18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Алексей Головань: «Ключи от квартиры, или Как получить жилье детям-сиротам»

465

После выпуска из детского дома среди проблем, с которыми сталкиваются социальные сироты, «Где жить?» остается самой насущной. Эту же задачу решают и в замещающих семьях.

Алексей Головань — первый детский омбудсмен Москвы, руководитель благотворительного центра «Соучастие в судьбе». Мы попросили Алексея помочь разобраться и в сложном жилищном вопросе.

Алексей Головань. Фото из личного архива.

— Дети-сироты имеют право на получение квартиры. С чего им начать свой путь к жилью?

— Когда ребенку исполняется 14 лет (при наличии оснований для получения жилья) его законный представитель (попечитель, администрация детдома) должны обратиться в уполномоченный региональный орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) по месту жительства ребенка о включении в список на получение жилого помещения.

Это обращение должно последовать в течение трех месяцев со дня достижения ребенком возраста 14 лет.

При этом место жительства ребенка определяется не его регистрацией, а в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ как место постоянного или преимущественного проживания ребенка, а для детей, находящихся под попечительством, как место проживания попечителя.

Если же у ребенка есть жилье на праве собственности или социального найма, то нужно обратиться в уполномоченный региональный орган власти или орган местного самоуправления (по месту нахождения жилья) и попросить установить факт невозможности проживания ребенка в данном помещении и только потом обращаться с заявлением о включении в список.

Несколько оснований для признания невозможности проживания в жилом помещении:

1. Там проживают кровные мамы и папы, которые были лишены родительских прав в отношении этого ребенка, и имеется решение суда об отказе в принудительном обмене жилья. При этом, если жилье находится в собственности и ребенка и родителей, лишенных в отношении него родительских прав, то решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения не требуется.

2. Если в квартире проживают лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, при которых проживания граждан в одном жилом помещении невозможно. Перечень таких тяжелых хронических заболеваний утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. № 987н.

3. Жилое помещение признано непригодным для проживания согласно заключению Межведомственной комиссии, созданной при местной администрации.

4. Если на каждого проживающего в жилом помещении приходится общая площадь меньше установленной для соответствующего населенного пункта (по месту расположения жилья) учетной нормы.

5. Законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные обстоятельства невозможности проживания в жилом помещении. В ряде регионов эти обстоятельства установлены.

Если же у ребенка вообще нет никакого жилья на праве собственности или условиях социального найма, его законным представителям следует сразу обращаться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти (или орган местного самоуправления) о включении ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по достижении им возраста 18 лет.

Если же законный представитель несовершеннолетнего или администрация организации для детей-сирот не обратились с подобным заявлением в течение трех месяцев после достижения ребенком 14-летия, то за них это должны сделать органы опеки и попечительства.

Заявление о включении ребенка в список следует подавать не только по достижении им возраста 14 лет, но и позже, если обстоятельства, свидетельствующие о праве ребенка на жилище, возникли после достижения им возраста 14 лет.

Например, ребенок был изъят из неблагополучной семьи в 15 лет или в 17 лет, либо обстоятельства невозможности его проживания в жилом помещении возникли после 14 лет.

Пример: ребенка изъяли из семьи в 15 лет, а через год в его кровной семье родился еще один ребенок, и на каждого жильца стало приходиться меньше общей площади жилища, и появилась возможность включить 16-летнего ребенка в список на получение квартиры по достижению им совершеннолетия.

Важный момент: заявление должно подаваться в течение трех месяцев после достижения ребенком возраста 14 лет либо в течение трех месяцев после возникновения обстоятельств, свидетельствующих о наличии права ребенка на льготное обеспечение жилым помещением.

— Ребенок в списке, все отлично. Дальше что? Жилье дадут автоматически?

— За год до достижения 18 лет ребенок должен написать заявление в уполномоченный региональный орган исполнительной власти (или в орган местного самоуправления) о предоставлении жилья по достижении совершеннолетия.

Чтобы вы не запутались объясню еще раз: когда ребенку исполняется 14 лет заявление вместо него подает законный представитель или администрация детдома о включении ребенка в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем.

Накануне 18-летия ребенок самостоятельно пишет заявление. Получается, что нужно подавать два заявления – о включении в список и непосредственно о предоставлении жилья по достижению возраста 18 лет.

Если ребенок после 18 лет планирует учиться в колледже, вузе в другом городе, то в заявлении он просит перенести предоставление жилья на более поздний срок, с указанием конкретного года, когда бы он хотел получить жилье.

