18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Оценка критериев успешности и факторов риска на трех этапах подготовки патронатной семьи

288

Данные рекомендации представляют собой обобщенный опыт работы нескольких регионов по внедрению патронатного воспитания и предназначены для помощи специалистам служб, занимающихся устройством детей в семьи на патронатное воспитание.

Можно прогнозировать ряд проблем с которыми могут столкнуться те регионы, которые предполагают внедрять у себя патронат. В частности:

  • отсутствие достаточной информации о положительном опыте внедрения патроната в нашей стране
  • нехватка методической базы
  • ограниченные возможности профессионального общения и обмена опытом
  • отсутствие кадров, либо недостаточная профессиональная подготовка

Анализ работы регионов показал, что, несмотря на некоторые различия условий жизни в регионах, были выявлены следующие общие для всех закономерности в становлении патронатных семей. Можно выделить три основных периода.

  • Период подготовки.
  • Период установления отношений
  • Период постоянного проживания

В каждый период происходит оценка кандидата и патронатного воспитателя по критериям успешности и фактора риска.

I. Период подготовки можно разделить на несколько этапов.

1. Первый этап – первичное информирование населения . Работа происходит по нескольким направлениям. Это:

Работа со СМИ, которым предоставляется информация о практическом опыте работы специалистов, работающих в детских домах и домах ребенка. Это способствует изменению взгляда общественности на детей, оставшихся без попечения родителей и проблемы, возникающие при устройстве таких детей в семью.

Информирование о конкретном проекте по патронату. Для этого используются реклама, листовки, буклеты, памятки.

Информирование заинтересовавшихся граждан при личных (первичных) встречах с сотрудниками проекта. На таких встречах они получают информацию об условиях, при которых могут стать патронатными воспитателями (объективные критерии отбора).

1.1. На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов в патронатные воспитатели, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем:

  • проблемы с алкоголем или наркотиками
  • психическое нездоровье
  • серьезные соматические заболевания
  • криминальное прошлое и настоящее
  • отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки
  • недостаточная жилплощадь (отсутствие отдельного спального места и места для занятий и отдыха)
  • несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом
  • необходимость получения работы в короткий срок.

1.2. Факторы риска (то, что не является объективными критериями, но необходимо прояснять):

Возрастной ценз. Нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка. Но в некоторых случаях фактором риска может быть большая или маленькая разница в возрасте между ребенком и патронатным воспитателем.

Ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей. Навязывание собственных религиозных убеждений и образа жизни может привести к подавлению и ущемлению интересов и здоровью ребенка. Однако социальному работнику, проводящему оценку, важно уметь абстрагироваться от собственных убеждений и понимать разницу между фанатиком и истинно верующим человеком.

Одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия. Этот мотив не просто выявить. Но в то же время не следует подозревать каждого обратившегося в службу мужчину. В таких случаях рекомендуется провести расширенный сбор информации – характеристики с места работы, беседы с родственниками и знакомыми.

Ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации вызывает сильные сомнения.

2. Второй этап подготовки – личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте:

  • возраст
  • семейное положение
  • жилищные условия
  • профессия и род занятий
  • информация о членах семьи
  • информация об образе жизни
  • пожелания к полу и возрасту ребенка
  • отношение членов семьи к принятию ребенка.
  • предпочтительный вид патронатного воспитания
  • отношение к кровным родственникам ребенка

2.1. Критерии успешности:

  • позитивная мотивация (один из мотивов – помощь)
  • поддержка членов семьи (значимого окружения)
  • серьезность намерений, и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения)
  • близкие к реалистичным представления кандидата
  • гибкость кандидата
  • готовность к сотрудничеству со службами детского дома

2.2. Факторы риска:

  • неопределенная мотивация («хочу помочь всему человечеству», «осчастливить бедного ребенка» и пр.)
  • несогласие членов семьи
  • формальное согласие членов семьи («пусть делает что хочет, авось само рассосется»)
  • нереалистичные ожидания («придет и будет всем благодарен, всех полюбит», «отдадим учиться в аспирантуру», «поможет нашему ребенку не вырасти эгоистом» и пр.)
  • не пережитая психотравма
  • инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, коммуникативная беспомощность, витание в облаках)
  • подозрение на зависимости (алкоголизм, наркомания)
  • неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами, самоуверенность.

