18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Российский опыт по обеспечению социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве

261

Основа сиротства, как социального явления, - социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности ребёнка, ценности семьи). Основная часть детей-сирот воспитывается в детских учреждениях интернатного профиля. Проходит время и юноша или девушка выходит из стен детского дома во взрослую жизнь и сталкивается со множеством проблем – у кого-то нет жилья, кто-то до конца не решил чем он будет заниматься, стоит перед решением проблемы какую профессию выбрать и как выжить. Для решения всех этих проблем в детских домах России разработано множество методик помощи, созданы государственные программы поддержки, выпускникам помогают решить вопросы социальной адаптации, определиться с учебой и работой. Педагоги и психологи детских домов и образовательных учреждений делают все возможное в главном – помочь юному человеку, попавшему в тяжелые жизненные условия понять, кто он в этом мире, определить себя как личность, устроиться в жизни и понять её ценность и многогранность.

Общая численность выпускников всех видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2004 г. составила 26742 человек, в 2005 г. – 28433 человек (данные по 82 регионам РФ). По данным государственной статистики в 2004 г. численность выпускников (выбывших только из детских домов, школ-интернатов и детских домов-школ воспитанников в образовательные учреждения и на работу) составила – 13360 человек. Из них в учреждения высшего профессионального образования 541 человек, среднего – 2695 человек, начального – 9174 человека, на работу устроилось 950 человек.

Устройству выпускников интернатов во взрослой жизни, их социальной адаптации и профессиональному ориентированию стали уделять внимание относительно недавно – только с конца 90-х годов XX века. На данный момент сама система и инфраструктура постинтернатной адаптации ещё только складывается. Пока не существует ни единой общепринятой терминологии, ни разработанных государственных нормативных документов для моделей учреждений постинтернатной адаптации.
Одна из острейших проблем всех выпускников – невозможность получения собственного жилья привела к возникновению и развитию различных форм временного проживания: создаются постинтернатные блоки при детских домах, предоставляется жилье в социальных гостиницах и пр. Одновременно с этим получают развитие различные формы сопровождения выпускников в постинтернатный период.

