ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
Содержание занятия:
1.        Работа с домашним заданием "Как распределяются роли в моей семье"
2.НОВЫЙ МАТЕРИАЛ "СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ВОСПИТАНИЮ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА"
2.        Вопросы для самопроверки
3.        Домашнее задание для занятия

1.Работа с домашним заданием
Выберите, пожалуйста, верные с Вашей точки зрения ответы по домашнему заданию и отметьте их галочкой в правом столбце:
               
1        Есть члены семьи, которые выполняют роль "ПРИНОСЯЩИЙ ЖЕРТВУ РАДИ ДРУГИХ"        
2        Есть члены семьи, которые выполняют роль "ГЛАВНОГО ОБВИНИТЕЛЯ"        
3        Есть члены семьи, которые выполняют роль "СЕМЕЙНОГО ВУЛКАНА"        
4        Есть члены семьи, которые выполняют роль "ЗАТАИВАЮЩЕГО ОБИДУ"        
       Есть члены семьи, которые выполняют более 6 - 8 ролей        
5        Есть члены семьи, которые выполняют роль "СОЗДАЮЩЕГО ДРУГИМ НЕПРИЯТНОСТИ"        

Если Вы выбрали  хотя бы один из этих ответов, то прием ребенка может осложнить ситуацию в семье. Все эти роли взаимосвязаны между собой. Если в семье есть член семьи, который исполняет роль "ГЛАВНОГО ОБВИНИТЕЛЯ", т.е. "тирана семьи" (такой человек всех обвиняет, разоблачает, заставляет других чувствовать свою вину). Если в семье есть "тиран", то, как правило, другие чувствуют себя жертвами.  Роль жертвы заставляет человека либо нападать, защищая себя, либо уходить от ситуации, а возможно и впадать в депрессию. В семье по-разному выражают свои эмоции. Один всегда взрывается, кричит, выплескивает то, что накопил сам или вся семья в целом. Если это стало его ролью, то именно такого поведения от него ожидают другие члены семьи. Другой молчит, "застревает на обиде", носит ее в себе, постоянно сосредотачивается на той информации, которая подтверждает, что он правильно обиделся. 
Некоторые члены семьи берут на себя слишком много ролей - обязанностей. Это позволяет им обвинять других в нежелании помочь, чувствовать себя жертвами и затаивать обиды. Все это становится препятствием на пути успешного воспитания приемного ребенка, т.к. семья занята решением собственных проблем и конфликтов, которые она никак не может разрешить.
Дети нередко принимаются на роли, которые либо освобождаются в семье, либо необходимы ей.
Можно выделить следующие семейные роли приемных детей, которые затрудня-ют их воспитание в семье.
К НИМ ОТНОСЯТСЯ РОЛИ: "СОЗДАЮЩЕГО ДРУГИМ НЕПРИЯТНОСТИ", РЕБЕНОК - ЗАМЕНА, РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ, РЕБЕНОК - ОПОРА, ЗОЛУШ-КА И ДР.

2. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ "СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ВОСПИТАНИЮ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА"
За любым членом семьи закрепляется какая-то роль или несколько ролей. Кто-то всегда принимает решения. Кто-то заступается за других. А кто-то всегда виноват, чтобы не случилось.  Нередко один из членов семьи играет роль "СОЗДАЮЩЕГО ДРУГИМ НЕПРИЯТНОСТИ" или "АГРЕССОРА" или "КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ" (это одна и та же роль, названная по-разному). 

