ФОРМИРОВАНИЕ  ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ.

Здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни. Поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.          М.Монтень.

Сегодня все знают, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья. В основу здорового образа жизни должны быть положены следующие требования:
- соблюдение режима труда (учебы), отдыха, сна на основе требований суточного биоритма
-двигательная активность
-закаливание
-рациональное питание
-умение снимать нервное напряжение
-отказ от вредных привычек

Идеология медицины заключается в здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни - это профилактика всех болезней. Неотъемлемые части здоровья - это здоровье физическое, психическое, духовное.
Нарастание темпов жизни в условиях современного прогресса, информационные перегрузки, необходимость принятия ответственного решения в ограниченные интервалы времени, гиподинамия, потребление высококалорийной, богатой холестерином и животными жирами пищи, вредные привычки явились причиной возрастания сердечно-сосудистых заболеваний, причиной омоложения этих заболеваний. Проблемы со здоровьем  начинаются уже у детей, и плавно переходят в подростковый, а затем в зрелый возраст.
Как же приблизиться к здоровому образу жизни, с чего начать? Человеку в зрелом возрасте необходимо отказаться от вредных привычек, от обильной и вкусной еды, надо заставить себя заняться спортом или хотя бы посвящать определенное время физкультуре. А если бы человек с детства вел здоровый образ жизни, которому научили его  родители, то все требования соблюдались бы естественным образом. Поэтому, начните здоровый образ жизни с себя, и ваш ребенок окажется с вами рядом.
В тех пределах, которые поддаются вашему собственному регулированию, гармонично распределите время труда (учебы) и отдыха, максимальные нагрузки до обеда, затем должен быть перерыв в середине дня с наименьшими нагрузками. При необходимости выполнения задания, особенно у старшеклассников, второй максимум нагрузок вечером, но не перед сном. Спать ложиться в зависимости от возраста ребенка в интервале с 21 до 23 часов, но не позднее. Утреннее пробуждение легко дается до 6-00. Но, к сожалению, этот час для подъема применяют только дети, которые занимаются усиленно спортом и которым надо быть на тренировках в ранние утренние часы. Обычное время пробуждения для учеников 1 смены в 7-00, что тоже очень правильно.
Сон должен быть достаточным по продолжительности. Все попытки сократить время сна оканчивались неудачей. У людей расстраивалось здоровье и заметно падала работоспособность. Особенно важен сон детям. Сон служит восстановительным процессом для головного мозга и организма в целом. Последние исследования, проводимые учеными США, Финляндии, доказали, что у детей, чей сон длится не слишком долго, повышен риск проблем с поведением и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Ученые сделали вывод, что детям необходимо обеспечивать адекватную продолжительность сна, чтобы избежать проявления симптомов расстройств поведения.
Проблемы со сном, которые имели место у детей первого года жизни, зачастую остаются у этих детей и в  старшем возрасте. Поэтому в возрасте 2-6 месяцев необходимо определить правильный суточный ритм ребенку, чтобы не переводить проблему сна в  старший возраст. Как сказал ученый - кибернетик Норберт Винер, что "наилучший способ избавиться от тяжелого беспокойства или умственной путаницы - переспать их".
