18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

2015 г.: мониторинг выплат денежных средств на содержание подопечных детей и вознаграждение приемным родителям, а также мер по социальной поддержке семей с детьми-сиротами, источником финансирования которых являются бюджеты субъектов Российской Федерации

99
Сопроводительное письмо
Таблицы
Информация
по вопросу устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в субъектах Российской Федерации и способах поддержки замещающих семей

 

Ежегодно в Российской Федерации сокращается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), которым еще не подобраны родители и которые воспитываются в детских домах. В 2005 г. таких детей насчитывалось 186 тысяч. 
За прошедшие 10 лет это число сократилось более чем в два раза: в настоящее время на учете в государственном банке данных находятся сведения о 73 695 тысячах детей-сирот (сокращение на 60%). 
В 2014 г. был выявлен 61621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению с 2013 годом (в 2013 году - 68 770 человек); передано на воспитание в семьи граждан 64010 детей, что на 1,6 % больше, чем в 2013 г.
За 6 месяцев 2015 г. передано на воспитание в замещающие семьи 23 475 детей, под предварительную опеку 10798 детей, возвращены родителям из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1341 ребенка. Всего численность детей, которые были устроены в семьи составила 35 614 детей, что составляет 55,6 % от числа переданных на воспитание в семьи граждан в 2014 году (в 2014 г. - 64010 детей). При этом за 6 месяцев 2015 г. было выявлено 27912 детей, оставшихся без попечения родителей. 
Таким образом, по итогам этого периода, переданных на воспитание в семьи граждан детей на 27,6 % больше, чем выявлено. 
Начиная с 2013 г. был принят ряд нормативных актов, которыми упрощены процедуры и сокращены сроки устройства детей-сирот на воспитание в семьи. Были изменены полномочия органов опеки по сопровождению замещающих семей и оказанию помощи таким семьям. Увеличены размеры федеральных пособий и пенсий детям-инвалидам, в том числе при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, а также братьев и сестер. 
В целях совершенствования порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), 17 февраля 2015 г. утвержден приказ Минобрнауки России № 101 «О порядке формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2015 г., регистрационный № 36498) (далее - приказ № 101).
Утверждена примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства, которая поможет на местах организовать повышение квалификации специалистов на системной основе приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2015 г. № 121 (зарегистрирован Минюстом России 21 мая 2015 г., регистрационный № 37361).
Минобрнауки России издан приказ от 13 марта 2015 г. № 235 
«Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2015 г., регистрационный номер № 37205).
За первое полугодие 2015 г. Минобрнауки России в рамках ФЦПРО организовано и проведено повышение квалификации более 600 специалистов по вопросам защиты прав детей:
с 30 марта по 3 апреля 2015г. проведены очные курсы повышения квалификации специалистов по вопросам профилактики вторичного сиротства; социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по теме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Всего на курсах обучалось 332 человека из 20 регионов Российской Федерации;
с 30 апреля по 20 мая 2015 г. прошли заочные курсы по теме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которых приняло участие 275 человек из 46 регионов Российской Федерации.

 

О выплате денежных средств на содержание детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, и на вознаграждение, причитающееся приемным родителям (по состоянию на 1 кв. 2015 г.)

Содержание детей-сирот

 

