18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Оценка и отбор кандидатов

248

Когда речь идет об оценке, имеется в виду итоговый результат суждений о людях, определяющий, кто на что способен. Все мы постоянно оцениваем окружающих, их поведение и поступки. И если эти оценки существенно отражаются на жизни людей, чрезвычайно важно минимизировать при их вынесении субъективность. Желательно иметь четкие критерии оценки и отбора и пересматривать их по мере необходимости.

Оценочный процесс должен быть непрерывным, не фиксированным в конкретном времени, хотя существуют определенные моменты, когда происходит вынесение этой оценки: при утверждении кандидата на роль патронатного воспитателя и подписании договора, во время ежегодных обследований развития ребенка, обсуждающихся на консилиумах нашего учреждения.

В процессе оценки кандидата в первую очередь выясняются мотивация, возможности и способности кандидата, устанавливается, каких навыков и знаний ему недостает, какую информацию ему необходимо предоставить. Желательно, чтобы в ходе оценочного процесса социальный работник и кандидат сотрудничали, выясняя вместе, по силам ли кандидату задача.

Очень важно, чтобы все, кто производит оценку кандидатов, имели единое мнение о требованиях, предъявляемых к патронатным воспитателям, и имели необходимую для квалифицированной оценки подготовку. Недопустимо, чтобы они опирались на собственные представления о том, что такое «нормальная» семья, «правильные» отношения, «хороший» воспитатель, и использовали эти представления как готовые и жесткие шаблоны для оценки будущих патронатных семей.

В целях объективности оценки кандидата создается определенный механизм рассмотрения и официального утверждения итоговой оценки и рекомендаций. Такой механизм снижает риск вызвать неудовольствие кандидата, считающего, что его оценка произведена несправедливо.

Надо добавить, что разработать абсолютные критерии пригодности кандидатов в патронатные воспитатели не представляется возможным. Трудно заранее предсказать, как данный человек сможет справиться с неким абстрактным ребенком. Может быть, для большинства детей данный воспитатель не подходит, но для какого-нибудь конкретного ребенка окажется наилучшим. Иногда этого человека можно задействовать для какого-то определенного вида помощи детям. Поэтому важно не потерять тех людей, которые потенциально могут быть полезны детям.

Вместе с тем совершенно излишне продолжать сотрудничество с людьми, абсолютно не пригодными к данной работе. Поэтому, в первую очередь важно учитывать объективные критерии. Субъективные же критерии учитываются в зависимости от насущных задач.

Очень важной частью отбора является самоотбор кандидатов в патронатные воспитатели. Для этого кандидат должен получить исчерпывающую информацию о патронатном воспитании вообще, о детях, передаваемых на патронатное воспитание, и о требованиях, которые предъявляются к воспитателю. Это позволит ему осознанно решать, способен ли он справиться с задачами воспитания и какая форма воспитания ему больше подходит.

Процесс принятия решения будет более осознанным в том случае, если в сознании кандидата будут разрушены распространенные общественные мифы о воспитании чужих детей, такие, как:

  • проще всего адаптируется в новой семье ребенок совсем маленький (чем меньше, тем лучше);
  • проще всего адаптируется в новой семье ребенок, у которого отсутствуют все кровные родственники и, соответственно, родственные привязанности;
  • девочку воспитывать проще, чем мальчика, она ближе к матери;
  • ребенок придет в семью и сразу будет любить патронатных воспитателей, «он должен быть благодарным!» и пр.;
  • ребенок должен хорошо учиться и получить хорошее образование.

Процесс принятия кандидатами решения возможности быть патронатным воспитателем при непрерывной оценке и отборе кандидатов сотрудниками служб называется процессом взаимного отбора.

В процессе взаимного отбора потенциальным патронатным воспитателям предложено самим оценить свои сильные и слабые стороны. Семье дается возможность соотнести свои сильные и слабые стороны с задачами, которые ставятся при помещении ребенка в семью. Для этого вначале объясняются те умения и навыки (компетенции), которыми должны обладать патронатные воспитатели. Обладание компетенциями служит залогом успеха в воспитании ребенка. Поэтому важно, чтобы семья уже в начале подготовки поняла, какие задачи ей необходимо выполнить и что сотрудники службы совместно с ней будут оценивать и развивать.

Нередко кандидат, полностью прошедший все этапы подготовки, принимает решение о невозможности взять на себя ответственность по воспитанию ребенка. Не надо стремиться к тому, чтобы отсеять как можно больше кандидатов, но не надо и бояться потерять людей, для которых эта деятельность не подходит. Важно, чтобы решение о прекращении сотрудничества было принято самим кандидатом, а не навязано сотрудниками службы.

