11 Лет
Вот уже 11 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее. А опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.

За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000 человек.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

История усыновления в России

Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь "Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества", вплоть права родителей отдавать своих детей в рабство 1.

В древние времена авторитет родителей "был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов далекого прошлого дети освобождались "по смерти одного из родителей из под власти другого". 2 Становились они свободными от власти другого родителя и тогда, когда тот вступал в повторный брак.

Полное подчинение ребенка воле родителей преследовало и другую цель: сохранение в загробной жизни условий жизни, существовавших на земле. Исследователи обычаев древней Руси обнаружили "умерщвление грудных младенцев над телами воинов Святослава".

После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом

Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. 3 Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту и призывал: " Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту".

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция. 4 Поговорка того времени гласит: "Не постись, не молись, а призри сироту." 5

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное "сыновство", как прием "стороннего" в состав семьи, совершалось в России "издревле, то есть и в пору язычества.

Таким образом усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили "и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи". 6 Но со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.

Опека над несовершеннолетними своими корнями уходит далеко вглубь истории. Потребность в ней существовала во "все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. И всегда она связана с заменой родительской власти. Именно "этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки и проявляются у всех народов" Но первоначально опека возникает не столько по соображениям нравственного порядка - позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников - претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. На первых порах именно поэтому опека представляла собою "право этих родственников". 7

Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Например, после смерти князя Игоря, опекуншей над Святославом стала его мать. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только "о воспитании и прокормлении сироты, об охранении его от обид и несправедливостей А имущество принадлежало всему роду. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права. Вот почему он был безотчетен и безответственен.

В Московском государстве, с одной стороны, во многом положение детей оставалось прежним. Так, родители сохраняли право распоряжаться брачной судьбой своих детей. Это право было следствием уходящего в глубь веков "пагубного обычая женить малолетних на возрастных "девках". 8 Оставалось право родителей отдавать детей в монастырь. Оно пришло на смену обычаю, согласно которому родители давали обет монашества от имени своих малолетних детей. 9 Социально-экономические перемены в жизни Московского государства по-своему повлияли и на существовавшее прежде право родителей отдавать своих детей в рабство. Теперь подобного рода право трансформировалось сначала в право заочно записывать своих детей, не достигших 15-летнего возраста, в кабальное холопство, а потом в право на отдачу детей в услужение. Но в любом случае речь шла о неограниченном праве родителей на свободу своих детей Забота об осиротевших детях претворялась в жизнь по-разному. Они нередко попадали в монастыри, где их воспитывали, кормили и одевали. Существовало в то время даже такое понятие как "монастырские детеныши" в число которых попадали и осиротевшие бедные разоренные дети боярские, у "которых отцы и матери "посечены". А в некоторых монастырях, например, Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты "под именем голышни". Они находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь этих сирот брал "на корм", одевал. По мере их "подрастания" "приспосабливал" к различным работам. "Малые робята, которые работают в поварне, рыбу чистят". Подросших переводили на более ответственные работы (в повара). Трудились несовершеннолетние воспитанники монастыря и "на пашне". Осиротевших детей брали и в зажиточный дом, где благочестивые отцы семейств их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали, что называлось "благословлять в мир". Вместе с тем бытовало и преступное отношение к осиротевшим детям. По свидетельству Н. Костомарова в Х VII веке служилые люди торговали самым бессовестным образом женским полом в Сибири. "Они насильно брали беспомощных сирот-девиц и продавали их".

Крестьянские дети, "оставшись от родителей своих", поступали на воспитание или родственников или посторонних людей вместе со своим имуществом, которое "небыв приведено в известность, расхищается часто корыстолюбивыми воспитателями в свою пользу". 10 Если у осиротевшего ребенка не было никакого имущества, он жил обыкновенно мирским подаянием. "Общество об них нисколько не заботится, предоставляя их на волю судьбы". 11

В царствование Ивана IV в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты. В начале XVII века в трудное и "смутное" время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов. Он "не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным". 12 В Москву повалил нуждающийся и ненуждающийся народ. "Зло увеличилось еще от недобросовестности приказных, раздававших деньги не действительно нуждающимся, а своим родным и знакомым." 13 Предпринятые Борисом Годуновым меры экономического порядка включали в себя и бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василий Шуйский.

Таким образом "принципиально помощь бедным считалась делом не одних только частных лиц, но и правительственной власти

В середине XVII века при царе Алексее Михайловиче получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках власти гражданской. В это время были созданы приказы, специально занимавшиеся призрением бедных и сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать царю по ним представления. По Указу царя Алексея Михайловича в 1650 году была перепечатана Кормчая книга, включавшая в себя все существовавшие до того времени правила православной церкви, относящиеся к сиротам.