О м и н и м а л ь н ы х р а з м е р а х 
Анализ мер материального стимулирования в субъектах Российской Федерации (далее - субъекты РФ) семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, выявил за последние пять лет с 2011 г. по 2015 г. (1 квартал) рост минимального размера выплат на содержание одного ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - ребенок-сирота, дети-сироты), в семье опекуна (попечителя) либо в приемной семье (далее - выплата на содержание ребенка) (табл.1).
Наибольшее увеличение размера выплат на содержание ребенка по итогам пяти лет осуществлено в Чеченской Республике, где в 2014 г. впервые с 2007 г. размер ежемесячной выплаты вырос с 4,0 тыс. руб. до 11,7 тыс. руб. в месяц. 
С присоединением в 2014 г. к Российской Федерации Республики Крым и Севастополя есть основание сравнивать уровень выплат, действовавший на Украине, с установленным в 2015 г. показателем выплат в рамках российского законодательства. 
Размер минимальной выплаты на содержание ребенка в семье опекуна увеличился в Республике Крым в 2015 г. более чем в 2 раза (с 7,8 тыс. руб. до 17,5 тыс. руб.); в Севастополе - в 1,9 раз (соответственно с 7,8 тыс. руб. до 14,6 тыс. руб.), что превышает показатель прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, установленный в размере 9806 руб. (таблица 2).
Половину от прожиточного минимума, установленного для детского населения в субъектах РФ (+ 10%), составляют минимальные выплаты в 23 субъектах РФ. В абсолютных выражениях размеры выплат составляют примерно от 4,0 до 5,0 тыс. руб.(+10%).
Столь низкие выплаты производятся в следующих субъектах РФ:
1.Республика Бурятия (40% от размера прожиточного минимума), 
2. Ненецкий автономный округ (45%), 
3-4. Республика Северная Осетия - Алания и Забайкальский край (по 48%), 
5. Красноярский край (50%), 
6. Республика Ингушетия (51%), 
7-8. Вологодская и Челябинская области (по 52%), 
9. Архангельская область (53%), 
10. Республика Дагестан (54%),
11-14. Ивановская, Кемеровская и Липецкая области, Еврейская автономная область (56 %), 
15-16. Республика Марий Эл, Республика Хакасия (58%),
17-20. Иркутская, Владимирская, Калининградская и Оренбургская области (по 59 %), 
21-23. Приморский и Хабаровский края, Ямало-Ненецкий автономный округ (по 60%). 
В ряде субъектов РФ, например в Приморском, Хабаровском краях, Еврейской автономной области и др., абсолютные значения выплат превышают 6,0 тыс. рублей ввиду действия районных коэффициентов (в Ненецком автономном округе они составляют более 8 тысяч); тем не менее, размер пособия остается очень низким в сравнении с прожиточным минимумом, установленным для данного региона. 
Вместе с тем в 23 субъектах РФ размеры выплат, наоборот, превышают прожиточный уровень, установленный для детского населения, либо сопоставимы с ним.
Среди них:
1. Чеченская Республика,
2. Республика Крым,
3. Севастополь,
4. Ханты-Мансийский АО,
5. Чукотский АО. 
В перечисленных пяти субъектах РФ примерно в полтора-два раза выше минимальный размер выплат по сравнению с установленным прожиточным минимумом. 
Также превышают размер прожиточного уровня выплаты в следующих субъектах РФ:
6-7. Город Москва и Тверская область (на 19-22% соответственно), 
8. Республика Калмыкия (на 15%), 
9. Пермский край (на 10%),
10. Ленинградская область (на 6%).
11. Магаданская область (размер выплат равен прожиточному уровню).
Приближаются к прожиточному уровню либо сопоставимы с ним выплаты в следующих субъектах РФ:
12 Карачаево-Черкесская Республика, 
13. Республика Карелия, 
14. Республика Татарстан, 
15. Алтайский край, 
16-23. Калужская, Московская, Ростовская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тюменская области. 
В 13 субъектах РФ размеры минимальных выплат составляют не менее 80-84% от прожиточного уровня. К ним относятся: 
24. Республика Адыгея, 
25. Краснодарский край, 
26. Астраханская, 
27. Белгородская, 
28. Воронежская, 
29. Курская, 
30. Пензенская, 
31. Псковская, 
32. Самарская, 
33. Свердловская, 
34. Тульская, 
35. Ульяновская области и 
36. Санкт-Петербург.
И н д е к с а ц и я 
В ранее направленных в субъекты РФ Минобрнауки России рекомендациях достигать положительных оценок материального стимулирования замещающих семей предложено, в том числе, путем ежегодного индексирования производимых выплат на содержание ребенка (письмо от 10 июля 2013 г. № ДЛ-189/07). Динамика роста выплат на содержание детей начиная с 2011 г. показала, что указанного роста по сравнению с предыдущим годом не было (таблица 1): 
в 2012 г. - в 22 субъектах РФ;
в 2013 г. - в 20 субъектах РФ; 
в 2014 г. - в 27 субъектах РФ; 
в 2015 г. - в 36 субъектах РФ. 
В течение последних 5 лет не индексировались выплаты в 7 субъектах РФ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Ингушская Республика, Вологодская, Калининградская и Саратовская области, Чукотский автономный округ. Из таблицы 2 следует, что, несмотря на отсутствие индексации, как положительные, можно отметить результаты проведенной работы в Чукотском автономном округе, где определен размер выплат выше прожиточного уровня. 
При отсутствии индексации особую обеспокоенность продолжает вызывать низкий уровень выплат в оставшихся 6 субъектах РФ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Вологодская область, Калининградская область, Саратовская область.

 

 

Д и ф ф е р е н ц и а ц и я
Другим не менее важным механизмом материального стимулирования семей, воспитывающих детей-сирот, рекомендованным Минобрнауки России, является дифференцированный подход при назначении выплат на содержание детей. 
В 2015 г. он практикуется в 46 субъектах РФ и характеризуется многообразием подходов (таблица 3, приложение к таблице 3). 
В 8 субъектах РФ за счет такой дифференциации значение среднего показателя выплат на содержание детей по субъекту РФ выше прожиточного уровня:

пп Наименование Среднее значение Минимальное значение Прожиточный минимум
1 Карачаево-Черкесская Республика 8684 7337 8674
2 Республика Карелия 9905 8876 9090
3 Краснодарский край 11419 7768 9182
4 Камчатский край 20036 13251 16693
5 Московская область 11535 8554 8793
6 Мурманская область 11836 8171 11701
7 Псковская область 10 353 8 331 10 112
8 Тульская область 9 650 7190 8711

 

 

6 субъектов РФ осуществляют относительно высокий уровень выплат: Москва, Севастополь, Республика Калмыкия, Пермский край, Ленинградская область и Ханты-Мансийский автономный округ.
В 32 субъектах РФ среднее значение показателей выплат не достигает уровня прожиточного минимума, несмотря на дифференцированный подход.
Анализ ситуации с материальным стимулированием семейного устройства детей-сирот в 39 субъектах РФ, где не введен дифференцированный подход к выплатам на содержание детей, показывает следующее. 
5 субъектов РФ осуществляют достаточно высокий уровень выплат: Чеченская Республика, Республика Крым, Магаданская и Тверская области, Чукотский автономный округ. 
10 субъектов РФ, с уровнем выплат, сопоставимым с уровнем прожиточного минимума: Республика Адыгея и Карачаево-Черкесская Республика, Алтайский край, Воронежская, Калужская, Курская, Самарская, Смоленская, Ульяновская области и Санкт-Петербург.
В остальных 24 субъектах РФ, выплачивающих денежные средства на содержание детей-сирот без дифференцированного подхода, средние значения размеров ежемесячной выплаты также не достигают значений прожиточного минимума, установленного для детского населения (данные поступили в рамках статистической формы Д-обр «Сведения о параметрах улучшения демографической ситуации» за 1 кв. 2015 г.).

