МОЯ СЕМЬЯ (СТРУКТУРА СЕМЬИ).
Содержание занятия:
1.Работа с домашним заданием "Психологическое пространство семьи". Вопросы для самопроверки.
2. Новый материал СТРУКТУРА СЕМЬИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ. ВЛИЯНИЕ ПРИЕМА РЕБЕНКА НА СТРУКТУРУ СЕМЬИ
3. Работа со случаями
4. Вопросы для самопроверки
5. Домашнее задание
1.        Работа с домашним заданием
Распределение пространства играет большую роль как в жизни всего человечества, так и отдельной семьи. Войны и политические конфликты, семейные ссоры и обиды, ощущение принадлежности к семье или исключения из нее связаны с распределением территории. Ребенок, который воспитывается в сиротском учреждении, плохо ощущает границы между собой и другими людьми. Это порождает множество проблем в его отношениях с другими. Он может легко взять чужую вещь, потому что действительно плохо осознает, что она принадлежит другому, оккупировать пространство, уже давно занятое кем-то из членов семьи, что может вызвать конфликт. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка, как и у других членов семьи, было собственное пространство, "свое место" в доме, которое бы устраивало его и других.

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
"СВОЕ МЕСТО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"
В понятие "свое место" входит и место за столом, и место для вещей РЕБЕНКА (собственная полка), и собственная кружка, т. е. все, что позволяет ребенку ощутить собственное место в семье. Важно, чтобы ребенок (как и другие члены семьи) чувствовал себя хозяином, ответственным за это место. Тогда он сможет понять, что есть его вещи (место), а есть вещи (место) другого человека, которые брать нельзя. Что нужно попросить разрешение взять эти вещи (занять это место).
ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ ТАКЖЕ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО ЕСТЬ ВЕЩИ И МЕСТО РЕБЕНКА, ЧТО ИХ ТОЖЕ НЕЛЬЗЯ БРАТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ!

Вопросы для самопроверки ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
На каждый вопрос выберите ответ "да" или "нет"

Вопросы
да
нет
1
Обсудили ли Вы с членами семьи домашнее задание?


2
Есть ли в доме место, где собираются все члены семьи, чтобы отдохнуть, приятно провести время?


3
Если кто-нибудь из членов семьи хочет уединиться, может ли он это сделать?


4
Есть ли у членов семьи место в доме, которое они считают своим?


5
Признают ли это другие члены семьи?


6
Часто ли кто-нибудь из членов семьи жалуется, что на их территорию или вещи кто-то посягает?


7
Есть ли у каждого члена семьи определенное место, которое он занимает за обеденным столом, перед телевизором, в спальне, общей комнате и т. д.?


8
Есть ли у каждого члена семьи своя посуда, шкаф или полка для одежды?


9
Удалось ли найти место для нового ребенка (детей) в семье?


Ключ:
За каждый ответ "да" на вопросы №1,2,3,4,5,7,8,9 - 5 баллов
За ответ "нет" на вопрос №6 - 5 баллов
За ответ "нет" на вопросы №1,2,3,4,5,7,8,9 - 0 баллов
За ответ "да" на вопрос №6 - 0 баллов

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

ПРИЕМ РЕБЕНКА НЕВОЗМОЖЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ СЕМЬИ.
ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОМОЖЕТ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МЕСТА ЗА КАЖДЫМ ЧЛЕНОМ СЕМЬИ. ЕСЛИ ТАКОГО ПРАВИЛА В СЕМЬЕ НЕТ, ТО ЕГО НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ.

А сейчас еще раз посмотрите на те места в Вашем доме, которые, как правило, занимают члены Вашей семьи. Обратите внимание: есть члены семьи, которые сидят чаще всего рядом, другие находят места достаточно далеко друг от друга. Почему так происходит? На этот вопрос отвечает семейная психология.
2. Новый материал СТРУКТУРА СЕМЬИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ. ВЛИЯНИЕ ПРИЕМА РЕБЕНКА НА СТРУКТУРУ СЕМЬИ
Все отношения в семье, прежде всего, проявляются на размещении семьи в реальном пространстве.  В семейной психологии это называется СТРУКТУРА СЕМЬИ.