В 1682 году был подготовлен проект Указа, где из общего числа нищих выделялись нищие безродные дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам, наукам, которые "зело и во всяких случаях нужны и потребны". 14 Именно этот проект как бы завершал эпоху, когда зародилась идея государственного призрения. Теперь на место полного "нищелюбия", благотворительности исключительно ради спасения души без соотнесения проблем призрения с задачами государства, выдвигалась новая идея, в основе которой лежали "нужды государства и забота о пользе населения". 15 Что же касается попечения о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений, то это берет свое начало с 1706 года, когда Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе и за собственные средства в Холмово-Успенском монастыре "сиропитательницу" для "зазорных" младенцев. Тем самым он положил начало истории подобного рода заведений, к помощи которых прибегали и много позже.

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Такое закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних, оставшихся без семьи. Что же касается самих частных лиц, то они охотно брали на воспитание сироту, чтобы потом закабалить его навсегда. 16 А оставшийся без родителей ребенок "бил челом во двор к лицу согласившемуся взять его к себе", чем обеспечивал свое пропитание. 17 Что же касается устройства осиротевших детей в семью, то две его основные формы - усыновление и опека продолжали существовать в прежнем виде. Новых законодательных актов на этот счет не было, за исключением одного предписания, запрещавших усыновлять своих незаконных детей. Но опека постепенно начинает подвергаться более детальному правовому регулированию. Более четким становится круг возможных опекунов, куда могут входить: отчим, ближайшие родственники ребенка. Появилась также опека по назначению органами, обладающими властными полномочиями. Имеется в виду прежде всего церковь, поскольку духовенство в те времена полностью распоряжалось семейными, наследственными и опекунскими делами. Однако родственники продолжали следить за опекунами. Но постепенно чисто нравственная обязанность опекуна возвращать имущество опекаемому к моменту достижения им полной самостоятельности превращается в юридическую. Из безотчетного и полновластного распорядителя опекун "превращается в представителя интересов опекаемого

С началом XVIII века на исторической сцене "появляется личность", что не могло гармонировать с существованием неограниченной родительской власти

Еще одним, имеющим принципиальное значение, шагом в законодательном регулировании вопросов семьи и брака, стало ограничение церковной власти над брачно-семейными отношениями, ибо ранее делами семейными ведало главным образом "Великое духовенство". Теперь большая часть "семейственных дел" подчинялась светским, гражданским законам. Если Стоглав устанавливал брачный возраст для жениха - 15 лет, невесты - 12 лет, то Указ Петра I "О порядке наследования" (1714 год) поднял его рамки: для жениха - 20 лет, для невесты - 17 лет.

Не оставил без внимания Петр I и вопросы, касающиеся родительской власти, на неограниченность которой он также обратил свое внимание, подтвердив их право употреблять против непокорных детей домашние исправительные меры. Родителям разрешалось:

отдавать детей в смирительные дома;

приносить на них жалобы в суд. 18

Опеке как форме устройства ребенка в семью имевшие место реформы уделяли достаточное внимание. Петр I повелевал призревать сирот "без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств..." 19. Что же касается непосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счет появилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, "чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же". 20 Это "нужно считать первым установлением опеки как особого государственного учреждения с властью, контролирующей деятельность опекунов

Таким образом реформаторская деятельность Петра I была связана и с положением детей, оказавшихся в бедственном положении, без семьи, без средств к существованию. Осуществлялась она по двум основным направлениям. Первое составляли меры, направленные на устройство детей, оказавшихся "ненужными" в государственные учреждения. Второе заключалось в борьбе с нищенством несовершеннолетних.

Прямое попечение о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений относится к началу XVIII века, когда Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе за собственные средства в 1706 году в Холмово-Успенском монастыре "сиропитательницу" для "зазорных младенцев". А в самом Новгороде он основал еще десять таких заведений, где воспитывалось до 3-х тысяч детей. Отсюда дети поступали в устроенные Иовом школы полудуховного характера, после чего они становились, кто церковнослужителями, а кто служилыми или посадскими людьми. А Петр I своим Указом от 4 ноября 1715 года предписал устраивать в Москве и других городах гошпитали "для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются". И "чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали потайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно. Эти гошпитали существовали обычно около церковных оград. В Москве они были каменными, в других городах деревянными. Правда, такие гошпитали были рассчитаны на незначительную часть покинутых детей.

Таким образом в то время в России, как и в Европе практиковался так называемый "тайный прием", позволявший оставаться неизвестным лицу, подкинувшему ребенка. Это давало возможность не оставлять его брошенным вовсе. Что касается источников существования сиропитательного гошпиталя, то ими были частично городские доходы, а частично средства, образующиеся из пожертвований частных лиц и церкви. Последние согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 года особо охраняли часть "церковного кошелькового сбора", а также всю прибыль от продажи свечей для устройства гошпиталей."

Не исключал Петр I и помощи церкви, монастырей. В годы его царствования, как и в прежние времена, детей-сирот передавали в богодельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети. А, например, в Москве для воспитания детей-сирот был "назначен" Новодевичий монастырь.