 

 

Е ж е м е с я ч н ы е в ы п л а т ы н а с о д е р ж а н и е 
у с ы н о в л е н н ы х д е т е й - с и р о т 

В 11 субъектах РФ, помимо ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях в соответствии со статьями 148 и 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, установлены также ежемесячные выплаты на содержание усыновленных детей-сирот, которые производятся в рамках законодательных актов, принятых на уровне субъектов РФ. 
К ним относятся следующие субъекты РФ:
в Центральном федеральном округе - 6: Белгородская, Калужская, Курская, Московская, Тульская области и Москва; 
в Приволжском федеральном округе - 1: Удмуртская Республика (норма введена с 1 января 2015 г. - при усыновлении детей-сирот от трех лет и старше); 
в Северо-Кавказском федеральном округе - 1: Республика Северная Осетия; 
в Южном федеральном округе - 1: Астраханская область; 
в Сибирском федеральном округе - 2: Алтайский край (с условием проживания ребенка в семье усыновителей не менее трех лет) и Иркутская область.

 

Единовременные выплаты при всех формах семейного устройства детей-сирот

 

Помимо ежемесячных выплат на содержание детей-сирот в замещающих семьях, повышению эффективности семейного устройства детей-сирот также может служить выплата единовременного пособия при всех формах устройства в семьи граждан (усыновление, опека, попечительство, приемная либо патронатная семья), осуществляемая из средств бюджета субъекта РФ. 
Данный механизм материального стимулирования применяется в 52 субъектах РФ (таблица № 4).
В девяти субъектах РФ выплаты из региональных бюджетов производятся при всех формах устройства детей-сирот в семьи (опека/попечительство, приемная семья, усыновление). Это:
1. Республика Саха (Якутия), 
2. Амурская область, 
3. Брянская область, 
4. Воронежская область,
5. Липецкая область,
6. Тульская область, 
7. Ярославская область, 
8. Санкт-Петербург, 
9. Ямало-Ненецкий автономный округ.
В 42 субъекте РФ выплаты производятся только при усыновлении, в том числе с дифференцированным подходом к выплате денежных средств (при усыновлении детей-инвалидов, детей старше 7-10 лет, братьев и (или) сестер).
Так, единый размер выплат усыновителям установлен в следующих субъектах РФ: 
500,0 тыс. руб. - Псковская область, Ненецкий автономный округ;
200,0 тыс. руб. - Чукотский автономный округ;
250,0 тыс. руб. - Республика Бурятия, Хабаровский край;
150,0 тыс. руб. - Камчатский, Ставропольский края;
100,0 тыс. руб. - Республики Карелия, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Иркутская, Калужская, Мурманская, Новгородская, Ульяновская области; Санкт-Петербург;
50,0 тыс. руб. - Республика Мордовия, Калужская (при усыновлении ребенка до 7 лет), Кировская, Орловская области; 
40,0 тыс. руб. - Тюменская область;
30,0 тыс. руб. - Ростовская область;
20,0 тыс. руб. - Алтайский край, Курская область;
13,0 тыс. руб. - Владимирская область;
10,0 тыс. руб. - Самарская, Саратовская области.
Устанавливается иной размер выплат в ряде субъектов РФ в связи с усыновлением ребенка-инвалида. Так, в Сахалинской области при усыновлении ребенка-инвалида выплата составляет 1 055,0 тыс. руб.; всем другим категориям усыновителей выплачивается по 652,0 тыс. руб.;
в Амурской области соответственно - 600,0 тыс. руб. и 300,0 тыс. руб.; 
в Республике Башкортостан - 553,0 тыс. руб. и 453,0 тыс. руб.; 
в Тульской области - 503,0 тыс. руб. и 251,0 тыс. руб.;
в Краснодарском крае - 500,0 тыс. руб. и 300,0 тыс. руб.;
в Чувашской Республике - 375,0 тыс. руб. и 300,0 тыс. руб.;
в Магаданской области - 350,0 тыс. руб. и 300,0 тыс. руб.;
в Брянской области - 25,0 тыс. руб. и 15,0 тыс. руб. 
В ряде субъектов РФ дифференцированный подход в выплате единовременного пособия не ограничивается критерием семейного устройства ребенка-инвалида: принимаются в расчет передача на воспитание также детей подросткового возраста, как правило, старше 10 лет, братьев и (или) сестер.
Так, в Свердловской области при усыновлении ребенка-инвалида установлена выплата в размере 422,0 тыс. руб.; при усыновлении ребенка старше 10 лет либо при усыновлении брата и (или) сестры - 211,0 тыс. руб.; 
в Тамбовской области - соответственно 200,0 тыс. руб. и 150,0 тыс. руб.;
в Кемеровской области - 100,0 тыс. руб. и 50,0 тыс. руб. и т.д.

 

Вознаграждение, причитающееся приемному родителю

 

При устройстве ребенка на воспитание в приемную семью в каждом субъекте РФ установлен размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям (таблица 5).
В соответствии со статьей 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ.
Следует отметить, что во всех субъектах РФ предусмотрена доплата к установленному размеру ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемному родителю или патронатному воспитателю, в зависимости от состояния здоровья ребенка и/или численности детей в семье; в 92% регионов - в зависимости от возраста ребенка и в 76% - в зависимости от количества детей (приложение к таблице 6).

 

О практике выплат и предоставления мер социальной поддержки замещающим семьям (на примере субъектов РФ)

 

В субъектах РФ находят дальнейшее развитие региональные системы стимулирования и поддержки замещающих семей. 
К одной из основных форм поддержки замещающих семей относится приравнивание к многодетной семье в части получения льгот (в законодательстве 59 субъектов РФ присутствуют нормы, приравнивающие семьи с детьми-сиротами, воспитывающие 3-х и более детей-сирот, к многодетным семьям: это Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Хакасия, Мордовия, Коми, Тыва, Марий-Эл, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ненецкий, Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область, Ставропольский, Краснодарский, Пермский, Камчатский, Забайкальский, Алтайский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская, Томская, Омская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Тюменская, Свердловская, Пензенская, Оренбургская, Нижегородская, Кировская, Ростовская, Астраханская, Псковская, Мурманская, Вологодская, Тверская, Тамбовская, Рязанская, Московская, Липецкая, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Ленинградская, Архангельская, Курганская, Смоленская области, Санкт-Петербург).
К другим наиболее распространенным льготам можно отнести следующие:
льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг; 
предоставление в собственность земельных участков;
льготы по уплате региональных налогов (налог на транспортное средство);
учет в размере вознаграждения, причитающегося при возмездных формах опеки (попечительства), страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование;
обеспечение транспортным средством;
компенсация транспортных расходов, бесплатный проезд приемных родителей;
оказание медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами;
оказание финансовой (материальной) помощи (в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, трудной жизненной ситуации);
текущий ремонт жилого помещения, улучшение жилищно-бытовых условий;
региональные премии, награды.