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ

СТРУКТУРА СЕМЬИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ, ОТРАЖАЮЩЕЕ ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (КТО В СЕМЬЕ ГЛАВНЫЙ, А КТО И КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ) И СТЕПЕНЬ БЛИЗОСТИ МЕЖДУ НИМИ (БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ - ДИСТАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, Т.Е. ТО, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО БЛИЗКИМ ОТНОШЕНИЯМ)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ
СУЩЕСТВУЕТ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ БЛИЗОСТЬЮ И ДИСТАНТНОСТЬЮ В ОТНОШЕНИЯХ. ЧЛЕНЫ СЕМЬИ БЛИЗКИ ДРУГ ДРУГУ, Т.Е. ПОДДЕРЖИВАЮТ, ПОМОГАЮТ, ЧУВСТВУЮТ НАСТРОЕНИЕ ДРУГ ДРУГА, РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ И Т.Д. НО ПРИ ЭТОМ ПОЗВОЛЯЮТ КАЖДОМУ ЧЛЕНУ СЕМЬИ ПРИНИМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, ИМЕТЬ СВОИХ ДРУЗЕЙ, ВОЗМОЖНО И СОБСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ, Т.Е. СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ВОЗРАСТУ И ПОЛОЖЕНИЮ В СЕМЬЕ АВТОНОМИЮ.
ПРИ ЭТОМ В СЕМЬЕ НИКТО НИКОГО НЕ ПОДАВЛЯЕТ. РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ АВТОРИТЕТ, УМЕЮТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЮ ВЛАСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ПООЩРЕНИЙ И РАЗУМНЫХ НАКАЗАНИЙ. ДЕТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ УЧАСТВУЮТ В РЕШЕНИИ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ СЕМЬИ.
ПОЭТОМУ В ЭТОЙ СЕМЬЕ ДЕТЯМ ПОЗВОЛЯЕТСЯ ВЗРОСЛЕТЬ, БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМИ И РАЗВИВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.


Прием ребенка, прежде всего, отражается на структуре семьи. Она должна измениться, чтобы включить ребенка. В противном случае либо ребенок будет отвергнут. В последнем случае, семья либо отказывается от ребенка (она не может с ним справиться), либо ребенок остается в семье, но чувствует себя отвергнутым, ненужным. 
3. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С 2-МЯ СЛУЧАЯМИ ИЗ ЖИЗНИ СЕМЕЙ, ПРИНЯВШИХ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ.

Случай 1. Мама - 42 года, дочь Наташа - 14 лет. Мама давно воспитывала Наташу одна. Их отношения были очень близкими, даже через чур. Они всегда были рядом, вместе. Практически, больше ни с кем не общались.
Приемными детьми оказались брат с сестрой 7 и 5 лет. Прежде всего (обычно так это и происходит), они "оккупировали" маму. Стоило ей где-то сесть, встать, и они ее тут же окружали, пытаясь занять место рядом с мамой, прижаться к ней (им крайне не хватало телесного контакта, близости со взрослым). Наташа, которая сама предложила принять детей в семью - ее стала утомлять чрезмерная забота мамы - почувствовала себя несчастной, брошенной. Ее место рядом с мамой пытались занять другие дети. Мама тоже не была к этому готова. Чувствуя отторжения, дети постоянно пытались добиться внимание. Они привлекали внимание своим плохим поведением, как бы провоцируя маму хоть на какое-то внимание, хотя бы через наказание (и это тоже обычно так происходит). В результате мама отказалась от приемных детей.