Следовательно в то время воспитание детей, молодых людей было напрямую связано с государственной пользой, которая включала в себя образование и просвещение. Что же касается крестьянских детей, то их всякий крестьянин "должен в великом страхе содержать, ни до какой праздности не допускать и всегда принуждать к работе, дабы он в том взял привычку и, смотря отца своего неусыпные труды, себя к тому приучать мог

При Екатерине II российское законодательство по-прежнему не давало перечня ограничений родительской власти на случай злоупотребления ею. Поэтому "самые безнравственные родители, поведение которых самым развращающим образом действует на детей, страдающих морально и физически, сохраняют всю полноту своей власти, как и родители безукоризненной нравственности и вполне чадолюбивые"

В годы ее царствования имело место еще одно существенное нововведение, имеющее прямое отношение к положению детей. Если раньше, незаконнорожденные подкидыши закрепощались путем их закрепления за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

Наряду с дворянской опекой для купеческих и мещанских вдов при каждом городском магистрате учреждался городовой сиротский суд. На "всякого города главу" возлагалось аналогичная обязанность уведомлять городовой сиротский суд о вдовах и осиротевших малолетних детях "всякого звания городовых жителей", "кои в том городе, где он избран, остались после мужей, или родителей, и без призрения находятся .

Продолжала развиваться опека, сословность накладывала свой отпечаток на содержание требований, касающихся воспитания. Для одного сословия они были одни, для другого другие. Так, малолетнего дворянина надлежало воспитывать так, чтобы он мог "вести жизнь порядочную, сходственную с достатком, безхлопотную от заимодавцев и безмятежную от домашнего неустройства, весьма отдаленную от расточения, разоряющего роды. А для мещан и купцов предназначались несколько иные правила: "дабы мог воспитываться в знании приличного его состоянию промысла или ремесла. При всех более или менее значительных различиях в регламентации отношений по опеке всякий раз устанавливались правила, относящиеся к имущим группам населения. Не случайно, поэтому, речь всякий раз идет об опеке над имением (имуществом) и личностью ребенка.

Следовательно состоявшиеся при Екатерине II перемены в правовом регулировании отношений, связанных с опекой, " в круге обязанностей опекунов, порядке назначения и отзыва их и другие вопросы поставили деятельность в законные рамки

Новости Минобрнауки

23.04.2017 г. Об обучающем семинаре для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» по заказу Минобрнауки России совместно с Министерством образования Московской области  проводит 24-25 апреля 2017 года обучающий семинар для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – семинар; для детей-сирот), всех видов (образовательные, медицинские, оказывающие социальные услуги, некоммерческие).

Цель семинара - формирование профессиональных компетенций в области реструктуризации и реформирования сети организаций для детей-сирот в части организации обучения воспитанников по дополнительным общеразвивающим программам социально-психологической и педагогической направленности, в том числе для подготовки их к самостоятельной жизни.

Задачи семинара:

изучение результатов деятельности и инновационного опыта субъектов Российской Федерации по реформированию сети организаций для детей-сирот;

презентация результатов мониторинга (2016 года) эффективности реализации организациями для детей-сирот дополнительных общеразвивающих программ,  с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, привлечения  НКО, добровольцев (волонтеров) к этой деятельности;

изучение опыта реализации  дополнительных общеобразовательных программ  в организациях  для детей-сирот в Московской области;

получение новых знаний и навыков для работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», в части реализации задачи по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и сопровождению их в постинтернатном периоде;

знакомство с лучшими  (отобранными в ходе мониторинга) дополнительными общеобразовательными программами для детей-сирот, детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, помещенных в организации для детей-сирот, социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни;

знакомство с условиями участия в апробации дополнительных общеобразовательных программ социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни для различных организаций.

Тематика обсуждаемых вопросов:

реализация постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»: результаты общественного контроля, инновационный опыт, проблемы;

нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ для  воспитанников в организациях для детей-сирот;

оценка потребностей воспитанников  в дополнительных общеразвивающих программах с учетом состояния здоровья, социально-психологического развития детей;

требования к содержанию программ подготовки к самостоятельной жизни;

вариативность форм реализации дополнительных общеразвивающих программ;

особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в организациях, оказывающих социальные услуги (детские дома-интернаты);

привлечения НКО, добровольцев (волонтеров) к реализации программ социализации воспитанников,  подготовки к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения;

критерии эффективности реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни.

Место проведения: ГОУ ВО МО «Московский областной государственный университет» (г. Москва, ул. Радио, д.10а).

Начало 24 апреля 2017 г. в 10.40

Новости

Все новости

20 Апреля 2017

Видеотрансляция Обучающего семинара для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения замещающих семей (26-27 апреля 2017 года в г. Москве)

19 Апреля 2017

Видеотрансляция Обучающего семинара для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех видов (образовательные, медицинские, оказывающие социальные услуги, некоммерческие). (24-25 апреля 2017, Московская область)

04 Апреля 2017

26-27 апреля 2017 года в г. Москве пройдет обучающий семинар для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения замещающих семей

04 Апреля 2017

Курсы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства, специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей, работников образовательных организаций