 

 

О льготах при устройстве детей-сирот в семьи граждан, в том числе многодетные
Республика Бурятия
С 1 января 2014 г. для приемных семей при воспитании в них трех и более детей (с учетом родных и усыновленных) предусматривается установление мер социальной поддержки, в том числе:
ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания им обучения, но не более чем до достижения возраста восемнадцати лет) в размере 150 рублей; 
бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей для детей в возрасте до шести лет; 
первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования; 
первоочередное предоставление льготных путевок в детские оздоровительные лагеря, санатории, детские оздоровительные площадки детям-учащимся образовательной организации в возрасте до 15 лет;
бесплатное посещение один раз в месяц подопечными детьми государственных театров Республики Бурятия.
Республика Коми
Оплачивается проезд к месту лечения и обратно, в том числе в санаторно-курортные учреждения, и производится возмещение расходов на осуществление капитального или текущего ремонта жилого помещения.
Республика Северная Осетия-Алания
Приемная семья, семья усыновителей, имеющая в своем составе трех и более детей, включая родных, пользуется льготами, установленными региональным законодательством для многодетных семей, в том числе - преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей и семей усыновителей с детьми. 
Удмуртской Республике
Предусмотрены:
выплата ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей на ребенка; 
выплата компенсации расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий приемному родителю; 
оплата обучения ребенка на подготовительных курсах.
Республика Хакасия
Республика Хакасия предусматривает получение семьями, воспитывающими 7 и более детей, республиканского материнского (семейного) капитала и обеспечение их транспортным средством. 
Краснодарский край
Ежегодная денежная выплата семьям с тремя и более детьми, предоставляемая поквартально в сумме 3 897 руб. на каждого ребенка, размер которой индексируется не реже одного раза в год в порядке, утверждаемом администрацией края.
Осуществляется государственная поддержка отдыха, оздоровления детей из многодетных семей (в соответствии с краевыми целевыми программами). 
Пермский край
В Пермском крае производится выплата на приобретение мебели в размере 
15 840 руб. на каждого ребенка, воспитывающегося в приемной семье более одного года. Выплата производится с кратностью 1 раз в 5 лет. 
Приморский край
Предусматривается предоставление единовременной социальной выплаты до 90 тыс. руб. на ремонт жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ставропольский край
В Ставропольском крае выплачиваются денежные премии победителям краевых конкурсов среди приемных семей в размере 150,0 тыс. рублей.
Архангельская область
Многодетным семьям, с учетом приемных детей, предоставляются такие меры социальной поддержки, как бесплатное посещение членами приемной семьи один раз в месяц государственных музеев Архангельской области; материнский (семейный) капитал; единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30,0 тыс. руб. на ребенка; субсидия семье, воспитывающей шесть и более детей (в том числе приемных детей), на приобретение транспортного средства в размере не более одного миллиона рублей; субсидия на улучшение жилищных условий при рождении (усыновлении) седьмого ребенка или последующих детей в размере не более двух миллионов рублей.
Белгородская область
Действует механизм по компенсации расходов на приобретение школьной формы учащимся первых классов общеобразовательных учреждений и льготное питание для учащихся общеобразовательных учреждений с 2015 года.
Брянская область
Предусмотрена дополнительная выплата единовременного пособия зарегистрированной многодетной семье при рождении ребенка (2,0 тыс. руб.); выплата единовременного пособия на школьников (1,0 тыс. руб.); региональный материнский капитал (100,0 тыс. руб.); предоставление льгот по посещению бассейнов Брянской области. 
Семьям, имеющим 7 и более детей, приобретается автотранспорт за счет средств областного бюджета; ежегодное награждение почетным знаком Брянской области «Материнская слава», многодетных матерей, достойно воспитавших (воспитывающих) пятерых и более детей; родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-сиротами, обучающимися в дошкольных учреждениях.
Вологодская область
В случае, если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее находившееся на воспитании в приемной семье, продолжает проживать в той же семье и обучается в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении либо по очной форме - в образовательном учреждении профессионального образования всех типов и видов независимо от его организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, - семье выплачивается ежемесячное пособие до окончания указанным лицом обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23-х лет, в размерах, установленных законом для выплаты вознаграждения, причитающегося приемным родителям родителю (в соответствии с размером ранее выплачиваемого вознаграждения).
Ивановская область
В Ивановской области установлена ежемесячная денежная выплата при усыновлении третьего и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (после 31 декабря 2012 года).

 

 

Иркутская область
Предоставляет:
бесплатный проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и денежную компенсацию стоимости проезда; 
компенсацию расходов, понесенных лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с ремонтом жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности; 
ежемесячную денежную выплату лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим обучение в общеобразовательных учреждениях; 
ежегодную денежную выплату до 250 тыс. руб. многодетным семьям, воспитывающим 5 и более детей, включая принятых под опеку, по результатам конкурса по развитию личного подсобного хозяйства «Лучшая семейная усадьба»; 
адресную социальную помощь многодетным семьям, имеющим 8 и более детей, в том числе воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде приобретения автотранспорта (микроавтобуса); 
премии губернатора Иркутской области опекунам (попечителям), приемным родителям детей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях и достигших особых успехов в учебе, творчестве, спорте, а также участвующих в общественной жизни.
Курская область
В случае достижения лицом из числа приемных детей возраста 18 лет приемному родителю на период завершения приемным ребенком обучения в общеобразовательном учреждении и (или) на период получения им профессионального образования по очной форме обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, устанавливается вознаграждение в размере 20 % вознаграждения за каждого обучающегося.