РОЛИ РЕБЕНКА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ВОСПИТАНИЮ
1.Роль "КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ" -
ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ПЛОХОГО В СЕМЬЕ, ПРОИСХОДИТ ИЗ-ЗА ТЕБЯ.
Если что-то случается, то семья всегда знает из-за кого это произошло. Как только члены семьи начинают на кого-то постоянно жаловаться, заострять внимание на чьих-то проступках, можно утверждать, что в семье появился "КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ". Эту роль может играть любой член семьи. При этом семья "четко понимает", из-за кого у нее столько неприятностей. Приемный ребенок легко берет на себя эту роль. Он готов на все, лишь бы получать внимание от семьи. Но эта роль опасна. Ребенок загоняется в роль "Плохиша", "Ужасного ребенка" и НАЧИНАЕТ ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТОЙ РОЛЬЮ. Когда родители считают своих детей "ленивыми, неаккуратными, бестолковыми, неуправляемыми и т.д.", то нередко это и есть красноречивый пример того, что ребенок выполняет в семье роль "козла отпущения".
Своим поведением он всячески будет подтверждать, что это действительно его роль. В результате для семьи он становится источником раздражения. От него либо пытаются отказаться, либо он продолжает жить в семье в роли "Плохиша". Чтобы он не сделал - все плохо.
ЗАДАЧА СЕМЬИ НЕ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЭТА РОЛЬ ПРИРОСЛА К РЕБЕНКУ.
Необходимо помнить, что:
НИКТО НИКОГДА НЕ МОЖЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ВСЕГДА ПРАВИЛЬНО ИЛИ ВСЕГДА НЕПРАВИЛЬНО. НИКТО НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕГДА ПРАВ ИЛИ ВСЕГДА ВИНОВАТ. Неприятности, конфликты не могут быть из-за кого-то, каждый вносит в них свою лепту. Важно понять, как это произошло. Почему именно таким образом отреагировали члены семьи.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ К НЕМУ РОДИТЕЛЕЙ, т.е., когда оба родителя подкрепляют прямо противоположные особенности поведения ребенка или когда кто-то из родителей на словах говорит одно, а подразумевает другое. Например, на уровне слов родители могут поощрять приемного ребенка к близости и откровенности, упрекать за скрытность и недоверие, при этом любое искреннее признание ребенком ошибок и просчетов или его рассказы о том, что он действительно пережил, могут восприниматься враждебно и критично. Поскольку ребенок не способен осмыслить эту ситуацию, он просто чувствует себя загнанным в угол: что бы он ни сделал, все будет плохо. Противоречивость поведения родителей провоцирует серьезные нарушения в поведении у детей.
На роль "Плохиша", "Ужасного ребенка" нередко назначается приемный ребенок, когда семья не может разрешить свои конфликты.  Наличие в семье приемного ребенка, нарушения в его поведении нередко могут использоваться семьей как почва для объединения. Семейные конфликты не решаются, а напряжение в семье сглаживается за счет того, что вся семья "осуждает", "борется с плохим поведением ребенка".


РОЛИ РЕБЕНКА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СЕМЬЕ
2.РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ. Если в семью принимаются братья и сестры, то нередко старший ребенок привык выполнять роль родителя (ухаживать, воспитывать, наказывать) быть ответственным за младших детей. Это тяжело для нервной системы любого ребенка. 
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ: НИ ОДИН РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖЕН БРАТЬ НА СЕБЯ РОДИТЕЛЬСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
3. РЕБЕНОК - ОПОРА. Когда родителю (чаще всего это бывает, когда родитель один вос-питывает ребенка, или, когда отношения между супругами не складываются, родитель чувствует себя одиноко, не в состоянии решать собственные проблемы) от ребенка требуется, чтобы он стал опорой и поддержкой в жизни,  не огорчал своими проблемами, скры-вая свои детские трудности и слезы, делал все, чтобы родитель чувствовал себя хорошо!
4. ЗАМЕНА РЕБЕНКУ (часто ПОГИБШЕМУ).  В ситуации горя и утраты, когда погибает собственный ребенок, родители могут принять ребенка в семью, чтобы он заменил ушед-шего.  От него ожидается, что он будет вести себя также, также строить отношения с родителями, как и погибший. Любое несоответствие будет тяжело восприниматься родителями, разочаровывать их в ребенке. НО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО ДРУГОЙ РЕБЕНОК, ЧТО ОН НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ УМЕРШЕГО. ЭТО НЕВОЗ-МОЖНО!
5. ЗОЛУШКА. У ребенка очень много обязанностей. Он должен со всем справиться, все успеть. Чем больше он делает, тем больше поручений ему дают. При этом ребенок всегда должен быть в хорошем настроении, чувствовать благодарность, не выражать своего раздражения.

3.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Прочитайте, пожалуйста, следующие случаи и определите какую роль в семье выполняет приемный ребенок
Случай 1. Ольга - приемная мать Саши - 54 года. Саша - 14 лет, учится в классе коррекции. Ведет себя агрессивно. Может кинуть в Ольгу любым предметом, который у него оказывается в это время под рукой. У Ольги погиб сын во время службы в армии. Она все время вспоминает сына, говорит, что у него не было плохих качеств, он всегда ей помогал, был ласковым и примерным ребенком. После гибели сына она усыновила Сашу. Он был очень похож на погибшего сына, даже имел "такой же запах и родинку". В то время ему было около 3-х лет.  Семья живет довольно замкнуто. Друзья, которые приходят к Саше, не нравятся Ольге. Причем это не зависит от друзей. Ей просто не нравится, когда Саша с кем-то общается. Нередко она их выгоняет, что портит отношения Саши с друзьями. Ольга искренне привязана к Саше, видит в нем смысл своей жизни. Саша привык во всем советоваться с матерью и не принимает без нее ни одного решения. Ольга всегда сравнивает Сашу со своим погибшим сыном. Ждет от него, чтобы он стал для нее опорой в жизни.
Выберите, пожалуйста, роль (роли), которую Саша выполняет в семье и отметьте галочкой:
1        КОЕЗЛ ОТПУЩЕНИЯ        
2        РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ        
3        РЕБЕНОК - ОПОРА        
4        ЗАМЕНА ПОГИБШЕМУ РЕБЕНКУ        
5        ЗОЛУШКА        

Ключ:
Правильные ответы: 4, 3. За каждый правильный ответ - 5 баллов (максимально - 10 баллов).