— В реальности ключи от квартиры можно получить ровно в 18 лет или гораздо позже?

— Ребята ждут полагающееся им по закону жилье годами. Это главный бич нашей системы. По состоянию на начало 2020 года в списке находилось 191 000 детей. Я имею в виду тех, кому уже исполнилось 18 лет, и их право на жилье было признано государством.

По данным Счетной палаты РФ, средний срок ожидания выдачи ключей по регионам составляет 7 лет.

Ребята обращаются в суд с исками об обязании предоставить им жилье. Такие иски считаются бесспорными, то есть беспроигрышным.

Некоторые не обращаются, а просто ждут. Таким образом, в регионах образуется две очереди: просто ожидающих ключей ребят и людей, ожидающих ключи с судебными решениями на руках. В ряде регионов ожидание исполнения судебного решения составляет три и более года.

Счетная палата говорит, что в 12 субъектах Федерации жилье предоставляется только по решению суда. То есть, в этих регионах ребята, которые решили в суд не обращаться, будут смиренно состоять в списке и, фактически, не имеют перспективы получить жилье.

— С 18-летия и до момента получения квартиры государство может предоставить сиротам временное жилье?

— Некоторые регионы, действительно, компенсируют расходы по найму жилья. Где-то предоставляют временное жилье, общежитие, например. Но эта практика широко не распространена, и ребята вынуждены снимать квартиру за собственные деньги.

Полтора года назад председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Петровна Хованская внесла проект закона, обязывающий все регионы компенсировать затраты сирот на аренду жилья до получения собственной квартиры либо же предоставлять временное жилье.

Но правительство РФ посчитало, что это приведет к дополнительным расходам и выдало отрицательное заключение на данный законопроект.

— Наличие жилья, доставшееся от кровных родителей, является единственным основанием для отказа в предоставлении квартиры или есть еще какие-то причины?

— Иски сирот в суд по делам, связанным с обеспечением жильем, делятся на 4 категории:

1. Право сироты на получение жилья признано государством, но ребенок находится в стадии длительного ожидания и обращается в суд, чтобы ускорить процесс.

2. Государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц считает, что у сироты нет права на получение жилья. Оснований для отказа несколько: у ребенка есть жилье, но не установлен факт невозможности в нем проживать. Именно факт возможности проживания ребенка в сохраненном жилье регионы стремятся устанавливать, не желая предоставлять квартиру.

3. Опоздавшие с обращением о включении в список, то есть те, которые не обратились до 23 лет. Региональные власти могут интерпретировать нормы закона достаточно вольно и отказывают в праве включения в список или отказывают признавать факт невозможности проживания в жилье, в котором ребенок ранее проживал.

4. Иски с определением места жительства сирот, с которым федеральный закон связывает место обеспечения жильем. К примеру, ребенок родился и жил с родителями в одном регионе, а после того, как он был выявлен в качестве оставшегося без попечения, его забрали опекуны из Москвы.

— Сразу возникает вопрос, какой субъект Российской Федерации должен предоставить ему квартиру?

— Раньше столичные власти неохотно признавали право ребенка, родившегося в другом регионе, на обеспечение жильем в Москве, но теперь число таких отказов стремительно снижается.

В то же самое время число подобных исков растет в Подмосковье, поскольку местные власти все чаще стали отказывать ребятам, родившимся в других регионах, в получении жилья. Все эти иски небесспорные, они требуют доказательств, выработки правовой позиции.

— Если заявитель (допустим, после 18 лет) хочет самостоятельно защищать свои права, то куда ему следует обратиться?

— После получения письменного отказа о включении в список или установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, можно обратиться в прокуратуру с заявлением об обращении с иском суд.

Таким образом, представлять интересы ребенка в суде будет прокуратура. Если же она не захочет обращаться в суд, то нужно самостоятельно искать адвокатов или соответствующих юристов без адвокатского статуса, но выбирать специалистов нужно тщательно.

Они должны иметь опыт ведения дел именно по жилищным вопросам сирот. В соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в РФ» сироты имеют право на бесплатную юридическую помощь по делам о защите их жилищных прав.

— Почему бездействуют власти?

— Органы опеки и попечительства, как и региональные органы исполнительной власти стоят на страже госбюджета и не заинтересованы в том, чтобы выпускник детдома получил квартиру. Тем самым, они экономят бюджетные деньги.

Чиновники не то, чтобы препятствуют, скорее, проявляют бездействие. В лучшем случае, дают советы и предоставляют законным представителям ребенка самим собирать документы и отстаивать право на жилье.