 

 

Магаданская область
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), на содержание которых выплачивается ежемесячное пособие на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, имеют право на компенсацию один раз в два года за счет средств областного бюджета стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту своего отдыха и обратно (месту использования отпуска или отдыха опекуна (попечителя), приемного родителя, местонахождению школьного, студенческого спортивно-оздоровительного лагеря (базы) труда и отдыха, санаторно-курортного учреждения); при трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю), приемному родителю производится единовременная денежная выплата (эта сумма каждый год индексируется); при поступлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение по очной форме в образовательные учреждения профессионального образования опекуну (попечителю), приемному родителю производится единовременная денежная выплата (эта сумма каждый год индексируется). 
Детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот предоставляются дополнительные меры социальной поддержки в виде: 
единовременной денежной выплаты на ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, в порядке и размере, определяемых постановлением администрации Магаданской области; 
единовременной денежной выплаты для обустройства жилых помещений в размере 50,0 тыс. руб. в порядке, определяемом постановлением администрации Магаданской области.
Омская область
Омская область предоставляет льготы по оплате налогов при создании крестьянского (фермерского) хозяйства. Органы исполнительной власти Омской области вправе участвовать в погашении денежных кредитов, полученных приемными родителями (родителем) в банках и иных кредитных организациях.
Ростовская область
Малоимущие многодетные семьи, в составе которых имеются усыновленные (удочеренные), находящиеся под опекой (попечительством) дети, имеют право на получение автотранспортного средства (микроавтобуса) при условии ответственного подхода к воспитанию указанной категории детей в течение не менее 3 лет. При создании приемной семьи или усыновлении семьям выплачивается единовременное пособие на обустройство в размере 30,0 тыс. руб. Лицам из числа детей-сирот, проживающим на территории Ростовской области, продолжающим обучение в муниципальных общеобразовательных организациях после достижения ими возраста 18 лет и не находящимся на полном государственном обеспечении, за счет средств областного бюджета предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячного денежного содержания на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, книг, посещение культурно-массовых мероприятий и прочие расходы.
Рязанская область
Установлена ежегодная денежная выплата на организацию отдыха приемной семьи (из расчета 100% размера вознаграждения, причитающегося приемным родителям, за каждого приемного ребенка); установлена ежегодная денежная выплата на приобретение игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров приемным детям (из расчета 50 % размера вознаграждения, причитающегося приемным родителям, за каждого приемного ребенка).
Саратовская область
Обеспечивается денежная компенсация за приобретенные медикаменты для лечения детей, оплату медицинского осмотра приемных родителей, компенсацию транспортных расходов. 
Выплачиваются денежные средства на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, канцелярских принадлежностей на каждого приемного ребенка (детей). 
При передаче детей в приемную семью единовременно выплачиваются денежные средства на приобретение мебели отечественного производства (стол, стул, кровать, тумбочка, шкаф для одежды) по фактическим ценам соответствующего периода. 
Свердловская область
Размер денежного вознаграждения увеличивается на 50% за каждого принятого ребенка: 
1) не достигшего трехлетнего возраста; 
2) с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; 
3) с хроническим заболеванием, не повлекшим инвалидность, на 70% за каждого ребенка-инвалида; 
4) размер вознаграждения, причитающегося каждому приемному родителю, увеличивается на 30% за каждого находящегося на воспитании в приемной семье ребенка, достигшего десятилетнего возраста. 
Размер вознаграждения, причитающегося каждому приемному родителю, в районах и местностях, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяется с применением таких коэффициентов. 
В Свердловской области предусмотрена выплата компенсации родителям (законным представителям) платы за содержание (за присмотр и уход) ребенка в образовательных учреждениях дошкольного образования; предоставление продуктового набора для многодетной семьи, областного материнского (семейного) капитала; награждение знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть»; возмещение расходов на проезд ребенка и одного сопровождающего лица в областной центр по направлению врача и обратно к месту жительства.

 

 

