13 Лет
Вот уже 13 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее. А опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.

За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Письмо Министерства образования и науки РФ № ВФ-510/06 от 30.03.2007 "О выполнении требований по формированию и ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

О выполнении требований по формированию и ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

№ ВФ-510/06 от 30.03.2007

Проведенный Минобрнауки России во 2 полугодии 2006 г. и 1 квартале 2007 г. анализ сведений о детях, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – государственный банк данных о детях), свидетельствует о том, что региональными операторами государственного банка данных о детях (далее – региональные операторы), органами опеки и попечительства во многих случаях не соблюдаются порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – дети), в государственный банк данных о детях, установленные Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217, и приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (зарегистрирован Минюстом России 6 августа 2002 г. № 3670).

Проверка анкет детей, направляемых для постановки на федеральный учет в государственный банк данных о детях, показала, что во многих анкетах частично или полностью отсутствует информация, наличие которой в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» является обязательным требованием к оформлению анкетных данных ребенка, в частности, гражданство, состояние здоровья, особенности характера ребенка; фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения, состояние здоровья, место жительства и (или) место нахождения его несовершеннолетних братьев и сестер, а также известных органам опеки и попечительства совершеннолетних родственников ребенка, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять его на воспитание в свои семьи; причины отсутствия родительского попечения с указанием реквизитов документов, устанавливающих основание для передачи ребенка на воспитание в семью; информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства и региональным оператором по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семьи граждан. Указанные нарушения выявлены практически во всех субъектах Российской Федерации.

По-прежнему отмечаются случаи нарушения органами опеки и попечительства сроков первичной регистрации сведений о детях, случаи несвоевременной передачи ими, а также региональными операторами сведений о детях для постановки соответственно на региональный и федеральный учет в государственный банк данных о детях (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Карелия, Чувашская Республика, Иркутская, Липецкая, Свердловская, Тульская, Читинская области, Агинский Бурятский автономный округ).

Органами опеки и попечительства и региональными операторами не обеспечивается регулярное внесение изменений в анкету ребенка, либо указанные изменения вносятся несвоевременно и не в полном объеме.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязательным требованием к оформлению анкеты ребенка является наличие в ней его фотографии, соответствующей возрасту на момент представления данных.

Пунктом 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217, установлена обязанность регионального оператора направлять в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, фотографии детей: в возрасте до трех лет - один раз в год; в возрасте от трех до восемнадцати лет - один раз в 3 года.

В нарушение указанного порядка в настоящее время в государственном банке данных о детях находится значительное количество анкет детей, в которых отсутствуют фотографии, а также анкет, в которых фотографии длительное время не обновлялись. Кроме того, в ряде случаев в анкетах детей содержатся фотографии плохого качества, не позволяющие получить адекватное впечатление о внешности ребенка. Указанные обстоятельства негативно сказываются на перспективах устройства детей в семьи российских граждан.

В нарушение статьи 9 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и пункта 9 Порядка, утвержденного приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. № 2482, на федеральном учете в государственном банке данных о детях продолжают находиться анкеты детей, учет сведений о которых должен быть прекращен (в связи с устройством детей в семью, достижением ими совершеннолетия и в других установленных законодательством случаях). Подобные факты отмечены в Краснодарском крае, Кемеровской, Кировской, Тульской, Читинской областях, Еврейской автономной области.

В свою очередь, имеют место факты снятия детей с учета в государственном банке данных о детях по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. Так, в Кемеровской области выявлен случай прекращения учета в государственном банке данных о детях сведений о ребенке, имеющем тяжелое заболевание, в связи с практическим отсутствием перспектив его устройства в семью. Подобные действия противоречат законодательству Российской Федерации и международным нормам и нарушают права и законные интересы детей.

Выявлены случаи, когда сведения о детях, впервые поставленные на региональный учет, вносятся в уже зарегистрированные анкеты детей, сведения о которых сняты с учета в государственном банке данных о детях, что является грубейшим нарушением установленного порядка. Такие случаи отмечены в Агинском Бурятском автономном округе, Еврейской автономной области, Липецкой области.

Региональными операторами не всегда осуществляется необходимый контроль за соблюдением органами опеки и попечительства, учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка представления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях. Не обеспечивается проведение регулярных проверок соответствия количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во многих субъектах Российской Федерации недостаточная численность специалистов соответствующих подразделений органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции регионального оператора, не позволяет своевременно и качественно осуществлять работу по формированию и ведению государственного банка данных о детях, выявлению и устройству детей в семьи российских граждан.

На наличие большинства аналогичных нарушений в работе региональных операторов и органов опеки и попечительства указывалось в приказе Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. № 98 «О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Однако работа по устранению указанных недостатков региональными операторами, органами опеки и попечительства надлежащим образом не организована.

Обращаю внимание на то, что статьей 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.

Для повышения эффективности работы по выявлению, учету и устройству детей на воспитание в семьи предлагаю принять безотлагательные меры по устранению выявленных нарушений в деятельности по формированию и ведению государственного банка данных о детях и исключению подобных нарушений в дальнейшем.

Информацию о принятых мерах, а также о мерах по реализации приказа Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. № 98 прошу представить в Минобрнауки России в срок до 1 июня 2007 г.

Заместитель Министра В.Н. Фридлянов

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

17 Апреля 2019

Россиянам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С, могут разрешить усыновлять уже проживающих с ними детей. Соответствующий законопроект, подготовленный Правительством, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.

02 Апреля 2019

Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий при определенных обстоятельствах быть усыновителями лицам, имеющими ВИЧ-инфекцию или вирус гепатита С, передает корреспондент ИА REGNUM 2 апреля.

06 Марта 2019

Отец Феодосий и его жена Надежда берут в свою семью самых безнадёжных – подростков со сложными диагнозами

21 Февраля 2019

Встречи с будущими родителями запланированы на 21 и 28 февраля