16 Лет
Вот уже 16 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.
Помочь проекту

усыновите.ру

Повышение эффективности работы по сокращению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет увеличения количества семейных форм их устройства

Существует множество возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжелые жизненные условия – сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно принять небольшое участие в жизни детей, привезти ставшие ненужными вещи в детский дом, помочь в благоустройстве детских учреждений, где сироты живут и воспитываются, а можно стать для одного или нескольких таких деток второй мамой. Это ответственный шаг, но очень много семей отваживаются на него.
Одной из основных задач социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах. Для этого необходимо реформировать детские интернатные учреждения.
В настоящее время в России действует несколько видов устройства детей в семью. Это усыновление, опека (попечительство), приемная семья и патронат. Как отличаются все эти виды устройства друг от друга?
Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. При усыновлении ребенку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Минусом такой формы является только очень длительный срок, который необходим для сбора всех необходимых документов, потому что к кандидатам предъявляются самые жесткие требования (материальное положение, заработки, жилье, моральные качества и т.д.). После оформления ребенка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи таким семьям.
Опека - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет. Менее жесткие требования предъявляются к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
Минусами такого вида устройства детей могут стать такие факторы: ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна, не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка, нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны. Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у "приемного родителя" - воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. При данной форме устройства присутствует высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами. По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
Минусами такой формы устройства ребенка могут быть: постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств. Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт). Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.
Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе. Плюсами данного вида устройства являются следующие: возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статус, который позволяет передать его под опеку или усыновить, т.е. ином случае обреченного попасть в приют, детский дом; на ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. Минусами могут являться следующие факторы: работа с ребенком ведется по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.
Данная форма пока используется только в отдельных регионах России. Только в последние годы патронатное воспитание в нашей стране стало активно развиваться (в странах Западной Европы и Америки от традиционных форм сиротских учреждений начали отказываться ещё в 1950-х годах). В России по официальным данным 190 000 детей находится в сиротских учреждениях, лишь 5000 детей живут в патронатных семьях (для сравнения – в США в патронатных семьях живут 523 000 детей). Возможно, это связано с тем, что в России нет федерального закона о патронате, лишь в 23 регионах на местном уровне приняты такие законы.

Общим требованиями при разных формах устройства являются: требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых.

По данным Госкомстата в России на начало 2006 года было 735 000 детей, оставшихся без попечения родителей (например, после Великой Отечественной войны в СССР было 680 тыс., в 1990 г. – 400 тыс.).
Из них 190 тыс. находится на попечении государства, остальные 545 тыс. детей живут в семьях: 375 тыс. – под опекой, 11 тыс. – в приемных и патронатных семьях, 159 тыс. усыновлены.

г. Москва, Детский дом № 19
В Москве 220 патронатных семей, в них живет 225 детей, которые ранее воспитывались в детских учреждениях. В качестве эксперимента схема патронатного воспитания применяется в десяти детских домах. Главным оплотом в разработке системы патронатного воспитания стал Московский детский дом № 19, где уже в течение десяти лет сотрудники занимаются разработкой методических обоснований и проверкой на практике системы патроната в российских условиях.
По мнению сотрудников московских детских домов, система российского патронатного воспитания началась именно с детского дома № 19. Но и сейчас он отличается от остальных учреждений – здесь кроме обычного патроната развивается и другая форма – социальный патронат. То есть если ребенок остается без родителей (или они лишены родительских прав), то на время разбирательств и поиска родственников он помещается во временную патронатную семью, а не в детский дом. Работа детского дома № 19 (через него в патронатные семьи помещены 135 детей) полностью подчинена слежению за ребенком с момента его появления в органах опеки до совершеннолетия. В учреждении есть четыре отдела, каждый из которых занимается узконаправленной деятельностью. Один отдел ведет работу с кровными родственниками, пытаются убедить сохранять связь с детьми, хотя бы иногда навещать в патронатных семьях или детском доме. Второй отдел занимается помощью детям, занимается их реабилитацией – зачастую дети попадают к специалистам в тяжелом психологическом и физическом состоянии, не хотят никакой семьи, закрыты для общения. Третий отдел – это как бы школа приемных родителей – здесь обучают потенциальных родителей, выявляют тех, кто способен или не способен взять ребенка к себе на воспитание. Специалисты четвертого отдела это социальные работники, которые собирают досье на ребенка, занимаются каждый ребенком вплоть до его совершеннолетия, оформляют все документы и квартиры.
В детском доме № 19 уверены, что их систему можно распространить на всей территории России.