Традиционный метод двигательной активности - занятия спортом. Приобщение к спорту со школьной скамьи, увлеченность спортом должна сопутствовать в течение всей жизни. Заняться спортом никогда не поздно. Но не надо забывать о возрастных и индивидуальных особенностях, чтобы создавать адекватную нагрузку организму.
Питанию и закаливанию были посвящены отдельные темы. Мы надеемся, что вы не забыли наши рекомендации, и они пригодятся вам в жизни.
Хочется остановиться на такой проблеме современности как нервное напряжение. Физическое здоровье в значительной степени зависит от душевного состояния человека. В борьбе за здоровье важную роль играет предупреждение переживаний, которые вызывают отрицательные эмоции: тоску, страх, гнев, обиду и т.д. Любые отрицательные эмоции автоматически вовлекают в состояние стресса сердечно-сосудистую, эндокринную, пищеварительную и др. системы организма,  длительные негативные эмоции проявляются в язвенной болезни желудка, гипертонической болезни, неврозах и т.д. Поэтому большое значение в укреплении здоровья надо придать самодисциплине, умению сохранять эмоциональное равновесие  в любой ситуации. Обеспечить благоприятное для человека состояние эмоционального комфорта можно либо путем исключения отрицательно влияющих ситуаций, либо путем логических заключений. Для маленького ребенка должна быть создана доброжелательная обстановка в первую очередь в семье, в детском саду и школе. Родители не должны сориться в присутствии ребенка, не должны выяснять отношения с окружающими, если рядом ребенок. Дети копируют манеру поведения родителей и если в его присутствии будут не разговаривать, а "лаяться", глядеть на окружающих поверх голов, то и ребенок чаще всего становится таким же.
Эмоциональное возбуждение ребенка надо научиться переключать: заинтересовать ребенка игрой, книгой, спортивными занятиями.
Наше настроение во многом зависит от настроения окружающих, от их эмоциональных реакций, от их отношения к нам, которое проявляется в словах, мимике, поступках. Особенно чутко  на отношение к себе реагируют дети. Уравновешенное, доброжелательное отношение - вот залог ровных отношений с ребенком.  Большую роль в формировании эмоционального комфорта играет семья. Человек, настроенный на волну вежливости, легче отведет от себя эмоциональное напряжение. Нельзя муссировать свои переживания, замыкаться в них. Главное, не позволять отрицательным эмоциям завладеть полностью сознанием, не поддаваться тоске, тревоге, обидам. Если постоянно носить с собой переживания они раздавят.
И поэтому важно с малых лет воспитывать не только культуру поведения, но и культуру эмоций. Жизнерадостность - не только признак здоровья, но и одно из самых надежных средств профилактики от всех болезней. Английский писатель У. Теккерей сказал: "мир - это зеркало, в котором каждый видит собственный лик свой. Хмурься перед ним - и оно покажет тебе рожу угрюмую; улыбайся ему, смейся перед ним - и ты встретишь в нем веселого товарища". Нужно научить ребенка, а в первую очередь, самого себя - родителя, во всем находить положительное, научиться мыслить позитивно. Относиться к жизни творчески, с интересом и радостью.

