18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Мониторинг обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

277

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в федеральных и региональных законах. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с этими изменениями дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области образования, медицинского обеспечения, жилищной сфере и т.д. являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях. Теперь сами субъекты Российской Федерации определяют различные выплаты, дополнительные права и льготы этой категории детей.
Основным инструментом, позволяющим отслеживать ситуацию в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регионах является мониторинг.
Термин мониторинг в последние десять лет стал одним из самых популярных и используемых: сегодня «мониторят» практически все: от изменений в природе до поведения человека. Самым общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким либо процессом с целью выявления его соответствия желаемого результату или исходному положению. Поэтому для проведения мониторинга необходима разработка индикаторов, с помощью которых можно судить о начальном состоянии системы, насколько правильна стратегия – на промежуточных этапах и насколько реализована поставленная цель.
Например, основным индикатором, по которому будет оцениваться эффективность реализации в новой программе «Дети России» на 2007-2010 г. в рамках направления «Дети-сироты» выбрана доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определена ее планируемая величина по годам.
Существуют различные виды мониторинга: информационный – позволяет накапливать информацию, базовый – выявляет новые проблемы, сравнительный – позволяет сравнивать полученные результаты с самыми высокими, существующими для данных систем.
В сфере защиты прав детей –сирот и используются все виды мониторинга. Публикуемая ежегодно государственная статистика также является в некотором роде мониторингом, который позволяет накапливать информацию и увидеть динамику численности детей, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, выявить тенденции различных видов устройства детей ( в семью или в детский дом), выпускников (на учебу или работу) и т.д.
Наиболее распространен мониторинг правовой базы субъектов РФ, региональной ситуации по заданным параметрам.
Проведенный в 2005 г.по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации мониторинг в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после принятиявыше упомянутых федеральных законов №122 и 159, согласно которому ответственность за защиту прав детей передана с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации, показал, что практически в 10% всех регионов положение детей этой целевой группы ухудшилось хотя бы по одному параметру.
Мониторинг 2006 г., выявил значительные улучшения в сфере мотивации и материального стимулирования российских граждан на участие в развитии семейных форм устройства детей-сирот: увеличены выплаты на содержание приемного ребенка, введены различные льготы при создании замещающей семьи.
Анализ региональных законов показал, что не существует единого подхода к определению размера выплат на ребенка: в нормативных документах размер выплат указываются либо через какую-либо характеристику (например, в Костромской области это размер составляет величину прожиточного минимума, принятого в Костромской области; в Смоленской области и городе Москве - в размере не ниже прожиточного минимума по области и городу, соответственно; в Липецкой области на содержание каждого ребенка (детей), воспитывающегося в приемной семье, ежемесячно выплачиваются денежные средства на приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, исходя из расходов на одного воспитанника учреждения государственной поддержки детства за предшествующий финансовый год, с учетом планируемого уровня инфляции; В Тверской области введеныдополнительные денежные выплаты на содержание приемного ребенка в размере 50% от установленной в Тверской области величины прожиточного минимума для детей), либо указывается конкретная сумма (например, в Тамбовской области на содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 1845 рублей в месяц на одного воспитанника).
Выплаты в регионах могут зависеть от: возраста ребенка, состояния здоровья (инвалидность), места проживания (город/село), времени проживания в семье, числа воспитываемых детей, пола ребенка (мальчик/девочка).
Сравнительные данные позволяют оценить эффективность социальной политики, например, по федеральным округам.


Федеральный округ

Общая численность
детей

 

Число детей, остав.без попечения родителей

% детей-сирот в общей численности детского населения

Число детей-сирот

В учр.

Сем.
формы

Россия
Гос.стат.

27 938 969

748 457

2,7

26,6

73,4

ЦФО

6 244 839

143 258

2,3

27

73

СЗФО

2 4100402

79 446

3,3

32,7

67,3

ЮФО

5 169533

105 837

2,0

17,4

82,6

ПФО

6 073 210

144 406

2,4

25,2

74,8

УФО

2 494 935

68 901

2,8

26,7

73,3

СФО

4 148 838

151 162

3,6

30,1

69,9

ДВФО

1 397 212

54 926

3,9

28,2

71,8

 

 

 

 

 

 

 

