МОЯ СЕМЬЯ (СТРУКТУРА СЕМЬИ)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.        Работа с домашним заданием "СТРУКТУРА МОЕЙ СЕМЬИ" - работа с рисунками семьи.
2.        Работа с новым материалом НАРУШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СЕМЬИ
3.        Вопросы для самопроверки
4.        Домашнее задание
1. Посмотрите на рисунки семьи в НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ и выберите, пожалуйста, верные для Вас ответы, отметьте их ГАЛОЧКОЙ (V)
1.                В рисунках членов семьи нарисованы все члены семьи        
2.                В рисунках членов семьи отсутствует один (несколько) членов семьи        
3.                В рисунках членов семьи кто-то один отдален от других        
4.                В рисунках членов семьи родители стоят рядом друг с другом        
5.                В рисунках членов семьи родители разделены детьми        
6.                В рисунках членов семьи родителей кто-то (другие члены семьи) или что-то (вещи, предметы и т.д.) разделяет        
7.                В рисунках 2 или более членов семьи нарисованы рядом (образуют группу), остальные стоят отдельно или тоже образуют группы        
8.                В рисунках членов семьи у одной из фигур нарисованы большие кисти рук 9.                В рисунках членов семьи отсутствуют кисти рук        
10.                В рисунках членов семьи у одной из фигур нарисованы излишне большие глаза        

Вы выбрали ответы, а сейчас проверьте себя.
Вы выбрали ответ №1.  В Вашей семье нет члена семьи, которого отвергают другие.
Вы выбрали ответ №2. Первое, что нужно проверить в чьем (чьих) рисунке не хватает этого члена семьи. Вариант 1. Член семьи не нарисовал себя. Это значит, что он не чувствует себя членом семьи, обижен, страдает от изоляции. Вариант 2. Один из членов семьи не нарисовал другого.  Это говорит о конфликте (внешнем, внутренним) с этим членом семьи.
Вы выбрали ответ №3. В Вашей семье есть член (члены) семьи, которые эмоцио-нально отделены от других.
Вы выбрали ответ №4.  В Вашей семье супруги (родители) могут выступить "единым фронтом" в решении проблем, а дети понимают, что спрашивать разрешение, советоваться о чем-либо можно только с обоими родителями.
Вы выбрали ответ №5. В Вашей семье супругам (родителям) достаточно трудно выработать и соблюдать совместную линию поведения.
Вы выбрали ответ №6.  В Вашей семье, по-видимому, имеет место конфликт между супругами.
Вы выбрали ответ №7. В Вашей семье , по-видимому, имеют место коалиции, которые не всегда мирно уживаются между собой (обычно члены коалиций дружат против кого-нибудь).
Вы выбрали ответ №8. Тот, у кого нарисованы большие кисти рук, имеет, возможно, много власти в семье.
Вы выбрали ответ №9.  В семье есть проблема авторитета и ответственности.
Вы выбрали ответ №10. Тот, у кого нарисованы излишне большие глаза, контролирует поведение других членов семьи.

А сейчас сравните рисунки Вашей семьи в настоящее время и после приема ребенка.
Ответьте на следующие вопросы.
1.        Есть ли изменения в структуре семьи (расположении членов семьи относительно друг друга)?
Если ответ "да", то члены семьи ожидают изменения. И это правильно.
Если ответ "нет", то появление ребенка в семье может застать их врасплох.
2.        Есть ли новый ребенок (дети) на рисунке?
Если ответ "да", то члены семьи ожидают появление ребенка (детей) в семье.
Если ответ "нет", то члены семьи отрицательно относятся к приему.
3.        Какое место занимает ребенок в семье?
Если на периферии (далеко от членов семьи), то члены семьи крайне настороженно 
относятся к приему.
4.        Размер ребенка больше или меньше по сравнению с членами семьи?
Если размер отличается, то возможно это связано с агрессией по отношению к ребенку.

ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОНЯТЬ, КАК ОТНОСЯТСЯ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ К ПРИЕМУ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ). ВЫЯСНИТЬ ИХ ОПАСЕНИЯ И ТРЕВОГИ, ОБСУДИТЬ ИХ БУДУЩИЕ ОТНОШЕНИЯ С ВАМИ И НОВЫМИ ДЕТЬМИ
3.        Работа с новым материалом НАРУШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СЕМЬИ
Сейчас посмотрите, пожалуйста, на рис. №1. Коалиция. Это и есть изображение КОАЛИЦИЙ В СЕМЬЕ.
Каждый из родителей "схватил" и прижимает к себе одного из 2-детей. За конфликт между родителями вынуждены отвечать дети. Каждый ребенок  лишается одного из родителей. 
Коалиции могут состоять из разных членов семьи: бабушки и ребенка, мамы и бабушки, детей в многодетной семье.

Рисунок №1. Коалиция
Рисунок №2. Периферийный  ребенок. На рисунке изображены родители и 3-е детей. Около 2-их детей "летают" родители. Они общаются с ними, заботятся о них. Третьему явно не хватает внимания.
Рисунок №3. Отсутствие члена семьи
Это рисунок приемного мальчика. Он нарисовал маму, папу, сестру, но только не себя. Он также выделил существующую коалицию между мамой и сестрой, а папа оказался вдали от них. При этом у папы нет кистей рук. Они нарисованы только у мамы. В восприятии мальчика в семье всем руководит мама, а папа находится на периферии и подчиняется ей. Приемный ребенок чувствует себя в семье отвергнутым, не находит в ней свое место .

Вопросы для самопроверки
Выберите верные ответы и отметьте их с помощью галочки (V)
К нарушениям структуры в семье, препятствующим успешному приему ребенка, можно отнести:
1        Наличие коалиций в семье        
2        Способность родителей объединяться при решении вопросов воспитания детей        
3        Наличие одного члена семьи, который принимает за всех решения и несет ответственность        
4        Наличие в семье возможности принимать совместные решения, которые касаются жизни семьи и ее членов        
5        Наличие члена семьи, который чувствует себя на периферии        
6        Все члены семьи чувствуют себя включенными в отношения        

3. Домашнее задание:
1. Совместно со всеми членами семьи заполнить анкету "Семейные роли" в двух вариантах: семья в настоящий момент и семья с приемным ребенком.
Инструкция. Впишите имена членов вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них:
*** - это его (ее) постоянная роль;
** - довольно часто он (она) это делает;
* - иногда это относится к нему (ней).
Если некоторые из упомянутых ролей не свойственны вашей семье или никогда не исполнялись тем или иным членом семьи, оставьте графу пустой. Возможно, в вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, - допишите их.
В верхнем столбике подпишите статус члена семьи (например, мама, папа, бабушка, ребенок  - назовите ребенка по имени).



Роли/члены семьи
Мама
Папа
Бабушка


Ребенок
(имя)

Новый ребенок
(имя)

Новый ребенок
(имя)

4
Роли-обязанности: Организатор домашнего хозяйства







5
Закупщик продуктов







6
Зарабатывающий деньги







7
Казначей







8
Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей







9
Убирающий квартиру







10
Выносящий мусор







11
Повар







12
Убирающий со стола после обеда







13
Тот, кто ухаживает за животными







14
Организатор праздников и развлечений







15
Мальчик на побегушках







16
Человек, принимающий решения







17
Починяющий сломанное







18
Роли взаимодействия: Буфер, посредник в конфликте







19
Любитель поболеть







20
Сторонник строгой дисциплины







21
Главный обвинитель







22
Одинокий волк







23
Утешающий обиженных







24
Уклоняющийся от обсуждения проблем







25
Создающий другим неприятности







26
Держащийся в стороне от семейных разборок







27
Приносящий жертвы ради других







28
Семейный вулкан







29
Затаивающий обиду







30
Шутник