г. Москва, Социально-реабилитационный центр «Отрадное»
Интересен опыт Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Отрадное» г. Москвы. В целях реализации семейной государственной политики в апреле 2003 г. здесь было открыто новое структурное подразделение – семейные воспитательные группы. Основная идея, которой руководствуется коллектив «Отрадного» - помочь маленькому человеку обрести положительный опыт семейной жизни, т.к. воспитание в семье дает возможность детям приобрести практический опыт семейной жизни, быть подготовленным к проживанию в семейном окружении и впоследствии создавать собственные полноценные семьи. Кроме того, пребывание ребенка в воспитательной группе это один из реальных шансов его дальнейшего жизнеустройства, так как есть надежда, что ребенок останется в этой семье.
За 2,5 года существования такой формы работы в учреждении было создано 32 семейные воспитательный группы, в которых воспитываются дети от 4 до 18 лет. На сегодняшний день готовится открытие ещё трёх воспитательных групп. Вместе с тем стоит отметить, что время нахождения детей в воспитательной группе ограничено сроками определения его юридического и социального статуса, но сколько бы он не пробыл в ней, есть положительный опыт. Ребенок обретает опыт семейной жизни, опыт формирования социально-личностных взаимоотношений с членами семьи.
Результаты работы СРЦ «Отрадное»:
Из 13 семейных воспитательных групп пять детей с первого сентября ушли в опекунские семьи с дальнейшим социальным сопровождением, четыре ребенка проживают в биологической семье совместно с семейным воспитателем, где родители частично ограничены в своих обязанностях, двое проживают СВГ до 18-летнего возраста с дальнейшим патронированием до 23 лет. Создана база из 77 кандидатов в семейные воспитательные группы. Кандидаты в СВГ прошли подготовку в «Семейном клубе», цели которого подготовить воспитателей семейных групп, повысить их профессиональную компетентность, повысить эффективность подбора семьи и ребенка. Уже сейчас можно сказать, что эта форма семейного воспитания достаточно эффективна для социальной адаптации и реабилитации семей. Во всех случаях в семейных группах наблюдается положительная динамика в улучшении здоровья, развития и социальной адаптации детей. Данные выводы сделаны психологами СВГ «Отрадное» на основании многочисленных наблюдений. Более того, создание таких семей выгодно и с экономической точки зрения – содержание одного несовершеннолетнего на 70% дешевле, чем нахождение ребенка в государственном учреждении.

