18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

«Смена семьи: Опекуны меня не понимают!»

498

10.jpg

В службу сопровождения замещающих семей обратились сотрудники органов опеки и попечительства  по поводу оказания  помощи замещающим кровным родственникам. Девочка 14 лет, удочеренная с рождения, в возрасте 10 лет потеряла маму (мама вела асоциальный образ жизни), была передана на воспитание бабушки и дедушки со стороны мамы.

На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, прогуливала школу, выпивала, курила и не приходила домой. Органами опеки ребенок направлен к психологу службы сопровождения,  а от опекунов поступил отказ от ребенка. Дедушка с бабушкой сотрудничать со службой сопровождения отказались. Ребенок сам просился в другую семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении 3 месяцев.

Девочка была передана на воспитание в профессиональную замещающую семью со стажем  более 20 лет; состав семьи:  муж, жена и 12 детей в  возрасте от 8 до18.

Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую учебу и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ее в службу сопровождения.

Прожив в семье 1,5 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументирую тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.

Ребенка определили в другую приемную семью, состав которой: муж, жена, 5 детей в возрасте от 3 до 16 лет, на тот момент девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент ребенок учится в колледже на 4-5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.

 

Специалисты службы  сопровождения  на консилиуме обсудили всю ситуацию после решения  проблем подростка и поставили вопросы:

 

Почему в предыдущих семьях ребенок не прижился?

Как и когда надо было  бы выстраивать работу с бабушкой и дедушкой?

По какому признаку подбиралась приемная семья?

Какое поведение профессиональной приемной мамы могло бы минимизировать риски?

Каковы факторы, способствующие ухудшению ситуации?

 

Анализ первой части ситуации

Я не  могу  жить с опекунами

 В службу сопровождения замещающих семей обратились сотрудники органов опеки и попечительства  по поводу оказания  помощи замещающим кровным родственникам. Девочка 14 лет, усыновленная с рождения, в возрасте 10 лет потеряла маму (мама вела асоциальный образ жизни), была передана на воспитание бабушки и дедушки со стороны мамы.

На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, прогуливала школу, выпивала, курила и не приходила домой. Опекой ребенок направлен к психологу службы сопровождения, запрос от опекунов на отказ от ребенка. Дедушка с бабушкой сотрудничать со службой сопровождения отказались. Ребенок сам просился в другую семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении 3 месяцев.

 

Причины  поведения девочки – подростка

  1. Непонимание в семье опекунов подростка 14 лет.
  2. Опекуны оказались не готовы к проявлению кризиса подросткового возраста.
  3. Отсутствие значимого взрослого в данный период возрастного развития.
  4. Опекуны приняли решение отказаться от  подопечной  девочки-подростка из-за сложностей понимания и ее поведения.
  5. Подросток сама просилась в новую приемную семью.

 

Поиск  решения

  1. Опекуны не обращались в службу сопровождения замещающих семей и отказались с ней сотрудничать в данный период.
  2. Подросток посещала  психолога в течение 3 месяцев.
  3. Поиск новой  приемной семьи для  подростка 15 лет.

 

Риски

  1. Не была проведена подготовка девочки-подростка к переходу в замещающую семью.
  2. Подросток была всегда единственным ребенком в семье.
  3. Не была подобрана семья в соответствии с возрастом и учетом того, что она затруднится жить в многодетной семье.
  4. Не выяснено, в какую приемную семью хочет подросток - многодетную или малодетную, полную или неполную и т.д.

 

Анализ второй части  ситуации

Я хочу жить в  новой семье!

 

Девочка была передана на воспитание в профессиональную замещающую семью со стажем  более 20 лет; состав семьи: муж, жена и 12 детей в  возрасте от 8 до18.

Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую обучаемость и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ребенка в службу сопровождения.

Прожив в семье 1,5 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументирую тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.

 

Причины  поведения

  1. Девочка-подросток не оправдала ожидания приемной семьи.
  2. Многодетная семьи имела свой заведенный порядок жизни, правила и традиции.
  3. Девочка не готова была выполнять правила данной приемной семьи.
  4. Приемная мама только жаловалась на поведение и навыки жизни в семье, низкие академические достижения подростка.