Полученные результаты показывают, что наименьшая доля детей-сирот в ЮФО – 2,0%, ЦФО – 2,3% , наибольшая - ДВФО – 3,9% и СФО – 3,6%
Наибольшее число детей, воспитывающихся в учреждениях, находится в СЗФО – 32,7% и в СФО – 30,1%, что почти в 1,5 раза превышает среднее значение по России.
По числу детей, переданных на семейные формы, лидирует Южный ФО – 82,6%., за ним идут ПФО – 74,8%, УФО – 73,3%, ЦФО – 73%.
Однако следует отметить, что лидерские позиции ЮФО во многом определяются данными по таким субъектам РФ как Республики Ингушетия, Чеченская, Карачаево–Черкесская, Адыгея. Это - республики, традиционно не отдающие детей в учреждения. Как правило, дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются под опеку родственников.
На втором месте Поволжский ФО – 73%. Высокие показатели имеют Р. Татарстан, Пензенская обл., Р. Башкортостан, Самарская обл., Пермская обл., Удмудская обл.
На последнем месте –СЗФО – 67,3 %, процент семейного устройства приблизительно одинаков по всем субъектам.
Процент детей, направляемых в учреждения, стойко держится на одном уровне (начиная с 1996 г. по 2005 г.: 26,8; 26,6; 27,3; 27,4; 27,2; 26,8; 25,8; 26,1; 26,6), что свидетельствует о том, что необходимы системные изменения для проведения эффективной политики деинституционализации
Наиболее интересные результаты получаются при проведении мониторингов, в ходе которых опрашиваются целевые группы. Они позволяют обеспечить обратную связь от потребителя государственной услуги и выявить существующие проблемы.
Опрос специалистов органов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот различной ведомственной принадлежности в ряде регионов позволил выявить ситуацию, которая требует особого внимания – это ситуация с брошенными в роддомах детьми.
Сложившаяся практика работы в роддомах и домах ребенка приводит к определенным сложностям, связанным с установлением статуса ребенка и возможностями передачи его на усыновление. Не ведется практически никакой работы с юристами роддомов, поэтому они не всегда представляют последствия различного оформления ребенка, которого бросает в роддоме мать. Часто сведения о ребенке записываются со слов матери, которая приходит рожать без паспорта. Указав чужое имя и ложный адрес, мать исчезает в неизвестном направлении, и на основании этих записей начинается многомесячная работа по ее поиску для получения отказа и согласия на усыновление. Если к этому еще добавляется запись об отце – гражданине «экзотической» страны, то ребенок обречен, находится в доме ребенка в течение очень долгого срока без всякой возможности быть усыновленным. Число таких детей множится во многом благодаря женщинам – легальным и нелегальным эмигрантам, приезжающим на заработки в крупные города России.
Поэтому появление роженицы без паспорта должно быть сигналом для особой работы с ними. Если нет возможности изменить ее решение об оставлении ребенка, такой женщине необходимо объяснить, что лучшим вариантом для всех будут не мифы о родителя с ее слов, а написанный отказ и согласие на усыновление.
Одной из причин отказа от младенцев, родившихся проблемными, (или с явными нарушениями) в роддомах, также может быть провоцирующее поведение персонала – «зачем Вам нужен инвалид, еще родите другого!». Есть прекрасный опыт обучения врачей и медицинского персонала в Санкт-Петербурге в целях профилактики отказа от детей, привлечения родителей к уходу за такими детьми, которые остаются на выхаживании длительное время в больницах.
Главная задача, которая стоит перед специалистами, - по возможности не допустить переход ребенка из дома ребенка в дальнейшую систему институционализации - в детский дом. В домах ребенка начинается нарушение формирования привязанности – важного качества, которое дает ребенку чувство доверия и безопасности, что составляет основу для развития ребенка в норме. Компенсация этих нарушений возможна только при передаче детей в семью (если ребенок до 5-6 лет будет передан в семейное окружение).
