14 Лет
Вот уже 14 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Современные проблемы развития семейных форм устройства детей

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: - усыновление; - опека; - приемная семья; - учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке. Кроме форм, закрепленных Семейным кодексом, существуют и другие: патронатное устройство, семейные детские дома, детские деревни (SOS - Киндердорф). В деле профилактики социального сиротства неоценимую помощь оказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей, которые не могут оставаться в семье.

С 1994 года в ряде Российских регионов (всего – в 39 регионах) проводится работа по развитию новой (забытой) формы устройства детей в семью на патронатное воспитание.

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, о которой мы только что рассказали.

Эта форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем.

Этим обуславливается то, что это самая “гибкая” форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок (от 1 дня до достижения ребенком 18 лет).

Впервые появляется возможность помочь ребенку в любой ситуации, не нужно держать ребенка в приюте и ждать годами, когда суд, наконец, примет решение о статусе его родителей, либо не изымать из семьи и ждать, когда появятся очевидные доказательства насилия, впервые появляется шанс у больного ребенка, оставшегося без родителей, тоже найти семью (в этом случае важно, что уполномоченное учреждение возьмет на себя значительную часть забот о здоровье и обеспечении ребенка).

Практикуется краткосрочное размещение на период каникул или на выходные ребенка – инвалида ( это даст передышку родителям ребенка и позволит сохранить ребенка в семье и не допустить его помещение в интернат).

Ребенок помещается в семью и “навсегда”, т.е. до 18-летия, если требуется сопровождение и помощь в воспитании этого ребенка (зачастую это помощь требуется всегда). Например, в г. Москве на «долгосрочном патронате» находится сейчас до 90% всех детей, помещенных в патронатные семьи.

Распространение формы патронатного воспитания проводится Министерством образования РФ. Однако до сих пор эта форма не закреплена в федеральном законодательстве и регулируется законами субъектов РФ.

История начала работы по патронату в 1994 году связана с тем, что к этому времени стало очевидным, что интернатная форма защиты прав детей исчерпала себя. Меняющееся Российское законодательство и социально- экономические реформы не затронули органы опеки и попечительства. Государственная функция – госопеки - была возложена на органы местного самоуправления. Огромный функционал не был обеспечен финансово. Прямым следствием этого явилась невозможность для этих органов профессионально исполнять свои функции как по сохранению детей в семьях родителей, так и по их устройству в семьи. Вместо развития форм семейного устройства, возникший вал беспризорности побудил фактически удвоить число учреждений для содержания детей – было построено столько же новых приютов и центров для временного пребывания детей, сколько было уже детских домов.

Причиной того, что формы семейного устройства широко не развивались было отсутствие профессиональных служб по устройству детей в семьи, которые должны находиться в органах опеки.

Другой причиной явилось отсутствие единого «ведения дела» ребенка, находящегося в кризисной ситуации или оставшегося без семьи. Единый процесс защиты его прав расщепился на множество фрагментарных видов помощи, осуществляемых в рамках различных не связанных между собой учреждений и ведомств. Орган опеки перестал играть центральную роль в планировании попечения. КДН так и не смогли эту роль освоить, т.к. фактически не обладали правами для принятия решений, эти права находятся у органов опеки.

Третья причина – устаревшие концепции и виды форм семейного устройства детей.

Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребенка в семью будет успешным только, если :

- ребенок подготовлен к такому помещению;

- семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка;

- после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей.

Т.е. как в любом деле, требуется профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон.

Такими правоотношениями не обладали ни одна из имевшихся форм семейного устройства.

Данный исторический очерк показывает, что как в Российской истории (военных лет), так и за рубежом такая форма существовала и завоевала ведущую позицию именно из-за того, что обеспечивала результат. А именно – нормальное стабильное развитие ребенка. Это была форма патроната (в России) и фостерного воспитания (за рубежом).

Начиная с 1992г. Минобразование совместно с Центром «Наша Семья» и английскими коллегами из ряда как благотворительных, так и государственных организаций, с участием ЮНИСЕФ, исследовали эффективность патроната (фостеринга) и начали работу по созданию профессиональных служб по семейному устройству детей на патронатное воспитание.