5.Девочка-подросток возвращалась в семью опекунов, в которой прожила 4 года.

  1. Приемная мама запрещала девочке приходить к психологу, что могло провоцировать протест против требований и асоциальное поведение (побеги, прием алкоголя).

 

Поиск решения  проблемы:

  1. Провести с приемной мамой консультации по обучению девочки навыкам самообслуживания.
  2. Приемной маме организовать помощь в восполнении знаний в образовательной организации.
  3. Психологу службы сопровождения организовать  группу  подростков  по профориентации и включить в нее девочку.
  4. Предложить индивидуальные психокоррекционные занятия подопечной по умению управлять своим поведением.
  5. Приемной маме вместе с мужем поощрять подростка за хорошее поведение, помощь семье.
  6. Приемным родителям договариваться с девочкой-подростком о ее поведении, внешнем виде, успеваемости.

 

Риски

  1. Приемная мама откажется выполнять рекомендации.
  2. Приемная мама будет по-прежнему запрещать девочке приходить к психологу.
  3. Приемным родителям не хватает времени на особое внимание и заботу об этой девочке (у них 12 детей).
  4. Подопечная почувствует недостаток внимания и вернется к  прежнему образу жизни.

 

Анализ  третьей части ситуации

Обретение семьи

 

Ребенка (девочку-подростка) определили в другую приемную семью, состав семьи: муж, жена, 5 детей в возрасте от 3 до 16 лет. В это время  девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке-подростку и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент подопечная (ребенок) учится в колледже на 4-5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.

 

Причины  поведения

1.В новой  приемной семье  было меньше детей и один был сверстником одного с подопечной возраста.

  1. Девочка-подросток продолжала общаться с психологом, что позволило ей увидеть себя в будущем и изменить поведение.

3.Приемная мама  обратилась в службу  сопровождения за помощью.

 

Поиск  решения

  1. Оказание психологической помощи маме (позволила предупредить трудное поведение  подростка.)
  2. Психологическая помощь психолога подопечной способствовала улучшению ее поведения и взаимоотношений в семье в период адаптации.
  3. Психологическая  помощь кровному ребенку  такого же возраста, оказала  положительное  влияние  на принятие  подопечной в семью.
  4. Подопечная  поступила в колледж, где чувствует себя  более взрослой и ответственной  за свое поведение и учебу.
  5. Результатом занятий с психологом появилось желание думать о будущем и строить планы.
  6. Подопечная продолжает общение с кровными родственниками и у нее есть поддержка.

 

Риски

1.Не ослаблять контроль за встречами с молодым человеком.

2.Приемной маме  продолжать договариваться с подопечной о условиях обучения в колледже.

3.Договориться с психологом о продолжении общения  по поводу планов  на будущее.

 

         Таким образом, при устройстве  в  приемные семьи  подростков уязвимых категорий нужно обязательно рассказывать будущим приемным родителям об особенностях  подросткового возрасте, кризисе и его последствиях.

        Исследования показали наличие следующих качеств у жизнеспособных детей: они в ранних возрастах получали внимание, доброжелательный отклик; у этих детей в раннем возрасте была прочная связь с матерью или другими близкими (бабушкой, старшей сестрой и т.д.); было разнообразное близкое окружение, родственники, которые играли важную роль как позитивные модели идентификации; они принимали активное участие в домашнем хозяйстве, их помощь была востребована и положительно оценена; они не испытывали депривации со стороны матери в течение первого года жизни; они обладали конструктивными навыками преодоления проблем:

- при решении проблем были активны и гибки;

- они чувствовали себя компетентными;

- они чаще обозначали свой опыт как позитивный, даже если он приносил страдания другим.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).

02 Февраля 2024

Тренд на усыновление: в России сократилось число детей-сирот/ ​​​​​​​Среди причин — курс на сохранение кровных семей и усиление работы по профилактике сиротства

29 Января 2024

Завершил свою работу Всероссийский онлайн-форум приёмных семей.