Профессиональные навыки и умения (компетенции).

За несколько лет работы сотрудники службы по устройству в семью детского дома № 19 пришли к выводу о необходимости формулирования строго профессиональных критериев отбора в соответствии с умениями и навыками, необходимыми для успешного воспитания чужого ребенка. Это обусловлено следующими причинами:

Необходимостью выработки механизма единой оценки кандидата сотрудниками различных служб детского дома.

При отсутствии подобного механизма каждый сотрудник, который общается с кандидатом, оценивает его по-своему, на основании своего опыта и интуиции. Практика показала, что иногда даже мнения сотрудников службы по устройству в семью могут быть диаметрально противоположными. Неудивительно, что мнения сотрудников других служб, которые работают с детьми и по роду деятельности более критически относятся к кандидатам, сильно расходятся с мнениями сотрудников службы по устройству. Это затрудняет принятие решения о подборе семьи для ребенка.

Стремлением добиться единства в оценке кандидата им самим и сотрудниками службы.

Когда социальные работники оценивают не личность кандидата, а исключительно его профессиональные навыки, то взаимодействие между ними сильно облегчается. При отказе гораздо проще объяснить кандидату, что плох не он или его семья, а выбранная им форма воспитания, возраст или пол желаемого ребенка не соответствует набору тех профессиональных навыков и качеств, которые необходимы в том или ином случае. Такой подход оставляет кандидату возможность выбора: он может изменить пожелания относительно ребенка, а может попытаться приобрести необходимые профессиональные качества.

Созданием у кандидатов и патронатных воспитателей стимулов для профессионального роста.

Когда кандидат четко осознает, какими навыками он владеет, а каких ему недостает, то он понимает, в каком направлении необходимо работать, чтобы достигнуть поставленной цели. Например: бездетная семья хочет взять на воспитание совсем маленького ребенка, но навыков заботы о младенцах у нее нет. Осознав это, семья либо откажется от своего желания, либо захочет эти навыки развивать. Другой пример. Патронатные воспитатели, имеющие восьмилетнего ребенка, понимают, что у них не хватает опыта и навыков для работы с подростками. Если они вовремя это осознают, то у них будет достаточно времени, чтобы приобрести эти навыки.

Учитывая необходимость формулирования профессиональных критериев, разработана новая программа подготовки патронатных воспитателей, курс дополнительных лекций, возможность обмена опытом с патронатными воспитателями со стажем и другие методики. Все они направлены на то, чтобы помочь воспитателям оценить и развить необходимые для воспитания чужого ребенка компетенции, на основании этого принять верное решение, профессионально работать.

Оценочный процесс семьи должен быть непрерывным, хотя вынесение этой оценки производится в определенное время: при утверждении на роль патронатного воспитателя и подписании договора, во время ежегодных обследований развития ребенка, обсуждающихся на консилиумах учреждения.

На основе исследований нами были сформулированы категории необходимых навыков и умений патронатных воспитателей (компетенции патронатного воспитателя):

  • РЕБЕНОК (Понимание ребенка и способность обеспечить его потребности. Способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания).
  • СЕМЬЯ (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребенка).
  • ВОСПИТАТЕЛЬ (Понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля и требований. Способность к профессиональному росту).
  • ДРУГИЕ ЛЮДИ (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).
  • ПАРТНЕРСТВО (Понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения).

Разработана Программа подготовки патронатных воспитателей (см. : Программа подготовки):

Занятие 1. Приглашение к сотрудничеству.

Занятие 2. Одной любви недостаточно.

Занятие 3. Ребенок в развитии.

Занятие 4. Ребенок в развитии.

Занятие 5. Ребенок, разлученный с семьей.

Занятие 6. Ребенок приходит в семью.

Занятие 7. Трудное поведение.

Занятие 8. Жестокое обращение и безопасное воспитание.

Занятие 9. Знать свою семью.

Занятие 10. Работаем вместе .

Цели тренинга:

  • подготовить квалифицированных патронатных воспитателей;
  • познакомить с особенностями системы патронатного воспитания и работы ее служб;
  • помочь патронатным воспитателям прояснить их собственные возможности и трудности, возникающие при работе с патронатными детьми;
  • создать атмосферу для установления партнерских отношений в группе для осуществления дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в их семьи;
  • изучить психологические особенности и возможности будущих патронатных воспитателей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов семей для размещения детей.