Чтобы не омрачать жизнь, необходимо с раннего детства воспитывать в ребенке способность противостоять вредному воздействию окружения, с которым так или иначе сталкивается любой подросток. Именно, в подростковом возрасте труднее оказать сопротивление таким же сверстникам. Правильным будет такое поведение, когда ребенок будет держаться подальше от неблагополучных компаний.
Вредные  привычки формируются под действием окружения. Человек, приобретя привычку, попадает в физическую и психологическую зависимость от нее. Физическая зависимость - это тяга к веществу, психологическая зависимость - это настрой организма на данное воздействие, психологическая тяга. Наиболее тяжело поддаются лечению зависимости от психоактивных веществ - алкоголя, наркотиков, никотина. С потреблением наркотиков связана другая, в масштабах всего мира, проблема - это эпидемия ВИЧ-инфекции.
Курение и употребление алкоголя являются одними из наиболее агрессивных факторов риска утраты здоровья у детей. Исследования, проведенные среди детей в возрасте 7-17 лет, проживающих в Ямало-ненецком округе, выявили, что из 312 опрошенных детей курят 20%. Среди этих детей начали курить в 7 лет - 6%, в 14 лет - 20%. Большинство детей выкурило свою первую сигарету за компанию. Многие вообще затруднились назвать мотив, побудивший их курить. Были ответы, сто начали курить из-за баловства, стресса, от "нечего делать". Алкоголь эти дети начали употреблять в возрасте от 10 до 16 лет. Употребление алкоголя также начинают за компанию. Употребляют эпизодически - 62%, 1 раз в 2 недели 13%, раз в неделю - 23%. Большинство подростков употребляют пиво, но есть любители вина и водки.
В настоящее время среди несовершеннолетних в подавляющем большинстве распространен героин. Известно, что для развития психической зависимости от героина, достаточно 1-2 инъекций. Для присоединения физической зависимости, т.е. абстинентного синдрома, достаточно 1-2 недель систематического потребления. В России распространено курение гашиша. Это смолистое вещество, получаемое из листьев и побегов конопли. Физическая зависимость от гашиша развивается медленно через 2-3 года систематического курения, затем присоединяется постепенно физическая зависимость и еще через 2-3 года наступают признаки интеллектуального разрушения личности.
Признаки героинового одурманивания: состояния эйфории, "блаженная улыбка", полный физический и психический комфорт; зрачки сужены. В состоянии выхода из одурманивания изменяется настроение  больного: исчезает эйфория, вид уставший, настроение неровное, появляется подавленность и тоска. В состоянии абстиненции наблюдаются отчетливые аффективные расстройства, стремление к постоянной перемене положения тела, почесывание предплечий, разминание мышц. Это состояние развивается через 8-12 часов после последнего введения наркотика.
Для состояния гашишного одурманивания характерно: покраснение или неестественная бледность кожи, блеск глаз, покраснение склер и век, расширение зрачков, сухость слизистых, тремор рук, пошатывание.
Для подростка, начавшего употреблять алкоголь или наркотики, их пагубное влияние не очевидно. Стремление выйти из тягостного состояния приводит к повторному приему, в свою очередь ведущему  раз от разу к нарастанию эмоционально-волевых расстройств и к снижению критики, т.е. к непониманию своего болезненного влечения. Чем моложе возраст, тем губительнее воздействие вредных факторов. Еще не раскрывшись, гаснут способности, появляются агрессивность, злобность. Такие подростки бросают учебу, попадают на скамью подсудимых. Если вы замечаете, что ваш ребенок внезапно изменился в поведении, постарайтесь узнать с кем он начал общаться и срочно примите меры для изоляции ребенка от дурного влияния. Пока не наступила зависимость, которая развивается очень быстро, подростка еще можно остановить. Поэтому будьте внимательнее к вашим детям, изучайте их характер, привычки.
Среди профилактических мероприятий особую роль необходимо отвести созданию в семье благоприятного психологического комфорта, когда ребенку не хочется быть где-то на стороне в кругу сомнительных знакомых, а он с удовольствием проводит время с родителями. Должна быть благожелательная атмосфера, исключающая стрессовые состояния, особенно хронические. У родителей должно быть уважительное отношение к занятиям ребенка. Часто попытка подмены таких занятий на "более продуктивные", по мнению взрослых,  создает ситуацию скрытых внутренних конфликтов.
Нервозное поведение родителей провоцирует возникновение у ребенка, в силу их возрастной внушаемости и склонности к подражанию, нервности и неуверенности в себе.
Учеба должна проходить на фоне положительных эмоций. Возникающее утомление должно полностью исчезать за последующий период отдыха, т.е. учеба должна быть в радость. Требования должны соответствовать способностям ребенка.
Ребенок должен рано понять, что приятнее быть здоровым и жить полноценной активной жизнью. Хочется закончить тему словами Жорж Санд, которая сказала, что "изменить свою сущность нельзя, можно направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки - в этом и заключается великая загадка великая тайна воспитания".

Вопросы для самопроверки:
1. Психическая зависимость от наркотиков не формируется очень
долго. Это верно?

Правильный Ответ: нет

2. Возможно ли на фоне стресса развитие язвы желудка?

Правильный Ответ:  да

Ставьте "+", если Вы согласны с ниже изложенным:
1.Здоровый образ жизни - профилактика большинства болезней
2. Адекватная продолжительность сна является профилактикой
проблем поведения
3.Отрицательные эмоции вовлекают в состояние стресса
все системы организма и способствуют развитию язвенной
болезни, неврозов, гипертонической болезни
4.Для развития психической зависимости от героина достаточно
1-2 инъекций



КЛЮЧ: за каждый "+" - 5 баллов


Домашнее задание:
Что заключается в понятии "здоровый образ жизни"?