Республика Башкортостан, г. Уфа, детский дом № 9
В настоящее время в Республике Башкортостан около 18 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это наиболее сложный контингент, требующий особого внимания со стороны государства. За последние 5 лет рост сиротства продолжается в среднем на 25-30 % в год.
В настоящее время в детском доме в основном воспитываются социальные сироты. Воспитанники детского дома по ряду существенных психологических параметров отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Для них характерно нарушение мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер развития личности, что как следствие, часто приводит к задержке психического развития. Данные проблемы не могут быть решены в интернатном учреждении любого уровня.
Острая проблема роста сиротства требует поиска пути реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Действующие формы устройства детей в семьи распространяется, как правило, только на ограниченную категорию детей (возраст, социальный статус ребенка). Усыновление (удочерение) происходит предпочтительно только детей дошкольного возраста с установленным статусом, опека (попечительство), как показывает статистика, является распространенной формой среди родственников ребенка. Наиболее сложная категория детей, оставшаяся без попечения родителей, (по возрасту, психологическим особенностям, статусу и т.д.) так и достигают своего совершеннолетия, воспитываясь в детском доме.
Данная ситуация привела к необходимости поиска новых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из новых форм устройства ребенка в семью, является патронатное воспитание, которое дает возможность оптимально сочетать семейное воспитание и высокий профессиональный уровень сопровождения ребенка и семьи.
В 1999 году Коллегия МНО Республики Башкортостан утвердила статус республиканской экспериментальной площадки на базе детского дома №9 г. Уфы по теме: «Разработка и реализация модели патронатного воспитания на базе образовательного учреждения для детей, нуждающихся в государственной защите».
В экспериментальной программе были заявлены два основных направления работы: устройство детей, нуждающихся в государственной защите, в патронатную семью и социальный патронат над семьей (работа с кровной семьей).
В детском доме № 9 г. Уфы воспитывается 242 ребенка, из них за время работы экспериментальной площадки (1999-2006 гг.) в патронатные семьи переданы более 100 детей в возрасте от 4 до 18 лет. За отчетный период по устройству детей на патронатное воспитание была проведена работа по поиску, подбору и подготовки кандидатов в патронатные воспитатели: проведено собеседование с кандидатами в патронатные воспитатели в количестве 652 человека; проведены 20 семинаров и 223 кандидата в патронатные воспитатели приняли участие в нем; обследовано жилищно-бытовые условия семей и знакомство со всеми членами семьи – 172 семей.
Если проанализировать территориальное размещение патронатных семей, то 46 % проживает в городе, и соответственно 52 % семей проживают в сельской местности. На патронатное воспитание дети передаются как в полные, так и неполные семьи, а также в семьи, имеющие и не имеющие детей. Основной процент патронатных воспитателей имеют средне-специальное образование (74 %), высшее образование имеют 20 %.
Реализация экспериментальной площадки по патронатному воспитанию выделила следующие преимущества патронатного воспитания: во-первых, долгосрочное устройство детей дошкольного и младшего школьного возраста в семью с дальнейшим совместным будущем (опека,усыновление).
Во-вторых, устройство детей сложной категории - детей среднего школьного и подросткового возраста в семью с целью получения оптимального уровня образования и их социальной адаптации.
В-третьих, патронатное воспитание – это профессиональная деятельность воспитателя, направленная на непрерывную и последовательную коррекцию личности ребенка, пережившего травматический опыт проживания в неблагополучной семье или в интернатном учреждении.
В-четвертых, патронатное воспитание осуществляется при разграничении ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между роди­телями, патронатным воспитателем и учреждением, предоставляющим патронатное воспитание, что подразумевает профессиональное (юридическое, материальное, психологическое, медицинское) сопровождение ребенка и семьи.
В-пятых, опыт работы по устройству детей в патронатную семью дал возможность приступить к созданию и реализации программы по работе с кровной семьей (социальный патронат), которую осуществляет служба по работе с кровными родственниками.
Так 30 – 40 % воспитанников детского дома имеют родителей и кровных родственников, с которыми они поддерживают или могли бы поддерживать отношения, многие из них имеют братьев и сестер. Работа с этой категорией детей может реализовываться через программу социальный патронат. Анализ работы по устройству детей на патронатное воспитание пока­зал, что в патронатную семью (социальный патронат) можно устроить от 60% до 80% детей.
Примерно 20 – 25 % детей по психологическим и психовозрастным особенностям не могут быть переданы на воспитание в семью (патронат, социальный патронат). Данной категории детей необходимо воспитание в реабилитационных учреждениях, в которых проживание максимально соответствует семейным условиям. На сегодняшний день с целью воссоздания и поддержания родственных связей ребенка проводится работа с 60 семьями (в том числе гостевое посещение).
Значимым итогом реализации экспериментальной площадки явилось создание принципиально новой концепции по работе с кровной семьей в рамках патронатного воспитания – это формирование потенциальной кровной семьи ребенка. Потенциальная кровная семья:
а) кровная семья, в которую возвращается ребенок и воссоздает ее в новом позитивном качестве, используя позитивный опыт, т.е. ребенок является носителем ресурсных программ как патронатной семьи, так и социального окружения;
б) семья, которую в будущем создает сам ребенок на основе сформированной ресурсной программы патронатной семьи;
Опыт показывает, что перевод ребенка в кровную семью и дальнейшее позитивное развитие и сохранение семьи наиболее эффективно происходит через патронатную семью и при ее поддержке.
Концепция позволяет создать единую систему работы патронатного воспитания в семье и социального патроната, целью которой является возрождение и оздоровление кровной семьи ребенка, как настоящей, так и его будущей.
Стоит отметить, что если в процессе работы Центра патронатного воспитания на базе Детского дома № 9 г. Уфы было охвачено 12 районов Республики (в основном ближайшие районы), то после принятия Закона в службу поступили заявки на создание патронатных семей от граждан из 23 районов Республики.