В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать. Например, в случае несогласия кого-то из членов семьи, желательно пригласить его на собеседование одного или вместе с кандидатом, и прояснить причины несогласия. В случае непережитой психотравмы, рекомендуется понять, в какой стадии переживания горя находится клиент. В случае острого переживания, следует, по возможности, отсрочить дальнейшую активную работу с клиентом, для того чтобы дать ему время восстановиться после травмы. Желательны дополнительные консультации с квалифицированным психологом. В случаях инфантилизма клиента необходимо оценить ресурс других членов семьи и рассматривать возможность помещения маленького ребенка при постоянном сопровождении семьи специалистами. В случаях подозрения на зависимости (алкоголизм, наркомания) следует либо впрямую обсудить с клиентом свои сомнения, либо попытаться прояснить ситуацию с помощью косвенных вопросов.

2.3. Причины отказа в сотрудничестве:

  • явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами)
  • ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника
  • отказ от сотрудничества и обучения
  • некритичность к собственному воспитательскому опыту («не повезло с собственными детьми, дайте хорошего»).

3. Третий этап подготовки – наиболее эффективен тренинг или учебные занятие с элементами тренинга. В случаях невозможности следует провести личную работу с кандидатами.

3.1. Критерии успешности:

  • усвоение информации
  • активность в процессе подготовки
  • понимание слабых и сильных сторон себя и своей семьи
  • понимание необходимости обретения умений и навыков
  • готовность меняться
  • гибкость, вариативность, т.е. способность изобретать разные варианты решения одной и той же ситуации
  • адекватное представление о роли замещающего родителя
  • готовность привлекать свой личный опыт, анализировать его и переосмыслять
  • четкость представлений о ребенке, об изменениях в образе жизни своей семьи
  • готовность принять на себя ответственность.

3.2. Факторы риска:

  • незаинтересованность членов семьи, непосещение ими занятий
  • пассивность во время занятий
  • некритичное восприятие собственной семьи, семейных представлений и традиций («все что мы делаем в своей семье - безусловно правильно»).
  • неспособность справляться со сложными ситуациями во время всего процесса («когда будет ребенок, там и разберусь, сердце подскажет»).
  • устойчивое неприятие игровой формы смены ролей, низкая спонтанность, т.е. способность быстро переключаться, представить себя в необычной роли, быстро встать на точку зрения другого человека.
  • непринятие роли замещающего родителя («как родного прижму к груди»).
  • полная неспособность принять прошлое ребенка и его привязанность к кровным родственникам.

Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи.

3.3. Причины отказа в сотрудничестве:

  • непосещение занятий
  • отказ от выполнения домашних заданий
  • яркое проявление необучаемости, ригидности
  • яркое проявление агрессивности к группе или ведущему.

4. Четвертый этап подготовки – обследование семьи (посещение семей, семейные консультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи и кандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума).

4.1. Критерии успешности:

  • заинтересованность всех членов семьи
  • реалистичные представления в оценке своей семьи и изменений, который внесет ребенок
  • готовность изменить уклад и условия жизни семьи
  • открытость к контактам
  • приемлемые жилищные условия
  • положительный опыт воспитания собственных детей
  • семейная история и традиции (традиции воспитания чужих детей, открытость к контактам)
  • устойчивость к стрессам
  • способность положительного видения ситуаций
  • уважительное отношение членов семьи друг ко другу, способность к принятию друг друга
  • наличие поддерживающего социума
  • присутствие домашних животных

4.2. Факторы риска:

  • наличие табуированных тем в семье («секса нет», «деньги не главное», «родители всегда правы», «тайна усыновления»)
  • подозрения на наличие зависимости (алкоголизм, наркомания).
  • постоянная закрытость, недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы
  • неготовность выделить ребенку личное пространство
  • уклонение кого-то из членов семьи от общения с сотрудником службы по устройству
  • формальное отношение членов семьи к домашнему опросу
  • напряженные отношения между членами семьи (или с каким-то из членов)
  • присутствие людей с непонятным семейным статусов, о котором не было ничего известно («Это мой гражданский муж», «бабушка из Киева»)
  • проявление неуважения между членами семьи
  • подозрения на нестабильность отношений между супругами (нарушение «брачного контакта»)

Все эти факторы необходимо прояснять вместе с семьей, используя разные средства диагностики. Иногда в практике бывает, что хотя все формальные критерии соблюдены, сотрудники службы устройства чувствуют сильное сомнение. В этом случае можно привлечь других специалистов и продолжить обследование.

4.3. Причины отказа в сотрудничестве:

  • несогласие членов семьи
  • антисанитарные условия
  • признаки зависимостей (алкоголизм, наркомания)
  • отказ организовать личное пространство для ребенка.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

01 Апреля 2024

Если ваш ребенок пережил психологическую травму и последствия его прошлого опыта до сих пор сказываются на жизни семьи, теперь есть место, где вы можете бесплатно получить профессиональную консультативную и реабилитационную помощь.

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)