Случай 2. Родители: Анатолий - 37 лет, Надежда - 35 лет. Дети - Анна - 16 лет, Борис - 15 лет.
Как-то сразу не сложились отношения в семье. Надежда и Анатолий сами не видели в своих семьях близости и тепла. Отцы выпивали. У Анатолия отец и вовсе погиб, когда ему едва исполнилось 12 лет. Матери много работали, чтобы прокормить детей. У них не хватало ни сил, ни умений, чтобы проявлять любовь к детям. Лишь бы было накормить и одеть. Когда Надежде исполнилось 9 лет, ее мать тяжело заболела. Девочка попала в детский дом.
Вроде бы Надежда и Анатолий поженились по любви, родили детей. Может быть слишком быстро. Вначале все ссорились, что-то делили. Анатолий обвинял Надежду, что она плохая хозяйка, плохая жена, а потом и плохая мать. Ни приласкать, ни приголубить никого не может. Потом уже и ссориться перестали, жили, чтобы дети не остались без родителей. У каждого была своя жизнь, свои деньги. Даже на праздниках вместе были только в гостях. Да и то, каждый был занят другими гостями. Надежда чувствовала пустоту, одиночество. У детей была своя жизнь. Прием ребенка должен был дать ей хоть одного близкого человека.
Алеша и Лена - приемные дети 7 и 5-х лет - сразу ринулись к маме. Но Надежде трудно было приласкать и своих детей. А эти дети и пахли по-чужому, и прижимались очень сильно, и все время висли на ней. Она пыталась найти поддержку у мужа, Анны, Бориса, но те были заняты собой и вообще не привыкли поддерживать друг друга. Алеша и Лена, чувствуя, что их не принимает мама, пытались объединиться с кем-нибудь еще в семье. Но и другие были с ними не слишком дружелюбны.
У детей сначала начался энурез (они уже давно не писались ни в кровать, ни в штаны), затем энкопрез (недержание кала), которым они никогда не страдали. Их грязные штаны начали находить в самых неожиданных для этого местах. Закончилось это тем, что Леночка разложила дрова для костра посреди комнаты. Семья отказалась от приема, а дети еще долго приходили в себя в психиатрической больнице.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Дети, пережившие опыт сиротства, имеют огромную потребность в близости (ТЕЛЕСНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ), которую они пытаются удовлетворить в контакте с новыми родителями и другими членами новой семьи. Для них принципиально важно какое и рядом с кем они займут место в семье. Прежде всего, они устремляются к тому, кто им кажется главным в семье. Чаще всего к матери. Перед мамой встает сложная задача, с одной стороны, поддержать детей. Принять их на это место. С другой, поддержать других членов семьи, которые тоже на это место претендуют. Это серьезная нагрузка. Чтобы ее выдержать, необходима поддержка от других членов семьи. Прежде всего, от супруга. Вспомните упражнение, когда члены семьи писали свои хорошие качества. Первые полгода приема, желательно и дальше отцу необходимо постоянно напоминать об этих качествах маме. Важно помочь маме справляться с ее тревогой, напоминать каждый раз, как семья уже справлялась с решением серьезных проблем. Супруги должны держаться вместе. Со временем, а чаще всего это происходит к концу первого года приема, дети "насыщаются близостью" (если он, конечно, была). Они уже могут строить "нормальные" отношения с другими детьми (если они есть в семье), с обоими опекунами, с другими родственниками.
Если семья не в состоянии установить подобные отношения, то ребенок начинает страдать в семье от изоляции. Эти страдания, как правило, проявляются в плохом поведении, в энурезе (энкопрезе), депрессивном состоянии. Если в семье сложились слишком близкие отношения, то (случай №1), то ее члены оказываются настолько связанными между собой, что система может "вытолкнуть" приемного ребенка. Наличие в семье другого нарушения отношений - разобщенности (случай №2) - также не позволяет обеспечить ребенка близкими и безопасными отношениями. Члены такой семьи не имеют навыков построения близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции.
Таким семьям НЕОБХОДИМА помощь ПСИХОЛОГА, который поможет справиться с семейными проблемами  до того, как семья примет ребенка.

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. ВЫБЕРИТЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ и ОТМЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ГАЛОЧКОЙ (V)

1        В семье все должны знать друг о друге всё
2        Члены семьи поддерживают, помогают, чувствуют настроение друг друга, рассказывают о своих переживаниях и т.д., но при этом каждому члену семьи позволено принимать самостоятельные решения, иметь своих друзей, собственные секреты, т.е. соответствующую возрасту и положению в семье автономию
3        В семье все должны беспрекословно подчиняться Главному, а свое мнение и желание оставить при себе
4        Родители имеют авторитет, умеют использовать свою власть через применение системы поощрений и разумных наказаний. Дети в соответствии со своими возможностями участвуют в решении важных вопросов для семьи


КЛЮЧ:
ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ - 5 БАЛЛОВ
ЗА КАЖДЫЙ НЕПРАВИЛЬНЫЙ - 0 БАЛЛОВ
Правильные ответы:  №2+ 4 - 10 БАЛЛОВ
№2 - 5 БАЛЛОВ
№4 - 5 БАЛЛОВ
Неправильные ответы: 1,5 - 0 БАЛЛОВ
2.        ПРИ ПРИЕМЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ СТРУКТУРА СЕМЬИ ИЗМЕНЯЕТСЯ
1        ДА
2        НЕТ
КЛЮЧ:
ОТВЕТ 1 - 5 БАЛЛОВ
ОТВЕТ 2- 0 БАЛЛОВ
3.        УСПЕШНОМУ ПРИЕМУ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ МЕШАЮТ СЛИШКОМ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ МЕЖДУ ЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТДАЛЕННЫЕ (ХОЛОДНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ
1        ДА
2        НЕТ
КЛЮЧ:
ОТВЕТ 1 - 5 БАЛЛОВ
ОТВЕТ 2- 0 БАЛЛОВ
Домашнее задание:
1.        Нарисовать свою семью в настоящее время (каждый член семьи рисует свой рисунок семьи)
2.   Нарисовать свою семью после приема ребенка (каждый член семьи рисует свой рисунок семьи)