18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» подготовил Бюллетень судебной практики по делам о восстановлении нарушенных прав детей-сирот

249

 

Настоящий Бюллетень судебной практики, касающейся дел о восстановлении нарушенных прав детей-сирот в условиях постпандемии, подготовлен в рамках реализации проекта «Специализированная юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в условиях постпандемии» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.

Бюллетень состоит из судебных постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, судов уровня субъектов Российской Федерации, районных и городских судов.

Наибольшее число судебных актов, включенных в Бюллетень, касаются дел по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Одним из основных судебных актов, является Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.

Предыдущий Обзор Верховного Суда РФ по делам указанной категории был принят 20 ноября 2013 года, и касался анализа судебной практики судов общей юрисдикции и Верховного Суда РФ по делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями указанной категории граждан по прежнему порядку, действовавшему до 1 января 2013 года, когда жилые помещения сиротам предоставлялись по договору социального найма вне очереди.

Новый Обзор Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 года основан на вызывающих трудности в правоприменении положениях федерального законодательства, касающегося обеспечению детей-сирот жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и связанных с новым порядком институтами формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, а также сроках предоставления жилых помещений и требований, предъявляемым к предоставляемым жилым помещениям.

В Бюллетене представлены судебные акты по делам связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, принятыми рядом судов уровня субъекта Российской Федерации и кассационными судами общей юрисдикции, что свидетельствует не только об актуальности проблемы нарушения жилищных прав сирот для всех субъектов Российской Федерации, но и о сложившейся судебной практике по данной категории дел и о единстве подходов судов при их разрешении.

В Бюллетень включены несколько судебных актов судов уровня субъекта Российской Федерации и кассационных судов общей юрисдикции, касающихся споров по обеспечению жилыми помещениями лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Порядком формирования списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, предусмотрено включение в список «возрастных сирот» в случае если они в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Вместе с тем, при обращении указанных лиц в уполномоченные органы с заявлением о включении в список, они получают необоснованные отказы и вынуждены обращаться с исками в суд об оспаривании распорядительных актов об отказе во включении в список. Кроме того, в интересах «возрастных сирот» с такими исками обращаются прокуроры.

Надо признать, что судебная практика по делам об оспаривании решений административных органов об отказе во включении в список «возрастных сирот» в ряде субъектов Российской Федерации до настоящего времени не является стабильной, что приводит к непредсказуемости принимаемых судебных решений.

Большое число судебных споров по делам об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот свидетельствует, что в условиях пандемии, нарушения жилищных прав сирот со стороны государственных органов и органов местного самоуправления не только не уменьшилось, но и приняло более масштабный характер.

В Бюллетень включены ряд судебных актов, касающихся споров о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, социальных льгот, выплат, гарантий, установленных за счет средств федерального и региональных бюджетов в целях государственной поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

Значимость указанных мер социальной поддержки особенно возросла в условиях пандемии и судебная практика по таким делам имеет существенное значение для возможности оспаривания законными представителями детей-сирот и самими лицами из их числа, достигшими возраста 18 лет, незаконных решений по аналогичным делам.

Так, в Бюллетень включены судебные акты по делам:

- об отказе в назначении денежных средств на содержание малолетнего подопечного, признании права на выплату денежных средств на его содержание,
— об отказе в назначении и предоставлении единовременной компенсационной выплаты,
— о признании впервые ищущим работу, возложении обязанности по назначению пособия по безработице,
— о выплате государственного обеспечения в денежном выражении,
— о взыскании компенсации на оплату стоимости проезда к месту лечения,
— о признании права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности произвести перерасчет излишне полученной социальной пенсии по случаю потери кормильца и взыскании излишне удержанных денежных,
— об установлении факта нахождения на иждивении, назначении пенсии по потере кормильца.

Несколько судебных актов, размещенных в Бюллетене, касаются дел о взыскании задолженности по оплате ЖКУ в отношении жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются членами семьи нанимателя или собственниками жилья.

В федеральном законодательстве вопрос о том, кто, в каком порядке и из каких источников должен оплачивать ЖКУ за детей-сирот в отношении жилых помещений, в которых указанные дети являются членами семьи нанимателя или собственниками жилья, до настоящего времени не урегулирован.

Поэтому, представляется весьма актуальным правовая позиция судов по делам о взыскании задолженности с детей-сирот в лице их законных представителей по внесению платы за ЖКУ в отношении сохраненных за сиротами жилых помещениях (например, апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2021 г. по делу № 33-2260/2021).

Особую ценность имеют судебные постановления, по делам которые сопровождались юристами Благотворительного центра «Соучастие в судьбе» и по которым специалистами Центра были разработаны соответствующие правовые позиции, а также собрана необходимая совокупность доказательств.

Одним из таких судебных актов и наиболее интересным судебным постановлением, размещенным в Бюллетене, является апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 по делу № 66а-1362/2021, которым оставлено в силе решение Московского областного суда от 03 сентября 2020 г. по делу № 3а-1395/2020 по административным исковым заявлениям Пономарёвой Зинаиды Леонидовны, Поляковой Александры Петровны, действующей в интересах несовершеннолетней Образцовой Анны Евгеньевны, прокуратуры Московской области в интересах неопределённого круга лиц об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Московской области от 13 февраля 2013 года № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в редакции постановления Правительства Московской области от 11 декабря 2019 года № 945/42).

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции согласилась с выводами суда первой инстанции о недопустимости установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных условий и требований, к положениям федерального законодательства, устанавливающим основания предоставления детям-сиротам жилых помещений, в частности так называемого «ценза оседлости» в целях включения в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемые положения постановления Правительства Московской области противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права, свободы и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят дискриминационный характер.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку право устанавливать дополнительные требования, снижающие гарантии детей-сирот при изменении их места жительства и включении в списки по новому месту жительства, субъектам Российской Федерации действующим законодательством не предоставлено.

Полагаем, что судебные постановления, размещенные в Бюллетене, будут полезны для изучения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их законным представителям и представителям, сотрудникам органов прокуратуры, специалистами органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот, НКО, работающих в интересах детей-сирот.

Кроме того, представленные в Бюллетене судебные акты, помогут заинтересованным лицам определиться с правовой позицией по аналогичным делам, подготовить обоснование и требования исковых заявлений в суды, предоставят возможность аргументировать свою позицию при разрешении споров в досудебном порядке.

Судебные акты, размещенные в настоящем Бюллетене, дополняют Бюллетени судебной практики по делам, касающимся реализации и защиты прав детей-сирот, опекунов (попечителей), подготовленные при реализации предыдущих проектов Центра «Соучастие в судьбе», реализуемых за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.

Бюллетень судебной практики размещен на сайте Центра в разделе «Судебная практика».

http://souchastye.ru/blagotvoritelnyj-centr-souchastie-v-sudbe-podgotovil-byulleten-sudebnoj-praktiki-po-delam-o-vosstanovlenii-narushennyx-prav-detej-sirot-2/?fbclid=IwAR19D2bC7C5yOuiWL2iFQ0S8gc2LphKmTGfVqR3T_f9puRkkyVQO5YKWgtY

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).