Вологодский детский дом № 2

Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка), так и в российских законодательных актах. В любой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка: сохранение ребенка в родной семье; возвращение в семью; усыновление внутри страны; усыновление в другой стране; передача на воспитание в семью; передача в специальные воспитательные учреждения.
Сегодня государство и общество оказывается не в состоянии обеспечить всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитание в приемных семьях. В настоящее время значительно уменьшилось количество детей, переданных на усыновление. Важным показателем является количество отмененных усыновлений.
Понимая в полной мере проблемы сирот и действуя исключительно в интересах детей, коллектив детского дома выделил одним из приоритетных направлений своей деятельности работу по устройству детей-сирот в семью. Основополагающей целью работы коллектива является разработка программы по возвращению воспитанника в семью. Реализация этой цели осуществляется через приоритетные направления деятельности всего коллектива:

  • Работа по устройству детей в семью.
  • Воспитание социальной адаптированной личности, формирование позитивного образа семьи.
  • Укрепление психосоматического здоровья воспитанников, реабилитация детей-инвалидов.

Эта деятельность является инновационной для детского дома как по поставленным целям, так и по содержанию работы. Данная работа потребовала реформирования содержания деятельности детского дома в центр помощи детям-сиротам и их родителям и позволила выделить следующие новые возможности реформирования деятельности коллектива детского дома:

  • Поиск кадровых, методических, социально-педагогических, организационно-управленческих резервов.
  • Изменение, уточнение и корректировка должностных обязанностей сотрудников детского дома.
  • Постоянное системное обучение коллектива детского дома.
  • Мониторинг всех направлений деятельности с последующим анализом.

В основу управления детским домом и новым содержанием деятельности была положена стратегия аналитико-исследовательского подхода, разработана система мониторинга состояния учреждения. Управление развитием учреждения как сложной педагогической системой предполагает программно-целевое планирование. В детском доме разработана и эффективно действует программа развития на 2003-2008 гг. Эта программа стала победителем областного конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Инновационный проект по возвращению детей в семью в условиях детского дома стал дипломантом конкурса программ, проектов и научно-методических разработок в рамках шестой московской международной выставки-форума «Школа-2002». Инновационный проект «Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью» стал победителем конкурса второй областной выставки «Педагогическая инноватика-2005»
Вся система воспитательной работы органично взаимосвязана с работой по усыновлению и опеке; работой по возвращению детей в кровную семью. Это в свою очередь выдвигает ряд проблем в практической реализации данного направления:

  • Подбор кандидатов в будущее родители и технологии работы с ними.
  • Выявление мотивации выбора.
  • Изучение их воспитательного потенциала психологической готовности к родительским функциям.
  • Определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей.
  • Выбор характера и объема помощи будущим родителям, в адаптации их к ребенку в новой социальной роли.

На сегодня в детском доме 32 кандидатуры на усыновление и крайний дефицит усыновителей. Для изменения ситуации мы стараемся обращать внимание на следующие моменты, решение которых помогает достижению главной цели - устройства воспитанника в семью:

  • формирование у детей мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений;
  • рекламные кампании по привлечению будущих кандидатов в усыновители:
  • радио, ТВ, СМИ (рубрика «К единственной маме на свете»);
  • выпуск социальных листков, бюллетеней («Найди меня, мама!»);
  • гостевой режим;
  • молва;
  • работа с православной церковью;
  • помощь опекунов - внештатных сотрудников детского дома.
  • подготовка кандидатов в будущие усыновители. С 2000 г. на базе детского дома создана служба психолого-педагогической помощи кандидатам в будущие родители, которая включает себя следующие направления:
  • Психолого-педагогическое консультирование будущих родителей.
  • Выявление воспитательного потенциала и мотивации кандидатов в опекуны и усыновители.
  • Проведение консультаций по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке.
  • Индивидуальная работа с ребенком и родителями в период их адаптации друг к другу.

