всех субъектах РФ, за исключением Астраханской области, специалист органов опеки и попечительства является государственным или муниципальным служащим.

Основная цель деятельности –  предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

В России в 2016 году общая численность детского населения составляла  29,041 тысячу детей. Число специалистов ООП – 11 307 чел., при этом большинство из них осуществляют опеку и попечительство не только в отношении несовершеннолетних, но и недееспособных (совершеннолетних).  Таким образом, в среднем по стране  базовая нагрузка на одного специалиста составляет 2,6 тыс. детей при рекомендованном Минобрнаукой России  нормативе: 1 штатная единица специалиста не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности. При этом минимальная нагрузка  (1:2188 детей) наблюдается  в Северо-Западном  федеральном округе и максимальная (1:5829 детей) – в Северо-Кавказском  федеральном округе.

Вместе с тем, Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на 1 специалиста ООП в отношении несовершеннолетних рекомендована нагрузка  не более чем 1,8 тыс. детского населения в городе и не более чем 1,3 тыс. детского населения в сельской местности.

Число территориальных органов (управлений, отделов), созданных органом исполнительной власти субъекта РФ, или органов местного самоуправления в составе субъекта РФ - 2 484,  в том числе,  имеющих 1 специалиста по охране детства – 457 (18%),  не имеющих специалистов по охране детства – 3.  Таким образом, примерно каждый пятый специалист выполняет весь объем полномочий ООП.

Дополнительный объем работы  специалистов ООП связан с выполнением законодательного требования осуществления плановых проверок в отношении детей, переданных на воспитание в семьи граждан, и находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; защиты прав выпускников организаций для детей-сирот  и лиц из их числа до 23 лет.

 При этом под опекой в конце 2016 года находилось 406 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей,  и 82 тыс. усыновленных детей, а также 56 тыс. детей - в условиях институционализации (всего 488 тысяч детей). В отношении всех этих детей необходимо как минимум два раза в год провести проверку и составить акт  проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (то есть порядка одного миллиона проверок). Таким образом на каждого специалиста приходится в среднем 90 проверок в течение года. При этом необходимо учитывать протяженность территории  и труднодоступность ряда районов.

Другие категории детей и взрослых,  также требующих особого внимания органов ООП:

ежегодно около 43 тысяч родителей лишаются родительских прав или ограничиваются в них (более 53 тысяч детей);

 число выпускников, состоящих только на учете на получение жилья,  в возрасте 14-18 лет, составляет 89379 чел.,  а в возрасте от 18 до 23 лет – 109638 молодых людей.

Вопрос качества выполнения работы зависит как от количества специалистов, так и от их квалификации.

Объем необходимых знаний специалиста ООП варьируется от оценки ресурсности семьи (психолого-педагогический потенциал)  в воспитании ребенка или при отобрании ребенка у родителей, выявления последствий жестокого обращения до защиты имущественных прав несовершеннолетних и представления интересов ребенка в суде (правовые знания). 

 

Анализ международного и российского законодательства  позволяет в качестве современных тенденций изменения содержания деятельности специалистов ООП в отношении несовершеннолетних  за последние несколько лет выявить следующее.

  1. Тенденцию расширение компетенции специалистов ООП в отношении несовершеннолетних:

- полномочия, установленные Семейным кодексом Российской Федерации, и иными федеральными законами (установление и выплата пособий, сопровождение замещающих семей, гражданство);

- расширение категорий судебных дел с участием специалистов ООП;

- расширение полномочий по защите имущественных прав;

- расширение категорий граждан (лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан, выразившие желание усыновить ребенка, стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах).

  1. Увеличение категорий дел с иностранным участием (детей и взрослых).

Сегодня не проводятся разграничения между защитой прав детей – граждан Российской Федерации и детей, имеющих иностранное гражданство, или детей без гражданства. 

Постоянно расширяется число международных актов, на основе которых строится работа. Растет число международных актов, к которым присоединяется Россия,  многие положения которых реализуют специалисты ООП. Только в 2013 году ратифицированы Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений и  Факультативный протокол Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В 2011 и 2012 годах ратифицированы Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года.

  1. Значительное количество полномочий ООП в отношении несовершеннолетних устанавливается законодательством субъектов РФ.
  2. Усиливается процесс необходимости учитывать мнение детей при решении вопросов, затрагивающих их интересы – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
    1 июня 2012 г. № 761 этому посвящено отдельное стратегическое направление.
  3. Потребность в особых знаниях и систематическом повышении квалификации специалистов ООП для решения многих современных и нестандартных задач. Для решения новых задач востребованы особые знания и систематическое повышение квалификации.

Вместе с тем, проведенное исследование показало, что система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ООП в отношении несовершеннолетних только началась складываться в большинстве регионов.  Регионы говорят о необходимости обеспечения на федеральном уровне процесса обучения  программно-методическим материалом,  проведения повышения квалификации и профессиональной переподготовки на федеральном уровне (с единым подходом и одним кадровым составом), введения обязательного повышения квалификации специалистов ООП каждые три года и др.

 

[1] Представлены результаты  мониторинга, выполненного  в рамках госзадания ФГБ ОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» № 27.4395.2017/НМ «Апробация научного, программно-методического обеспечения дополнительной профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении  несовершеннолетних и совершеннолетних граждан», 2017.

 

Скачать главу

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

24 Октября 2019

21-22 ноября 2019 года Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (Центр ГРАНИ) при участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проводит методический семинар для методистов школ приёмных родителей по вопросам финансовой грамотности приёмных родителей.

24 Сентября 2019

Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.

05 Сентября 2019

Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей

13 Августа 2019

Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает "Парламентская газета".