Тамбовская область
В Тамбовской области производится выплата ежемесячного пособия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в общеобразовательном учреждении после достижения ими 18-летнего возраста до окончания обучения в общеобразовательных учреждениях.
Предусмотрены мер социальной поддержки семей, в том числе замещающих:
ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи; 
подарочный набор новорожденным детям; 
единовременная денежная выплата гражданам при рождении одновременно трех и более детей; 
ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг для малоимущих многодетных семей; 
ежемесячная денежная выплата на оплату стоимости проезда городским, пригородным и внутрирайонным транспортом к месту обучения и обратно детей из малоимущих многодетных семей; 
новогодний подарочный набор для детей; 
ежегодная денежная выплата на подготовку ребенка к занятиям в общеобразовательном учреждении; 
региональный материнский (семейный) капитал; 
ежемесячная денежная выплата нуждающейся в поддержке семье, назначаемая в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. 
Тверская область
В Тверской области обеспечивается:
предоставление предметов ухода за детьми до трех лет из приемных семей в пунктах проката на базе государственных бюджетных учреждений «Комплексный центр социального обслуживания населения»; 
осуществление ремонта жилых помещений, закрепленных на праве собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа; обеспечение бесплатным проездом в общественном транспорте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств областного бюджета или бюджетов муниципальных образований Тверской области.
Томская область
Гарантируется единовременная денежная выплата на развитие личного подсобного хозяйства малоимущим семьям с четырьмя и более детьми, а также неполным семьям с тремя детьми (в том числе на приобретение сельскохозяйственных животных и птицы: коров, свиней, овец, кроликов, домашней птицы, пчел, а также на покупку сельскохозяйственного инвентаря и техники, строительство и ремонт помещений для содержания скота и т.д.).
Тульская область
Оказывается адресная социальная помощь приемным (опекунским) семьям: при воспитании 7-ми и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многодетным семьям, воспитывающим 7 и более детей, для приобретения колесного транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров и имеющего, помимо места водителя, не менее 7-ми посадочных мест. 
Также в области установлены ежемесячные выплаты денежных средств:
детям-сиротам, не получающим государственную пенсию, в виде социального пособия в размере 1857 рублей; 
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования (кроме лиц, находящихся на полном государственном обеспечении). 
Гражданам, зарегистрированным по месту постоянного проживания в Тульской области, при усыновлении (удочерении) трех и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в случае если разница между вступившими в законную силу решениями судов об усыновлении (удочерении) первого и третьего (последующего) ребенка не превышает 180 календарных дней, устанавливается единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств бюджета Тульской области в размере, рассчитываемом как произведение разницы значений между социальной нормой общей площади жилья - 18 кв. метров на каждого члена семьи и общей площадью жилых помещений, находящихся в собственности усыновителей, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Тульской области.
В области также предусмотрено награждение Почетным знаком Тульской области «Материнская слава» приемных матерей, воспитавших достойными гражданами государства не менее 5-ти детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением единовременной выплаты и ежемесячной выплаты на каждого ребенка.
Законодательством предусмотрено освобождение приемных семей от уплаты транспортного налога; организация питания, обеспечение молоком и молочными продуктами обучающихся 1-5 классов, а также обучающихся 6-9 классов, являющихся детьми из многодетных и приемных семей, имеющих трех и более детей, за счет средств бюджета области. 
За каждое обучающееся лицо из числа приемных детей, достигших возраста 18 лет, имеющее инвалидность или ограниченные возможности здоровья, подтвержденные соответствующим заключением психолого-медико-педагогической комиссии, на период получения им профессионального образования по очной форме обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, приемному родителю устанавливается вознаграждение в размере 50% установленного вознаграждения. 
В 2015 г. при наличии в приемной семье одного переданного на воспитание ребенка приемному родителю, проживающему в городе, за исполнение его обязанностей устанавливается вознаграждение в размере 7161 рублей в месяц, приемному родителю, проживающему с одним приемным ребенком в сельской местности, - 8925 рублей в месяц, что на 20% больше, чем вознаграждение приемного родителя, проживающего в городе. 
Москва
В городе Москве установлены единовременные компенсация детям-сиротам в следующих случаях:
по окончании попечительства, пребывания в приемной семье, на патронатном воспитании в связи с достижением 18-ти лет в размере 24,0 тыс. руб.; 
в связи с окончанием ими общеобразовательной школы: при поступлении в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования - 20,6 тыс. руб.; при трудоустройстве - 79,4 тыс. руб. 
Кроме того, предусмотрены ежемесячные компенсационные выплаты:
для отдельных категорий детей, оставшихся без попечения родителей (подкидыши, «отказные», оставленные в лечебно-профилактических учреждениях) и не имеющих права на какую-либо пенсию и алименты, в размере 3,0 тыс. руб.; 
на содержание детей, родители которых являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучаются по очной форме в государственных образовательных учреждениях профессионального образования и состоят в браке с лицами указанной категории, в размере 3,0 тыс. руб. до окончания обучения; 
лицам, усыновившим в Москве после 1 января 2009 г. ребенка-сироту в размере от 15,0 до 25,0 тыс. руб. в зависимости от возраста ребенка, с учетом инвалидности, количества детей в семье.
Санкт-Петербург
Предусмотрено: 
оплата проезда железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения членам многодетных семей, которые имеют в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, один или оба родителя которых являются гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства или пребывания в городе Санкт-Петербурге, с 27 апреля по 31 октября включительно с 90 процентной скидкой от действующего тарифа при оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения независимо от прохождения маршрута поездки по территории других субъектов РФ; 
ежемесячная социальная выплата матерям, родившим (усыновившим) и воспитавшим пять и более детей и получающим пенсию; 
ежемесячные пособия на детей из многодетных семей, предоставляются независимо от среднедушевого дохода семьи; 
единовременные компенсационные выплаты при рождении (усыновлении в возрасте до шести месяцев) ребенка для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания; 
ежегодные компенсационные выплаты на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования (но не старше 18 лет), на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных и спортивных занятий. 
Устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; с устройством ребенка на воспитание в семью; с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей; по вопросу оформления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Еврейская автономная область
В соответствии с законодательством приемным семьям предоставляются: 
льготы по уплате региональных налогов; 
денежные средства замещающим семьям, имеющим трех и более приемных детей, с кратностью один раз в пять лет, на приобретение мебели для детей в сумме 10,0 тыс. рублей на каждого приемного ребенка.
Ненецкий автономный округ
Предусмотрены:
субсидия на покупку автотранспорта; 
внеочередное предоставление места в близлежащем дошкольном образовательном учреждении без взимания платы; 
предоставление субсидии на приобретение мебели один раз в два года;
предоставление субсидии на оплату текущего ремонта жилого помещения один раз в два года (приемные семьи); 
льготные условия ипотечного кредитования для усыновителей.
Чукотский автономный округ
Предусмотрена оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года для ребенка (детей), переданного под опеку (попечительство) в семью опекуна (попечителя), в приемную семью, патронатную семью.
Ямало-Ненецкий автономный округ
В Ямало-Ненецком автономном округе на ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью сроком не менее, чем на 1 год, выделяются средства на приобретение мебели; на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья опекуны, приемные родители ежемесячно получают доплату в размере 
1,0 тыс. рублей на приобретение лекарственных средств; для детей-сирот из числа коренных малочисленных народов Севера законодательством автономного округа предоставляются дополнительные меры социальной поддержки. 
Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из числа коренных малочисленных народов Севера, воспитывающиеся опекуном (попечителем) или в приемной семье, ведущей традиционный образ жизни (оленеводство), по достижении совершеннолетия безвозмездно обеспечиваются для ведения традиционной хозяйственной деятельности из расчета на одного ребенка 40 шестами для чумов, одним зимним и одним летним (брезентовым) нюком, одной печью для чума, а также оленями в количестве 30 голов, в том числе 10 важенками.