По всей России ведется активная работа (в первую очередь социальными педагогами, государственными патронатными, общественными организациями) по профессиональному устройству юношей и девушек, всесторонней помощи и поддержке при поступлении в учебные учреждения, в адаптации в обществе.
В Московской обл. законодательно введен постинтернатный патронат, в Республике Карелия, Новгородской области, Ханты-Мансийском АО - Югре, Ямало-Ненецком АО - социальный патронаж; в Республике Татарстан и Томской обл. выпускников патронируют в течение трех лет после выпуска.
Во Владимирской области созданы инновационные учреждения для выпускников: 6 семейных центров на 45 мест, 2 социальные гостиные на 14 мест; реализуется программа «Независимое проживание» для 15 человек, создан клуб «Свой круг» для выпускников при благотворительном фонде «Надежда», для этого введены дополнительные ставки психологов, медицинских работников, педагогов.
В Республике Коми работает общественная приемная при ГУ Республиканский Центр усыновления, территориальные центры социальной помощи молодежи.
В Республике Марий Эл в течение пяти лет социальные педагоги осуществляют контроль над выпускниками.
В Архангельской обл. выпускникам оказывают помощь в ремонте жилья, покупке хозяйственной утвари.
В Волгоградской области реализуется социальный проект «Из детского дома во взрослую жизнь».
В Ивановской области созданы постинтернатные блоки и группа независимого проживания.
В Курганской области развита практика помещения выпускников до 18 лет в семьи патронатных воспитателей, широко внедряется наставничество.
В Оренбургской области внедрена программа постинтернатного сопровождения выпускников.
В Орловской области работает телефон доверия, созданы специальные службы в интернатных учреждениях.
В Псковской области для каждого выпускника составляется индивидуальный план дальнейшего жизнеустройства. В него, кроме общих вопросов социализации и интеграции в общество, также включены вопросы по обеспечению права на образование, сохранение здоровья и защиту жилищных и имущественных прав.
В Саратовской области органами опеки и попечительства ведется мониторинг трудоустройства и жизнеустройства выпускников в течение трех лет.
В Санкт-Петербурге используется все формы сопровождения выпускников: медико - психолого - педагогического, социально-реабилитационного.
В Корякском АО выпускнику назначают куратора, в Коми-Пермяцком АО предоставляют возможность жить в приюте до 18 лет, в Ненецком АО ведут мониторинг жизнеустройства выпускников.
Во многих регионах (69%) распространены такие формы сопровождения выпускников как наставничество, переписка, телефонные звонки, правовое консультирование, профориентационное консультирование, психологическая помощь, материальная помощь, оказание помощи в трудоустройстве, обучении, посещение педагогическими работниками выпускников, создание центров постинтернатной адаптации (например, Амурская, Курганская области).
Особого внимания заслуживает опыт Белгородской области и Москвы. В белгородской области к решению проблем выпускников привлекаются промышленные предприятия. В Москве выпускники интернатов, которые обучаются в профессиональных училищах помещаются в патронатные семьи.
Согласно данным мониторинга Мособрнауки России 2005 г., в 2004 г. число выпускников в 82 субъектах Российской Федерации, которые устроились на работу, составляет 10198 человек.
В государственных службах занятости населения на 01.06.05 г. состояло на учете 4520 человек.
Средний размер пособия по безработице составил 6606 руб. в месяц, который состоящие на учете выпускники получают в течение шести месяцев. В большинстве регионов разброс размера пособия составляет от 4500 руб. до 25000 руб.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ДОМА № 1 Г. ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ ПЕРВОМ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ВО ВРЕМЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В связи с увеличением срока пребывания молодых людей в детском доме до 18 лет становится необходимым их сопровождение в период социально-профессиональной адаптации. Это очень сложный период для человека, в это время происходит приспособление учащегося к будущей профессии, к условиям учебного заведения и труда, осмысление влияния профессионального выбора на всю дальнейшую жизнь.
Одним из главных условий приобретения профессиональных умений и навыков, формирования компетентности является первичное трудоустройство воспитанника на предприятие.

В детском доме оно состоит из трех этапов:

Первый этап. Выбор вариантов первичного трудоустройства.
Выбор зависит от выполнения следующих задач – подведение итогов производственной практики по выбранной профессии, перспектива трудоустройства в непосредственной близости от закрепленного жилья, учитываются предложения Попечительского совета детского дома по дальнейшему трудоустройству выпускника, повышается его правовая грамотность в вопросах трудоустройства, также ведется подготовка условий для принятия выпускника в трудовой коллектив, определяется наставник.
На данном этапе очень важно взаимодействие всего преподавательского состава с выпускником и между собой. Используются следующие методы работы: мастер производственного обучения взаимодействует с воспитателями детского дома, воспитатели тесно общаются с социальным педагогом. Директор детского дома взаимодействует с Попечительским советом. С выпускником ведутся индивидуальные беседы, его обучают оформлять документацию и делать «самопрезентацию». Одновременно психолог проводит беседы с наставником, информирует его о личностных особенностях воспитанника и его ресурсах.
Второй этап. Создание условий для реализации профессиональных умений и навыков, полученных в профессиональном учебном заведении.
На данном этапе специалисты сопровождения изучают профессиональную компетентность воспитанника, одновременно учитывая его адаптацию в трудовом коллективе. Методы работы, которые используются в это время, очень разнообразны: это изучение трудовой деятельности на производстве, создание индивидуального режима дня в детском доме, активизация участия в профессиональных пробах для закрепления навыков и умений. В заключении проводится диагностирование на правильность выбора профессии, для чего отдельно проводится опрос трудового коллектива и наставника воспитанника.
Третий этап. Определение перспектив трудовой занятости.
Перспективы определяются по результатам изучения профессиональной компетентности воспитанника, а также уровню его адаптации к трудовому коллективу. Для выпускника составляется перспективный социально-профессиональный план. На данном этапе очень важную роль играют социальные педагоги детского дома и профессионального учебного заведения, они контролируют получение жилья и финансового обеспечения, помогают ребятам стать социально защищенными.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ВО ВРЕМЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детям, выросшим в условиях детского дома очень трудно адаптироваться, после того, как они покидают стены заведения. Чаще всего это проявляется в социальной неготовности детей взаимодействовать с окружающим миром во время развития личности и определения жизненных целей. Особенно остро эти проблемы стоят в юношеском возрасте, когда ребенок становится перед выбором профессии, входит в мир новых отношений в учебном заведении и первом трудовом коллективе.
Проблемы становления воспитанников юношеского возраста в детском доме решаются через систему сопровождения, которая находит отражение в маршрутах помощи профессиональной адаптации (МППА).
МППА это индивидуальная программа по созданию социально-психологических условий для профессионального становления и личностного роста воспитанников, включает в себя комплекс мероприятий, реализуемых на основе взаимодействия педагогов и воспитанников юношеского возраста.
МППА составляется на каждого воспитанника индивидуально после подготовительной работы, которая включает в себя:
- создание информационного поля о воспитаннике к моменту его поступления в профессиональное учебное заведение;
- изучение личностных качеств воспитанника: интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера, сфера общения и саморегуляции, темперамент;
- изучение уровня профессионального самоопределения: предполагаемая профессиональная сфера, ведущие способности и интересы, уровень готовности к выбору профессии;
- изучение физического здоровья: медицинская профпригодность и общее состояние здоровья.
- проведение психолого-педагогической экспертизы «Карты соответствия уровня социальной адаптированности модели выпускника детского дома».