В работе (по данным специалистов детского дома №19 г. Москвы, детского дома №16 г.Перми и Лакинского детского дома Владимирской области) выявлены факторы успешности и рискапри планировании размещения ребенка.

На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем. Факторы риска: возрастной ценз (нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка); ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей; одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия; ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации может стать таковым.

Второй этап подготовки — личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте. Критерии успешности: позитивная мотивация, поддержка членов семьи (значимого окружения), серьезность намерений и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения), близкие к реалистичным представления кандидата, гибкость кандидата, готовность к сотрудничеству со службами детского дома. Факторы риска: неопределенная мотивация («хочу помочь всему человечеству», «осчастливить бедного ребенка» и пр.), несогласие членов семьи, формальное согласие членов семьи, нереалистичные ожидания («придет и будет всем благодарен, всех полюбит», «отдадим учиться в аспирантуру», «поможет нашему ребенку не вырасти эгоистом» и пр.), не пережитая психотравма, инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, плохая коммуникация), подозрение на зависимости (алкоголизм, наркомания), неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами, самоуверенность. В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать. Причины отказа в сотрудничестве: явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами), ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника, отказ от сотрудничества и обучения, некритичность к собственному воспитательскому опыту («не повезло с собственными детьми, дайте хорошего»).

Третий этап подготовки — наиболее эффективный и включает психологический тренинг (см.: Программа подготовки патронатных воспитателей). В случаях невозможности провести полный курс, следует провести личную работу с кандидатами. Критерии успешности: усвоение информации, активность в процессе подготовки, понимание слабых и сильных сторон себя и своей семьи, понимание необходимости обретения умений и навыков, готовность меняться, гибкость, креативность, способность находить разные варианты решения одной и той же ситуации, адекватное представление о роли замещающего родителя, готовность привлекать свой личный опыт, анализировать его и переосмысливать, четкость представлений о ребенке, об изменениях в образе жизни своей семьи, готовность принять на себя ответственность. Факторы риска: незаинтересованность членов семьи, непосещение ими занятий, пассивность во время занятий, некритичное восприятие собственной семьи, семейных представлений и традиций, неспособность справляться со сложными ситуациями во время обучения, устойчивое неприятие игровой формы смены ролей, низкая спонтанность, неготовность встать на точку зрения другого человека, непринятие роли замещающего родителя, неспособность принять прошлое ребенка и его привязанность к кровным родственникам. Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи. Причины отказа в сотрудничестве : непосещение занятий, отказ от выполнения домашних заданий, яркое проявление необучаемости, ригидности, яркое проявление агрессивности к группе или к ведущему.

Четвертый этап подготовки — обследование семьи (посещение семей, семейные консультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи и кандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума). Критерии успешности: заинтересованность всех членов семьи, реалистичные представления в оценке своей семьи и изменений, который внесет ребенок, готовность изменить уклад и условия жизни семьи, открытость к контактам, приемлемые жилищные условия, положительный опыт воспитания собственных детей, семейная история и традиции (традиции воспитания чужих детей, открытость к контактам), устойчивость к стрессам, способность положительного видения ситуаций, уважительное отношение членов семьи друг ко другу, способность к принятию друг друга, наличие поддерживающего социума, присутствие домашних животных. Факторы риска: наличие табуированных тем в семье, подозрения на наличие зависимости (алкоголизм, наркомания), постоянная закрытость, недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы, неготовность выделить ребенку личное пространство, уклонение кого-то из членов семьи от общения с сотрудником службы, формальное отношение членов семьи к домашнему опросу, напряженные отношения между членами семьи (или с каким-то из членов), присутствие людей с непонятным семейным статусов, проявление неуважения между членами семьи, подозрения на нестабильность отношений между супругами (нарушение «брачного контакта»). Причины отказа в сотрудничестве: несогласие членов семьи, антисанитарные условия, признаки зависимостей (алкоголизм, наркомания), отказ организовать личное пространство для ребенка.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

22 Апреля 2024

Проект "От обители к родителям". Программа поддержки православных замещающих семей, а также специалистов детских церковных организаций интернатного типа» Центра развития социальных проектов вошел в список победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024» Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».

01 Апреля 2024

Если ваш ребенок пережил психологическую травму и последствия его прошлого опыта до сих пор сказываются на жизни семьи, теперь есть место, где вы можете бесплатно получить профессиональную консультативную и реабилитационную помощь.

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»