Случай 2. Анна - приемная мама - 38 лет. Ее муж - Никита - 40 лет. Кровные дети: Алеша - 9 лет, Миша - 7 лет. Приемные дети (сестры): Наташа - 10 лет, Катя - 8 лет, Нина - 6 лет.  Сестры росли в семье, где родители пили, не заботились о них. Дети вынуждены были побираться, спать в сарае на матраце, кишащем блохами и червями.  Потом их забрали в детский дом, где с ними не было особых проблем. Когда Анна и Никита решили создать приемную семью, девочки оказались у них. Наташа, не смотря на свой возраст, всегда пыталась заменить девочкам мать. Она их кормила, ругала, заставляла слушаться во всем. В приемной семье первый конфликт произошел из-за того, что мама всех послала спать. Она не обратилась к Наташе, как к старшей, не попросила ей помочь. Девочки стали прыгать и кричать, долго  не могли успокоиться. В результате никто не в эту ночь заснуть не смог. Наташа по привычке пыталась руководить не только своими сестрами, но и Алешей с Мишей.  Анна почувствовала себя растерянной. Любые попытки управлять поведением детей заканчивались скандалом. Наташа рыдала, сестры ломали игрушки, дружно мочились в штаны. Тогда Анна решила поговорить с Наташей. Сказала, что понимает, как тяжело быть в таком возрасте ответственной за маленьких детей, как трудно ей было сохранить их в таких условиях. Анна попросила Наташу разделить с ней обязанности, связанные с заботой о детях. Рассказала ей о себе, о том, как она относится к детям, какую ответственность она может взять на себя. Она попросила доверять ей как матери, стать ее помощницей и старшей сестрой для детей.
Выберите, пожалуйста, роль, которую Наташа пыталась выполнять в семье и отметьте ее галочкой:
1        КОЕЗЛ ОТПУЩЕНИЯ        
2        РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ        
3        РЕБЕНОК - ОПОРА        
4        ЗАМЕНА РЕБЕНКУ        
5        ЗОЛУШКА        

Ключ:
Правильные ответы: 2. За правильный ответ - 5 баллов (максимально - 5 баллов).

Случай 3. Катя - опекун - 48 лет, ее муж - Андрей - 54 года. У супругов есть уже взрослая дочь с ребенком, которые живут отдельно.  Катя очень любит внучку, практически, с рождения воспитывает ее. Но дочь вышла замуж и забрала внучку с собой. Катя не смогла выдержать разлуки и оформила опеку над ребенком. Девочка была немного старше внучки. Но с точки зрения Кати уж очень непослушная и расхлябанная. Она обманывала даже по мелочам. Ее поймали на краже заколок внучки. Увидев лежащие на столе заколки, она воткнула их себе в волосы. Катя была возмущена: кто это ей позволил?  Девочка стала все отрицать, сказала, что эти заколки подарила ей воспитательница в детском доме. Поведение девочки становилось все проблемнее, а жалобы Кати на нее все  разнообразнее. Андрей пытался заступиться за девочку, но это вызывало только конфликты. Катя даже стала считать, что внучка разлюбила ее из-за того, что она взяла под опеку ребенка.
Выберите, пожалуйста, роль, которую Наташа пыталась выполнять в семье и отметьте ее галочкой:
1        КОЕЗЛ ОТПУЩЕНИЯ        
2        РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ        
3        РЕБЕНОК - ОПОРА        
4        ЗАМЕНА РЕБЕНКУ        
5        ЗОЛУШКА        

Ключ:
Правильные ответы: 1, 4. За каждый правильный ответ - 5 баллов (макси-мально - 10 баллов).

Домашнее задание.
Задание. Для каждого члена семьи сделайте таблицу похвал и критики. В течение недели каждый день в "Таблице похвал и критики" Вы и члены Вашей семьи делаете отметку каждый раз, когда хвалят или делают критическое замечание. Можно с помощью галочки или черточки. В конце недели каждый подсчитывает свое количество похвал и критических замечаний, а потом все члены семьи делают сводную таблицу и высчитывают общее количество для всей семьи.  Важно понять соотношение поддержки и критики в семье, а также источник похвал и критических замечаний.

Таблица похвал и критики



ПОХВАЛА





понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресение
Муж (жена)







дети







родители







Всего количество похвал, полученных от членов семьи







Начальство (для детей - учителя, воспитатели), коллеги







всего количество похвал, полученных от начальства, коллег, соседей










КРИТИКА





понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресение
Муж (жена)







дети







Всего количество критических замечаний, полученных от членов семьи







Начальство (для детей - учителя, воспитатели)







Всего количество критических замечаний, полученных от начальства, коллег, соседей