В целом по России доля детей, воспитывающихся в домах ребенка, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет порядка 2 %. Причем этот процент держится на одном уровне уже более 10 лет.
По абсолютным значениям в 2005 г. наибольшее число детей воспитывалось в московских домах ребенка – 1458 детей, в Красноярском крае – 671 ребенок, Ростовской обл. - 485 детей, Новосибирской обл. - 440 детей, Пермской обл. – 415 детей, Кировской обл. - 452 детей.
В процентном выражении самые большие показатели имеет Архангельская обл. - 23,39% (301 ребенок), Омская обл. 14,92 % (317 детей), Костромская обл. - 14,93% (109 детей), Р. Калмыкия - 10,08% (50 детей), Москва - 9,21% (1458 детей).
Наименьшая доля детей-сирот содержится в домах ребенка в следующих субъектах Российской Федерации до 1%: Р. Северная Осетия - Алания - 0,08% (2 ребенка), Сахалинская обл. - 0,13% (4 ребенка), Республика Алтай - 0,79% (15 детей), Ямало-Ненецкий АО - 1,21% (26 детей).
В 2004 г. был проведен мониторинг ситуации с выпускниками в Ярославской области. Проведённое исследование имело целью описание социальных и психологических аспектов жизни выпускников детских домов и выявление факторов их адаптации дезадаптации в самостоятельной жизни.
С помощью структурированного интервью удалось получить разнообразные данные, позволяющие описать самостоятельную жизнь выпускников детских домов в трёх аспектах: физическом, социальном и психологическом.
Средний возраст испытуемых, принявших участие в исследовании, -17,6 лет. В выборке 43% юношей и 57% девушек. 76% считают себя практически здоровыми, 20% имеют хронические заболевания: болезни почек, эпилепсия, ЗПР, гастрит и другие. Выпускники не любят рассказывать о своём сексуальном опыте, но 57% признались, что начали половую жизнь ранее 17 лет. У 4% уже есть собственные дети; 13% опрошенных девушек делали аборты; 42% выпускников употребляют алкоголь в том или ином количестве; 4% в прошлом имели опыт наркотической зависимости; 10% признались, что по отношению к ним применялось физическое, сексуальное или психическое насилие.
Основная проблема для выпускников Ярославской области – жилищная.
Основная деятельность выпускников детских домов после выпуска – это учеба в профессиональном училище (ПУ). Несмотря на то, что в ПУ зачислены 77% исследуемых, реально посещают занятия только 51% выпускников. Отсутствующие 26% признавались, что им лень учиться, надоело, не нравится профессия; 8% находились в местах лишения свободы. Совершенствоваться в профессии планируют 31% опрошенных, 22% собираются поменять профессию, они не будут работать по полученной специальности.
Важная характеристика включенности выпускника в социум – это способ проведения досуга. К сожалению, выпускники довольно инертны: спортом занимаются только 16%, домашних животных держат 16%, хобби есть примерно у 10%, на садовых участках работают 18%. Эти данные говорят о том, что выпускники не умеют организовать свое свободное время, они пассивны, безынициативны, предпочитают всем другим занятиям «гулять», «общаться с друзьями», «слушать музыку».
Такой же мониторинг был проведен в Иркутской области с использованием анкетного опроса, анализа рассказов и метода интервью с воспитанниками, выпускниками разных лет и воспитателями,.
Весь массив полученных рассказов можно условно подразделить на две группы - «проблемные жизненные сценарии» и «благоприятные жизненнее сценарии». «Проблемные сценарии» можно подразделить на три категории: «неизвестность», «трагедия», «нарушение закона». «Благоприятные сценарии» объединяются в одну категорию «стремление выжить».