- Психолого-педагогическая поддержка сформировавшихся семей, дальнейшее упрочение контактов.

Второе направление - работа по возвращению ребенка в кровную семью должна проводится на этапе выявления семейного неблагополучия в приюте, когда кровные родители еще не лишены родительских прав. Когда ребенок попадает в детский дом с установленным статусом, очень сложно бывает установить контакт и мотивировать родителей на восстановление родительско-детских отношений. Но мы уверены, что действия государства и образовательного учреждения по возвращению детей в семьи производится в первую очередь в интересах ребенка. Необходимо повернуться в сторону понимания того, что ребенок, попавший в беду, оказавшийся в детском доме, имеет право на любовь к своим оступившимся родителям.
Коллектив детского дома ведет работу со всеми родителями, которые сохранили родительские установки, а также с родственниками детей.
Эта работа включает в себя:

  • работу с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы;
  • розыск родственников - потенциальных усыновителей;
  • работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин;
  • работу с родителями, лишенными родительских прав;
  • работу с родителями, временно поместившими ребенка в детский дом

Цели работы с бывшими родителями и родственниками:

  • восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью
  • поддержание связей родителей и родственников с ребенком
  • устройство ребенка на семейное воспитание в семью родственников
  • поддержание родственных связей со старшими взрослыми братьями и сестрами, которые по разным причинам не могут установить опеку или попечительство.

В течении десяти лет педагогический коллектив создал такую систему воспитательной работы, которая позволила обеспечить семьи для 118 бывших воспитанников детского дома, из них восстановление родительско - детских отношений и воссоединение 44 кровных семей. 90% из них оказались положительно устойчивыми в приемной семье и 100% - в кровной семье. В детском доме создан комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих возвращение детей-сирот из детского дома в семью, который базируется на принципе семейного воспитания и зависит от разработки новых направлений содержания работы детского дома: системы работы с кровной семьей ребенка, оставшегося без попечения родителей; системы работы с педагогическим коллективом детского дома по созданию поддерживающей среды для ребенка, мотивированного на возврат в семью; системы формирования мотивации у родителей и воспитанников на восстановление семьи, принятия ребенка и подготовки к воссоединению. Опыт работы наглядно показывает, как в условиях детского дома, без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно решить проблему уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей.

Справка
Российское законодательство определяет два вида детей, оставшихся без попечения.
Дети-сироты – дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без родителей в результате их смерти.
Дети, лишившиеся попечения (так наз. «социальные сироты») – дети, оставшиеся без попечения, потому что их родители лишены прав или ограничены в правах, признаны безвестно отсутствующими или недееспособными, находятся в лечебных учреждениях, отбывают наказание в виде лишения свободы или находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей и защиты их прав и интересов, отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений или учреждений соцзащиты.

Защита прав и интересов сирот и социальных сирот согласно Семейному кодексу возлагается на органы опеки и попечительства. Они выявляют детей, оставшихся без попечения, ведут их учет и выбирают формы устройства детей. В дальнейшем осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Дети, которым не нашли семью, передаются в государственные и муниципальные учреждения: дома ребенка, детские дома, детские дома-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

17 Сентября 2021

21-22 сентября состоится Форум директоров учреждений, осуществляющих стационарное социальное обслуживание детей-инвалидов

16 Сентября 2021

По словам замминистра просвещения, опыт и практика воспитания детей в кровных, приемных семьях доказывает свою эффективность и большую гуманность

10 Сентября 2021

АНО Центр развития социальных проектов при поддержке Фонда "Абсолют-Помощь" приглашает приемных подростков в возрасте от 14 до 18 лет к участию в социально-образовательном проекте "ВыборПрофи".

10 Сентября 2021

Центр развития социальных проектов запускает новую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).