 

 

Учет в размере вознаграждения приемным родителям страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
В соответствии с региональными законами страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование начисляются в республиках Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Чувашской, Алтайском, Пермском и Ставропольском краях, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Кировской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Тамбовской, Томской, Ульяновской, Ярославской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, Ненецком автономном округе.
В 39-ти субъектах РФ в той или иной форме производится учет в размере вознаграждения, причитающегося при возмездных формах опеки, страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование: республики Адыгея, Алтай, Кабардино-Балкарская, Коми, Тыва, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, в краях: Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Приморский, Хабаровский, областях: Амурская, Архангельская, Белгородская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Омская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Тверская, Тульская, Тюменская, в автономиях: Чукотской, Ямало-Ненецкой, Ханты-Мансийской.
Например, в Курской области при финансировании вознаграждения приемным родителям сумма страховых взносов учитывается не в размере вознаграждения приемному родителю, а дополнительно к нему (размер вознаграждения умножается на процентную ставку страховых взносов).
Расчет объемов средств бюджета Пензенской области на выплату вознаграждения приемным родителям определяется с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В Калужской области в определении объема субвенции местным бюджетам из регионального бюджета на выплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера применяется коэффициент, учитывающий уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и взноса по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Республике Карелия страховые взносы на обязательное страхование в бюджеты государственных внебюджетных фондов включены в нормативы формирования бюджетных ассигнований, используемых для расчета общего объема субвенции на исполнение расходных обязательств муниципальных образований по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством, в приемной, в патронатной семьях.
В Сахалинской области в установленном размере вознаграждения, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не предусмотрены. Но при определении размера годового объема финансовых средств муниципальному образованию на очередной год и на плановый период коэффициент страховых взносов учитывается. 
В Мурманской области в соответствии с федеральным законодательством органом опеки и попечительства, заключившим с приемным родителем договор о приемной семье, осуществляется перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В Хабаровском крае начисление страховых взносов осуществляется сверх установленного размера вознаграждения, причитающегося при всех формах опеки.
В зависимости от вида страховых взносов компенсация имеет разные размеры. Например, она составляет 30,2% - в Рязанской области и Республике Тыва, 27,1% - в Краснодарской крае, Республике Адыгея, Архангельской, Тверской и Тульской областях. 
Льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг
Предоставление данной льготы в регионах зависит от ряда факторов: численности детей-сирот в семье, наличия инвалидности, формы семейного устройства, размера доходов. 
Например, в Ярославской, Томской, Свердловской областях, Чукотском автономном округе, Республиках Бурятия, Адыгея и Северная Осетия-Алания размер скидки составляет 30%, но при этом выдвигаются дополнительные условия, например в отношении только многодетной семьи. В Белгородской области, Республике Марий Эл и Ненецком автономном округе приемной семье предоставляется скидка в размере 50% за пользование коммунальными услугами, топливом, газом, телефоном. Фиксированная компенсация установлена в городе Москве - 928 рублей, Тульской области - 822,86 рублей, Архангельской области - 1 310,6 рублей, Чувашской Республике -736 рублей.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Калининградской области производится с учетом имеющегося в семье ребенка-инвалида.
В Саратовской области расходы на оплату коммунальных услуг компенсируются приемной семье из расчета 100% на каждого приемного ребенка по фактическим расходам приемной семьи, возмещаются расходы по оплате услуг местной телефонной связи в размере 100% стоимости фиксированного месячного платежа за неограниченный объем местных телефонных соединений.
В Краснодарском крае предоставление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям, которая рассчитывается с учетом максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе, а именно: 15% семьям, имеющим в своем составе трех и более детей, включая кровных.
В Брянской области семьям, имеющим 3-8 детей, предоставляется скидка 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией; семьям, имеющим 9 и более детей - скидка 100% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией.
В Липецкой области льготы по оплате многодетным семьям (в т.ч. приемным, опекунским) составляют 30% - для семей с 3 детьми, 50% для семей с 4-6 детьми; 100% - для семей с 7-ю и более детьми.
В Мурманской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период пребывания в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях, а также на время обучения в общеобразовательных организациях, на время обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях, на период прохождения военной службы по призыву предоставляются дополнительные гарантии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Многодетным семьям, имеющим трех и более детей, в том числе усыновленных и приемных детей, осуществляется ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг при среднедушевом доходе семьи ниже двух прожиточных минимумов, установленных Правительством Мурманской области. 
В городе Санкт-Петербурге детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на весь период пребывания, в том числе в семье опекуна (попечителя), в приемной семье, предоставляются дополнительные меры социальной поддержки в виде: денежной компенсации оплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги за всю площадь, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются единственными лицами, зарегистрированными на данной жилой площади, либо за жилое помещение, единственными собственниками которых они являются, при отсутствии сведений органов регистрационного учета о месте жительства или пребывания других граждан в данном жилом помещении; денежной компенсации оплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, если на данной жилой площади имеются другие зарегистрированные лица; денежной компенсации оплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 100% платы за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива (для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления). Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданину на одно жилое помещение по выбору.
В Еврейской автономной области компенсация платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 квадратных метров общей площади жилья, приходящейся на одного приемного ребенка, и компенсация платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов, установленных правительством области для льготных категорий граждан и приходящихся на одного приемного ребенка, но не более фактического потребления коммунальных услуг.
Льготу по оплате жилищных и коммунальных услуг впервые ввели в 2013 году в Республике Дагестан и в 2014 году - в Воронежской области.
Отсутствует данная льгота в Смоленской, Тверской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Кировской, Пензенской, Ульяновской, Иркутской, Амурской, Сахалинской областях, Республиках Карелия, Татарстан, Ингушетия, Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Алтайском, Забайкальском, Приморском, Хабаровском, Камчатском краях.