В худшем случае заявляют об отсутствии оснований для реализации ребенком данного права.

Жилищные истории

В мае 2021 года Алексей Головань помог приемной маме Екатерине Семиной и ее дочери Варваре отсудить у государства квартиру в Подмосковье для Вари.

«Варвара жила в детдоме в Ульяновской области. После достижения 14-летнего возраста опека напомнила о необходимости встать на учет и в очередь за жильем, — рассказывает Екатерина Семина. — В Ульяновской области от матери осталась квартира, в которой проживала бабушка. У Вари была доля в этой квартире, 8 квадратных метров. Однако и мы и она хотим быть вместе после 18-летия.

Соответственно, вставать на очередь нужно было в Подмосковье. Поначалу мы нашли юриста, который пообещал решить вопрос, взял гонорар и ничем не помог. После этой ужасной истории мы обратились к Алексею Ивановичу Голованю.

Я ему позвонила, описала ситуацию. Алексей Иванович пообещал помочь и помог. Огромная ему благодарность!

Опека тоже пыталась участвовать. Но участие заключалось в бесконечных походах по инстанциям, чтобы доказать отсутствие прав на жилье. Видимо, это была стратегия опеки. На суде представители опеки сидели и молчали…»

У Галины Акимовой из Новой Москвы несколько приемных детей. Одна из них, 17-летняя Полина, подала заявление на получение жилья в столице.

Родилась Полина в Калининграде, где живет ее биологическая мать, лишенная родительских прав. Мать, по словам Галины, ведет асоциальный образ жизни, и возвращение Полины в родительский дом не представляется возможным.

Но попасть в жилищный список Варе оказалось не так-то просто, поскольку столичные власти попросили предоставить справку из Министерства социальной защиты населения Калининградской области о невозможности проживания в квартире, где прописана мать девушки.

«Региональные власти отказались предоставить подобную справку без постановки Полины на жилищный учет, — рассказывает Галина. – Но если она встанет на учет в Калининграде, то не сможет получить квартиру в Москве, вынуждена будет вернуться обратно. Получается, что мы не сможем видеться каждый день. Пока Полина не получит квартиру, будет жить с нами. Мы – одна семья, и не должны разлучаться. Да, потом она переедет в собственную квартиру, но мы, по крайней мере, сможем видеться чаще, чем если бы она жила в Калининграде.

Я не была уверена, что из калининградского списка ее можно будет перевести в московский список, поскольку столичные власти неохотно давали жилье детям, родившимся не в Москве.

Полтора года мы пытались получить эту справку, но безуспешно. Только при поддержке Алексея Голованя нам удалось получить документ. В получении справки нам также помог член Совета Федерации А.Д. Башкин, он направил запрос в адрес калининградских властей.

Я воочию не видела квартиру Полины, но знаю, что там проживает мама, прописаны еще большое количество родственников: сестры Полины, одна вместе с мужем, брат… И если поделить площадь квартиры на количество проживающих, то на каждого человека получится площадь ниже установленной нормы».

Алексей Головань прокомментировал историю Галины Акимовой и Полины:

«Это было достаточно простая с юридической точки зрения история. Мы обратились в Министерство социальной политики Калининградской области с просьбой установить факт невозможности проживания Полины в ранее занимаемом жилом помещении, ссылаясь на то, что там проживают граждане, которые не являются членами ее семьи.

Нам удалось убедить региональные власти в невозможности проживания Полины в данном помещении. Одна из причин: общая площадь при числе проживающих там людей было ниже региональной нормы по квадратуре жилья на каждого человека.

Проще говоря, на каждого проживающего в жилом помещении, то есть тех, кто имеет самостоятельное право пользования жильем, в том числе и на Полину приходится менее учетной нормы площади жилья, установленной в муниципальном образовании по адресу ее регистрации.

Вы же не можете жить нормальной жизнью в жилище, где, к примеру, на каждого приходится 5 квадратных метров общей площади. Когда мы получили акт о невозможности проживания Полины в ранее занимаемом жилом помещении, мы помогли Галине Акимовой обратиться в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы с заявлением о включении Полины в столичный список сирот, претендующих на получение жилья».

https://changeonelife.ru/2021/08/12/aleksej-golovan-kljuchi-ot-kvartiry/?fbclid=IwAR3fIMVpqrp1U59b0L-spUJmq9Xp5on39lGX6zp1NmR5YQ1Q_bRM3ghYYYo

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).