Из-за недостатка бюджетных средств было решено перепрофилировать детские дома в систему таких профессиональных служб, с использованием уже выделяемых на их работу ресурсов, а не создавать новые учреждения. Это было и не возможно сделать без внесения патронатного воспитания с федеральное законодательство и принятия соответствующих типовых положений о патронатном учреждении.

Первым таким проектом стал детский дом № 19 г. Москвы, открытым как учреждение по патронату в 1994г. Следом в работу включились экспериментальные учреждения в Калинградской, Владимирской и Пермской областях, Башкирии, Новгородской области и Карелии. К настоящему времени патронатное воспитание регулируется 39 региональными законами и еще в 6 областях работа осуществляется в экспериментальном режиме, либо на основе решений региональных властей.

Патронатное воспитание начиналось как форма воспитания ребенка в детском доме (в соответствии с законом РФ «Об образовании» директор выбирал форму воспитательного процесса так, чтобы ребенок воспитывался в семье воспитателя). Однако, по сути, возникающие отношения характеризовались передачей части законного представительства такой семье. Поэтому, начиная с 1998 г. в законы субъектов РФ патронатное воспитание вошло уже как форма семейного устройства детей, основанная на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между патронатным воспитателем и учреждением. Само учреждение, в соответствии с этими законами, заключало договор о муниципальном заказе с органом опеки и попечительства и становилось уполномоченным учреждением этого органа, т.е. выполняло ряд работ по опеке и попечительству – по устройству ребенка на патронатное воспитание и по дальнейшему профессиональному сопровождению такой семьи.

Необходимо отметить, что аналогичные процессы проистекали и в учреждениях по линии Минсоцзащиты. В приютах стали создаваться семейные воспитательные группы, предполагающие передачу детей в семьи воспитателей приюта.

Такая работа регулировалась Постановлением правительства РФ и данная форма семейного воспитания не считалась де- юре устройством ребенка в семью, а лишь формой воспитания в приюте.

Очевидно сходство подходов и происходящих процессов. СВГ имеет ограничение на контингент обслуживаемых детей – в такие семьи создавались только на время до установления ребенку юридического статуса и требовали дальнейшего переоформления в опеку, усыновление, приемную семью. Как известно, любое изменение правоотношений является не простым делом для семьи и ребенка, разрывом стабильности, в этом – ограничение данной формы.

Настало время, видимо, внести определенную ясность в сложившуюся ситуацию и объединить патронатное воспитании и СВГ в одну форму устройства ребенка в семью, называемую, условно, профессиональной патронатной семьей.

Определить, что на такую форму устройства может быть передан любой ребенок – любого возраста, с любым юридическим статусом и с любыми проблемами здоровья, - на тот срок, который необходим для этого ребенка.

В данном объединении может теоретически участвовать и приемная семья, т.к. природа возникающих в ней отношений требует уточнения. По – сути, необходимость заключения договора для установления этих отношений, предполагает права и обязанности сторон, которые в (права органа опеки и попечительства в частности) настоящее время не определены.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

08 Апреля 2020

Письмо Минтруда России 12-3/10/В-2638; Минпросвещения России СК-253/07; Минздрава России 30-0/И/12-4128; Роспотребнадзора 02/6140-2020-24. Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (рекомендации по организации работы стационарных организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

06 Апреля 2020

Переход на удаленную работу затронул не только сотрудников НКО, но и волонтеров. Люди, постоянно посещающие детские дома, интернаты и дома престарелых, теперь лишены этой возможности. Но и в этой непростой ситуации волонтерам удается не терять контакт с подопечными. «Филантроп» поговорил с несколькими волонтерами о том, как меняются отношения и как их сохранить.

03 Апреля 2020

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации большое внимание уделяется внедрению различных форматов работы дистанционного характера. Одним из таких проектов является «Видеоанкета кандидата в приемные родители: как рассказать ребёнку о себе», направленный на помощь в семейном устройстве детей-сирот через их удаленное знакомство и первое общение с потенциальной приемной семьей.

02 Апреля 2020

В девяти российских регионах сироты, которые имеют право на бесплатное жилье, ожидают его более 20 лет. Об этом говорится в отчете, опубликованном на сайте Счетной палаты.