Критерии социальной адаптированности воспитанников детского дома оформлены в «Модель выпускника», которая отражает социальный заказ и характеризует личность с определенными качествами в идеальном варианте. Образ и соответствующий анализ проблем выпускника позволяют детскому дому сориентироваться в своих усилиях по формированию необходимых социальных и профессиональных качеств, а также в педагогической поддержке развития личностных особенностей каждого ребенка.
В соответствии с критериями модели выпускника осуществляется количественная и качественная оценка воспитанника по специально выделенным уровням социально-профессиональной адаптации (оптимальному, допустимому, низкому, критическому). В «Карте соответствия уровня социально-профессиональной адаптированности модели выпускника» наглядно представляются проблемы и возможности становления воспитанника.
Кроме того, изучается адаптация к профессиональному учебному заведению по следующим критериям:
- «учебная успешность» (анализ успеваемости и исследования познавательных потребностей и интересов учащегося);
- «психологическое благополучие» (определяется с помощью выявления уровня удовлетворенности обстановкой и деятельностью учебного заведения);
- «степень усвоения и принятия норм» (анализ сформированности жизненных ценностей учащихся).
Немного подробнее о том, какие методики применяются для исследований процессов адаптации воспитанников к профессиональному учебному заведению.
Учебная успешность оценивается с помощью анкет: «Мое отношение к знаниям», «Познавательная потребность студентов», «Анализ интересов и направленности студентов».
Психологическое благополучие (учитывается удовлетворенность выбранной профессией, осмысление процесса образования, производится оценка активности в учебном заведении, выявляется общая эмоциональная устойчивость учащегося). Психологическое благополучие исследуется с помощью методик: «Оценка удовлетворенности профессиональным учебным заведением», а также «Шкала классического социально-ситуационного страха, сомнения» (О. Кондраш).
Степень усвоения и принятия норм оценивается по анкете ценностных ориентаций (Методика Шварца). Здесь ребята раскрывают свое понятие смысла жизни человека, характеризуют личностные качества мужчины и женщины и многое другое.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОМА

Владеет навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.
Умеет осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.
Соблюдает культуру поведения в общественных местах, умеет правильно вести себя в различных ситуациях.
Психо-эмоциональная устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуаций. Способность к саморегуляции.
Знает свое тело, умеет ухаживать за ним, имеет навыки самообслуживания.
Владеет навыками оказания первой медицинской помощи.
Умеет вести домашнее хозяйство.
Следит за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Умеет создать свой стиль в одежде.
Имеет знания по уходу за детьми, умеет строить и планировать семейную жизнь.
Сформированы профессиональные интересы. Ориентирован на определенный вид профессии, имеет цель в жизни.
Является законопослушным гражданином РФ, имеет знания о своих правах и обязанностях.

РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ ПОМОЩИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
На основе анализа «Карты соответствия уровня социальной адаптированности модели выпускника» и анализа проблем адаптации в профессиональном учебном заведении осуществляется разработка маршрутов помощи профессиональной адаптации (МППА), в которой принимают участие, как специалисты сопровождения детского дома, так и профессионального учебного заведения.
Маршруты помощи профессиональной адаптации обсуждаются и разрабатываются в ходе психолого-медико-педагогического консилиума с участием специалистов профессиональных учебных заведений (психолога, социального педагога, мастера производственного обучения, классного руководителя). В ходе совместного обсуждения обозначаются основные проблемы и вырабатываются пути их решения, даются рекомендации по организации индивидуального сопровождения каждому специалисту консилиума. Принимаемые решения носят конкретный характер, назначаются сроки выполнения и ответственные специалисты сопровождения.

Предусматривается три основных вида МППА в зависимости от уровня социальной адаптированности воспитанника:
МППА – поддержка, МППА – сопровождение, МППА – SOS. Примеры таких маршрутов помощи приведем на нескольких реальных примерах выпускников.

МППА – поддержка. Такой маршрут составляется для воспитанников с самым благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации. При таком варианте МППА воспитаннику не требуется специальный контроль исполнения маршрута. Он носит рекомендательный характер и к ребенку прикрепляется воспитатель-куратор, который поддерживает выпускника и помогает развивать имеющийся потенциал.
МППА – сопровождение.
Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Этот вид МППА подразумевает назначение ответственных по нескольким сферам жизнедеятельности воспитанника, а также педагога – куратора, осуществляющего его сопровождение.
Направления работы специалистов сопровождения изменяются в отличие от поддержки: расширяется диагностическое направление, включаются методики определения ресурсов преодоления трудностей профессионально-личностного становления, вводятся действия, побуждающие ребенка к личной деятельности по решению проблем. Подключается круг специалистов, необходимый для преодоления трудностей.
МППА – SOS
Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации, не готовых к выпуску (низкий и критический уровень социально-профессиональной адаптированности). Такой воспитанник требует постоянного контроля над всей жизнедеятельностью, для него назначаются ответственные (широкий круг специалистов), которые особенно в кризисных ситуациях оказывают необходимую поддержку. Особое внимание уделяется углубленному диагностированию по выявлению причин низкой адаптированности ребенка, ведется работа с микроокружением ребенка – педагоги детского дома и учебного заведения, дети группы, прорабатываются варианты получения профессионального образования при условии неуспешной аттестации по итогам года.
Вот два примера МППА (из опыта работы детского дома № 1 г. Великий Устюг)
Тамара Т., учащаяся 2 курса Великоустюгского речного училища, МППА поддержка
С ноября по май ученицу поддерживали и наставляли воспитатель, психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальные работники детского дома и училища, заведующая библиотекой детского дома.
На первом этапе подготовки девочку протестировали по методике профессионально-личностной готовности к продолжению образования – провели диагностирование по «Модели выпускника», изучили жизненные и профессиональные планы, а также состояние здоровья на соответствие выбранной профессии. Итогом этапа стала доскональная беседа с воспитанницей о реальных перспективах продолжения образования.
Когда вопрос дальнейшего обучения был согласован, социальные педагоги детского дома и училища занялись проработкой реальной устроенности девочки – был составлен социальный план (жилье, перспектива профессиональной практики, трудоустройства, использование финансов). Проведена работа по разъяснению навыков общения и что очень важно – взаимодействия с государственными органами.
Третьим этапом стали вопросы профессионального становления. Педагоги детского дома и речного училища проконсультировались по поводу дальнейшего образования Тамары, выяснили правила приема в высшие учебные заведения области, подобрали подходящие ВУЗы. Воспитатель и заведующая библиотекой помогли организовать самостоятельные занятия для подготовки к ЕГЭ, помогли подобрать необходимую литературу, совместно с воспитанницей составили удобный режим дня с учетом занятий в профессиональном учебном заведении и на курсах подготовки к поступлению в ВУЗ.
В течение года педагог-организатор помогал Тамаре проявлять активность и инициативность в работе ВУРДОО «Ювента», а также совершенствовать организаторские и коммуникативные навыки.
Уже в январе были подведены предварительные итоги сопровождения выпускницы, а в мае куратор-воспитатель остался доволен проведенной работой, т.к. итоги профессионально-личностного сопровождения привели к хорошим результатам.