Основу проблемного сценария выпускников интернатных учреждений составляют личностные характеристики выпускника. В проблемном сценарии образованию отводится второстепенная роль, подчеркивается роль нежелания следовать социальным нормам, подчеркиваются негативные черты и привычки. В крайних случаях это противостояние приводит к смерти или тюремному заключению, однако менее значительные проблемы решаются, и проблемный сценарий длится, пока не столкнется с по-настоящему трудной проблемой.
Чаще всего встречается категория «проблемного сценария», которую можно определить как «неизвестность».
«Неизвестность».. Эти сценарии несут на себе отпечаток незаконченности, словно главные события еще впереди. Достаточно частые коннотации незаконченности, неизвестности, непредставимости будущего. Ситуация «непредставимости будущего» выпускника задается исходя из того, что выпускник остается без поддержки со стороны взрослого «Кому они нужны»? или ситуации неоднозначности «Мать алкоголичка, пьет и он может запить», ситуации риска…., ситуации «на грани с законом» «Сорвется и все, посадят как отца…», ситуации выбора «она не знает идти замуж, как идти ни кола ни двора…», ситуации «укороченной модели жизненных планов» - «Куда он? Хоть бы училище как-нибудь выдержал бы. Не сбежал бы. Ему осталось год учиться. А что дальше неизвестно, как тут загадывать? Он не может ничего планировать». Такие рассказы встречаются чаще всего. Ситуация «неопределенности» присутствует почти в каждом рассказе.
«Трагедия». Эти сценарии основываются на уже законченной истории: речь идет о гибели выпускника или выпускницы. Рассказывая подобные истории, педагоги вновь анализируют причины трагедии. Это алкоголь, наркотики, асоциальное поведение. Истории, приведенные в примерах, показывают, что разрушают жизнь «слабости личности» - неумение делать выбор, неспособность бороться за себя, устоять в трудной ситуации, болезненная привязанность к «плохим» друзьям, часто звучит – «закончил жизнь как мать». Имеется в виду – суицид, как и в случае с матерью.
«Нарушение закона». Это сценарии, повествующие о том, что кто-то не смог удержаться от правонарушений и попал в заключение.
Благоприятные сценарии описываются с опорой на незаурядные личностные качества ребенка, который способен повзрослеть в ситуации потери семьи и при этом сохранить внутренний стержень. В благоприятном сценарии большая роль отводится образованию и стремлению его получить со стороны выпускника. Часто упоминается роль родственников, наличия квартиры и имущества. В четверти рассказов главным мотивом выступает «стремление выстоять».
Создание условий для полноценного развития детей, воспитывающихся в условиях учреждений, является одной из самых трудных.
Воспитание в учреждении описывается как аномалия ближайшего окружения в Классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте в соответствии с МКБ-10<> . Эта категория охватывает все ситуации, когда воспитание ребенка проводится в условиях учреждения, в котором он постоянно проживает и где осуществляются групповые, а не семейные формы ухода и воспитательных мероприятий. В данном случае за ребенком присматривает большое число взрослых, работающих по расписанию и делящих между собой обязанности по уходу, включая регулярный ночной уход.
Результатом проживания в учреждении часто является психическая депривации детей или «психосоциальная карликовость», когда ребенок отстает в физическом, психическом развитии.
В резолюции Совета министров Европы, принятой в 2005 г., определены особые права детей в учреждениях и даны рекомендации по созданию условий проживания и воспитания. На первом месте - условия, приближенные к семейным.
Это означает переоборудование или открытие новых учреждений по типу отдельных квартир или детских деревень; организация условий жизни в форме социальной семьи, резкое сокращение детей в одном учреждении, изменение системы взаимодействия детей и воспитателей и т.п.
К обязательным условиям также относятся:

  • воспитание детей-родственников в одной социальной семье;
  • разновозрастной принцип комплектации групп, что позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим - учиться заботиться, формировать привязанность, ответственность.
  • открытость учреждений интернатного типа, возможность обеспечить образовательную, познавательную, физическую активность детей вне стен детского дома, вместе с семейными детьми;
  • установление отношений с кровными родителями и родственниками.

Мировая практика показывает, что для минимизации социально-психологических последствий условий институционализации (воспитания в учреждении) необходимо, чтобы количество проживающих вместе детей не превышало 12 человек.
Полученные в ходе мониторинга Министерства образования и науки РФ в 2005 г. позволили выявить следующее.
В различных детских учреждения проживание менее 50 человек возможно в 34% от всех видов учреждений, от 50 до 100 человек – еще в 40%. Остальые 26 % учреждений имеют наполняемость более 100 человек.
Таким образом, можно утверждать, что в 26% (489 учреждений.) всех видов учреждений создать условия, приближенные к семейным, невозможно. Также сложная ситуация существует примерно еще в 40% детских учреждений.
Практически во всех учреждениях – 1465 - (75%) воспитанники проживают в группах в типовых зданиях школ, детских садов и др.
В отдельных коттеджах дети проживают только в 22 учреждениях, что составляет менее 1%. В 319 детских домах (22%) воспитанники живут в квартирах со своими воспитателями
Таким образом, 80% воспитанников, находящихся в условиях институализации, живут в традиционных группах, 17% всех детей проживает в отдельных квартирах, 1% - в отдельных коттеджах, для 2% - организованы другие формы проживания.
Общая доля учреждений, где организовано проживание в разновозрастных группах составляет 62% от общей численности учреждений. Из них в 16% или 308 учреждениях проживание организовано в родственных или социальных семьях, что позволяет развивать родственные чувства, формирует ответственность, готовность к созданию собственной семьи и т.
В 37% школ-интернатов и 22% детских домов-школ, 14% детских домов воспитанников в группы подбирают по-прежнему по возрасту.
В общем, в 62% учреждений воспитанники проживают в разновозрастных группах, 16% - дети живут в родственных и/или социальных семьях, 22% - традиционно в группах, где комплектование осуществляется по иным основаниям.
Мастерские, которые необходимы для приобретения трудовых навыков и профессионального самоопределения, созданы в 1070 учреждениях в различных субъектах РФ, что составляет 57% от всех видов учреждений. В половине детских домов (50%) созданы мастерские (600 учреждений), в школах-интернатах – в 69% (412 учреждений). При этом следует учитывать, что во многих учреждениях существует несколько мастерских. Этому во многом способствовали поставки оборудования в рамках подпрограммы «Дети-сироты» Федеральной целевой программы «Дети России» в 2003 - 2006 годах.
Подсобные хозяйства созданы в 35% детских домов, 33% детских домов-школ и 31% школ-интернатов (всего 630 учреждений). В общей численности образовательных учреждений для детей-сирот доля тех, кто имеет подсобные хозяйства, составляет 33%.
Возможность получать различные виды профессиональной подготовки имеют воспитанники 522 детских домов (44% от общей численности детских домов), 424 школ-интернатов (71% от общей численности школ-интернатов) и 59 детских домов-школ (78% от общей численности детских домов – школ).
Для личностного развития детей-сирот очень важно иметь возможность поддерживать отношения с родственниками. Условия для общения с ними (гостевые комнаты) созданы в 55% детских домов, 48% школ-интернатов и 70% детских домов-интернатов. Таким образом, в 998 учреждениях (53% от всех учреждений) воспитанники имеют условия для общения с родителями и родственниками. Наличие таких условий важно также для проведения работы по возвращению ребенка в кровную семью при условии восстановления детско-родительских отношений и создании условий, в которых удовлетворялись бы потребности ребенка.
Выбор важен даже в таком деле как приобретение одежды и обуви с учетом требований моды и индивидуального вкуса. Такая возможность и целенаправленная работа персонала по развитию вкуса у воспитанников способствует созданию собственного имиджа, самопрезентации, самоопределению, пониманию функционального назначения различных видов одежды и обуви. Такая возможность есть у 80% всех образовательных учреждений: 82% детских домов, 78% школ-интернатов, 78% детских домов-интернатов и 76% негосударственных учреждений.
В 2004 г. было официально зарегистрировано 22 случая жестокого обращения с детьми, находящимися в интернатных учреждениях. По одному случаю было зафиксировано в учреждениях Камчатской, Омской, Ростовской, Тульской, Челябинской, Ярославской областях, по 2 случая – в Мурманской и Курганской областях. Четыре случая произошло в Новосибирской области.
В постинтернатный период очень важно для выпускников иметь возможность в случае необходимости на некоторое время вернутся в свой детский дом. Такую возможность могут предоставить своим выпускникам только 6% всех учреждений или 135 учреждений. Постинтернатные блоки, комнаты, гостиницы при учреждениях используются также при подготовке к самостоятельной жизни для получения воспитанниками опыта полу- и самостоятельного проживания. Такие условия существуют в 74 детских домах (6%), 44 школах-интернатах (7%), 14 детских домах-школах (18%) и 3 негосударственных учреждениях (18%).
Получаемые данные в ходе мониторингов дают основания для принятия управленческих решений. Так выявленные проблемы с трудоустройством выпускников (особенно сохранение рабочего места) привело к тому, что фокус внимания был перенесен на социально-профессиональную адаптацию в период первичного трудоустройства, создание ресурсных центров, предоставляющих первичные рабочие места для выпускников.
К сожалению, сегодня мониторинги носят разовый характер, не отработана единая технология, позволяющая проводить и сравнивать результаты исследования по разным регионам, отсутствуют индикаторы по ряду направлений, но эта задача ставится в новой Программе «Дети-сироты» на 2007-2010 г.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

01 Апреля 2024

Если ваш ребенок пережил психологическую травму и последствия его прошлого опыта до сих пор сказываются на жизни семьи, теперь есть место, где вы можете бесплатно получить профессиональную консультативную и реабилитационную помощь.

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)