 

 

Предоставление в собственность земельных участков
Бесплатно предоставляются в собственность приемных семей земельные участки в 37-ти субъектах РФ (43,5%): Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Северная Осетия-Алания, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Камчатский край, Ставропольский край, Амурская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская Калининградская,, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская Курская, Липецкая, Мурманская, Новосибирская, Омская, Псковская, Ростовская Рязанская, Сахалинская, Свердловская, Ульяновская, Томская, Тюменская области, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Чукотский автономный округ.
Каждый регион самостоятельно определяет условия предоставления земельных участков.
С 2014 года в Курганской области предусмотрено предоставление бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории области, для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся приемными родителями, в случае наличия договора о приемной семье, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем) на неопределенный срок либо до достижения детьми совершеннолетия.

 

 

Льгота по уплате транспортного налога
На федеральном уровне льготные категории граждан по уплате данного налога не установлены. Соответственно назначение льгот отнесено к компетенции регионов, поэтому в субъектах РФ они различаются. 
Например, в Москве, согласно положениям о транспортном налоге, один из родителей имеет право на полное освобождение от его уплаты за одно зарегистрированное за семьей транспортное средство. 
В то же время в Кировской области многодетным семьям предоставляется лишь льгота по уплате транспортного налога в размере 50%. Право на указанные льготы, положенные родителям, в полной мере имеют усыновители, а в некоторых случаях и опекуны. 
В Ленинградской области освобождены от уплаты транспортного налога граждане, с которыми органы опеки и попечительства заключили договор о приемной семье, принявшей на воспитание трех и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
В Саратовской области от уплаты налога дополнительно освобождены граждане, с которыми органы опеки и попечительства заключили договор о приемной семье, принявшей на воспитание трех и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
В Свердловской области установлено предоставление одному из родителей или иному законному представителю, воспитывающему трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание, налоговой льготы по транспортному налогу.

 

 

Таким образом, рассмотрение на примере субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки и выплаты денежных средств детям-сиротам, передаваемым на воспитание в семьи граждан, свидетельствует о разнообразной практике реализации материального стимулирования семей, а также социально-нравственного их стимулирования. И к механизмам стимулирования первой группы можно отнести такие меры, как:
оплату или компенсацию отдыха (стоимости путевки и проезда); 
оплату проезда к месту лечения и обратно, в том числе в санаторно-курортные учреждения;
предоставление транспорта, субсидии на приобретение транспорта; 
денежную выплату на приобретение игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров приемным детям; 
компенсацию расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий приемному родителю;
предоставление предметов ухода за детьми до трех лет из приемных семей в пунктах проката на базе государственных бюджетных учреждений;
ежегодную денежную выплату на подготовку ребенка к занятиям в общеобразовательном учреждении; 
региональный материнский (семейный) капитал;
предоставление субсидии на приобретение мебели;
компенсацию аренды жилья приемным родителям;
единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств бюджета региона и льготные условия ипотечного кредитования для усыновителей;
льготы по оплате налогов при создании крестьянского (фермерского) хозяйства;
участие органов исполнительной власти региона в погашении денежных кредитов, полученных приемными родителями (родителем) в банках и иных кредитных организациях;
внеочередное предоставление места в близлежащем дошкольном образовательном учреждении без взимания платы;
компенсационную выплату для отдельных категорий детей, оставшихся без попечения родителей (подкидыши, «отказные», оставленные в лечебно-профилактических учреждениях) и не имеющих права на какую-либо пенсию и алименты; 
возмещение расходов, предоставление субсидии на осуществление капитального или текущего ремонта жилого помещения;
различные дополнительные выплаты приемным родителям;
денежную компенсацию за приобретенные медикаменты для лечения детей;
оплату медицинского осмотра приемных родителей;
вознаграждение приемному родителю или ежемесячное пособие на период до завершения обучения в общеобразовательном учреждении подопечного ребенка и (или) на период получения профессионального образования по очной форме обучения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с возраста 18 лет, но не более чем до достижения им возраста 23 лет; 
выплату ежемесячного пособия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательном учреждении, после достижения ими 18-летнего возраста до окончания обучения в общеобразовательных учреждениях;
компенсационную выплату на содержание детей, родители которых являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучаются по очной форме в государственных образовательных учреждениях профессионального образования и состоят в браке с лицами указанной категории;
выплату денежных премий победителям краевых, региональных конкурсов среди приемных семей.

 

Немаловажным фактором являются и стимулы, условно относящиеся ко второй группе нематериальных форм стимулирования: конкурсы и получаемые их победителями региональные награды; знаки отличия, премии опекунам (попечителям), приемным родителям детей, достигших особых успехов в учебе, творчестве, спорте, а также участвующих в общественной жизни.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

22 Апреля 2024

Проект "От обители к родителям". Программа поддержки православных замещающих семей, а также специалистов детских церковных организаций интернатного типа» Центра развития социальных проектов вошел в список победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024» Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».

01 Апреля 2024

Если ваш ребенок пережил психологическую травму и последствия его прошлого опыта до сих пор сказываются на жизни семьи, теперь есть место, где вы можете бесплатно получить профессиональную консультативную и реабилитационную помощь.

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»