Вера К.– учащаяся 2 курса Профессионального лицея №44.
Работы по становлению девочки в жизни и профессии велись в течение всего учебного года – с октября по май. В работе участвовали все необходимые специалисты детского дома и профессионального лицея: воспитатель, психолог, социальные педагоги, врач детского дома, инструктор по труду.
Весь учебный год был разбит на этапы по изучению личности, помощи в адаптации и построению реальных жизненных планов, в выборе профессии, социальному устройству, формированию навыков самоконтроля, проводились индивидуальные беседы на предмет половых отношений, вредных привычек, о профилактике ранней беременности. Также в течение всего года девушка постоянно привлекалась к участию в мероприятиях профессиональной направленности, выполняла особые поручения в группе, в свободное время занималась в «Творческой мастерской». Особое внимание было уделено формированию умения построить реальные жизненные планы, для этого воспитателем и социальными педагогами проводились неоднократные беседы о личных взглядах Веры на ближайшую перспективу, было изучено окружение (друг и семья друга), чтобы была понятна перспектива дальнейших отношений и общее видение дальнейшей жизни.
Данный маршрут сопровождения был выбран для Веры К., потому что на начало года выявились проблемы и трудности социальной и профессиональной адаптации девушки, проявились признаки разочарования в получаемой профессии, начались пропуски и опоздания на уроки, она недостаточно ответственно относилась к прохождению профессиональной практики. У девушки были неопределенные жизненные планы, нереальное видение жизненной перспективы, низкий уровень целеустремленности, ответственности и правовой культуры. Особой проблемой являлась проблема с обеспечением жилой площадью при выпуске из детского дома.
Вот пример индивидуального плана педагогического сопровождения «Построения жизненного плана» для Веры К., 16 лет, студентки профессионального лицея №44, специальность коммерсант в торговле.
Пояснительная записка:
Анализ данных соответствия уровня социально-профессиональной адаптированности «Модели выпускника» выявил, что жизненные и профессиональные планы девушка не всегда соотносит с реальными возможностями и способностями, не оценивает свои ошибки, считая их случайными, вызванными посторонними факторами, не понимает значение самовоспитания. Целеполагание ориентировано на ближайшие перспективы.
Задачи программы:
формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентацию в нем;
формировать умение видеть ближайшие и дальние перспективы в жизненном становлении;
помочь в составлении и реализации реального личного профессионального плана.
Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю по 20-30 минут.
Девушке рекомендовано прочесть профильную литературу:
Аксенова В.И., Бушкова Н.П. Откровенно о главном. Что значит стать и быть человеком в мире?
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум
Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.
Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков.
Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей.
Хаткевич О.А. Переходный возраст.
Пример тематического плана занятий
Тема «Ближняя и дальняя перспектива». Цель занятия выяснение личного плана на построение жизненных планов. Форма работы собеседование и упражнение «Карта цели».
Тема «Жизненный сценарий принц и лягушка». Цель занятия – формирование умения составлять цепочку ближайших и отдаленных профессиональных целей. Форма работы: упражнения «Достижение целей», «Планирование будущего». Составление личного профессионального плана.
В течение года с воспитанницей было проведено более двадцати занятий на разные темы, проведена огромная работа, положительные результаты сопровождения.

Материалы для статьи предоставлены Орсаг Ю. В., директор ГОУ «Великоустюгский детский дом № 1», (проект «Разработка системы социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве», 2006 г.)

 

РАЗУМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ, БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Нынешние выпускники испытывают очень большие трудности при устройстве на работу. Даже если в детском доме его определили учиться или подобрали подходящую работу, это не значит что он там надолго задержится – нет заинтересованности в труде, нет предрасположенности к профессии, зачастую нет основных навыков труда. Зачастую умения ребенка заключены в способности убрать со стола, застелить постель, вымыть посуду. При первой же неудаче с работой молодой человек может бросить все, прибиться к криминальной среде, потому что просто не знает куда ему обращаться за помощью, как устроиться на работу, кому позвонить, да просто не умеет вести переговоры.
Совсем другими предстают выпускники Разуменского детского дома Белгородской области. Детский дом работает в тесной связи с ОАО «Белгородский завод ЖБК-1».
Решением одной из самых главных проблем выпускника – контролем за предоставленным жильем - занимается завод. Ведь сейчас нередки случаи, когда неприспособленный к житейским премудростям юный владелец квартиры или комнаты обманным путем лишается жилья, попадает под влияние «заинтересованных» лиц, неблагонадежных «родственников» и пр. криминальных структур. Выделенное заводом выпускнику жилье находится в собственности завода 5-10 лет, пока молодой человек не встанет на ноги, приобретет устойчивое место в обществе, обзаведется семьей.
Проблема профориентации и приобретения подходящей специальности также решается не по принципу «куда смогли пристроить». Начиная с 12-13 лет, ученики детского дома начинают ориентироваться в профессиях благодаря учебному комбинату ЖБК-1. Их привлекают к труду в цехах завода, к работе в социальной сфере – доме быта, заводской столовой, библиотеке, редакции газеты, занимаются в спортивных секциях и кружках художественной самодеятельности. Тем самым дети имеют возможность выбрать интересную для них специальность из всего многообразия профессий. И что удобно – выбранную профессию можно получить в заводском учебном комбинате, либо завод отправляет ребят и оплачивает обучение в различных учебных заведениях.
Полезным опытом является то, что раннее включение учеников в трудовой коллектив позволяет им чувствовать уверенность в себе среди взрослых людей, воспитанники являются как бы «детьми полка», они учатся не быть иждивенцами, (живу бедно, но на всем готовом), не обижены на весь мир.
Очень важное начинание – институт «крестных родителей» и опекунов. Общение в полноценных и хороших семьях ломает у детей негативный стереотип семейных отношений (ребят забирают на выходные и праздники в семьи). Ведь ни для кого не секрет, что большинство российских сирот – социальные, т.е. брошены своими родителями, имеют тяжелые воспоминания о жизни в семье, многие позже переносят эти устои на свои, новые семьи. Опекуны и крестные родители детей Раменского детского дома помогают пережить и исправить ошибки кровных родителей, делают детей счастливыми и уверенными в себе. Как в обычной семье опекуны делятся с ребятами своими мыслями, переживаниями, жизненным опытом, их пример оседает в детской памяти и в нужный момент становится востребованным.
Следующим немаловажным нововведением является система оплаты заработной платы. Первый деньги ребята получают на так называемые «внутренние трудовые книжки». С помощью наставников и патронатных воспитателей они учатся строить свой бюджет исходя из потребностей своей группы-семьи (при выходе из детского дома воспитанники отселяются в социальную гостиницу, где учатся вести домашнее хозяйство, планировать все расходы).
Опыт совместной работы Разуменского детского дома и ОАО «Белгородский ЖБК-1» очень полезен и показателен, ребят встречают внимательные и заботливые люди – по сути посторонние, но душой болеющие за подрастающее поколение. В своем обращении к коллективу, директор завода просил (не приказывал) проводить экскурсии для детей по цехам завода, знакомить детей с особенностями профессии, привлекать к труду, избегать формализма в общении, деликатно относиться к маленьким друзьям. Руководством завода трепетно собирается и накапливается практический материал, который они готовы передать другим предприятиям, людям, организациям и учреждениям, которые последуют такой же схеме воспитания детей-сирот.

 

(Материалы для статьи предоставленыА.Негомодзяновым., директором Разуменского детского дома Белгородской области)

Далее в статье приводятся данные мониторинга Минобнауки России 2005 г. (ответственный исполнитель и научный руководитель Г.В. Семья)

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).