Сыктывкар, 22-26 сентября 2014 года
В период с 22 по 26 сентября 2014 г. в городе Сыктывкаре Республики Коми прошел II Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – II Съезд). Во II Съезде приняли участие около 500 представителей всех субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, уполномоченных по правам ребенка, руководителей организаций для детей-сирот и де6тей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот), общественных организаций.
В 2013 г. в Москве прошел первый съезд, в котором приняли участие более 1000 представителей всех субъектов Российской Федерации.
Участники II Съезда отмечают, что по исполнению резолюции первого съезда за 2013-2014 годы федеральными органами исполнительной власти:
обеспечена методическая поддержка региональной реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот;
принято постановление Правительства
Российской Федерации от 24 мая
2014 г. № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» с учетом предложений участников первого съезда;
утверждены требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства;
подготовлен проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства»;
подготовлен проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий деятельность «профессиональной» семьи.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря
2012 г.
№ 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят ряд нормативных
правовых актов, направленных на стимулирование кандидатов на прием
воспитанников из организаций для детей-сирот, законодательно закреплены льготы детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, при приеме на обучение в образовательные
организации, реализующие программы высшего образования.
Внесенные изменения в Семейный кодекс Российской Федерации установили
безусловный приоритет семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, и их временность нахождения в организациях для
детей-сирот всех типов.
Участники II Съезда отмечают, что к проблеме социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условиям их проживания в условиях институционализации сегодня приковано пристальное внимание, как государства, так и общества. Государственная политика и законодательство в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практика работы с ними постоянно совершенствуются.
На конец 2013 г. на территории Российской Федерации функционировало 1520 организации для детей-сирот, из них:
1197 образовательных организаций для детей-сирот (в них детей-сирот – 65,4 тыс.);
194 домов ребенка (в них детей-сирот - 9,3 тыс.);
129 стационарных учреждений социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (в них детей-сирот – 13,5 тыс.).
На 1 сентября 2014 г. на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, уже находятся сведения о 95 тысячах детей, порядка 77 тысяч из которых находятся под надзором в организациях для детей-сирот разных типов.
На протяжении 2009-2013 годов количество образовательных организаций для детей-сирот сократилась на 18% благодаря активной политике семейного устройства воспитанников (в 2009 г. – 1 468 организаций, в 2013 г. – 1197 организаций). Сократилась и численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в такие организации, на 26 % (в 2009 г. – 83 563 человек, в 2013 г. - 61 736 человек).
Сегодня в субъектах Российской Федерации активно идет процесс реструктуризации и реформирования сети организаций для детей-сирот, изменения направлений их работы, создания новых организаций для детей-сирот в форме центров содействия семейному воспитанию, центров содействия семейному устройству и сопровождения приемных семей, межведомственных центров по защите прав детей и пр.
Каждый регион разрабатывает и принимает План мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, в котором определяет их будущее. Идет процесс разукрупнения организаций, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания, использования ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.
Расширяется применение таких форм работы по социализации и семейному воспитанию детей, как временная передача ребенка в семью граждан (гостевая семья) и семейная воспитательная группа, патронатная семья в отношении детей-сирот, которых, как правило, трудно устроить в семью на постоянной или долгосрочной основе: детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, подростков и сиблингов. Внедряются новые технологии работы по привлечению кандидатов: видео-портфолио и видео-паспорта воспитанников, проведение дней открытых детей, дней аиста, социальный рекрутмент семей, создание сети волонтерских семей приемных родителей, экспонируются галереи портретов, видео-презентации воспитанников в публичных местах, в СМИ. Проводятся научные исследования и разрабатываются на их основе инновационные модели жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие как программа для домов ребенка «Как дома». В этом процессе активно участвуют социально ориентированные некоммерческие организации, волонтеры, социально ответственный бизнес, гражданское сообщество.
Однако по-прежнему остается много нерешенных вопросов: создание семейных условий проживания в организациях для детей-сирот, где до сих пор могут проживать до 300 воспитанников; привлечение и развитие профессиональных кадров, знающих специфику работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; отсутствие профессиональных стандартов для ряда категорий специалистов, работающих в организациях, в том числе воспитателя.
По-прежнему в организациях для детей-сирот проживает достаточно большое количество детей, временно помещенных по заявлению по заявлению законного представителя.
В течение трех дней участники II Съезда обсуждали вопросы реформирования и развития системы организаций для детей-сирот, обеспечения их прав и законных интересов, обменивались опытом, лучшими социальными практиками.
В центре внимание было обсуждение региональных моделей реформирования сети организаций для детей-сирот, недопустимости формального подхода к этому процессу, безальтернативности закрытия организаций в возможно короткие сроки и передаче детей на воспитание в семьи граждан без предварительного создания системы подготовки детей и комплексного сопровождения замещающих семей, без учета мнения ребенка.
Совместно участники II Съезда искали ответ на вопросы:
обеспечения временности нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзором в организации для детей-сирот;
изменения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот, чтобы они действительно были домашними;
условий и сроков временного нахождения детей в организациях для детей-сирот, помещенных по заявлению законных представителей;
создания правовых, организационных, кадровых, методических условий в организациях для детей-сирот, необходимых для содержания, воспитания и образования детей, соответствующих их состоянию здоровья и потребностям;
реализации новых направлений деятельности организаций для детей-сирот.
Участники II Съезда делились инновационным опытом выполнения организациями для детей-сирот функций уполномоченных организаций, привлечения и сотрудничества с негосударственными некоммерческими, благотворительными организациями и гражданами, волонтерами, осуществляющих деятельность в сфере социализации детей, оставшихся без попечения родителей, их семейного устройства, повышения уровня профессиональной подготовки и компетентности специалистов организаций.
По итогам работы II Съезда участники выработали следующие предложения по приоритетным направлениям деятельности:
1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
принять проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий деятельность «профессиональной» семьи с целью устройства в семью детей подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;
ускорить принятие поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, разъясняющих основные понятия: «дети, оставшиеся без попечения родителей»; законодательно закрепить порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или его здоровью с участием суда; изменить основания и порядок лишения родительских прав, ограничения родителей в родительских правах; ввести институт восстановления в правах усыновителей.
2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:
завершить разработку санитарных норм и правил к организациям для детей-сирот с учетом задач по развитию форм семейного устройства, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе семейной, и постинтернатному сопровождению выпускников на основании предложений и замечаний участников II Съезда;
завершить работу по подготовке нормативных правовых актов, предусматривающих порядок сохранения льгот работников организаций для детей-сирот вне зависимости от их ведомственной принадлежности;
выйти с законодательной инициативой по внесению изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части приравнивания организаций для детей-сирот к льготному порядку осуществления закупок, установленный для учреждений культуры и образовательных организаций;
разработать профессиональные стандарты по различным видам профессиональной деятельности, связанной с работой в организациях для детей-сирот, в том числе воспитателя;
обеспечить распространение во всех субъектах Российской Федерации эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций, технологий работы в качестве уполномоченных организаций;
проводить на системной основе всероссийские совещания, интернет-конференции и другие мероприятий для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, и руководителей организаций для детей-сирот в целях обеспечения методического руководства и координации деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации;
продолжить и расширить практику проведения всероссийских общественно-значимых мероприятий для воспитанников организаций для детей-сирот, включая творческие конкурсы, спортивные соревнования;
разработать и реализовать программу повышения квалификации руководителей организаций для детей-сирот и разработать справочник директора организаций для детей-сирот с учетом изменившейся нормативной правовой базы;
разработать методические рекомендации по вопросу вариативности порядка осуществления функций законного представителя несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение в образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования или высшего образования.
3. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти, руководителям организаций для детей-сирот:
при разработке и реализации региональных программ реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот проводить общественное обсуждение, учитывать мнение руководителей организаций для детей-сирот, экспертов; обеспечить выделение финансовых средств в необходимом объеме на ее реализацию, проводить и регулярный мониторинг реализуемых мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации;
продолжить на уровне субъектов работу по определению
основных видов деятельности организаций для детей-сирот, относящихся в
настоящее время к образовательным организациям и приведению наименований и уставов в соответствие с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
в процессе реструктуризации принимать решения в отношении каждой организации для детей-сирот индивидуально с учетом региональных особенностей, в том числе возможности организации обучения воспитанников соответствующей организации в близлежащих общеобразовательных организациях, а также перспектив реструктуризации сети организаций для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации;
продолжить совершенствование нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в части определения:
перечней организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, их организационно-правовую форму;
перечней и стандартов качества предоставляемых указанными организациями услуг;
порядка и нормативов финансирования деятельности организаций для детей-сирот;
норм материального обеспечения и мер социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот;
создать региональные/муниципальные банки данных выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа;
создать систему осуществления функций законного представителя выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования или высшего образования, попечителями на возмездной основе, а также центрами постинтернатной адаптации (сопровождения) выпускников - организациями для детей-сирот;
организовать на системной основе проведение обучающих мероприятий для работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по новым направлениям деятельности, предусмотренных постановлением правительства от 24 мая 2014 г. № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
разработать механизмы взаимодействия организаций для детей-сирот с социально ориентированными негосударственными организациями, волонтерами; шире внедрять в практику современные технологии наставничества, гостевой семьи, социального рекрутмента семей для устройства воспитанников в семьи и пр.; обеспечить организацию подготовки и обучения волонтеров;
внедрять программы работы с родителями, лишенными родительских прав, готовыми к исполнению родительских функций, находящимися в местах лишения свободы, их подготовки и сопровождения в процессе восстановления родительских прав с целью возврата воспитанников в кровные семьи;
создавать благоприятные условия пребывания детей-сирот, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей;
внедрять программы подготовки воспитанников к переходу в замещающую семью, программ подготовки к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов;
организовать психолого-педагогическую поддержку работников организаций для детей-сирот, их консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
01 Апреля 2024
Если ваш ребенок пережил психологическую травму и последствия его прошлого опыта до сих пор сказываются на жизни семьи, теперь есть место, где вы можете бесплатно получить профессиональную консультативную и реабилитационную помощь.
28 Марта 2024
Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова